Дайвинг на Малапаскуа и китовые акулы

Основной целью поездки на Филиппины был дайвинг. Пытался в интернете найти про лучшие места для дайвинга на Филиппинах, но вместо четкого ответа получил только кашу в голове, тогда по совету Алексея из дайвцентра AquaVision в Краби, решил поехать на остров Малапаскуа (Malapascua).
Остров Малапаскуа очень популярен среди дайверов и знаменит тем, что Малапаскуа - единственное место в мире, где можно почти каждый день видеть довольно редкий тип акул - Лисьи акулы (Thresher sharks).

Остров Малапаскуа выглядит примерно вот так (фотография с воздуха не моя)

Остров Малапаскуа (Malapascua) довольно маленький, всего 2,5км в длину и 1км в ширину, расположен в 8км от северной оконечности острова Себу. На острове один большой пляж Баунти Бич (Bounty Beach), на котором расположено большинство отелей и дайвцентров. На острове нет банкоматов и с недавних пор появился один обменный пункт, где можно поменять доллары по курсу 40 песо за доллар (примерно на 2,5 песо меньше, чем в городе). Некоторые дайвцентры могут принять оплату в долларах.

Добраться из Себу можно на автобусе (163 песо c северной автобусной станции) или на такси (2500-3000 песо), дорога занимает около 4-5 часов на автобусе, ехать надо на север до городка Maya, на котором расположен пирс, откуда уходят лодки до острова Малапаскуа (30 минут и 80 песо).
Все плавают на так называемых банках (Banca) - это традиционный тип филиппинской лодки.

3) Филиппинская Банка (Banca)

После прибытия, остров сразу как-то произвел положительное впечатление: очень прозрачная бирюзовая вода и белый белый песок.
Я заранее списывался с несколькими отелями, хотел забронировать недорогой номер, но как оказалось они все были fully booked и я решил ехать на удачу и искать что-то на месте. В итоге нашел недорогой резорт Mr.Kwiz, который находится в 100 метрах от пляжа. Стоимость домика 700 песо, завтрак включен. Я потом у них еще постоянно питался, так как кормили вкусно и недорого (130 песо за стейк с рисом и фруктами). Да и хозяева очень приятные :)
Как потом оказалось, внутри острова большое количество недорогих резортов и отелей, надо лишь отойти 100 метров от пляжа и пройтись по внутренней улице.

Несмотря на то, что многие отели были полностью забронированы, на острове не было толпы и было очень спокойно и уютно. Вообще атмосфера острова очень понравилась.

7) "Улица" вдоль пляжа.

После заселения в отель я пошел искать предложения по дайвингу, так как нырять уже хотел начать на следующий день. Предложений много, достаточно пройтись вдоль пляжа. Наиболее приемлемые мне показались предложения от дайвцентров Malapascua Exotic Dive & Beach Resort (крупнейший дайвцентр на острове) и Beach Divers. При выборе дайвцентра обращайте внимание на цены и уточняйте, что включено в цену, а что нет. На Малапаскуа часто бывает, что цена не включает в себя аренду оборудования (обычно около 300-500 песо), государственный сбор marine fee (150 песо за каждый день дайвинга) плюс существуют различные дополнительные сборы в зависимости от меня, куда хотите ехать нырять. Уточняйте все заранее.
В итоге я остановился на Beach Divers, так как они предложили хорошу цену, которая уже включала в себя marine fee и скидку за количество дайвов. В итоге мы договорились, что 5 дайвов будут стоить 6500 и все остальные по 1300 песо за дайв, включая marine fee и аренду оборудования. За поездки на дальние дайвсайты нужно было доплачивать отдельно 300 песо.
Когда все формальности были обговорены, я пошел прогуляться по пляжу.
В семь вечера уже начинает темнеет и жизнь на острове практически замирает и перемещается в немногочисленные рестораны.

10)

Как я уже упоминал, остров Малапаскуа знаменит тем, что там в районе Monad Shoal можно видеть Thresher sharks.
Monad Shoal это подводная гора, которая поднимается с глубины 250 метров и на глубине 20-30 метров образует плато, на которое на рассвете из глубины поднимаются Трешеры, у которых в этом месте станция очистки (cleaning station).
Чтобы застать акул, надо отправляться в путь около 5 утра, дорога туда занимает минут 30-40. Рассвет обычно как раз застает в пути.

