Мьянма (Бирма): страна превосходящая ожидания. Янгон и Golden Rock.

От поездки в Мьянму (Бирму) я ничего особенного не ожидал. Конечно хотелось посмотреть знаменитые достопримечательности Бирмы, такие как Золотой Камень, Шведагон пагода, озеро Инле и древний город Баган, но то негативное впечатление, которое производит приграничный город Тачилек (Tachilek), куда я частенько наведывался, не позволяли ожидать от поездки в Бирму чего-то особенного. Да и вся поездка в Мьянму, как часто у меня бывает, получилась случайно, благодаря очередной промо акции от авиакомпании AirAsia.com. Перелет Бангкок-Янгон-Бангкок обошелся мне меньше чем в 3000 рублей и упустить такую возможность я не мог.
Прилетев в аэропорт Янгона, я решил, не теряв времени и без заезда в столицу, отправиться сразу на автостанцию, а оттуда к горе Kyaiktiyo, где находится всемирно известный Золотой Камень (Golden Rock) - одна из главных достопримечательностей Бирмы.
В аэропорту встречают таксисты, которые с радостью готовы довезти туриста в любое место по цене в 3 раза дороже, чем это реально стоит. Поговорив с ними и поняв, что дешевле 8 долларов они не сдвинутся с места, я решил пройтись дальше вдоль аэропорта до того места, где таксисты высаживают пассажиров. Первый попавшийся таксист согласился отвезти меня до автостанции за 4 доллара, хотя я уверен, что можно было и сторговаться дешевле.
В Мьянме есть множество частных автобусных компаний и у каждой есть специальные зазывалы, которые вас встречают уже на въезде к автостанции и бегут за машиной такси, что-то крича и пытаясь склонить к использованию именно их авто компании. Мне было без разницы на каком автобусе ехать, тем более на вид они были все одинаковые, поэтому я пошел с зазывалой, который всех настырнее бежал за такси:)
Я сказал, что мне надо в Кинпун (точка у подножия горы, откуда отходят специальные грузовики к Golden Rock), меня посадили на автобус и сказали, что он отправляется через 30 минут, билет обошелся в 7000 чат. Автобус был совершенно местный, на котором ехали обычные бирманцы, со всеми своими пожитками. Всю дорогу по телевизору (даже в самых раздолбанных автобусах есть телевизор!) крутили караоке.
Дорога до Баго (Пегу) оказалась вполне приличной, гораздо лучше чем я ожидал и лучше многих дорого в России, но движение конечно сумасшедшее. На дороге смешались в одной кучи машины, телеги, велосипедисты, мотоциклы и все это двигалось в каком-то хаотическом движении. Но самое интересное, что за 2 недели я так и не видел ни одной аварии. Кстати на дорогах можно встретить даже российские нивы.
Пока ехали на автобусе я разговорился с соседом, который знает, кто такой Абрамович и болеет за Челси. Потом меня высадили в каком-то городке, сказали дальше поедешь на мотоцикле, а автобус поехал дальше. Я уже начал беспокоиться, так как даже не представлял, где нахожусь. Мототаксист сказал садиться к нему и мы куда-то поехали, как оказалась в Кинпун. Денег он не взял, так как сказал, что все уже оплачено.
От Кинпуна до Золотого Камня можно добраться либо пешком, как делают многие паломники, либо на специальном грузовике, как делают все остальные. Других путей нет, машины и мотоциклы туда не пускают.
Грузовики представляют собой обычный грузовик, в кузове которого на минимальном расстоянии (не больше 30 см) расположены скамейки в виде обычных досок. На таких скамейках может расположиться около 40-50 человек, я занимал два места, потому что ноги у меня элементарно не влезали и пришлось сесть в пол оборота. За мной сидела группа тайцев, с которыми мы мило болтали всю дорогу и я "блеснул" своими знаниями тайского языка:)
Грузовики отправляются по мере заполнения и у меня было время зайти в ресторан, чтобы позавтракать.
Еще около 30 минут тряски на грузовике и 30 минут пешего подъема в гору и я наконец добрался до Golden Rock. Желающие могут воспользоваться услугами носильщиков и вас буквально занесут на вершину. Перед входом к самому комплексу необходимо снять обувь и заплатить $6 за вход, могут потребовать еще оплатить камеру, но ее лучше просто спрятать.
1. Золотой камень в Kyaiktiyo (Golden Rock)

Golden Rock представляет собой огромный камень, который как будто висит на самом краю горы Къяйктио (Kyaiktiyo) и увенчан небольшой ступой. Камень и ступа покрыты сусальным золотом.
По легенде точная балансировка камня на краю горы обеспечивается благодаря точно расположенному в ступе волосу Будды. Golden Rock является одной из главных достопримечательностей Мьянму, куда собираются паломники со всей страны и из других буддийских стран, особенно из соседнего Таиланда. Многие остаются у камня на всю ночь, чтобы встретить рассвет.
К самому камню допускаются только мужчины, женщинам любого возраста проход запрещен.
Перед входом в комплекс расположены несколько отелей, цена ночи в которых варьируется от 30 до 60 долларов, в которых можно остановиться на ночь. Рекомендую это сделать, так как лучшее время - это ближе к полуночи, когда транспорт уже не ходит.
Кстати я там был не меньшей достопримечательностью, чем Золотой камень, девушки-бирманки выстраивались в очередь, чтобы со мной сфотографироваться. "Белых" туристов там почти не было. Девчонки в Бирме смешные и прикольные:)
Назад в Янгон я ехал с тайской парой и девушка немного говорила по-русски, точнее она знала пару фраз и поговорок.

