ЧУДО

"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
К. И. Чуковский «Путаница»

  В 15-30 31-го октября позвонил мой турагент Григорий и сообщил, что наша семейная поездка в Хургаду в Макади Бей с 1-го ноября по 9-е, которая была запланирована два месяца назад, и которая уже была полностью оплачена, не состоится. Вот так! Завтра вылетать, уже чемоданы собраны и придуманы планы, а тебе говорят: «Вы никуда не летите, и если хотите, мы можем вернуть вам ваши деньги». На вопрос в чем причина, Григорий ответил, что TUI не гарантирует наш возврат из Хургады 9-го ноября – они разругались с какой-то нашей компанией, которая занималась для них чартерным извозом. И ведь говорила моя Валико, что добром все эти туристические кризисы для нас не закончатся… Так оно и случилось.
Ну случилось -  и случилось. Нужно было решать, что же теперь делать? Вообще, этот отпуск, который изначально в ноябре 2013 года был запланирован на Мальдивы, уже и так перенесся в Египет в связи с нервным поведением валюты и общим кризисом в стране. Кризис этот… Но за Крым надо платить, не всегда бывает прямая выгода гражданам от возвращения своих территорий. Григорий начал перебирать горящие путевки. Мимо «проскочил» супердешевый тур в Доминикану – он не совпал по датам, «пролетел» мимо Марса Алам – не успели «поймать», и с неизбежной очевидностью стал вырисовываться Шарм-аль-Шейх. Наш семейный девиз: «Два раза в одно место не летаем!» кому-то показался очень вызывающим и нам указали на наше обычное место обычных человеков, которые даже, как помнится из «Мастера и Маргариты», заседания запланировать не могут, потому что какая-то там Аннушка уже пролила масло.


Хорошо, пусть Шарм-аль-Шейх, не сидеть же одиннадцать дней в промозглой ноябрьской Москве. Море, снорклинг, дайвинг, в конце концов, не все ли равно где на Красном море? В чемодан я только добавил свои палки для гор и решил, что поеду в трекинговых ботинках. «Что прям в таких уродских ботинках и поедешь?» - изумилась Валико. «Да, в таких и поеду, а то в чем я тогда пойду на гору Моисея?» К поездке в Хургаду была запланирована однодневная экскурсия в цитадель древней цивилизации, в древние Фивы, в современный Луксор. Я к этой поездке основательно подготовился, проштудировав историю XVIII и XIX династий египетских фараонов Тутмосидов и Рамсесидов. А поскольку с Хургадой не сошлось, то надо было что-то придумывать вместо Луксора. И я придумал гору Моисея. И история, и горы, и в некотором смысле паломничество.
Кстати говоря, за полтора месяца до этого к нам в гости приезжали наши друзья из Самары, которые ещё никогда не бывали за границей. И я им, советуя выбраться хотя бы в Египет и расписывая красоты и чудеса Красного моря, в качестве аргумента привел еще и возможность поездки на гору Моисея из Шарм-аль-Шейха. Они у нас люди верующие. Я вспомнил свои уговоры и решил на себе проверить эту возможность.
Всё первое ноября мы добирались в Шарм-аль-Шейх. Хорошо, когда самолёт рано утром или вообще ночью, конечно, жестко не высыпаешься, но зато потом у вас есть ещё целый день. У нас самолет был в три часа дня, а потому приехали мы в отель только к девяти часам вечера. Первый день уже прошёл.
   Второго с утра у нас была намечена встреча с нашим гостиничным гидом. Симпатичный приветливый араб по имени Махмуд, хорошо владеющий русским языком, но говорящий все же с акцентом, рассказал нам про временные регистрации, порядок выселения и вылета и предложил нам набор экскурсий, среди которых я сразу же выловил интересующую меня гору Синай.
- На гору Моисея мы пока не возим, - поморщившись, ответил на мой вопрос Махмуд.
- ?
- Ехать ночью, без освещения… ODION не гарантирует вашей безопасности, поэтому мы на Гору не возим.
- А в Цветной каньон?
- И туда тоже.
Как говорил Воланд: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Я затосковал, рассеянно рассматривая разные предложения, больших и не очень, познавательных и развлекательных туров.
- А может в Иерусалим? – несмело предложила Валико.
Я посмотрел на стоимость тура. Один день - 125 долларов, два - 250 на человека. Однако!
- Очень интересный тур, - заворковал Махмуд, - посещение Мертвого моря, фабрика косметики, река Иордан, Иерусалим, Гроб Господень, Стена Плача. Исключительно хорошая гостиница, хорошие гиды…
«Иерусалим… - я крутил в руках туристический проспект, - Иерусалим. А почему собственно нет? Дороговато… Сколько получается? – я еще раз взглянул на расценки, - 500 долларов на двоих за два дня. На один-то день ехать смысла нет, тут бы за два успеть побывать в главных местах…»
-… все, кто ездили, остались довольны, - токовал Махмуд.
- Хорошо, - еще неуверенно согласился я. - Наверное, Иерусалим.
- Один или два дня?
- Два! Валико, два же? – Валико согласно кивнула. - За один ничего не успеем. Давай два, Махмуд! – и пошел я за деньгами.
Вот так, ни с того ни с сего, организовалась поездка в Иерусалим, которая в конечном итоге вылилась в паломничество на Святую Землю. «Человек предполагает…»

