Поездка в Камбоджу(часть 1)

Сразу скажу, что, хотя отчет называется «Поездка в Камбоджу» в нем речь пойдёт не только об этой стране. Я решил сделать отчёт более полным, и описать всю поездку целиком (а она слегка охватывала попутно ещё некоторые страны), поскольку подумал, что этот наш опыт может кому-то пригодиться при составлении маршрутов собственных поездок.
На этот раз при планировании очередной поездки в Азию наш выбор пал на Камбоджу. После изучения информации мы наметили к посещению достопримечательности Ангкора, ПномПень (немного) и отдых на пляже Сиануквиля. Разумеется, встал вопрос, как будем туда/оттуда добираться. В итоге пришли к мнению, что удобнее всего будет прилететь в Бангкок и оттуда добраться в СиемРип, а обратно домой улетать уже из Хошимина, так как после Сиануквиля захотелось ещё несколько дней провести на о.Фукуок во Вьетнаме. При таком выборе наиболее хорошими вариантами оказались перелёты от компании Air China с пересадкой в Пекине. Причём по дороге туда получилось составить вариант, при котором мы ещё целый день могли погулять по Пекину, где ещё не были (прилетали туда в 7.20, а вылет в Бангкок был уже после полуночи). В общем, всё, что было нужно, заранее забронировали и тронулись в путь.
Сразу скажу, что Пекин особого впечатления не произвел – мрачный какой-то город – или мы просто в такое время попали…
Сначала мы посетили Храм Земли в Дитань-парке, хотя храмом я бы его не назвал – просто некое сооружение типа большой платформы в несколько ярусов, где раньше обряды справляли.

Зато в самом парке было интересно посмотреть на толпы китайцев, развлекающихся разнообразными танцами или упражнениями (возможно, потому что это был выходной день)

А вот такое небольшое шествие нам встретилось потом на улице

После этого мы поехали в Храм Неба, суть которого была почти такой же – огромный парк с несколькими местами, где справляли обряды. Только это место считается более престижным (а может просто сильнее раскручено) - цена посещения его около 30 юаней, тогда как за вход в Дитань-парк брали 2 юаня + ещё 5 юаней за проход к Храму Земли.


У местных, похоже, сюда принято приезжать молодоженам фотографироваться – пока мы там ходили, успели увидеть несколько пар. Причём интересно, что все невесты были в красных платьях.

А вот это у меня вызвало тупое непонимание – как можно на фоне храма устанавливать здоровенный экран и показывать какой- то дебилизм...

После этого мы потопали пешком к центру города. Выбрали дорогу по одной из интересных торговых улочек (Liangshidian St. – если я не путаю, короче, она параллельна известной улице Qianmen, выходящей с юга к главной площади города...).

Она вся состоит из кучи торговых точек и многочисленных кафешек, в одном из которых мы поели утку по-пекински

Просто быть в Пекине и не попробовать это мы не могли себе позволить…
Центральная площадь Тяньаньмэнь впечатления не произвела – огромная, да, но это и всё… При этом, чтобы попасть туда, приходится пройти шмон у военной охраны – само собой, что при этом образуются очереди.
После этого мы пошли в Гугун – Запретный город.

Мы слышали о нём разные мнения перед поездкой, но считаем, что его обязательно надо посещать – всё-таки важная историческая точка.



После этого мы ещё погуляли по вечернему городу, само собой посетили и улицу Ванфуцзин, где находится интересный рынок с огромным количеством торговых лотков, в том числе и множество едальных

