Олимп. Гора богов, мифов и легенд



Вот и мы, вооружившись благосклонностью муз, отправились покорят гору богов, мифов и легенд.
Конечно же, на самой горе мы не увидели ни исторических памятников этой культуры, ни туристических баз в стиле времен богов Древней Греции. Это естественно: такие памятники искусства важны своим художественным духом. Вспомнился мне сейчас "тур Дракулы". Первое, что сказал нам гид: "Замка Дракулы не существует". Да и в Нотр-Даме нет комнаты звонаря Квазимодо, прославившего и спасшего от забвения этот потрясающий Собор.
На горе Олимп ко всему прочему и археологи не нашли никаких исторически важных памятников. Словно бы она была священна, и поэтому не посещаема ни современниками Гомера, впервые облачившего мифы Греции в стих, ни в расцвет своей культуры, в V 5 в. до н.э. Лишь в средневековье, когда 12 богов уже давно уступили место одному христианскому, гору начали заселять местные жители, строя свои жилища на высоте метров семисот, что к тому же спасало их от морских пиратов. Покорен Олимп был лишь в 1913 году.

Сегодня известно, что Олимп - самая высокая точка Греции, 2918 м. Древние греки были на редкость правильны в расчетах, желая поселить своих богов ближе всего к небесам, ведь Греция - страна гор и многие вершины уступают Олимпу лишь несколько метров. Правильнее сказать, что это горный массив, состоящий из нескольких близлежащий, даже совмещенных пиков.

Самый высокий и острый это Митикас, он и есть трон Зевса (над ним всегда сгущаются тучи).

Мы поднимаемся на высоту 1000 метров, доступную для туристического автобуса. Это не скалы, сплошь растительность, правда чем выше горы, тем нише растительность. Подняться дальше можно уже только пешим ходом. Покорять же Митикас даже опасно, особенно в плохую погоду или ночью. Однако, существуют и такие туристические маршруты, а также олимпийские марафоны разных дистанций и с разными нагрузками, которые собирают туристов со всего мира. Но мы ограничиваемся высотой в 1000 м, где расположена туристическая стоянка с благоустроенным кафе, которое, кстати, так никто из наших туристов и не посетил. Просто всем хотелось побольше насладится видами, панорамами, которые открываются с высоты Олимп. Но я так думаю, что не только из-за своей высоты на Олимп древние греки возвели богов, еще из-за неземной красоты и самой горы и вида с нее на долину и на Эгейское море.
Символично на возвышении туристической остановки мы видим "жертвенник", куда туристы кладут копейки.

А рядом тут же и сборщик подати, олимпийский кот. Естественно, как истинные белорусы, мы захотели его подкормить, но кот все равно настойчиво и громко что-то просил.

Кто-то из туристов предположил, что копеек. Не поверите, но олимпийский кот успокоился, стоило мне положить копейки на жертвенник. И тут же потерял к нам всякий интерес.



Мы обследовали это небольшую олимпийскую долину вдоль и поперек: восхищались видами, фотографировались.

Знаете, сейчас мне было бы скучно без этих фото. Не верьте, когда говорят, что много экскурсионных фото делать излишне, что это будто бы хвастовство и только. Это живые воспоминания, почти так же эмоциональны, как и в момент их запечатления. Они помогают мне ярче и достовернее вспомнить интересные странички своих путешествий - "...я знаю, сзади с улыбкой стоит благосклонная Муза".

Спускаясь к подножью Олимпа, наш гид еще раз напоминает нам историю мифических богов, опровергает мнения о связи горы Олимпа с Олимпийскими играми. Оказывается, это не в честь олимпийских богов были придуманные самые знаменитые спортивные игры современности, а в честь города на другом конце Греции Олимпии, где они и были проведены впервые.
И вот мы уже у подножья Олимпа, на раскопках древнегреческого города Дион (синоним имени Зевс в греческом языке), где и поклонялись богам. Сначала посещаем святилища Деметры.

Богиня плодородия, для меня она всегда была в первую очередь мамой. Гид рассказывает общеизвестную легенду о том, как бог подземного царства мертвых Аид украл дочь Деметры себе в жены, а Деметра так переживала эту утрату, что перестала помогать людям в делах плодородия и вообще ушла из Олимпа. В Грецию пришел голод, люди стали умирать. Зевс испугался, что скоро некому будет молиться и приносить жертвы богам, некому будет их восхвалять, и заставил Аида вернуть дочь Деметре. Однако она была уже законной супругой Аиду. Пришлось пойти на сделку: три месяца в году Персефона жила у мужа, остальное время проводила на земле с матерью. С тех пор природа умирает каждый раз зимой на три месяца – это Деметра так скучает по своей дочери. Очень красивая легенда, я ее не раз рассказывала своей дочери. Вижу по ее выражению лица, что она узнала этот миф. Кто бы мог подумать, что мы посетим настоящее святилище этой мамы. Ожившая легенда, скажу я вам.


