Чили-остров Пасхи-Перу

Часть 7

   День одиннадцатый

Сегодня экскурсия по Куско и его окрестностям. От отеля идем вверх несколько метров (так же сложно, как и вчера),



поворачиваем и оказываемся около великолепно сложенной стены одного из древних храмов империи кечуа Кориканча - храма Солнца. Этим камням более семисот лет. С внутренней стороны храма напротив этого места в отверстие в стене вливали кровь жертвенных животных или чичу, а потом смотрели, в какое из этих трех отверстий она выливалась. В соответствии с увиденным, делали предсказания.



Куско был столицей империи и этот храм был украшен листами золота, ради которого испанцы были готовы на все. Считается,что выступы на стенах - это крепления для листов золота.





Храм Солнца был резиденцией Великого Инки. Когда Писарро захватил город, он сделал этот храм своей резиденцией. Именно здесь, в одной из комнат держали в плену Атауальпу и сюда приносили золото его подданные в качестве выкупа. Все известно, чем это закончилось.



На фундаменте этого храма построена церковь Санто-Доминго (в Куско и не только многие здания построены на древней кладке кечуа).



Это сочетание двух разных культур никак не укладывается в голове: смотришь направо - культура кечуа, налево - испанцев.



Все в одном месте, все странно переплетено.
Испанцы, обосновавшись в Южной Америке, первым делом уничтожили людей, которые имели знания в строительстве, астрономии и других науках. Ученые люди всегда опасны. А когда захотели возводить такие же здания, вернее делать такую кладку, спросить было уже не у кого.
Замковые камни



Окно со сложными замковыми устройствами.



Правда испанцы научили талантливых местных жителей некоторым ремеслам, в частности, рисованию. Приняв католическую веру, индейцы не отступили от своей, соединив своих святых с христианскими. Даже рисуя образ Девы Марии, они старались включить в ее изображение элементы своей культуры.



Одними из объектов поклонения были вулканы и одеяние Девы Марии напоминает по форме гору, вулкан. Головной убор тоже имеет элементы индейской культуры.
Остатки фресок



После сильнейшего землетрясения в Перу в 1986 году открылась еще одна часть храма, заложенная испанцами. Предположительно здесь был диск солнца, сделанный из золота, который двигался следом за светилом и сиял не меньше его.



Реконструкция "алтаря" кечуа. Это современная работа и здесь собрано воедино все, что было для них важно.



А это центр всего. Мы предполагали все, что угодно, но центром всего  оказался Куско. Так думали индейцы кечуа. От Куско во все уголки империи идут дороги (кстати, протяженность дорог в Перу в то время составляло 40000 км) и идет "свет" от Великого Инки.



Современный Куско (виды из храма)



Храм Солнца и церковь Санто-Доминго



Потом мы поднимаемся в горы в крепость Саксайуаман.



Огромные камни сложены в зигзагообразные стены.



Каждая стена в высоту достигает пяти метров. Таких стен было три, одна на другой. Считается, что это был храм, а не крепость. Какая версия правильная, трудно сказать. Камни брали из горы напротив.



Немного дальше находится закрытый комплекс. До недавнего времени он был открыт, но его облюбовали адепты различных культов для своих ритуалов. Они считали это место "местом силы". Проводимые ими обряды не всегда были позитивными, созидательными. Поэтому и решили прикрыть.



Илья рассказывает, что камни не просто так клали, а в определенном порядке, чтобы кое-где получалось изображение. Он предложил нам найти изображение ламы.



Или выдвинуть версию по поводу постановки на место этого камня.



Учитывая, что камни сначала затаскивали наверх вала из земли, а потом ставили вертикально вниз, поставить этот камень на его место таким способом очень проблематично.
Ламу мы нашли быстро. А вот по поводу камня возникло затруднение. В итоге мы сказали, что зажевали мало листьев коки и не можем найти решение этого вопроса.
Вот тоже сложено то ли дерево, то ли чья-то конечность.



И еще что-то (придумайте сами что).



Вид на Куско с крепости



И везде растут маленькие ирисы




Следующим объектом был Кенко. Его называют святилищем. Огромные глыбы розоватого цвета кажется валяются в хаотичном порядке и совсем не тянут на храм или какое-либо сооружение.



Но внутри... Внутри находится отполированное каменное ложе и ступени к нему.



Здесь холодно, хотя снаружи не меньше тридцати градусов тепла. Достаточно темно, но, считается, что в окне был вставлен серебряный диск, который отражал солнечный свет на этот стол.



По преданию, когда испанцы вошли в святилище, они увидели лежащего на этом месте человека со вскрытым черепом. Им и в голову не пришло, что идет операция по трепанации черепа. Они подумали, что совершается жертвоприношение. Чтобы этого не повторилось, считается, что испанцы разрушили святилище.
До сих пор не понимаю, как им это удалось.