                                          ***

«Время, проведенное в паломничестве,
как и сама эта возможность, даруется человеку Богом»
Архимандрит Антонин (Капустин)

Назвать себя истинным паломником у меня не повернется язык (или не поднимется рука? если пишешь, наверное, - рука). Безусловно, в планах «где побывать» всегда присутствовал Иерусалим. Скажу честно, в первую очередь на его посещение настраивала книга Булгакова. Да-да… та самая, «Мастер и Маргарита». Потому как если меня препарировать и положить на весы как христианина, то можно обнаружить во мне маловесность и отсутствие глубины веры. Умствования не позволяют воспринимать Евангельские и Ветхозаветные тексты как истину в последней инстанции. Но как бы то ни было, желание посетить Святую Землю было всегда, как всегда переносилось во времени на «когда-нибудь потом». «Когда-нибудь мы обязательно поедем в Иерусалим». Вопрос: когда бы это случилось, если бы не такое стечение обстоятельств?
Мы выехали из Шарм-аль-Шейха в конвое из нескольких автобусов под вооруженным охранением полиции в два часа ночи 4 ноября. К шести утра были на границе в египетском городке Таба. Никаких проблем с её переходом не возникло. Нам даже египетская виза не потребовалась – территория Синайского полуострова подмандатна ООН и поэтому присутствие на ней не требует наличия визы. А Израиль уже несколько лет снял визы для россиян. Поэтому все заканчивалось условными штампами в паспорте, причем только с египетской стороны и вполне конкретными деньгами на обеих границах, но мы их не замечали, потому как они были включены в стоимость поездки. Замечу, всё, что связано с арабами Египта, суетно, часто бестолково – как этот конвой – и времязатратно. Израильская сторона, напротив, работает четко, быстро и эффективно. Например, если не пускают, то уже точно не пускают. Шучу!
В восемь часов мы были уже на израильской стороне в Эйлате. Нас посадили в два комфортабельных автобуса (в Египте они тоже были комфортабельные, но были несколько потрепаны), и мы отправились к Мертвому морю, где у нас была запланирована первая длительная остановка.

    Эйлат промелькнул за окнами, не вызвав каких-либо определенных эмоций. Простой курортный городок на Акабском заливе Красного моря, массово состоящий из отелей. После Эйлата дорога утратила разнообразие и стала скучна. Слева Израиль, справа Иордания, колючая проволока на границе, серо-желто-коричневый пейзаж из песка, глины, камней, разбавленный местами финиковыми рощами и парниками кибуцев. Наша оренбургская степь - эдемский сад по сравнению с этой суровой землей. Но! В этой пустыне зимуют трясогузки. Здесь всегда тепло.
Мертвое море началось через пару часов дороги. Сегодня море разделено на две части: южную – технологическую, и северную – зону отдыха. Долина моря - самое глубокое место на суше, уровень около моря на 427 метров ниже уровня Мирового Океана и понижается с каждым годом за счет усыхания моря. Не у одних казахов проблема с уровнем внутренних морей!
В южной части работают минералогические заводы. Поташ, бром, магний, промышленная и поваренная соль. Все это пользуется спросом во всем мире. Для получения этих минералов в прудах используется солнечная энергия, которая здесь практически не ограничена. Выпаривают они всё.
Там же в южной части на берегу моря когда-то был библейский город Содом. Конечно же, от него ничего не осталось уже тогда, атака была почище ядерной бомбардировки, а всё, как вы помните, потому, что нужно вести себя прилично, а то ишь! повадились они однополой любовью заниматься. Так вот от города не осталось даже развалин, но сохранился соляной столп с названием «жена Лота». Той самой, которая обернулась из женского любопытства посмотреть, как Господь будет наказывать содомитов. Обернулась и окаменела. А ведь говорили…
В северной части Мертвого моря система отелей, где народ со всего мира лечит органы движения и прочие больные нервы. Говорят, здорово помогает, потому как кроме лечения там заняться больше нечем, а специфика природы такова, что обслуживающий персонал там постоянно не живет и приезжает только на работу.

    Мы остановились в небольшом парфюмерном центре известной фирмы, выпускающей косметику Мертвого моря, «Premier». Нас покормили и предложили немного отдохнуть в водах Мертвого моря. Что сказать? Не тонешь! Выталкивает, как пенопласт. Вода настолько соленая и щелочная, что ощущается ее жирность и мылкость. Больше десяти минут находиться в ней не рекомендуется, море начинает из вас тянуть воду, а еще через двадцать минут вас можно подавать на стол с пометкой «слабосоленый продукт».
Обед и купание нас несколько встряхнули, мы наконец-то проснулись и пришли в себя. Пейзаж вокруг тоже стал поживее, точнее, прибавилось разнообразия в ландшафте – Галилейские горы. А тут мы приехали на нашу первую паломническую точку, к купальням на реке Иордан.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» Мтф 3:13-17
Если вы крещены, то, конечно же, в святых водах реки Иордан вы только пройдете обряд омовения и очищения. Он вам потребуется для дальнейшего вашего паломнического посещения Святой Земли, а христианский паломнический центр обеспечит вас (за деньги) крестильными рубашками, в которых вы, надев на голое тело, трижды с крестным знаменьем погрузитесь с головой в желтую воду Иордана. Да, вода не прозрачная, она течет через пустынный Галилейский край, размывая песчаную и глинистую породу, а потому она мутная и желтого цвета. Вдобавок еще и холодная. Вы можете и не совершать обряд омовения, как это делают большинство иностранцев, но тогда, наверное, вы турист. В этом нет ничего плохого, но, может быть, тогда вы что-то упускаете? Ваши крестильные рубахи вы заберете с собой, в традициях Русской Православной Церкви беречь их надо как дорогую реликвию, а когда придет срок - хоронить в них. Но народная молва им приписывает чудодейственную силу и рекомендует надевать их в болезни и невзгоды. Но это по вере вашей.