11)

12)

Весь дайвинг на Monad Shoal заключается в том, чтобы опуститься на плато на глубине 25-30 метров и сидеть не двигаться, ждать пока акулы появятся и проплывут мимо. Thresher sharks довольно стеснительные создания, поэтому вести себя надо стараться тихо. У меня к сожалению не было с собой подводной камеры, поэтому пришлось найти фотку в интернете, чтобы показать вам как они выглядят.

13)

Лисья акула - очень интересное создание с кошачьей мордой и длинным хвостом, который акула может использовать для убийства другой рыбы.
В первый день мне не повезло, я очень хотел встретить Трешеров, но в итоге увидел только силуэт в темноте, который довольно быстро исчез и больше не появился. Я решил не отчаиваться и осуществить еще одну попытку в другой день, так как приехать на Малапаскуа и не увидеть Thresher sharks было бы глупо.

После завтрака и небольшого отдыха мы поехали на другой дайвсайт - Gato Island - один из наиболее известных дайвсайтов в районе Малапаскуа.
Остров Гато знаменит тем, что там обитают Рифовые акулы (Whitetip reef sharks), которых в довольно большом количестве можно обнаружить в подводных пещерах вокруг острова Gato. Также там часто можно видеть морских змей. Дорога до острова занимает около 1 часа на банке.
В этот день у нас было два дайва на Gato Island. В первый дайв видели Cuttlefish, Sea snake, плавающего peacock и много soft corals. Потом показалась рифовая акула, но довольно далеко и недолго. В целом дайв я оценил на 6/10 (вообще решил начать оценивать дайвы по 10-ти бальной шкале, чтобы потом можно было сравнивать).
Второй дайв на Gato был уже гораздо интереснее, видимость была плохая, но мы нашли пещеру с рифовыми акулами, которых там было штук 6 и они кружили по кругу. Некоторые особи были довольно большие. Вообще за этот дайв видели более 10 рифовых акул в разных местах. Оценка 7.5/10.
Пока ехали назад, пара из Швеции рассказала, что за день до этого они ездили на остров Калангаман (Calanggaman Island) и видели там Manta Rays, но мне на этот остров съездить было не суждено, хотя очень хотелось. Для поездок на дальние дайвсайты нужно как минимум 3 или 5 человек (в зависимости от места), а их не было, поэтому на следующий день мы решили нырять с Exotic Dive (обошлось это в 3550 песо за два дайва со всеми сборами).

14) Возвращаемся с дайвинга

После дайвинга решил немного прогуляться по острову и сходить в деревню, которая находится внутри острова метрах в 100-200 от пляжа.
Практически в каждой деревне на Филиппинах есть церковь и баскетбольная площадка (чаще даже ни одна).

15)

16)

На острове много детей, вообще я заметил, что на Филиппинах довольно много детей.

17)

18)

19)

20)

21)

На следующий день все с той же парой из Швеции мы поехали нырять на Dona Marilyn Wreck - где находится затонувший паром. Паром Dona Marilyn длиной 98 метров направлялся из Манилы в Себу и затонул в 1988 году во время шторма, много людей погибло во время этой трагедии. Паром лежит на боку на глубине 35-40 метров, наивысшая точка парома лежит на глубине 17 метров. Из-за большой глубины (у меня была 35 метров) и сильного течения, этот дайвсайт не рекомендуется для новичков.
Нам пришлось долго искать Dona Marilyn, так как GPS не мог найти спутники, а на поверхности нет никаких буев. Но в итоге через 20 минут GPS заработал и где-то в открытом море мы бросили якорь (как потом оказалось он попал точно в корпус затонувшего парома). Течение было сильное и на глубину пришлось спускаться по тросу якоря. В целом дайву я бы дал не высокую оценку 6/10 и то, только за счет того, что это все-таки wreck. Но видимость была ужасная, внутрь парома заплывать было нельзя, да и особо интересной живности там не было (кроме Spearing Mantis Shripm и scorpion fish).
Второй дайв этого дня был опять на Gato Island, на который мы заехали на обратном пути и этот дайв удался, я его оценил на 8.5/10. Удалось довольно близко "пообщаться" с рифовыми акулами. В одной из пещер мы обнаружили спящих рифовых акул довольно приличного размера и долго за ними наблюдали. Акулы были на расстоянии всего 1 метра и видны очень четко, можно было наблюдать каждое движение. Одна из акул проснулась и начала "колесить" по пещере кругами, а другая спала практически на расстоянии вытянутой руки. Наблюдали за ними наверно больше 10 минут, не могли оторваться. Потом видели стаю мокрели, которая плавала с открытыми ртами (принимала пищу), забавное зрелище. Еще видели традиционных lion fish, anemone fish, shripms, crabs, sea snake, nudibranches и banded pipefish. В этот дайв я сильно пожалел, что не было подводной камеры, могло бы быть много интересных фотографий.