Тамбо-Мачай - культовое место, предназначенное для очищения правителей империи и всех прибывающих перед входом в священный город Куско.



В культуре кечуа все имеет свою вторую половину: мужчина-женщина, день-ночь, солнце-луна, добро-зло и т.д. И источник тоже делиться на два. Здесь останавливался Великий Инка с женой и совершал обряд омовения.
Напротив развалины сторожевой крепости,



из которой хорошо видно другую крепость Пука-Пукара.



Она использовалась как место отдыха путников и их лам и как база для солдат.



Там были склады для товара, комнаты для отдыха и стойла для лам. Сдвоенный вход говорит о важности этого места.



Отсюда очень хорошо просматривались все подходы к городу.



Все эти крепости и храмы находятся недалеко от Куско, куда мы возвращаемся.



Сегодня вечером у нас прощальный ужин с очередным шоу, а на следующий день мы едем в Пуно (3820 м над уровнем моря). По дороге обратно заезжаем в магазин изделий из ламы/альпаки/викуньи. Нам рассказывают, как отличить настоящие изделия из шерсти этих животных от "ненастоящих". Все безумно красиво и так же безумно дорого.
До ужина еще достаточно долго, поэтому решаем пойти пообедать. Вооружившись картой, доходим до центральной площади Куско - Plaza de Armas (к слову, площади с таким названием есть почти во всех городах Перу).



На самой площади очень многолюдно. Сворачиваем на одну из боковых улочек и заходим в маленькое кафе, где кроме нас еще только двое туристов. Мы наивно полагаем, что нас быстро обслужат. Но работники заведения очевидно считают, что туристам спешить некуда и, получив заказ, исчезают минут на сорок. Уже через двадцать минут нам захотелось встать и уйти, но в кафе с улицы заглянули музыканты. Они, улыбаясь, оценили обстановку, расчехлили свои гитары и флейты и начали петь. Вставать и уходить стало неудобно (люди стараются все таки) и сложно, т.к. они перегородили выход. Каждая их песня заканчивалась возгласом типа "Мачу-Пикчу навсегда". Во всяком случае это название присутствовало в каждой фразе. Закончив программу и получив с нас деньги, они ушли.
- Даша, представляешь, сегодня вечером придем на ужин, а там будут они выступать, - говорю я.
- Да нет, вряд ли, - отвечает Даша.
Нам уже не хотелось есть, а хотелось спать, но тут принесли наш заказ. Опять эти огромные порции! Съев половину, уходим. Мы настолько устали, что нет сил удивляться этому чудесному городу, его жителям, его истории.



Удивляемся только автомобилистам, которым наплевать на все правила дорожного движения и которые останавливаются только если перед ними будет стоять регулировщик, расставив руки в стороны, и свистеть в свисток. О том, чтобы пропустить пешеходов даже на "зебре", даже на зеленый для пешеходов свет, и речи быть не может. Сначала мы старались действовать в соответствии с правилами,потом плюнули и шли куда надо, не обращая внимания на машины, но по правилам дорожного движения. Водители отчаянно сигналили, махали руками, возможно, ругались. Мы улыбались в ответ, посылали воздушные поцелую и шли по направлению к гостинице. Благо, в Куско дороги не широкие.
Позже мы узнали о национальной "забаве" перуанцев - бросаться под колеса проезжающим машинам. Чем больше машина, тем лучше. Закончилось все трагически: однажды автобус не успел затормозить и погибла девушка. Все так были возмущены поступком водителя! К счастью, сейчас этого нет. Запретили.

За оставшееся до ужина время, приходим в себя, собираемся. Смотрю в зеркало - не может быть...
- Даша, а что у меня с губой?
- Да все нормально, - говорит она, посмотрев на нее, - После увеличения всегда делают татуаж...
Значит не показалось - губа действительно фиолетовая. Красота - нос опять сгорел и, соответственно, красный. Теперь еще и губа фиолетовая...
- Что-нибудь синенькое оденьте, что бы все в тон было, - советует Даша.

