Пеший поход на плато Маньпупунер

Весна и лето 2020 года будут потом вспоминаться очень странным временем, большинство стран закрыли свои границы, во всем мире введены карантинные меры, застрявших туристов с трудом вывозят по специальным спискам, а мировая туриндустрия бьется в предсмертных конвульсиях. Куда можно поехать в таких условиях? Конечно же на Северный Урал!

Впервые о плато Маньпупунёр или Столбах выветривания я узнал из блога Сергея Доли еще несколько лет назад, он их тогда назвал одним из самых уникальных мест России, а еще, как оказалось, они входят в список Семи чудес России. Доля летал туда на вертолете (сейчас тур стоит от 42 тыс. руб на 1 день), но мы не ищем легких путей и решили идти туда пешком, чтобы лучше прочувствовать красоты Северного Урала.

Пеший маршрут начинается из города Ивдель на севере Свердловской области. Оттуда на специально подготовленной машине осуществляется заброска на реку Ауспия, по дороге, которую строили еще заключенные Ивдельлага, протяженность примерно 150км, но по времени заброска занимает почти 6 часов.

1) Заброска на газ-66 (стоит от 2 тыс. руб с чел. в одну сторону)

Далее начинается пешая часть маршрута. До Пупов (так бывалые называют останцы на плато Маньпупунер) идти чуть больше 100км или 6 дней по нашему плану. От места заброски тропа сначала идет по дороге, а потом по лесу почти 20 км вдоль реки Ауспия.

2) Тропа не очень приятная, приходится часто обходить поваленные деревья или болотистую местность.

Я брал с собой GPS, но его почти не доставал из рюкзака, удобнее оказалось пользоваться телефоном, тем более, что сам маршрут есть на картах в maps.me

3) На первых же километрах маршрута мы косвенно познакомились с хозяином здешних мест.

Из средств обороны от медведей у нас были только свистки и "слабоумие и отвага".

На первой же ночевке с медведем пришлось познакомиться уже лично, причем ближе чем хотелось бы. Ночью (в 2:30) я проснулся от свиста соседей, оказалось медведь без палева вытащил пакет с едой из тамбура их палатки. Когда я открыл свою, то увидел гостя в паре метров от меня, он с удовольствием уплетал майонез и сгущенку, а наша возьня его почти не беспокоила. Когда проснулся весь лагерь, медведь нехотя удалился в ближайшие кусты.

4) Извините за качество фото, ночь и нежелание подойти ближе.

Медведь не уходил до самого утра, ждал пока мы успокоимся и ляжем спать. Пришлось выставить караул.

6) Сушка после дождя

Дальше дорога поднимается вверх, мы выходим из леса и поднимаемся на Перевал Дятлова. Сам по себе перевал ничего из себя не представляет, но легенды вокруг этой трагедии сделали свое дело, теперь каждый знает про этот перевал.

8) Гора Холатчахль - "мертвая вершина". На ее склоне стояла палатка группы Дятлова.

9) Место где стояла палатка группы, а ниже виден лес, куда убежали участники группы и где их и нашли.

10) На Перевале Дятлова установлена мемориальная табличка

После перевала мы прошли еще около 3км и остановились на ночевку в месте по кодовым названием "У Валеры".

11)

Ночью опять приходил медведь, немного пошумел, сломал немытую тарелку и ушел, никто из нас даже не потрудился вылезти из палатки, все хотели спать после прошлой бессонной ночи.

12) Утро началось с выхода в никуда.

13)

Следующая ночевка должна была быть на модулях на склоне горы Отортен. Когда мы туда пришли, то обнаружили сломанную дверь в модуль и такую записку на стене.
14) Рекомендации сидеть дома хорошо бы читать до выхода в поход ))

15) Дверь сломал медведь в поисках еды

16)В блокноте группа, которая была там за день до нас, оставила послание

17) Картинка говорит сама за себя

Посовещавшись мы все-таки решили остаться ночевать в модулях и попытаться укрепиться. Кроме того, вокруг модулей положили пару баллонов со средством от комаров, которые обмазали сгущенкой.

18) Укрепляем оборону

19) Озеро Лунтхусаптур с которого начинается река Лозьва.

20) Первый, но не последний, потрясающий закат на Урале.

Ночью медведь так и не пришел.