После дайва опять время отдыха и прогулок по острову. Вообще режим дня был такой, что подъем обычно в 6 утра (если нет утреннего дайва), а уход ко сну уже в 8-9 вечера. Если есть утренний дайв, то подъем в 4 утра.

22)

28)

29)

30)

На следующий день я решил опять попытать удачу увидеть Thresher sharks на Monad Shoal. Решили в этот раз поехать по-раньше (в прошлый раз мы были одни из последних), но из-за всяких задержек выехали только в 5 утра. Я настолько торопился запрыгнуть в воду, что уже когда был полностью готов и стоял у края "банки" готовым к прыжку, оказалось, что я не надел ласт :)
Вторая попытка удалась на славу, мы опустились на глубину 29 метров и замерли, и буквально через 5 минут появился силуэт, который стремительно приближался к нам - это Лисья акула. Недоплыв до нас пары метров она резко повернула и поплыла в другую сторону. Потом еще один круг и еще. Потом показалась другая, потом третья. Всего удалось увидеть 4-6 разных акул, которые кружили рядом с нами довольно длительное время. Иногда подплывали настолько близко, что их можно было хорошо рассмотреть. Красивые и забавные создания. Мои надежды оправдались, можно было отправляться домой с чистой совестью :)
Чтобы не терять время решил в этот же день сделать еще два погружения, но так как в это дайвцентре (Beach Divers) больше желающих не было, то пришлось нырять на локальных дайвсайтах, зато я был всего один дайвер на "банке".

31)

Сразу скажу, что локальные дайвсайты понравились не очень.
Первым был Lapus-Lapus, дайв я оценил на 7/10. На этом дайвсайте много интересного для macro дайверов-фотографов. Видели scorpionfish, anemonefish, shripms, nudibranches. Первый раз увидел Many-spotted Sweetlips (Juvenile) и Mushroom-coral pipefish (инструктор сказала, что ни разу ее не видела).
Второй точкой был Bantigue - наверно самый неудачный дайв в районе Малапаскуа, я его оценил в 4,5/10. На Bantigue много всяких мелких вещей, видели scorpion fish, много sea stars, nudibranches. Первый раз увидел Frog Fish. Не понравилось то, что мы больше часа кружили почти над одним и тем же местом на небольшой глубине (8-12 метров), под конец это уже просто надоело.

Это был последний дайв на острове Малапаскуа, всего за 3 дня получилось 8 дайвов (3 в первый день, 2 во второй и 3 в третий), заплатил в итоге 11650 песо (примерно $270). Хоть сравнивать мне не с чем, но думаю, что можно смело назвать дайвинг на Малапаскуа одним из лучших на Филиппинах и цена на него в среднем меньше, чем в Таиланде. Дайвсайты на Малапаскуа достаточно интересные, можно увидеть Thresher и whitetip акул практически каждый день, много soft corals (гораздо больше, чем в Таиланде). Если вы собираетесь ехать нырять на Филиппины, я бы смело рекомендовал ехать на Малапаскуа.

На обратном пути я попросил меня высадить на противоположном конце острова на одном из пляжей (Los Bamboos?), а назад пройти пешком. На пляже строился какой-то дом.

32)

Пляж оказался очень чистым и красивым. Точнее это даже не пляж, а перешеек шириной метров 50.

33)

34)

35)

Думаю, пляж Los Bambos - одно из самых фотогеничных мест на острове Малапаскуа.

36)

37)

На пляже меня встретил американец, с которым мы немного поговорили, он сказал, что живет прямо здесь уже несколько лет. Вот его дом практически на пляже. Дом кстати очень большой.

