Чили-остров Пасхи-Перу

Часть 2

День четвертый

Подъем! Самолет в девять утра, нужно позавтракать и прибыть в аэропорт. В суматохе роняю на пол помаду и она закатывается под кровать. Наклоняюсь, чтобы ее поднять и вспоминаю - паук! Осторожно приподнимаю край покрывала: помада лежит не так далеко. Кое-как тапочком подкатываю ее к себе. Пыли нет, паука,соответственно, тоже. Вот убирают хорошо. Это понятно: лучше своевременно убрать пыль, чем потом трупы туристов.
  Спускаемся вниз. Катя встречает нас - она должна сопроводить группу в аэропорт. Сдаю ключ. Взгляд цепляется за цифры 12 на каком-то объявлении на стойке ресепшена. Читаю: расчетный час - 12.00.
  - Катя, - указываю гиду на табличку, - как это понимать?
  Она подходит почти вплотную и очень тихо говорит:
  - Мне так было удобней. Если бы поехали в отель сразу, то пришлось бы сидеть и вас ждать как минимум час. А так все хорошо прошло. Ведь правда?
  Вот что бы вы ответили на это?
  Молча поворачиваюсь и иду в автобус.
  Приезжаем в аэропорт. Все по плану: регистрация, бутики, кофе с безумно вкусной булочкой, посадка в самолет. Летим. Чили остается позади; впереди остров Пасхи.
  Стюардесса предлагает заполнить миграционную карту. У меня из пишущего только карандаш. У Даши вообще ничего нет. Как-то неуважительно заполнять документы карандашом. Стюардесса любезно приносит нам ручки с логотипом авиакомпании. Мы хотели вернуть их, но она не взяла - подарок.
  Прилетаем на остров. Все необычно. Сам факт нашего нахождения на острове необычен. Жарко, но мы знали куда летим. Одеты соответственно. Получаем багаж, выходим на улицу.
  Аэропорт острова Пасхи





  Нас встречает толпа встречающих (прошу прощения за тавтологию), которая быстро редеет. Мы ищем нашего гида, но нигде не видим таблички с названием нашего агентства. Мы спокойны. А что волноваться? Это же остров.
  Встречающая сторона отличилась. Уж не знаю, какими принципами она руководствовалась, но вместо названия отправившего нас агентства (как везде по маршруту), они написали фамилию одной из туристок и добавили: +8. Все.
  Мы друг другу рады. Гид рад немного больше. Он надевает на нас гирлянды цветов и мы двигаемся к автобусу.
  Нашего гида зовут Джон. Он местный, родился и вырос на острове. Коренные жители называют остров Рапа Нуи. Соответственно все они рапануйцы. Но сейчас на острове такое смешение кровей, что говорить о корнях неуместно. Хотя полинезийские черты у некоторых очень явно видны.
  По дороге гид показывает нам центральную улицу, что-то еще. Он говорит по-английски, но у нас в группе все много путешествующие, поэтому многие знают/понимают английский. Через десят минут мы уже у отеля. Могли бы пешком дойти. Выгружаем багаж, Джон говорит, что приедет за нами завтра утром. Мы прощаемся и, прежде чем автобус уедет, я понимаю, что не вижу своего чемодана. История повторяется.
- Где? - интересуюсь я у Джона.
  Он смотрит на меня с удивлением. Он сам не понимает, где чемодан. Забыть я его не могла, потому как лично катила к автобусу. Через минуту водитель вспоминает, что один чемодан не поместился в багажник и он его переложил в салон.
- Этот? - спрашивает он.
- Этот, - отвечаю я.
  Все в порядке. Можно заселяться. И тут на навстречу идет первая половина группы. Мы воссоединились! Они прилетели только вчера, но уже все обгорели. "Посмотрим завтра на вас," - ответ на наши замечания.
   Джон и их гид тоже. Они от него в восторге. Посмотрим, что будет потом.
   Отель, наверное, похож на многие в таком климатическом поясе.