    В наших двух автобусах омовение сделали практически все. Все готовились к встрече с Иерусалимом.
В три часа мы покинули территорию крестильни и уже прямой дорогой поехали в Город, святой для трех мировых религий.
Когда по телевизору слышишь о непрекращающихся конфликтах между Израилем и Палестинской автономией, то это тебя касается ровно так же, как пограничный конфликт между Бирмой и Таиландом. Вроде бы плохо, но тебя совершенно не касается. Когда едешь по Израилю и своими глазами видишь постоянно перемежающиеся куски территорий, оцепленных колючей проволокой, отмеченных желтыми табличками «MINES» (мины), когда чистота и порядок израильской территории сменяется нищетой и грязью территории Палестинской автономии, то это тебе уже не кажется далеким и несущественным. По непонятной причине это причиняет тебе боль. Но эта проблема, видимо, никогда не будет решена. Слишком далеко зашел конфликт, слишком много накопилось взаимного непонимания и неприязни. Вся территория, прилегающая к Иерусалиму, и сам Город разделены на участки юрисдикции Израиля и Палестинской автономии, причем автомобили с палестинскими номерами не имеют права въезжать на территорию Иерусалима, а израильские гиды и водители должны иметь специальные разрешения, для того чтобы им было позволено быть, например, в Вифлееме.
В четыре часа мы проехали блокпост Иерусалима, на котором при проверке документов стояла девушка в военной форме с чудными длинными волосами и автоматической винтовкой М-16 в руках. Жизнь в Израиле сурова. Служат обязательно все. Девушки два года, юноши три. И никто не отмазывает своих горячо любимых чад.
Еще через десять минут мы были на обзорной площадке возле Еврейского Университета.
Вот он, Город! «Русская Свеча» - колокольня Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря — православного русского женского монастыря на вершине Елеонской (Масличной) горы. До сих пор это самое высокое сооружение в Иерусалиме, высота колокольни 64 метра. Золотой Купол Скалы Куббат ас-Сахара рядом с мечетью Аль-Акса – мечети, оберегающей священную скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо. Мечеть стоит на месте разрушенного еще римлянами Второго Иудейского Храма. Кедронская долина. И дома-дома-дома, из серого камня, не высокие, двух-трех, редко четырех- и пятиэтажные. Застройка настолько плотная, что, кажется, свозь нее невозможно протиснуться. Говорят, что потеряться в Иерусалиме, особенно в Старом Городе, легче, чем вздохнуть и выдохнуть.
Пока мы любовались Иерусалимом, на город, освещенный заходящим солнцем, наползла огромная чернобрюхая туча.



«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях»
   Нет, слава Богу, в этот раз все обошлось, мы дождались заката и, так как все храмы были уже закрыты, поехали в Православный паломнический центр. В магазине Центра можно купить все, что вы бы хотели взять с собой из Святого Города, предварительно вторично освятив на Камне Миропомазанья в Храме Гроба Господнего. Посещение Храма запланировано на завтра, на раннее утро. А пока, пока остались крохи времени перед ужином, наш гид отвез нас к еврейской святыне: Западной Стене Храма, более известной под названием Стена Плача.
Я не буду описывать этот комплекс. Стене Плача в той же Википедии посвящена статья, которая размещается на тридцати четырех страницах вордовского текста одиннадцатым шрифтом. Поэтому, извините меня, кто хочет узнать о ней больше – милости просим. Могу только сказать, что и среди наших паломников сыскались желающие оставить записки Богу в Стене, несмотря на то, что совсем недавно на вопрос: «Все ли православные?» все утвердительно ответили: «Да!» Но это, в конце концов, личное дело каждого. Даже два Папы Римских и целый американский президент вкладывали записки в Стену, чего уж говорить?
   День заканчивался. Нас отвезли в Вифлеем в армянскую гостиницу «Арарат». Это название в Святой Земле обретает иной смысл, чем, если бы вы встретили такую гостиницу, скажем, в Ереване. Это название отсылает нас к Ветхозаветному описанию окончания Всемирного Потопа. Ведь именно к горе Арарат пристал Ноев Ковчег. Очень символично.
   В «Арарате» нас разместили, накормили, хотел написать, напоили чаем, но нет, сразу хочу предупредить любителей чая, чай в Израиле и Палестине только за деньги, даже пакетиковый. Вода, пожалуйста, а чай… извините! В телевизоре нам даже показали российский канал, но, откровенно говоря, было не до него, да и силы после бессонной ночи и переезда были на исходе. Оставалось только ложиться спать. Что мы и сделали.
   Удивительно хорошо спалось на Святой Земле. То ли мы так устали, а то ли… Вы кто, Читатель? Материалист? Тогда – устали.