38)

И насколько я понял, новый дом, который строится прямо посреди перешейка, тоже принадлежит ему, совсем не удивлюсь, что и пляж тоже его :)

39)

40) Работники попросили их сфоткать :)

41)

42)

43)

44)

Красота....
45)

Дорога назад на Bounty Beach пролегает через несколько небольших деревень.
Баскетбольные кольца висят буквально на каждой пальме :)

46)

Смонтировал небольшое видео про Малапаскуа

">http://www.youtube.com/watch?v=lyTBZQb0ZfQ[/video]

Так закончился 4-ый день на острове Малапаскуа, на следующей день по плану было возвращение в Себу, а потом поездка в Oslob. Достаточно редко бывает, чтобы я в каком-то месте хотел задержаться дольше, особенно на пляже, но на этот раз я бы остался на Малапаскуа еще на несколько дней.
Остров располагает к себе своими красивыми пляжами, прозрачной водой и, самое главное, спокойной и уютной атмосферой - это самое главное, что там есть (не считая дайвинга).

Китовые акулы в Ослобе (Oslob)

Из Малапаскуа мы (я и еще молодая пара туристов из США) на такси за 800 песо (за машину) вернулись обратно в Себу, откуда на следующий день я отправился в город Ослоб (Oslob) на юге острова Себу, чтобы посмотреть на китовых акул.

Город Ослоб (Oslob), а точнее местечко Barangay Tan-awan, начал набирать большую популярность в мире среди туристов, после того как в конце прошлого года местные рыбаки обнаружили китовых акул, которые приходили кормиться в непосредственной близости от берега. Сначала местные жители не придали этому большого значения и просто прикармливали акул, но потом когда новость о нескольких китовых акулах, которых можно увидеть каждый день в 100 метрах от берега начала распространяться по Филиппинам и всему миру и в Ослоб потянулись туристы. Я слышал, что в праздники выстраивались очереди из нескольких сотен человек, чтобы посмотреть на акул.
В середине апреля, на тот момент, когда я там был, акулы все еще находились там и туристов было не так много (20-30 чел одновременно в воде в разных местах).
Добраться до места из Себу можно на автобусе с южной автобусной станции, билет стоит около 160 песо в кондиционированном автобусе, ехать около 3 часов, кондуктору надо сказать, чтобы высадил у Tan-awan Barangay Hall или просто сказать, что едите смотреть акул, все уже там в курсе.

Вот так это выглядит с берега
47)

Мне повезло, так как я успел приехать за один день до повышения цен. Мне это обошлось в 500 песо за билет, лодку и аренду сноркелинга. Теперь цены такие: просто посмотреть с лодки 500 песо, сноркелинг с акулами 1000 песо (без аренды сноркелинга), дайвинг 1500 песо. Время с 6 утра до 1 часу дня.
На мой взгляд дайвить там смысла нет, так как акулы плавают на поверхности, а глубина там не более 10 метров.

К сожалению подводной камеры у меня не было, поэтому снимал только с поверхности.

Китовая акула (Rhincodon Typus)
48)

Акула конечно здоровенная, под водой сложно объективно оценить размер, но думаю, что 4-5 метров там было. Когда плаваешь с ней рядом, кажется, что она совсем близко. Один раз я даже коснулся ее рукой, почувствовал ее кожу. Но местный рыбак сразу предупредил, что этого делать нельзя.

49)

50)

Местный рыбак кормит акулу креветками, при этом "помогает" ей ногой закрывать нижнюю челюсть :)
51)

52)

Увидеть китовую акулу было конечно очень интересно, это была мечта, с тех пор как увлекся дайвингом, но все время преследовала мысль, что это не по-настоящему, ощущал себя как в зоопарке. Это больше напоминало какой-то аттракцион. У меня еще после моего http://mirputeshestvii.ru/read/reports/safari_v_parke_serengeti_i_ngorongoro_krater_tanzaniya/]сафар... в Африке появилось какое-то неприятное отношение к зоопаркам, увидеть животное в дикой природе и в зоопарке - это две совершенно разные вещи. Но о том, что съездил в Ослоб я совершенно не жалею, тем более, что цена в 500 песо за то, чтобы увидеть китовую акулу на мой взгляд более чем адекватная.