Погода менялась непредсказуемо, утром могло быть все затянуто туманом и моросил дождь, а к обеду выходило солнце и открывались офигенные пейзажи.

21)

Мы шли по джиперской дороге, по которой на Пупы можно проехать на специально подготовленной машине. Самым сложным участком этой дороги считается "стена" - это очень крутой подъем, который невозможно преодолеть без лебедки. Многие заканчивают свой путь именно на этом месте.

22)"Стена"

На фотографии она не выглядит очень крутой, но уклон там серьезный.

23) Пили мы в основном из таких ручьев.

По-пути к следующей ночевке на "мансийском тракте" прямо на одном из перевалов стоит сарай, который построили манси.

24)

25)

С этим сараем связана трагическая история. Здесь несколько лет в летний период отшельником жил Олег Бородин. Туристы, которые с ним встречались, очень хорошо о нем отзывались, он был очень позитивным человеком, туристы иногда помогали ему едой, он помогал им. И вот зимой 2015 году он, по каким-то причинам, не ушел с перевала и остался в хижине. Кто-то говорит, что он, возможно, заболел или не смог выбраться по глубокому снегу, а до ближайшего населенного пункта несколько дней пути. Кто-то считает, что он остался намеренно.

Олега нашли в хижине в начале января 2016 года, он умер от переохлаждения. Родственники решили захоронить его прах рядом с этим сараем, где он ушел в последний путь.

26)

Дальше наш путь шел к горе "Щебенка" - нашему следующему месту ночевки. "Щебенка" находится рядом с пересечением трех областей ХМАО, Свердловской области и Республики Коми.

27) Гора выглядит так, как будто какой-то огромный самосвал вывалил кучу щебенки. Внизу белеют горные модули, в которых мы ночевали.

На второй день похода, мои треккинговые ботинки меня подвели, несмотря на то, что я в них уже прошел ни одну сотню километров, они предательски натерли мозоли, причем такие, что идти стало уже довольно тяжело. Пришлось воспользоваться инновационным решением - сандали, обмотанные скотчем. Идти стало сразу гораздо легче, если бы не болото и лужи, то я всю дорогу шел бы в сандалях))

28)

Погода была не очень хорошая и мы старались быстрее "добежать" до следующей ночевки на горных модулях "Европа-Азия". Они находятся прямо на границе регионов ХМАО и Республика Коми и здесь проходит граница между Европой и Азией.

29)

30) Космический туалет. "Как тебе такое, Илон Маск?"

31) Встретили группу на вездеходе "Петрович". Часть группы задержалась, потому что даже такой вездеход сломался на "Стене".

На ночевке "Европа-Азия" пришлось провести 2 ночи, так как у одной участницы группы поднялась температура, а на улице почти весь день шел дождь и был сильный ветер.

К вечеру погода начала налаживаться и мы были вознаграждены красивыми закатами и пейзажами.

32)

33)

34)

35)

36)

37) Как же приятно полежать на мягком мху в окружении ягод.

38)

На следующий день предстоял долгий переход до базы "Вологодская грань", которая является воротами к плато Маньпупунер.

39) Кто-то любезно поставил знак, чтобы не сбиться с пути.

40) "На привале"

41) Погода была не очень хорошая, но виды частично это компенсировали.

42) Гора Койп - одна из главных вершин этого района.

43) Закат на базе

44)

База "Вологодская грань" находится на самом краю Печоро-Илычского заповедника, здесь живут инспекторы и есть минимальная инфраструктура. Дальше уже нельзя ехать на машине и до плато Маньпупунер можно идти только пешком около 10км в одну сторону.

45) Тропа проходит частично по лесу

46) На некоторых участках волонтеры построили мостки, по которым идти гораздо удобнее.

47)

2-ое августа 2020 года.
С погодой на Пупах нам не очень повезло, был очень сильный ветер и моросил дождь. Я пытался запустить дрон, который всю дорогу оттягивал мне лямки рюкзака, но его сдуло ветром и он быстро улетел за Пупы, пришлось его экстренно сажать. Еле его нашел, пришлось топтать девственный мох (на плато можно ходить только по специальной тропинке).

Но иногда все же погода ненадолго налаживалась и можно было сделать несколько фотографий.