                                        ***

   Виа Долороза, Путь Скорби, Крестный путь. Путь человеческого стыда и боли. Дорога, по которой Спаситель шел к Голгофе. Дорога, которая отмечена «стояниями». На третьем Он, выбиваясь из сил, первый раз упал под тяжестью Креста, на четвертом Его, избитого и измученного, увидела Мама, на пятом некий Симон Киринеянин подхватил у Него, обессилевшего, Крест, на шестом Ему отереть кровавый пот подала платок, стоящая на Пути, Вероника, позже на платке проявился лик Спасителя - Спас Нерукотворный. Всего «стояний» четырнадцать, последние пять сегодня расположены в Храме Гроба Господнего.



Мы пришли в него дорогой Скорби ранним утром следующего дня нашего паломничества. Храм в современном состоянии – в таком виде он с 1810 года - достаточно сложное сооружение, имеющее множество приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Безусловно, центральное место в Храме занимает Гроб Господень в часовне – Кувуклия. Внутри часовни два помещения: первое на входе - придел Ангела, далее за ним собственно Гроб, куда было помещено Тело Христово, где произошло Чудо Воскресения, и где каждый год происходит чудо обретения Благодатного Огня. В Гробе расположена мраморная плита, к которой могут приложиться паломники, встав на колени. В пределе Ангела сидит греческий монах, который поторапливает тех, кто хочет получить благодать пропорционально проведенному времени возле мраморной плиты. К сожалению, без этого нельзя, все мы люди, и нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. Иногда некоторым кажется, что только первым достанется благодать. В нашей группе выделялись две тетушки, которые всегда и везде пытались поспеть быстрее других, не стесняясь при этом работать локтями. На мой вопрос, помнят ли они о «первых» и «последних», они испуганно встрепенулись, но не прекратили попыток войти в часовню первыми. Что поделаешь… Кроме Кувуклии с Гробом в Храме есть еще ряд святынь, дорогих каждому христианину: Место, где был установлен Крест на Голгофе; Часовня главы Адама под Голгофой и Камень Миропомазанья.

   Мы приложились к мраморной плите в Гробе, поставили свечи возле Кувуклии, запалив их от свечи с Благодатным Огнем, поклонились месту, где был установлен Крест. Из Святой Земли я многим привез оливковые крестики и паломнические наборы, они все не только освящены, но и коснулись Камня Миропомазанья – камня на котором было умащено Тело Спасителя благовониями и покрыто погребальными пеленами после того, как оно было снято с Креста.
   Обратная дорога из Храма Гроба Господня вела уже по заполненной бесконечными туристами и бесконечными торговцами улице. Начинался обычный, по-восточному шумный и жаркий, обычный будний день мировой столицы Трех Религий.
   Следующее место, которое мы посетили - Церковь Всех Наций или, как она по-другому называется, Базилика Агонии Христовой. Церковь – католическая, была построена в двадцатые годы двадцатого столетия на деньги католиков из многих стран – потому такое название, условно стоит на месте, где Спаситель молился Отцу Небесному о Чаше, помните:
  «Авва! Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня. (Мк. 14, 35-36). О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42)»
   Базилика стоит на Елеонской (Масличной) горе в Гефсиманском саду, в котором произошло знаковое, но весьма печальное событие, в этом саду был арестован Иисус по предательству Иуды. «Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» Лк.22:48 Как выглядел Гефсиманский сад, и где точно он был расположен, не скажет никто, известно только то, что был он оливковый – в нем и сейчас растут старые оливы - и был расположен за городом со стороны Золотых Ворот, это те, в которые въезжал Спаситель на «осляти». Сами Ворота заложены кирпичом с XVI века по приказу Сулеймана Великолепного – помните сериал Великолепный век? вот, тем самым - с целью предотвращения входа Мессии в Иерусалим, хотя есть другое мнение, дескать, если настоящий Мессия придет, а евреи продолжают его ждать, то он одним пальцем разрушит эту кирпичную кладку.

   Ближе к 11 часам везде изрядно прибавилось народа. В ту же Базилику зайти можно было уже с трудом. Конечно же, в основном это туристы из Китая, но хватало и паломников. Вместе с нами была большая группа чернокожих христиан из Нигерии. Выбравшись из толпы и перейдя современную автодорогу, мы спустились к еще одной святыне: Гробу Богородицы.

   Современный подземный Храм Успенья Божьей Матери построен в 1910 году и находится в совместной собственности Иерусалимской Православной Греческой церкви и Армянской церкви. Храм стоит на основании храмов 12 и 5 веков. В храм ведет лестница из 48 ступеней, примерно на половине ее устроены два придела: направо - памяти родителей Богородицы Иокима и Анны – в Москве есть улица Якиманка, теперь я знаю, почему она так называется; налево по лестнице придел мужа Иосифа Обручника. Храм имеет крестообразную форму, в центре находится кувуклия с гробом, куда входят паломники приложиться к камням Гробницы. К Гробнице пристроен отдельный придел, куда могут приходить мусульмане поклониться великой праведнице Мириам - матери пророка Исы. Да-да, для мусульман наша Богородица - святой человек. За Гробницей находится православный жертвенник, а рядом, в каменном киоте, чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери. Но это не оригинал. Это список, писанная копия. Оригинал сначала побывал в Константинополе, потом в Крымском Корсуне, а в десятом веке Икона была подарена Князю Владимиру Крестителю и была привезена сначала в Киев, а потом в Новгород. В шестнадцатом веке Иоанн Грозный, ликвидируя Новгородскую республику, перенес эту Икону в Успенский собор Московского Кремля, откуда она в нашествие Наполеона – о, ужас! - исчезла. Есть информация, что она хранится в Парижском Соборе Божьей Матери, однако точно ли это оригинал доподлинно не известно.



