Королевство Мустанг (Фотоотчет). Часть 3: обратный путь, из Верхнего Мустанга в Нижний.

И вот, наконец, последняя часть фоторассказа о путешествии в Верхний Мустанг, совершенном нами в мае-июне 2013 года.

Предыдущие части отчета можно посмотреть по ссылкам ниже:
- Часть 1. Дорога в Ло Мантанг и день рождения Будды в Царанге.
- Часть 2. Ло Мантанг и окрестности.

Обратно из Ло Мантанга мы возвращались уже другой дорогой, лишь частично пересекаясь с нашим первоначальным путем. После Ло Мантанга мы изначально планировали совершить переход до местечка Дакмар и заночевать там, но, заприметив еще в первой части пути деревню Гаме (она нам с Ильей как-то сразу полюбилась), решили поменять планы и дойти за один день сразу до неё (благо, что от Дакмара до Гаме всего час ходу). Чтобы осуществить намеченное, опять прибегли к стратегическим хитростям: часть группы поехала на лошадях, а мы с Ильей двинули пешком (и еще одну лошадь взяли дополнительно под общественный груз).

Дорога проходит через перевал высотой около 4300 метров, и далее после перевала до Гаме на протяжении почти всего пути взору открываются роскошные панорамные виды сразу на несколько горных массивов, наиболее впечатляющий из которых - массив Аннапурны.

Одинокий всадник:

А по склонам ползают милейшие овчины:

Ильюха зевает: сколько можно, каждый день горы показывают!

Ребята на лошадях уходят вперед:

А мы с Ильей бросаем рюкзаки на тропе и налегке забегаем на ближайший холм, в надежде, что откроются еще более роскошные виды. Но за этим холмом, как это обычно бывает, скрывается еще один не менее симпатичный холм :) Совершаем традиционный ритуал - 50 отжиманий - и фотосессия на память:

Кстати, в этот день из Ло Мантанга одновременно с нами этой же дорогой выходила группа китайцев преимущественно пенсионного возраста, и я в очередной раз восхитился их тренированностью, настолько бодро они шагали. Мы их обогнали, конечно, но в итоге они отстали от нас всего на 3 часа (это с учетом того, что ребята ехали на лошадях, а мы с Ильей шли в очень хорошем темпе, который далеко не каждому был бы под силу).

На спуске перед Дакмаром конная часть пути закончилась, все спешились и попрощались с отслужившими верную службу лошадками (хозяину лошадей не хотелось подниматься потом назад, ему ведь еще в Ло Мантанг возвращаться в этот же день). Но отсюда до Дакмара уже недалеко, а там и до Гаме всего час.

Дал, наш непальский гид, фотографируется на память верхом:

Следует заметить, что помимо довольно дорогих пермитов (500 долларов за 10 дней), для посещения Верхнего Мустанга надо в обязательном порядке нанимать местного гида. Для треккинга в районе Аннапурны или Эвереста таких правил нет, там можно ходить самостоятельно, и местных гидов я беру в этих районах только на высотные треки выше 5000 метров (на случай, если у кого-то из участников возникнут проблемы со здоровьем и придется отправлять их вниз, чтобы было с кем). Здесь же пришлось брать Дала вынужденно, но в целом мы не пожалели, он оказался неплохим парнем, спокойным и ненавязчивым. Помогал нам с бронированием лоджей (жители Мустанга часто не говорят по-английски, либо говорят очень плохо). А еще напевал сентиментальные песни всю дорогу :)

Спускаемся в долину реки Дакмар Кхола:

Селенье Дакмар (три кола, три двора) расположилось в крайне живописном месте, эрозия тут хорошо поработала:

В Дакмаре мы пообедали и двинулись дальше до Гаме.

Чортены на пути из Дакмара в Гаме:

Прощальный взгляд на Дакмар с нависающими над ним красными останцами:

И вот, наконец, показалось Гаме

Устремляемся вниз, навстречу "королевскому" лоджу с его гостепреимной хозяйкой, обалденно вкусным тентуком (это тибетский суп такой) и тибетским хлебом, беременной кошкой, новорожденными ягнятами и прочими прелестями.