Он представлял собой длинный одноэтажный дом, разделенный перегородками на отдельные номера. Ничего лишнего.




К счастью у нас есть вентилятор. У соседей сейф. И так через номер: вентилятор - сейф - вентилятор - сейф и т.д. Но ценные вещи мы можем оставить на ресепшене, а вот гонять воздух без вентилятора проблематично.
До бассейна мы так и не добрались. Все таки двадцать шагов это оказывается очень сложно.




   Немного придя в себя и обмазавшись кремом от солнца  идем "на разведку".



Естественно, идем в сторону океана и видим первых моаи.





Эти всемирно известные статуи - всё острова Пасхи. Они везде. Наряду с древними есть новые, не только из камня, но и из дерева. После первого потрясения мы настолько к ним привыкаем, что уже не воспринимаем окружающий мир без них.



Дайвинг-центр. Где как не здесь, обучаться этому.



Жарко и очень хочется искупаться. Но везде только камни и войти в воду проблематично. Даже если дно песчаное, там все равно много камней.



Находим цивилизованный небольшой пляж и - в воду!






К Даше подошел какой-то мужик и стал очень эмоционально говорить о чем-то большом в океане. Он руками показал размеры этого "чего-то" и мы подумали, что речь идет о рыбе. Как раз вовремя - пора обедать.
Наконец-то мы добрались до наших плодов кактусов.



На вкус они напоминают инжир, но очень много достаточно крупных и жестких косточек.



На острове какие-то невероятные облака! Они поднимаются вверх и кажется, что находятся в каком-то очень неустойчивом состоянии. Такое ощущение, что при малейшем дуновение ветра облака упадут на тебя.



  Джон говорил о красивых закатах и рассказал как туда дойти. Вечером идем к этому месту.
Местное кладбище



Закат это настоящее шоу!



Посмотреть на закат приходят все: и туристы, и местные жители. Такое ощущение, что даже собаки, лошади и куры не равнодушны к этому действу.

  

Местные жители приходят целыми семьями, с подстилками и едой. Все располагаются на траве или камнях и смотрят на закат.



Слышно только щелканье затворов фотоаппаратов. Кажется, что даже море становится неподвижным и волны не бьются о берег. Собаки перестают играть и бегать, лошади щипать траву, люди разговаривать. Еще немного и тебе откроется какая-то тайна, смысл бытия. Все замирает, все перестают дышать.



Это длиться недолго. Постепенно начинается движение. Всеобщий выдох и зрители расходятся до следующего вечера.

  

  Невольно приходит мысль, что восходы на острове не менее прекрасны. Но нужно ехать на противоположную сторону и вполне возможно, что там нет дорог.
   Возвращаемся в отель. Огромные черные тараканы проворно разбегаются в стороны. А вот серые, не менее огромные, предпочитают двигаться на тебя. Причем, если ты поворачиваешь в сторону, они делают то же самое. Я проверяла: бегала на безопасном расстоянии вокруг серого таракана. Он неизменно поворачивал и бежал в мою сторону. От этого преследования становилось немного неуютно. При таком количестве летающе-ползающей живности можно было ожидать и в номере какого-нибудь сюрприза. Но нет. Все было в порядке. Просто во время уборки номер обрабатывали средством от насекомых.
   Утомленные насыщенными событиями дня и впечатлениями, ложимся спать. Под утро мне сниться деревня и я не могу понять почему. Но как только вступаю в стадию просыпания - все становиться на свои места: шум волн ели слышен из-за петушиного пения. Весь остров тонет в многоголосье петушиных арий. И так будет каждое утро. Ни попугаи, ни чайки, ни какие-либо другие птицы не будят по утрам жителей острова Пасхи. Только петухи!
  Не знаю, сколько на острове отелей (наверное можно узнать в интернете), но туристов много. В наш поселили группу китайцев. Или японцев. Это не важно. Дело в том, что стенки в отеле, мягко говоря,  не очень толстые и слышимость соответствующая. Ты встаешь по будильнику в соседнем номере, если он звенит раньше твоего. Один из наших товарищей жил в номере между номерами китайцев/японцев. Они имели привычку переговариваться друг с другом не выходя из номера. Сначала он им делал замечания. Они извинялись и кланялись, но их хватало на пять минут, не более. Как только начинался разговор в одном из номеров, в другом начинали это комментировать и опять завязывался разговор.
   Еще они нас поразили тем, что ходили в хирургических масках и перчатках. Сначала мы посмеивались над ними. Согласитесь, вид не совсем для юга. Но когда обгорают лицо и руки, начинаешь уважать их за предусмотрительность.