Хочется отметить, что статуи богов, как будто уменьшенные копии. Гид подтверждает: это действительно копии, настоящие найденные оригиналы хранятся в музее Диона, при специальных климатических условиях. Но копии не уменьшенные. Все статуи в святилищах Диона были в раза три меньше человеческого роста. Статую в полный рост мы видели лишь одну в Дионе и это была не богиня, а изображенная горожанка того времени, меценат, как сказали бы сейчас, на средства которой было построено одно из святилищ. Почему этот факт имеет место быть ни гиду нашему, ни археологам, раскопавшим в прошлом веке этот замечательный город, сие не известно. Может все гораздо прозаичнее и просто скульптору было предложено большое вознаграждение, и он решил отдать должное своей покровительнице?
Вернемся к богам и посетим некогда храм громовержца Зевса.


Слева виден бюст самого Зевса, а правее ниже – его символ, орел. Говорят, что именно на этом месте Александр Македонский объявил о своем походе на персов.
При храмах или святилищах греки, помним, не только молились, но и «заключали сделки с Богами», принося при этом жертвы. В храме стояла статуя бога, но все действа совершались у входа. Считалось, раз боги небожители, а люди обитают на земле, то последние и не имели права заходить в храм. Христианский Бог сошел на землю и испытал все тяготы земной жизни, поэтому в его храм мы с вами все заходим, не задумываясь, лишь осеняя себя крестом. В храмы же богов древних греков входил лишь жрец. Однако жрец не часто был проводником между греками и Богами. Часто греки молились на открытой местности, где стояли небольшие жертвенники, или дома, обращаясь с поднятыми руками к той части света, где находилась гора Олимп. Кстати, Платамонос – единственное место на земле, где я не могла определить стороны света. Солнце поднималось у нас всегда там, где в моем понимании должен быть закат. Я имею привычку на рассвете выходить к морю заниматься йогой, и всегда поражалась этому мистическому факту. Видя Олимп, мне твердо казалось, что солнце должно вставать именно оттуда. Когда мы уезжали из Платамоноса, тут же все становилось на свои места, и я с закрытыми глазами могла сказать, где восход, а где закат. Вот такое загадочное место на земле – Платамонос.

Древнегреческих богов знает весь мир, мифы о них самые популярные, современные трактовки получаются самыми кассовыми кинокартинами. Может поэтому, но я думаю от душевного своего богатства, современные греки свято чтут своих языческих богов как неотъемлемую часть истории и культуры, оставаясь при этом православными прихожанами.

Их именами называют детей, вновь и вновь воспроизводят их в предметах искусства, ссылаются на них в живой речи, политики вспоминают о них не только «для красного словца»:
"В конце концов, эта наш Зевс украл их Европу" – недавно обратился к греческому народу премьер-министр Ципрас для поднятия национального духа. Потрясающее высказывание. Нам, белорусам, которых сначала несколько веков насильно отучали от язычества (вместо того, что бы это оставить частью культуры), а потом почти на сто лет лишили любой религии, остается только по-доброму завидовать такой наследственности. Мы до сих пор о религии говорим лишь в церкви и то как-то не смело, загадками.
Отвлеклась я в мыслях, а на фото уже на следующем святилище в Дионе, самом большом, по всей видимости, святилище Изиды.


Скажете, при чем тут древнеегипетская богиня? Я тоже так подумала, но культ ее очень сильный, это идеал женственности и материнства, мать всех египетских царей (помните, что древние египтяне обожествляли своих фараонов). Мне кажется, что перекочевала она в Дион с Александром Македонским. Великий полководец, как известно, всегда чтил не только своих богов, но и богов каждой завоеванной им страны и в каждом городе он устраивал праздники и в честь своих богов и в честь местных богов. Сюда, к Изиде, приходили женщины Древней Греции, чтобы избавиться от бесплодия. Со временем по территории святилища проложила русло река (мы идем по мостику, как видите), и решено было ее не осушать, дабы не нарушить картины святилища.


Город Дион пережил и римлянин, более того, он расцветал во времена их наместничества. Понятно, что и сохранились эти памятники лучше, времени-то для разрушения у них было на лет семьсот меньше. Сейчас нам покажут древнеримские бани с красивой мозаикой и потрясающей для того времени канализационной системой (здесь был и непрерывный подогрев воды, и сток), стадион, мощеные улицы.

Скажу Вам, ходить по ним сложновато, неуютно как-то, как принцессе на горошине, и признаться стыдно, красота ведь кругом, и неудобно как-то.

Но большее неудобство доставляет солнце, уже скоро полдень, а мы первый раз не у моря, где от жары спасает морской бриз и вечный его спутник ветер. Да и на мощеной, хоть и с тысячелетней историей, улице деревья не растут, и здесь не спрячешься в тени, что мы делали в святилищах и около бань. Остального не скажу, ведь моя задача очернить понятный контур путешествия, да самое главное передать свою субъективную оценку и лирический настрой, а никак не нарисовать точную картину экскурсии и уж тем более не пересказать слова гида. Это, скажу я вам, всегда самое интересное, поэтому их я оставлю для потенциальных путешественников. Пусть они поедут туда каждый со своей легендой и мифом, и вернуться каждый со своей историей.