Ребята остаются умиляться всей этой "няшестости" и "кавайности", а мы с Ильей (теперь уже со вторым - хотя вы, наверное, уже в конец запутались с этими двумя Ильями, но они-то сами разберутся, кто куда со мной ходил) отправляемся опять наверх, на холмы над Гаме.

Это была одна из наиболее запомнившихся мне вылазок из этого путешествия. Мустанг вообще щедр на световые эффекты, но тут под вечер творилось такое, что в какую сторону не посмотри, зрачки расширяются от восторга.

Несколько наиболее удачных карточек оттуда:

Ильюха наверху:

Долина Дакмара, изолированная со всех сторон от внешнего мира:

Долина Гаме:

Извиняюсь за большое количество похожих фоток, но я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от этих мест и не знаю, какая из фотографий лучше передает их красоту, выбирайте сами.

На следующий день мы дошли из Гаме до Самара по уже знакомой дороге, а на другой день сделали еще короткий двухчасовой переход до Чусанга, где устроили полудневку (тут-то и открылась коварная сущность Риночки, не пожелавшей признавать дорогих гостей). Эти места я уже показывал в первой части отчета, поэтому здесь приведу лишь несколько интересных, на мой взгляд, фотографий.

Внутри хижины, где мы остановились выпить чаю по дороге:

Там же:

Это я уже показывал раньше, но почему бы не вспомнить еще раз веселые моменты :) Серега примеряет на себя местные атрибуты в одном из проходных лоджей в Сьянгбочене:

Ильюха, экипированный согласно последней тибетской моде, с повязочкой на нос:

Желтые лоскутки - это поля горчицы:

Мост через Кали Гандаки и пещерная галерея на подходе к Чусангу:

После отдыха в Чусанге путь наш отклонялся от классического треккингового маршрута: возвращались мы не обратно в Кагбени, а выходили в долину Муктината через перевал Гью Ла (4135 метров). Дорога эта проходит через живописную деревеньку Тетанг, но сфотографировать ее мне не удалось, т.к. погода в этот день была к нам не слишком благосклонна: впервые за последние 10 дней пошел дождь - и, зарядив с утра, продолжался почти до обеда. Поэтому камеру я с самого выхода зачехлил и спрятал.

Мы втроем с Ильей и Серегой планировали еще сходить с перевала радиально на ближайшую вершинку высотой предположительно около 5 500 метров, поэтому стартанули вперед пораньше, а Илья, Женя и Дал вышли за нами чуть позже в спокойном темпе. Но по мере приближения к перевалу становилось понятно, что идти на вершину все равно не имеет смысла, все было затянуто густыми облаками. С перевала, соответственно, мы тоже ничего не увидели, хотя с него должны бы быть отличные виды на массивы Аннапурны и Дхаулагири.

Ежики в тумане:

Сергей, на сей раз в романтической ипостаси:

В долине Муктината мы планировали остановиться не в самом Муктинате (который я, признаюсь, недолюбливаю), а в Дзонге или в Джаркоте. В Дзонге мы еще год назад довольно мило пообщались с молодым монахом из местной гомпы и он всячески рекламировал нам гостиничные услуги при монастыре. Но теперь, пытаясь дозвониться по оставленному им телефону, мы сделали вывод, что монах уже покинул монастырь, т.к. номер не отвечал. Однако нам удалось выйти на других людей, имеющих отношение к лоджу при монастыре, и комнаты нам вроде как забронировали.