   С храмом связано и предание об обретении Пояса Богородицы – того самого, который привозили с Афона в Россию в 2011 году и в Казахстан в 2014, именно сюда, к своему Гробу, Матушка бросила его с небес в утешение апостола Фомы, Фома опять не поверил: в этот раз, что Мария умерла. Полагаю, это не последнее предание о Поясе.
   С посещением Храма Гроба Божьей Матери нам повезло, наш гид сумел выбрать время, когда не было большого столпотворения туристов, но уже следом за нами выстроилась очередь, через которую мы с трудом выбрались обратно на автодорогу к автобусу.
   К часу дня мы покидали Иерусалим и направлялись в Новозаветный Бейт-Лехем, тот, который мы знаем под названием Вифлеем. Как вы помните, мы уже были в нем, проведя ночь в гостинице «Арарат», теперь нам предстояло посетить еще одну великую святыню - Базилику Рождества Христова.
   Базилика, как и все храмы Святой Земли, неоднократно строилась и перестраивалась, первая, как бы сказали сегодня айтишники, версия была заложена в VI веке, вторая - в VII, и эта вторая достраивалась и перестраивалась и даже успела побывать мечетью. После землетрясения 1834 года и пожара 1839 года в Базилике были проведены широкомасштабные ремонтные работы, в финансировании которых приняли большое участие последние русские государи-императоры Александр III и Николай II.
   В настоящие время Базилика находится на очередной реставрации, ее колонны временно облицованы деревянными досками. Что характерно, доски исписаны на всех языках мира. Имена и даты. Если вы подумаете, что это современное человечество такое грубое и невоспитанное, то вы окажитесь не правы, на открытых участках колон и даже на входе в Ясли можно также увидеть надписи, процарапанные в мягком мраморе. Даже если человек не умел писать, он выцарапывал паломническое пятикрестие. Слаб и тщеславен человек. Кстати говоря, в Храме опять отличились наши самые деловые паломницы, они дали взятку арабу-охраннику (Вифлеем, а значит, Базилика-Храм находится на территории Палестинской автономии, нам даже гида дали палестинца) и прошли к Яслям и Вифлеемской Звезде без очереди. Не знаете, сколько стоит войти в Царство Небесное в долларах? Без очереди? Нет? Дай бог, этим тетушкам, здоровья!
   Перед входом в Ясли несколько икон Богородицы. Справа перед входом - Вифлеемская икона Божией Матери, она поражает и… радует. На ней Матушка, всегда выглядящая печально, как будто предвидящая мученическую судьбу своего Сына, улыбается! Да-да, улыбается! Вы можете меня спросить, ты был в Святой Земле, что тебя более всего поразило? Я отвечу: улыбка Богородицы. Почему-то, увидев ее, я почувствовал себя самым счастливым человеком на Земле. Ей-ей!



   Вторая икона над входом в Ясли – икона Тихвинской Божьей Матери. Она имеет русское происхождение, икона была подарена Базилике государем-императором всероссийским Александром II.
   Отстояв относительно небольшую очередь, мы прошли в Пещеру, где смогли приложиться в серебряной четырнадцатилучевой Вифлеемской Звезде и лицезреть Те Самые Ясли, от которых начинает летоисчисление наша эра. Представляете, здесь Всё началось?
   Посещением Базилики Рождества Христова по сути закончилось наше туристическое паломничество на Святую Землю. Нас накормили обедом, посадили в автобус и повезли обратно к израильско-египетской границе в Эйлат. По дороге автобусы завернули в древний город Иерихон, который сегодня выглядит, как небольшой поселок, и который живет исключительно сельским хозяйством, в первую очередь, выращиванием фиников и бананов. Говорят, нигде нет таких сладких фиников, как в Иерехоне. В Иерехоне есть смотровая площадка, и есть канатная дорога. Они обе связаны с Горой Искушения.
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Мтф. 4:1–11

   В Гору встроен Монастырь Искушения – первый православный греческий монастырь, основанный в 340 году, как лавра Дука. Как любой монастырь и как любой храм он неоднократно разрушался и восстанавливался, последний раз в конце девятнадцатого века монастырь был восстановлен при содействии светских властей России. Вообще, нам, российским гражданам, есть, чем гордиться на Святой Земле, наша страна и Русская Православная церковь, несмотря на годы безбожья и засилье греков (по-другому не назовешь, греки во многих местах агрессивно не пускают другие христианские конфессии), вносила и вносит весомый вклад в сохранение святынь и объектов поклонения на Святой Земле.
   Посмотрев на монастырь и поклонившись Горе, времени подниматься к ним уже не было, купив фиников, действительно сладких «челомина сахр челомина мёт», мы погрузились в автобусы и теперь уже без остановок, минуя Галилейскую пустыню, выглядящую в ночи под полной луной, как заснеженные болота Ноябрьска ночью, минуя сверкающие, как гигантская новогодняя ёлка, Минералогические заводы, минуя курорт Эйлат, вернулись к границе. А уже в три часа ночи мы с Валико были в своем номере отеля. Такое вышло путешествие, такое случилось паломничество.