В общем, мы поставили себе галочку, что Пекин хоть как-то охватили, и отправились в аэропорт.
В Бангкок мы прилетели в полпятого утра. Нашей следующей целью был населённый пункт Араньяпратхет (Aranyaprathet) - небольшой город на востоке Тайланда рядом с границей Камбоджи. Вообще, до этого места ходит довольно много автобусов из Бангкока, но я заранее узнал, что существует и автобус прямо от аэропорта, т.е. можно даже не тратить время на город. В итоге, с небольшими приключениями, мы нашли место его отправления – просто предварительно на форумах я читал, что этот автобус отправляется прямо от аэропорта, но эта информация оказалась устаревшей. Как выяснилось, недавно недалеко от аэропорта была построена небольшая автобусная станция, до которой от аэропорта нужно было добираться бесплатным шаттлом.
В общем, около полудня мы прибыли в Аранью и пошли переходить границу. Весь этот переход оказался несложным, поскольку я заранее выяснил все подробности в интернете. Сначала, постояв немного в очереди, мы прошли тайскую таможню, после чего пошли по нейтральной территории к месту оформления камбоджийских виз. Там заполнили анкеты, отдали их, паспорта, фотографии (можно и без фото – просто придётся больше заплатить, так как они будут сканировать фотку из паспорта) и деньги в окошко, и через несколько минут нам вернули паспорта уже с визами. Дальше ещё один небольшой марш-бросок по нейтральной земле к камбоджийской таможне, где заполнили листки прибытия, получили штамп в паспорт и попали в Камбоджу – в город Пойпет. В общем, весь переход занял примерно около часа.
Сразу после выхода с таможни находится небольшая автостанция. На ней нам предложили такси до СиемРипа, но сторговаться до хорошей цены не получилось – жаль, что попутчиков не было. Но этого места ходит бесплатный автобус до основной автобусной станции, куда мы и поехали. Там можно было пытаться ждать автобуса, но можно было и нанять такси, официальная цена которого 48 долларов. Но вот там мы уже попутчиков нашли – австралийца с немцем, путешествующих вместе. В итоге, заплатив по 12 долларов с носа, мы поехали в СиемРип (для информации – цена автобуса была бы 9-10 долларов). Главное – надо обязательно оговорить, что они должны вас доставить до отеля. Дорога до СиемРипа заняла около 2 часов. Такси до отелей никого не повезло, но в определённом месте нас уже ждали пара тук-туков, которые должны были бесплатно отвезти нас до отелей. Я показал нашему тукеру отельный ваучер, и он позвонил по сотовому уточнить дорогу.

Само собой, он сразу же предложил свои услуги для поездок по храмам Ангкора. Поскольку так и так мне пришлось бы с кем-то договариваться, я договорился с ним. Особо я не торговался, можно было, наверное, или его ещё подвинуть, или кого-то дешевле найти, но я думаю, выгадал бы я долларов 5, а это не та сумма, из-за которой стоило тратить время. В общем, мы договорились, что он нас будет возить 2 дня за 40 долларов.
После этого мы заселились в наш уютный отельчик

И тут же пошли остудиться в бассейн.

Я вообще рекомендую в СиемРипе выбирать отель с бассейном (хоть небольшим), поскольку после долгих хождений по жаре это реально нужная опция.
На следующее утро ровно в 7.30 наш тук-тук приехал к отелю и мы покатили в Ангкор. Следует отметить, что храмы и монументы Ангкора разбросаны на довольно большой площади и поэтому, как правило, туристы следуют двум стандартным маршрутам посещения – так называемым «малому кругу» и «большому кругу». На первый день мы наметили поездку по «малому кругу». Только многие начинают его с основного храма Ангкор Ват, а мы решили им заканчивать, чтобы попытаться разойтись с основным потоком туристов.
Начали мы с небольшого храма 10-го века Прасат Краван (Prasat Kravan), который был посвящён Вишну.

Внутри небольших башен находятся неплохо сохранившиеся со столь давних времён барельефы

После этого мы приехали к бывшей купальнице королей бассейну Сра Сранг (Sras Srang)

В общем-то, эта купальня ничего особенного из себя не представляет - водоём с небольшими остатками цивилизации на берегу. Специально к ней можно было было бы и не ездить - просто у неё сосед очень важный - рядышком, по другую сторону дороги, находится огромный буддистский храм Бантей Кдей (Banteay Kdei), построенный в 12 веке. Мы входили в него с востока через хорошо сохранившуюся восточную гопуру (надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов) первого (внешнего) уровня, она сохранила лик Авалокитешвары («Видящий Бог» или «Владыка взирающий», в оплощение бесконечного сострадания всех будд), а по углам – изваяния гаруд.

Хорошо сохранились террасы, ведущие к храму, со статуями нагов и львов.

А вот в самом храме довольно много разрушенных мест, различных подпорок. Связано это с тем, что при строительстве использовался не самый качественный песчаник.