Ночной Куско



Фигура Христа над городом




В ресторане "шведский" стол. В принципе, еда похожа на европейскую. Никакого дискомфорта после приема пищи организм не испытывает. Есть несколько специфических блюд, но все в ваших руках (вернее, зубах): не хотите - не ешьте. И вот здесь я хочу попросить прощения у всех мною любимых грызунов. Дорогие мои, я ела мясо вашего родича куи - морской свинки. Что могу сказать? Теперь я понимаю кошек - мышки вкусные. Спрашиваю у Ильи, нравится ли ему куи. Он отвечает утвердительно, но добавляет:
- Только предпочитаю, что бы он был приготовлен целиком, а не как здесь - кусочками.
- А почему?
- Чтобы видеть хвост.
- Так, интересно... И что такого особенного в хвосте куи?
- Он маленький. Но это все равно хвост.
- И что?
Дальше Илья рассказал историю, случившуюся в пригороде Куско. Одна сеньора заказала в кафе куи. Он был приготовлен кусочками. Когда через определенное количество времени она вышла на улицу, то около одной из стен этого заведения или где-то рядом с ним в кустах, обнаружила кучку шкурок. Шкурки были с длинными хвостами...
- Был большой скандал, - закончил Илья.
Все, кто слышал этот рассказ, настороженно и с интересом смотрели на меня. Ну нет, ребята, шоу не будет. После исландской тухлой акулы, меня такими рассказами не проймешь.
- Даже если это крыса, - говорю я, - все равно вкусно.
Но куи больше никто не рискнул попробовать.
Илья учился в Нижнем Новгороде. У него в там много друзей.
- Скучаешь по России?
- Да, - сказал он, - Особенно по снегу и черному хлебу.
Эх, если бы мы знали, мы бы привезли тебе и снега, и хлеба. Не знаю как, но привезли бы.
Потом началось шоу. Первым номером выступали ... наши знакомые музыканты из кафе. Интуиция не подвела! Правда, теперь они пели другие песни и не поминали Мачу-Пикчу.



Дальше сцену захватили танцоры, но после "Кари Кари" это было уже не то.
Поздно вечером возвращаемся в отель. Идем дорогой Великого Инки, который в самую длинную ночь в году всю ночь плакал в храме Кориканча. Он просил солнце вернуться и просил у богов милости для своей империи и своего народа, а утром шел на главную площадь, где оповещал собравшихся о том, что поведали ему боги. Он шел босиком по лепесткам цветов, которые девушки-жрицы бросали ему под ноги.



  День двенадцатый

Утром освобождаем номера и с чемоданами спускаемся (какое счастье!) вниз по улице к автобусу.



Покидаем Куско. Великий Инка провожает нас на выезде из города.



Сегодня длинный переезд. По дороге еще одна интересная остановка около храма Ракчи.



От храма остались только стены и близлежащие постройки.



Илья показывает рисунок с реконструкцией храма.



Предположительно, храм был построен в честь главного бога Виракоче. По низкому положению окон, считают, что в этом храме служили карлики и люди низкого роста. В Перу дети, рожденные к каким-либо физическим недугом, считались священными, посланными богами и их отдавали в храмы, служить богам.
Большие круглые постройки служили складами для хранения зерновых культур.



Если была засуха или наводнение, или какой-либо другой катаклизм в стране, сюда приходили за посевным материалом и его хватало всем. Кечуа находили места сильного ветра и строили хранилища на "пути" ветра. Он охлаждал камни хранилища и продукты внутри его. На территории храма видны "улицы"



Рядом находится католический храм



С внешней стороны стены находятся известные ступени кечуа



Кусочек современности




Едем дальше. Даша спит - накопилась усталость. Проезжаем множество поселков и деревень, похожих друг на друга.



В некоторых отмечают какие-то праздники или значимые события.



Минуем первый из многих перевалов. Приличная высота.



Естественно, тут же находится рынок, где продаются невероятной расцветки ткани. В какой-то умной книге прочитала умную фразу: "...ткань являлась писчим материалом, на котором перуанцы закрепляли сильно развитую в них геометрическую мысль". Вот на местных рынках в полной мере понимаешь глубину этой мысли.



Только оставленный в Лиме пакет сдерживает от желания купить их все сразу.
Вдоль дорог, как, наверное, во всем мире, обозначены места гибели людей.



Въезжаем в какой-то город. Хулияка.



Если честно даже сидя в автобусе, испытываешь какой-то страх. Магия названия действует, не иначе.



Даша просыпается, смотрит в окно.



Резко оборачивается ко мне с ужасом в глазах:
- Это Пуно?!!
- Нет, до Пуно еще час езды.
- А что это? - успокоившись.
- Хулияка.
- Хули... чего? - заинтересовано.
- Спи. Потом скажу.
Она опять засыпает.
Неожиданно на выезде - частный университет в лучших современных традициях.



Вечером приезжаем в Пуно. Прощаемся с Ильей, а жаль. Отель на берегу знаменитого озера Титикака.



Город довольно далеко, да и дорога вымотала изрядно. Как ни как почти весь день ехали. Выбираем ужин в ресторане гостиницы и здоровый сон. Завтра плывем на острова Урос, а потом еще дальше, смотреть кондоров.
21 мая 2014
2413    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...