48)

49)

Пятиминутка Википедии:
Маньпупунёр, или Столбы́ выве́тривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России. Находятся на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печоры. Второе название — «Болвано-из» на языке Коми обозначает «Гора идолов»; отсюда народное название останцев — «Болваны». Маньпупунёр представляет комплекс семи останцев высотой от 30 до 42 м. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды. Он являлся объектом культа манси.

Выветривание продолжается уже 200 млн. лет, но пока выветрилось не все.

50)

51)

52)

53) Чувствую себя героем Шона Пена в фильме "Невероятная жизнь Уолтера Митти". (Спасибо Сергею за фото).

54) В дозоре (Спасибо Свете за фото).

Рядом с Пупами стоит домик, где живут молодые ребята - сотрудники заповедника, которые проводят экскурсии и следят за порядком.

53)

У "Вологодской грани" всего в 1.5км находится исток большой северной реки Печоры.
54)

55) Так выглядит исток, который который берет свое начало в ивняке.

На следующий день предстоял долгий переход, нам нужно было нагнать график и пройти больше 30км. С утра шел дождь, но после обеда, когда мы уже прошли модули "Европа-Азия" погода начала налаживаться.

56) В центре фото горные модули

57) Заяц сидел прямо у дороги и спал. Когда мы подошли, он приоткрыл глаза, но понял, что лучше продолжать спать.

58)

59) Если постараться, то прямо по центру кадра на линии горизонта можно разглядеть останцы Маньпупунер.

60) Хорошо было бы идти вот так

61) Погода добавляет драмматизм

62) Приятные моменты на привале

За один день мы дошли от "Вологодской грани" до "Щебенки", где и остались на ночлег.

63) Не скоро я еще побью рекорд своего шагомера, пробег за день 39 км.

На обратном пути погода начала радовать, а я задавался риторическим вопросом, почему такой погоды не было, когда мы были на Пупах.

Открывались виды, которые мы не могли видеть из-за тумана по дороге туда.

64)

65)

66)

67) Гора Отортен, куда собиралась группа Дятлова. Местами еще лежит снег.

Следующая ночевка у нас была в лесу около "стены". Пришли довольно рано, было время посушиться

68)

72)

73)

74)

Следующий день тоже порадовал нас прекрасной погодой и красивыми видами.

75)Гора Койп и, если приглядеться, видно Маньпупунер (справа на горизонте)

76)

77)

В районе Отортена встретили колонну джипперов. Надо сказать, что за 14 дней похода мы встретили не так уж и много народу. Всего одну пешую группу, одну группу на квадроциклах, несколько джипперов, один вездеход и одну группу, которая сплавлялась по реке.

78)

Ночевали мы в прекрасном месте рядом с ледяной пещерой, прямо как в Исландии.

79)

80)

81) Обратный путь всегда веселее

82)

Хозяин тайги косвенно присутствовал с нами каждый день, иногда приходил лично (4 раза за 13 дней), иногда разворовывал наши закладки (2 из 3 закладок съел медведь), а следы мы видели практически каждый день.

83) Хорошо видно, что медведь косолапый

84) Немаленькая особь

85) Вот так медведь вскрыл нашу банку с паштетом и вылезал ее досуха.

На следующий день опять вышли к Перевалу Дятлова

86)

Сделали большой привал на сбор ягод, здесь много черники и голубики
87)

Когда спустились на стоянку "Кедр" в лесу, я вспомнил, что у меня еще в дроне осталось немного заряда и я решил слетать к первалу.
88)

89) Привал в лесу

Назад к заброске вышли точно в срок. Посушились после дождя (носки пришлось реально выжимать), приготовили еду и отметили успешный поход. На следующее утро нас ждал газ66 и 6 часов тряски уже не казались такими утомительными.

Поезд домой
90)

В сухом остатке:
- около 1000 фотографий
- упавший дрон и пара видео с него
- 700 км на машине
- 20 часов на поезде
- 300 км и 11 часов тряски на газ66
- около 200 км пешком по красивейшей тунде и тайге
- незабываемые пейзажи и закаты Северного Урала

Когда уже все позади, ты хорошо поел и едешь домой, все трудности похода начинают быстро забываться, а в голове, пока осторожно, но настойчиво начинают закрадываться мысли о следующих приключениях и путешествиях.