Кстати, нужно отметить, все поездки тукерами уже отлажены, и, если храм удобнее проходить насквозь, чтобы потом не возвращаться назад, он сразу при высадке говорит, что переедет на противоположную сторону и будет ждать там.
Следующим был один из самых известных храмов Ангкора - Та Пром (Та Prohm). Это один из немногих храмов Ангкора, который до 2009 года не расчищался от джунглей, чтобы сохранить его первозданность. Храм опутан гигантскими корнями. Это именно тот Храм и те огромные деревья с многотонными корнями, которые опутывают стены и башни, предавая картине сказочный и таинственный вид. Кроме того, всеобщую известность он получил после съемок внутри него фильма "Лара Крофт. Расхитительница гробниц" с Анджелиной Джоли в главной роли.






Следующим по ходу нашего маршрута был Та Кео (Ta Keo) - недостроенный индуистский храм-гора, во время строительства в храм ударила молния – знак по тем временам недобрый. Строительство тут же свернули, поэтому мы не видим в храме ни одного барельефа, ни одного рисунка.

Высота центральной храмовой башни, сложенной из песчаника составляет около 50 метров.

Само собой, мы забрались на самый верх, а вот спускаться вниз по крутым ступенькам было то ещё испытание…

После этого мы подъехали к Thommanon и Chau Say Thevoda – двум небольшим храмовых комплексам, расположенным по разные стороны дороги. Тевода больше разрушен,

а вот Томманон сохранился гораздо лучше


После этого мы въехали на территорию Ангкор Тома (бывшей столицы кхмерской империи) и направились к храму Байон (Bayon). Это храм знаменитых "улыбок Анкгора". По одной из версий, этот храм - место покоя первого короля древности, который был буддистом и привёл страну от тирании Индуизма к добродетели Буддизма. Храм короля Джаявармана VII славится своими 54 башнями, каждую из которых украшает по 4 огромных лика Короля (хотя по другой версии – это лики Будды).




Рядом с храмом организовано несколько мест для моления местных жителей

А ещё на фоне этого храма любят фотографироваться молодожёны

После этого мы покинули Ангкор Том, оставив остальные его достопримечательности на следующий день, и поехали продолжать программу. Кстати, вот так обезьяны нагло требуют у туристов бананы (ему так и пришлось отдать им все…)

Следующим мы посетили храм Пном Бакенг(Phnom Bakheng) - индуистский храм конца 9-го века, расположенный на вершине холма и посвященный Шиве. Говорят, что это наиболее популярное место для встречи заката, но мне было жаль потраченного на него времени (а к нему довольно долго подниматься пешком) – там одни строительные работы и ни к чему не подойдёшь.

И вот наконец мы подъехали к Ангкор Вату (Angkor Wat) - самому главному сооружению всего комплекса Ангкор. Этот памятник считается самым крупным храмовым сооружением в мире. И, несомненно, одним из самых красивых. Этот храм помещён на Государственный флаг Королевства Камбоджа и этим уже многое сказано.
Это впереди нас ещё только внешние стены, ограждающие территорию храма

А вот столько ещё от них топать до него самого – можете прикинуть размерчик территории…

Ангкор Ват строился более 30 лет (12 век) как индуистский храм в честь бога Вишну. Ангкор Ват – ровный прямоугольник полностью симметричен везде и во всем, имеет три уровня галерей, каждая выше предыдущей. Все индуистские храмы представляли собой храм-гору и Ангкор Ват не исключение, только храм-гора очень большого размера и со сложной системой переходов и галерей. Стены первой галереи полностью расписаны барельефами из королевской жизни и истории империи – войны и т.п. – они же и являлись единственным источником информации о тех далеких временах.


Дальше вверх по лестнице мы попадаем в галерею второго уровня – зал апсар – прекрасных танцовщик и богинь.



Общий вид храма мы сфотографировали после выхода, так как наиболее интересно он смотрелся под углом – так, что было видно все 5 башен (причём они ещё и отражались в воде.

А вот так наш тукер проводил время в гамаке, ожидая нас…

Кстати, забыл упомянуть, что я заранее скачал из интернета аудиогид по храмам Анкгора, и это было весьма удобно. Я переписал его на смартфоны себе и супруге и, приходя в очередное место, мы могли просто прослушивать соответствующий ролик.
На этом программа первого дня была исчерпана, и мы вернулись в СиемРип.