                                         ***

«Просите, и дано будет вам;
ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает,
и ищущий находит, и стучащему отворят»

Евангелие от Матфея 7:1–8

   Любой нормальный человек, получив такой подарок, как поездка в Святую Землю, наверное бы, успокоился. Тем более мы находились на отдыхе в Шарм-аль-Шейхе, и у нас еще была заказана поездка на дайвинг на знаменитый риф Рас-Мохаммед. Но я очень хотел подняться на гору Моисея, на гору Синай, ту самую, на которой Человечество обрело первые десять Божественных, а по сути Человеческих Заповедей, позволивших нам попытаться сделать различие в себе между человеком и обезьяной. Наверное, все помнят их, по крайней мере некоторые:
«… Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…» (Исх.20:13-16).
   И я, нырнув 8 ноября в великолепие рифа Красного моря, в фантастически красивые коралловые «сады» Jackfish Alley и вернувшись в отель, завел интимный разговор с Махмудом:
- Ты говорил, что CoralTravel не возит народ на гору Моисея, - Махмуд кивнул, - но ты говорил, что если кто-то очень захочет, то такая возможность есть.
Махмуд внимательно посмотрел на меня и понял, что я не отвяжусь от него:
- Пошли. Pegas возит туда.
    Через сутки 9-го ноября в 20-40 я уехал на Гору. Валико в этот раз я брать с собой не стал. Зная не понаслышке, что такое горы, я решил, что это слишком суровое для нее испытание. Высота горы Синай 2285 метров, подъем стартует туда в ночь от монастыря Святой Екатерины с высоты 1570 метров. То есть за ночь нужно преодолеть около 800 метров в высоту. Для нетренированного человека это трудное испытание. Тем более ночью. Поэтому я поехал один.
   Мы прибыли к монастырю Екатерины около часа ночи. По дороге нас опять собирали в конвой. В очередной раз мне показалось, что он только тормозит движение, добавляет суеты, а в случае достаточной наглости позволит террористам устроить грандиозный теракт, взорвав сразу не один, а пять автобусов. Что-то мне подсказывало, что не будут эти лихие египетские полицейские с «калашами» защищать до последней капли крови иностранных туристов. Уж скорее первыми свалят на своих «тойотах» от греха. А может я и не прав.
   Прибыли мы к монастырю около часа ночи. К двум нас всех организовали (провели через рамки; сводили в туалет; показали, где оставить паек; познакомили с гидами-бедуинами) и поставили на «стартовую площадку». На небе светила полная луна, фонарики, которыми обеспечили нас наши египетские товарищи, были не нужны. Поставили, пересчитали и дали команду на подъем. Для нормального подъема, по усредненным альпинистским оценкам, 800 метров по высоте - это два часа ходьбы. Для неподготовленной компании — это три. А компания, как ее не предупреждали, была неподготовленная. Кто-то не только не взял теплой одежды – ночью в пустыне, а особенно в горах, холодно, зимой может иногда выпасть снег, но даже не надел нормальной обуви, отправившись на Гору в одних резиновых шлепках. Поначалу на меня в трекинговых ботинках и с палками в руках смотрели, как на ненормального, но потом многие изменили своё мнение.
   Для начала наш бедуин Дима (он сам себя назвал «Дима», верблюд Вася, бедуин Дима) решил нас всех загнать, задав темп ходьбы километров шесть в час. Колона сразу растянулась, появились отстающие. На первом привале через полчаса ходьбы я ему высказал свое неудовольствие: «Ты чего так гонишь народ? В горах не бегают! В горах ходят спокойно. Ты главный, поэтому вставай в голову колонны и спокойно направляй ее. Или ты решил нас всех усадить на верблюдов?» А верблюдов вокруг было целое стадо. Вместе с бедуинами два стада. Бедуины бегали, крутились под ногами и выкрикивали «Харощ верблюд!» «Садись верблюд!» Цена одного верблюда 20 долларов. В смысле, аренда на подъем. Одни наши особо одаренные, те что в сланцах, вынуждены были купить. А куда деваться?
   На подъем вышло пять групп по сорок человек. Две русские, одна из Штатов – в основном _нег…_ афроамериканцы, одна из Алжира и итальянцы. Последние более всего напоминали паломников, они шли более организованно и в группе у них явно были священники.
   Главной задачей было подняться на вершину Горы к моменту восхода Солнца, то есть к половине шестого.
   Конечно, подъем на 800 метров, до высоты 2285, по серпантину горной, вполне обустроенной, дороги с окончанием каменной «лестницей» в 700 ступенек не представляет ничего особенного. Но идти глубокой ночью, когда весь организм спит, оказалось все-таки трудно. Трудно, но посильно практически всем. Если кто-то сильно уставал, то на отдых останавливалась вся группа. Таких остановок до вершины я насчитал штук десять, не меньше. Ближе к «лестнице» от нас отстали с верблюдами, зато стали приставать с матрацами и одеялами, пугая неимоверной холодиной на вершине Горы. Я решил не поддаваться на провокации и обойтись своей, хоть и тонкой, но пуховой курткой - Валико обязательно добавит «и пуховым жилетом под курткой» - и пуховым жилетом под курткой.
   К пяти часам мы стали накапливаться на последней остановке перед вершиной. Здесь не задувал ветер, и народ, сбившись в кучи, с непривычки тяжело дыша, обсуждая главный вопрос «брать или не брать одеяла?» В пять двадцать мы возобновили подъем и в пять тридцать, как и планировали, вышли на вершину. Небо начало светлеть на северо-востоке еще часа в четыре. В пять тридцать на Горе уже были очень светлые сумерки, а на востоке вдоль горизонта алой лентой рождалась заря.
    Гора меня удивила. Она оказалась в некотором смысле обустроенной. На ней, как я теперь знаю, стоят: православная часовня Богородицы и маленькая мечеть. Часовня закрыта, мечеть, как положено, открыта. Народ расположился на смотровой площадке, нацелив фотоаппараты и видеокамеры на восток. И тут послышалось пение. Я был прав, итальянцы были готовы к настоящему паломничеству. Они пели и молились, создавая общий духовный настрой. В молитвах они даже упомянули «Руссиа» и «Украина».
О России и Украине. В нашей группе была одна очень активная русская мадам, которая постоянно переспрашивала гида, что-то записывала в записную книжку, активно общалась с другими членами группы, вы знаете, всегда в группах есть такие активистки, причем, как правило, это очень простые незамысловатые люди. На подъеме, особенно на ступеньках, ей было тяжело, поэтому ее под руки вел Дима. Тяжело было не ей одной, еще двум девушкам из нашей группы приходилось нелегко, они о чем-то задыхаясь говорили по-украински.
- А это на каком вы языке говорите? – проявила любопытство, несмотря на свое, не очень хорошее, самочувствие, наша активистка.
- На украинском, - ответили девушки.
- А вы с Украины что ли будете?
- Да, с захидной…
-?
- С западной, - перевел я.
- С западной, - мадам присела передохнуть на подвернувшийся ей камень. – А вы, правда, нас так ненавидите? – вопрос был задан абсолютно невинным тоном, без малейшей агрессии, просто в тональности «неужели?»
- Да, нет, конечно! Это наговаривают на нас, - отнекались западенки.
- Я тоже так думаю, - уверенно констатировала мадам, поднялась и пошла дальше.
Наш народ в России не верит, что украинцы нам враги. Не верит и всё тут! Помутнение, пройдёт. Вот и на Гору вместе поднимались. Поэтому я с вами, братья во Христе из Италии, я тоже молюсь за Россию и Украину.
   Приблизительно в 5-45 над горизонтом блеснул первый луч Солнца, и начался рассвет! Аквамариновое небо, с розовыми лепестками перистых облаков, слепящий фрагмент солнечного диска и горы! Горы из розового гранита, с четкими контрастными тенями и меняющие цвет от красного до глубокого синего, почти фиолетового, в зависимости от расстояния до них. Завораживающее зрелище.