Янгон

В Янгоне в гостинице я встретился со знакомой девушкой, которая как раз заканчивала свое большое путешествие по Бирме и дала мне пару полезных советов. А ближе к вечеру мы вместе поехали к, наверно, главной бирманской достопримечательности - Шведагон пагоде (Shwedagon pagoda).

2) Шведагон пагода (Shwedagon pagoda)

Па́года Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Название происходит от «Shwe» (бирм. золото) и «Dagon» — древнего названия Янгона. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы.
Вершина пагоды украшена драгоценными камнями и огромным бриллиантом.

Так весь вечер мы и провели, гуляя вокруг этого монументального сооружения, фотографируя и фотографируясь с местными.

Желающие могут присоединиться к процедуре уборки храмового комплекса, считается, что это положительно влияет на карму.

Девушки Мьянмы

Особенно хорошо Шведагон выглядит вечером и ночью, включается специальная подсветка.

Вечером у пагоды мы случайно встретились с тайской парочкой, с которой я ехал из Кинпуна, и вместе поехали в тайский ресторан на ужин. Они не позволили нам заплатить за ужин :( А после ужина еще поехали в кафе под названием Sky Bisto, которое расположено на 20-ом этаже Sakura Tower и откуда открывается прекрасный вид на Шведагон. Всем рекомендую зайти в это кафе, я там еще ужинал ни один раз.

Следующий день я посвятил прогулкам по городу и осмотром местных достопримечательностей

10)

Сотовая связь только начала свое победное шествие по Мьянме и владение старой моторолой с выдвигающейся антенной, является шиком по местным меркам. Хотя связь не такая уж и дорогая, всего в 3 раза, дороже чем в России или Таиланде.
А зайдя в один из компьютерных клубов, где есть Wi-Fi, я хотел подключиться со своего Макбука, так бирманец, не смущаясь, что все на русском языке, быстро настроил мне нужный прокси-сервер.

Центр города
11)

По европейским меркам город очень грязный, но если честно, я ожидал, что будет хуже.
Получая информацию о Бирме из обычных СМИ, может сложиться впечатление, что в стране полная разруха, диктатура и гражданская война. На самом деле ничего этого не видно. Летя в Янгон, я ожидал увидеть полуразрушенную деревню (как например Катманду), а попал во вполне современный азиатский город, даже со своими небоскребами, кафе и ресторанами. Везде на улицах идет бурная жизнь и торговля и чувствуешь себя вполне безопасно даже в вечернее и ночное время. В общем уже с первых дней пребывания в Бирме, она полностью поменяла мои представления о ней, сформированные СМИ и приграничным Тачилеком. Со временем эти чувства только усиливались. На обратном пути у меня даже появилась любимое кафе-кондитерское в Янгоне :)

Кстати, полное название страны с 2010-го года -"Республика Союз Мьянма" и исторически правильно называть ее нужно именно Мьянма. Бирма - это название привнесенное англичанами-колонизаторами и названо по имени основной народности - бирманцев. Многие западные туристы продолжают называть страну Бирмой.

12)

Единственный негативный момент, с которым я столкнулся в Бирме - это история с обменом денег. Деньги там можно менять практически везде, в том числе в отелях и турфирмах, средний курс был $1 = 820 чат.  Так вот, прогуливаясь однажды по Янгону, уличный меняла предложил мне обменять 200 долларов по курсу 900 час за доллар, я предчувствую подвох, согласился поменять только $50. Он пересчитал при мне свои чаты и передал мне, а я поленился пересчитать их (я внимательно следил как он пересчитывал) и отдал ему 50 долларов. И только вернувшись в отель, я решил пересчитать деньги, оказалось, что недоставало 10000 чат. Ловкость рук и никакого мошенничества. Никогда не меняйте деньги на улицах в Бирме! А еще лучше поменяйте, но обязательно пересчитайте сами, перед тем как отдавать доллары, накажите этих мошенников невыгодным курсом! :)

Дома в колониальном стиле
13)

14)

До последнего момента я не знал куда ехать дальше, было несколько вариантов, но я решил ехать сначала в Мандалай и купил билет на самолет AirMandalay за $88 на следующее утро. Можно было ехать на автобусе за $13, но я решил не терять столько сил и времени(13-15 часов) на дорогу и лететь самолетом.
Так началось мое путешествие по Бирме, которое полностью перевернуло мое представление о ней и заставило задуматься о том, что в Мьянму надо будет обязательно вернуться.

Продолжение:
Мьянма (Бирма): страна превосходящая ожидания. Мандалай и его окрестности.

Мьянма (Бирма): страна превосходящая ожидания. Баган - город тысячи ступ.