Спаслись мы от жары в автобусе, куда почти бежали прямо с мостовой времен римских легионеров и императоров. Кондиционеры в греческих туристических автобусах, помните, работают всегда и бесперебойно... поэтому если вы будете ехать ночью – одевайтесь потеплее, иначе можно замерзнуть. Такой вот парадокс.
Экскурсия наша имела еще один пункт назначения, город Вергина, столица древнегреческой Македонии. До нее далековато, поэтому мы заезжаем в кафе. И, казалось, что сегодня могло бы нас удивить? Яков намекал, что Вергина – жемчужина поездки «Олимп. Дион. Вергина» и сейчас мы убедимся. В прошлом столетии эта археологическая находка явилась самой крупной и значимой изо всех древнегреческих. В Вергине нашли курган с тремя гробницами, в одной из которых был захоронен Филипп II, отец Александра Македонского. Мало того - гробницы были почти не разграблены, что крайне редко случается.

Из потрясающей находки археологи сделали такой же потрясающий музей. Укрепили и расширили курган, что позволило нам, современным туристам, спускаться в подземелье-музей, где оставались нетронутыми настоящие гробницы. Фотографировать там, к сожалению, нельзя, потому я наглядно представлю несколько фото из Интернета.

Нам показывают макеты надгробных курганов того времени и те находки, которые были изъяты из гробниц этого музея. Это оружие, предметы быта и роскоши. Поражают маленькие статуэтки – бюсты Филиппа и самого Александра. У первого, как известно был поврежденный один глаз – он так и запечатлен, а Александр, словно молодой Аполлон, со своим загадочным взглядом вдаль. И столь же восхищают тяжелейшие доспехи воинов, особенно если учесть, что среднестатистический рост мужчины IV в. до н.э. был где-то 1,60 м.

Первая гробница, по-моему, все же была разграблена, потому что мы видим раскопки, а вот гробница Филиппа II в потрясающем виде. Я спускаюсь ниже всех, а вдруг можно будет прикоснуться к истории, но она закрыта от нас стеклом. Вход в гробницу древние греки замуровывали навечно, но вот тыльную сторону и верх совсем не укрепляли, что и позволяло грабить места захоронения. И сейчас музей оставил вход не тронутым, а вынул все из гробницы сверху. Гробницу умершего императора, по преданию, закрывал новый император, который должен быть избран еще до погребения предшественника. Эту гробницу закрывал сам Александр Македонский.

Более всего меня поразила хорошо сохранившаяся живописная картина над входом в гробницу из жизни того времени (царская охота).

Все мы из искусства Древней Греции знаем о скульптурах, об архитектуре, о поэзии, в конце концов, но живопись... может не развита была, я думала. Да нет, просто она ветшала и до нас не доходила, это же не 500 лет хранения Джоконды, да и краски во времена Леонардо да Винчи были более совершенны. А здесь настоящая живопись, написанная почти 2500 назад. Это меня поразило больше всех сокровищ, найденных внутри. А там было чему удивиться.
Тела императоров того времени сжигала, а кости заворачивали в дорогую ткань и клали в золотой ларец. В нашей гробнице было два ларца. Вместе с Филиппом похоронена его жена. Не ужасайтесь, ее не жгли заживо, она добровольно покончила жизнь самоубийством, приняв яд. Сжигали умерших со всеми драгоценностями. Мы могли увидеть дорогостоящие короны из золота, потрясающего ювелирного мастерства, особенно если учесть, что делались они в короткие сроки для погребения и массивные ларцы, тоже из золота.

Кстати, 2,5 тысячи лет назад оно ценилось в десятки раз дороже, чем сейчас. Но отдать последнюю дань умершему императору было делом святым, иногда на это уходила вся казна города.
В музее полумрак, звучит загробная музыка, все разговаривают полушепотом.

Мы подходим к последней гробнице. По всей вероятности она принадлежит сыну Александра Македонского, его убили в возрасте лет 14, к тому моменту уже расправились со всеми кровными родственниками великого македонского царя и этот славный род прекратился. Однако похоронили юношу со всеми почестями. Интересно те ли, кто отравил его с матерью, или горожане. Кто хоронил, кто закрывал дверь гробницы? Я решила не читать об этом в Интернете, пусть для меня это останется тайной.
Еще одно преимущество музея под землей - прохлада, спасение от греческого полуденного зноя. Мы вспоминаем его ненадолго и быстро в автобус. К вечеру мы будем дома, успеем сходить на море, и к ужину будем смело планировать следующее путешествии в глубь веков. Афины. "Никто не вверяет свои мечты в руки тех, кто способен их уничтожить. Только Афина", - Пауло Коэльо. Впереди еще одна ожившая легенда.
22 Августа 2015
2837    ©  Ольга Тимошенко
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...