   Итальянцы пели, остальной народ непрерывно щелкал фотоаппаратурой, наш русский православный батюшка снимал восход на камеру. Но волшебство длилось не долго. Ровно в 6 часов Солнце полностью поднялось над горизонтом и, стало хоть и не обыденно, но уже не так впечатляюще, и народ потянулся с Горы.
   На обратном пути я не стал дожидаться свою группу, а используя преимущество трекинговых ботинок и палок, доскакал до кафе возле монастыря буквально за час. По дороге я обогнал интересную тетеньку, которая шла и причитала: «Господи, за что же ты меня так наказал? За что послал на гору?» Тяжело, видимо, достался ей подъем, отсюда и реакция, как говорят психологи, «парадоксальная». Вроде бы радоваться нужно, но, вот, поди же…
   А я, добежав до монастыря, попал в кошачье царство!

   Все кругом было пестрым, полосатым, усатым и трехцветным, все прыгало, терлось о тебя, мяукало, мурлыкало и выхватывало бутерброды из рук. На силу удалось позавтракать, стараясь честно поделиться с кошками, ибо кошки были другого мнения и пытались сожрать все, что у меня было в руках. Кстати, они не понимали нашего «кис-кис», я им предложил на выбор «миу-миу» и «пуси-пуси», но, кажется, они всё давно перепутали и перестали реагировать на голос, только на еду. Кошки буйствовали, пока народ прибывал и завтракал, потом они наелись и тут же свалили по своим кошачьим делам, о которых можно было догадываться по мерзким заунывным воплям. В кафе остались только котята-подростки - эти всегда голодные.
   В девять часов наш гид араб всех собрал, прочел лекцию про монастырь Святой Екатерины и повел нас смотреть его изнутри.
   Монастырь очень, как бы это сказать, очень крутой, вот! Основан в третьем-четвертом веке греческими монахами-беженцами из Александрии. Место для монастыря, как вы понимаете, было выбрано неслучайно. Здесь и Гора, здесь и колодец Моисея, где он встретил свою будущую жену, и здесь с четвертого же века в серебряных раках хранятся мощи Святой Екатерины, но главное здесь - та самая Неопалимая купина – терновый куст, горящий, но несгорающий, в котором Моисею явился Господь.



   Куст по-прежнему жив и здоров, я его видел (мне его показали), но сегодня он нет, не горит. Над корнями Неопалимой купины возведена часовня. Рядом с часовней располагается центральный храм Монастыря - базилика Преображения. Монастырь принадлежит автономной Синайской православной церкви. Руководит общиной игумен монастыря архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх. Среди игуменов монастыря был Преподобный Иоанн Лествичник, который по просьбе игумена Раифского монастыря написал руководство к духовному и нравственному самосовершенствованию - знаменитую «Лествицу»: «преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян».
   Кроме часовни и базилики на территории монастыря располагается мечеть. На Синае и в Иерусалиме все так переплетено, что не всегда понимаешь взаимоотношения между различными конфессиями и религиями. Хотя, возможно, такие отношения более правильные, с пониманием и ощущением родства в Боге.
   Монастырь, начиная с 14-го века, тесно связан с Русской православной церковью и семьями русских царей. Девять колоколов в колокольне на базилике подарены государем императором Александром II. Он же подарил монастырю новые серебряные раки для хранения мощей Святой Екатерины.