На подходе к Дзонгу, вид сверху:

Однако от ночевки в Дзонге мы в итоге отказались. В гомпе мы долго пытались найти кого-нибудь, кто мог бы открыть комнаты в лодже. В монастырском дворе вертелись лишь двое мальчиков-монахов лет десяти. Спустя какое-то время они растолкали из беспробудного сна своего старшего товарища, который вышел к нам с обкуренными глазами, потом долго искал ключи и провел, наконец, в комнаты, покрытые вековым слоем пыли (постояльцы здесь останавливаются явно не часто). Год назад за лоджем следили как-то лучше. Мы попросили парня прибрать в комнатах и поменять белье, тот вяло кивнул головой. Когда мы вернулись после обеда в местной тошниловке, лодж был заперт наглухо, парня с ключами и след простыл. Нам эта канитель изрядно надоела, и мы решили пойти по запасному варианту и остановиться в Джаркоте, до которого из Дзонга 30-40 минут ходу. Проникли в комнаты через незакрытый балкон, забрали вещи и, позвонив предварительно хозяевам лоджа, покинули не слишком приветливый Дзонг. Я немного расстроился, место само по себе мне очень нравится, но с гостеприимством на сей раз оказалось как-то туговато. Но унывал я не долго, т.к. Джаркот с лихвой компенсировал все издержки.

Джаркот:

Окрестности Джаркота утопают в зелени, а в Мустанге каждую травинку начинаешь ценить.

Мы провели в Джаркоте две ночи, ударившись в гастрономический разгул (девушка в лодже оказалась кулинарной богиней, ну и, конечно же, красавицей по совместительству). Погуляли по долине, посетили храм в Муктинате. Попрощались с Ильей (одним из двух), которому надо было уезжать чуть раньше.

Покажу несколько фотографий из долины Муктината.

Джаркот в вечернем свете:

Прилегающие поля:

Деревня Кхингар ниже по долине:

Тропа на перевал, выводящий в долину реки Панда Кхола:

Скудная тибетская растительность:

Из долины Муктината до Джомсома мы также выходили нестандартным путем - не через Кагбени, а через Лупру (укромную деревеньку в долине реки Панда Кхола, редко посещаемую туристами).

Путь от Джаркота до Лупры занял у нас немного времени, около 4 часов в спокойном темпе.

Лупра, показавшаяся внизу (на спуске с перевала):

В Лупре остановились на ночлег, а оставшуюся половину дня Серега с Женей гуляли по деревне, а нас с Ильей опять понесло наверх, на ближайший утес над Кали-Гандаки.

Илья наверху:

Вид на Дхаулагири (8172 м) - вершина слева пирамидальной формы (в таком ракурсе ее можно увидеть только со стороны Мустанга):

Слияние рек Кали Гандаки (слева на фото) и Панда Кхола (справа). Вверх по долине Кали Гандаки уходит дорога в Верхний Мустанг, по которой мы шли до Ло Мантанга, а в правом нижнем углу фото виднеется зеленый кусочек Лупры:

До Джомсома на следующее утро мы дошли за пару часов, в этот же день доехали до Татопани в веселой компании монахов, покупались в горячих источниках, слегка обобрали мандариновые деревья, и на другой день были уже в Покхаре.

Путешествие получилось, безусловно, очень красивым и насыщенным. Но, на мой взгляд, на данный момент 500-долларовые пермиты в Верхний Мустанг себя не оправдывают. Это было бы обоснованно 10-15 лет назад, когда район действительно можно было назвать закрытым. Но сейчас туристы в этих местах - вовсе не редкость, и это уже успело наложить свой отпечаток на местных жителей. В то же самое время, очень похожие пейзажи, архитектуру и быт можно посмотреть в Нижнем Мустанге, для посещения которого не нужны спец.пермиты. Поэтому для себя лично я пометил Верхний Мустанг как перспективный в будущем район (в Непале на правительственном уровне ведутся переговоры о том, чтобы приравнять район по своему статусу к нац.парку Аннапурны и отменить дорогие пермиты), а пока что на весну 2014 запланировал тур с широким охватом Нижнего Мустанга, чтобы дать людям возможность посмотреть на Тибет в непальском варианте.

Автор: Кирилл Спирин (spirin-foto.livejournal.com)