   День пятый

   Утром, глядя в зеркало, вспоминаю слова нашей первой половины группы - посмотрим на вас завтра. Да... Посмотреть есть на что: смена шкурки гарантирована. Крем не спасает. Перчатки только зимние.
   После завтрака встречаемся с Джоном и едем в заповедник Ranu Raraku - мастерскую по изготовлению статуй моаи. Она находится на склоне потухшего вулкана.

  

Первое, что мы видим, это...



Как вы думаете, что это? Мы тоже выдвигали разные предположения, но все оказалось гораздо проще. Это курятник. Вероятно, что кур привезли с собой первые  переселенцы. Они были основной мясной пищей. Рапануйцы яйца не ели, т.к. считали, что яйцо может накормить одного человека, а курица - всю семью. Но со временем население острова увеличивалось и кур стали просто воровать. Соответственно, ночью. Кто-то очень умный придумал такое вот сооружение. Кур ловили и на ночь помещали  в курятник через это отверстие,



а утром они сами выходили на свет.
   Мы поднимаемся по склону вулкана к его кратеру. Один из потухших конусов.



Тропинка таит опасности, о которых предупреждают знаки.



Да и сама тропинка очень живописна.



Периодически дожди вымывают новые статуи и сколько их в недрах острова неизвестно.



В кратере вулкана сейчас находится озеро с дождевой водой. Такой небольшой оазис, где хочется остаться в данный момент.



Мы говорим об этом Джону. Он смеется и зовет нас дальше. Приходится подчиниться.
За прошедший день мы уже привыкли к статуям, но здесь их столько...



Только здесь можно увидеть такой запрещающий знак



Статуи везде. Они "следят" за всеми и становится не очень уютно от взгляда их пустых глазниц.



На поверхности статуи выступают только на треть или половину.



Все остальное скрыто землей и откапывать их никто не собирается. По каким причинам эти статуи были оставлены на склоне, не известно. Их здесь около трехсот.

  

  Статуи ставились на захоронениях знатных людей - вождей, шаманов и приближенных к вождю лиц. За изготовление статуи платили натуральными продуктами, курами, фруктами. Денег островитяне не знали. Чем больше были подношения, тем грандиозней была статуя.
Каменоломни с вырезанными статуями но еще не отделенными от горы.



  Единственная "сидящая" статуя.



  Джон, наклонившись ко мне, говорит:
- Леди, посмотрите - там прекрасный вид.
  Милый Джон! "Леди" одуревшая от жары и головной боли, с обгоревшими носом и кистями рук (завтра надену зимние перчатки и плевать на все!), еле стоит на стертых в кровь ногах, но...
- Спасибо, Джон! Вид действительно прекрасный! - вслух.



- И спасибо за "леди"... - про себя.

Из этого царства статуй мы едем к платформе Ahu Tongariki, где был захоронен первый вождь. Эти статуи были восстановлены японцами в 1992-1995 годах. После сильного землетрясения в 1960 году они все были повалены последующим цунами.

  

Статуи устанавливались спиной к морю и лицом к поселению, чтобы все соплеменники знали, что за ними следят и они находятся под защитой своих великих умерших. После установки на платформу статуи обретали глаза, которые делали из коралла, а зрачки из обсидиана - вулканического стекла.