   Доступ к мощам открыт для паломников каждый день, после часов богослужений и молитвословий, освящающих определённое время суток, верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Мы ввиду ограниченности времени не смогли приложиться к мощам. Поэтому кольца я не получил. Мы только поставили свечи и оставили заздравные и заупокойные записки. Кстати говоря, насельниками монастыря являются исключительно греки - пятнадцать человек, а потому записки они просят оставлять – внимание паломников! – на греческом, латинском или арабском языках. Но и их монахи не будут читать поименно, отслужат молебны над всеми записками разом.
   К 10-30 мы собрались возле автобуса, посчитались, нашли отставших, загрузились и двинулись в обратный путь. Нас опять собирали в конвои, останавливали на КПП и заправках, но для меня было важным то, что я впервые ехал по синайской пустыне днем. Я смотрел в окно и удивлялся, что такие, почти лунные и марсианские, пейзажи могут быть фантастично и сказочно красивыми. Хотя, конечно, нет, ни на Марсе, ни на Луне были бы невозможны такие известковые останцы высотой под пятьдесят метров, для этого нужно чудо Жизни. А еще, где-то в этих местах Цветной каньон, место, куда мы собирались, но куда посещение, видимо, придется отложить до следующего раза. И без Каньона поездка уже вышла очень насыщенной.
    Я ехал и вспоминал, как так же в автобусе, уже на обратном пути из Иерусалима, одна пожилая пара позвонила, по всей видимости, своей дочери, и отец ей сказал: «Наташа! Мы побывали на Святой Земле. Мы счастливы абсолютно!»
А на следующий день мы улетели в холодную осеннюю Москву.

                                     ***

   Вы меня спросите: «А где же чудо?» А чудо в том, что несмотря на всё наше противодействие, наши попытки уехать куда угодно: на Мальдивы, в Хургаду, в Луксор, даже Доминиканы, нас целенаправленно (а как еще?) направили на Святую Землю. Пришло время и нам дали понять - «пора!» Нас звали, и мы наконец услышали.
Да. Того Иерусалима, который видел Спаситель, нет. В 70-м году, в Первую Иудейскую войну, римляне полностью разрушили Город вместе со Вторым Храмом. В 130-м император Андриан на развалинах построил языческий город Элия Капитолина. Евреи захватили этот город и попытались восстановить Храм, но Андриан вновь все разрушил. Потом уже константинопольский базилевс Юстиниан пытался восстановить Иерусалим в том виде, в котором он когда-то был. Но потом его опять разрушали. Потом были персы. Потом пришли крестоносцы и построили свой Иерусалим, а их выгнал Салах аль Дин и превратил все церкви в мечети. А потом… А еще потом… И еще потом.
Нет того Города. И все места поклонения условны. Но! В этом Городе был Он. Он въезжал в него на осле и здесь Ему кричали «Осана!», здесь Он проповедовал то, как стать Человеком, и здесь Он был предан людьми, потом они Его вели по улицам Города с Крестом и кричали «Распни!», здесь Он был распят и здесь, с Его Воскресением, началась наша Христианская вера, которую исповедуют, я сейчас прочитал в нашей любимой Википедии, почти два с половиной миллиарда!
    Здесь на Храмовой Горе Пророк Мухаммед получил откровение, вознесясь на небеса и встретившись с пророками: Ибрахимом, Мусой и Исой. Мусульманство сегодня исповедуют свыше полутора миллиардов людей.
   И здесь стояли и Первый и Второй Храмы. Иудеев не так много: всего-то тринадцать с половиной миллионов человек, почти целая Москва.
   Все начиналось здесь. Всё.
   А так, да! Все не то. И гора Моисея может быть не в том месте. Есть еще, как минимум три места, которые претендуют на звание Настоящей Горы Моисея. Но нам-то что нужно? Десять заповедей или точное место, где они были даны? Извините, не было три тысячи лет назад геоинформационных систем и не было навигаторов. В Библии написано «гора Синай», значит на Синайском полуострове. Та, которая считается - вторая по высоте, почему тогда бы не она?
   Да, мы не постились и не готовились к паломничеству. Да, все произошло спонтанно. Да, мы не побывали ни на одной службе на Святой Земле. Мы только прикоснулись к ее святыням. Но помните: «Время, проведенное в паломничестве, как и сама эта возможность, даруется человеку Богом»?
   Считаю ли я теперь себя избранным? Да, считаю, но так же, как и всех вас – человеков, потому что верю, что и вас зовут, вам нужно только услышать.
   А знаете, что? А, может быть, вы уже слышите, а? Ведь вы сидите, читаете мои рассказы, работаете, а вас все время зовут. Вы прислушайтесь. Слышите? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Мтф.11:28-30

Мои книги на Литрес
https://www.litres.ru/valeriy-lavrus/ochen-krayniy-sever-voshozhdenie/][IMG ID=2679831]
https://www.litres.ru/valeriy-lavrus/
4 апреля 2015
2773    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...