  На острове жили несколько племен. У каждого был свой вождь. У каждого вождя были свои приближенные, которые имел право на статую после смерти. И был главный вождь, которому подчинялись все остальные вожди. Все жили в разных местах, поэтому группы статуй находятся по всему острову. Сейчас на острове в том или ином виде обнаружено около тысячи статуй.
  Тело вождя сжигали и захоранивали за статуей. Рядом хоронили тела мужчин из племени. Мы поинтересовались, как хоронили женщин. Джон сделал жест рукой в сторону моря, как будто что-то выкинул. Просто выкидывали?! Нет, не просто. Перед этим, в некоторых случаях, вырезали сухожилья (для шитья) и отрезали волосы. Все шло в дело...
Из всех статуй только у одной есть головной убор.



Интересуемся у Джона, почему так. Он поправляет нас и говорит, что это не "шапка", а волосы. Вернее, имитация волос. Раньше все статуи имели такие украшения, но потом решили оставить только одно, так как со временем они стали представлять угрозу для туристов. Остальные "парики" лежат рядом.



Это "неправильная" статуя. Ее японцы забирали на изучение, а потом вернули. она с другой части острова и установлена неправильно - лицом у морю.

  

После экскурсии возвращаемся в Ханга-Роа - столицу. Обедаем и едем на пляж Анакена. Это единственный песчаный пляж на острове. Все остальные с камнями и кусками лавы. Но в этом есть своя прелесть: можно сидеть на куске лавы и тереть пятки не выходя из воды.
  Пляж на противоположной стороне острова, в пятнадцати минутах езды от гостиницы. Наверное, таких пляжей сотни по всему миру. Но это единственный пляж, на котором стоят статуи моаи!



Пальмы не местные. Они привезены с Таити и посажены здесь американскими солдатами. Тогда были планы сделать на острове военную базу. К счастью, этого не случилось.
  На пляже (и не только там) продаются маленькие ананасы, которые чистят при тебе. Они безумно вкусные и сочные, но очень сладкие. Самое главное, не щиплет уголки губ.

  

По дороге в отель заезжаем еще в одно место Ahu Akivi. Здесь статуи обращены лицом к морю



   Вечером решаем пойти на местное шоу (опять шоу!) "Кари Кари". Небольшой зал; мы "забронировали" места в партере. Представление длиться час и за этот час они нас покорили раз и навсегда.

  


Нет ничего лучшего, чем исполнение танцев и песен тем народом, кому они принадлежат. Никакой талантливый артист не передаст души танца другого народа. Они были настолько гармоничны, грациозны, естественны в танце, что создавалось впечатление, что этот талант врожденный.



  Я не понимаю, как они так плавно двигаются, скользят по сцене. Каждое движение имеет определенный смысл - поворот или наклон головы, положение рук и пальцев - все настолько красиво сплетено в общий рисунок танца, что невольно хочется двигаться в ответ.



   Музыка от номера к номеру практически не меняется. Но она так запоминается, что глядя на фото, я невольно ее напеваю. Мне кажется, они сделали это специально.



  Ну и "гвоздь" программы - выбор партнеров из зрительного зала.



  В конце артисты предложили всем сфотографироваться с ними. Все рванули на сцену, а мы рванули в кафе.
  За время пребывания на острове мы так и не могли понять, как работают эти бесконечные магазинчики/кафешки/рестораны. Похоже, это зависело от настроения хозяина. Никакого графика работы, исключительно желание: хочу - не хочу. Одни работали чуть ли не до полуночи, другие в шесть вечера уже были закрыты. Так же и с открытием.
   В кафе встретили несколько человек из нашей группы. Часть из них уезжала на следующий день в Лиму. А у нас был еще один день на острове Пасхи.
22 апреля 2014
3281    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...