На следующий день мы начинали с продолжения осмотра Ангкор Тома.
Вот так выглядит въезд в город

Интересно, что туристы там ездят не только на тук-туках (хотя их выбор не кажется мне шибко оперативным…)

Первым место нашей программы этого дня был Бапхуон (Baphuon) - один из самых больших храмов в центре Ангкор Тома. Он не очень хорошо сохранился до наших дней, но общий вид храма впечатляет. Также сверху открывается красивый вид на заросли джунглей.



После этого мы пешком пошли к храму Пхимеанакас (Phimeanakas), который являлся частью королевского дворца и выполнял роль домашнего храма короля. Обычный храм-гора, сделанный из песчаника.

Сам королевский дворец до наших дней не сохранился, потому что всё, что не имело отношения к богу, строилось из дерева и не могло сохраниться до наших дней.
Оттуда мы вышли на Террасу Слонов (Elephant Terrace), которая находится на Королевской площади. Протяжённость цоколя составляет около 300 метров. Она украшена реалистичными изображениями слонов и мифических Гаруд, по краям терраса украшена нагами. Слоны всегда были помощниками человека, а терраса слонов служила своеобразной трибуной или площадкой для государственных церемоний.


Рядом с Террасой Слонов находится Терраса прокаженного короля (Terrace of the Leper King). Стены террасы украшены каменной резьбой. Терраса обращена к Королевской площади имеет длину больше 20 метров и стену с высотой порядка 7 метров с изображением наг, морских животных и богов. В 90-метровом узком проходе террасы, представляющем из себя как бы внутреннюю(или противоположную) сторону, изображено подземное царство.


После этого моя супруга немного развлеклась покупкой кое-каких шмоток среди большого количества торговцев. Кстати, как потом выяснилось, до таких цен, как здесь, в Пномпене на рынке сторговаться не получалось...
После этого мы покинули территорию Ангкор Тома через северные ворота и поехали смотреть храмы, условно относящиеся к так называемому «Большому кругу». Первым из них был Преа Кхан (Preah Khan). Этот храм одним из последних очищали от джунглей, еще в середине прошлого века он, как и Та Пром, был покрыт растительностью. Здесь мы впервые увидели сохранившийся лингам – древний фаллический символ.

Вообще этот храм чем-то похож на Та Пром, только больше размером и получше сохранившийся.



Деревья здесь даже интереснее, чем в Та Проме. Особенно самое мощное, которое называют дерево слон

Весь храм окружён водоёмом, с растущими лотосами.

Дальше мы посетили Преа Неак Поан (Preah Neak Pean), который представляет собой соединенные четыре водохранилища с расположенным посередине островом и считается древней лечебницей. Четыре водоема символизируют стихии - Огонь, Воду, Воздух и Ветер. Все болезни по стихиям классифицировались и соответствующим образом (в нужном бассейне) лечились. Но особого впечатления это не произвело...


Оттуда мы поехали в храм Та Cом (Ta Som). Это небольшой храм на северо-востоке от Ангкор Тома. С внешней стороны окружен стеной с воротами-гопурами. Внешне очень напоминает мини-вариант Та Прома. Самая главная его достопримечательность находится в конце храма – баньян полностью оплетал ворота-гопуру храма.

После этого мы посетили храм Восточный Мебон (Eastern Mebon). Это индуистский храм, прежде находившийся в центре водохранилища, которое уже пересохло. Внутри храма несколько пагод. Храм сооружен в виде квадратных выступов, на углу каждого из них расположена статуя слона.


Дальше мы сделали небольшой крюк, чтобы посетить храм Бантей Самре (Banteay Samre), который мало популярен среди туристов, потому как находится довольно далеко от основных достопримечательностей. Он был построен в двенадцатом веке. Относительно других кхмерских храмов Бантей Самрэ находится в хорошем состоянии, так как после того, как он был обнаружен современниками, над ним была проведена большая работа. Дело в том, что храм полностью зарос растительностью и корнями деревьев, которые оказывали пагубное действие на сохранность здания. Поэтому во время реставрации был использован метод анастилоз - храм разбили на части, пронумеровали каждую деталь, очистили от растительности, а после собрали вновь. Название храма переводится как "цитадель самрэ". Название "Самре" произошло от горного народа, который жил в регионе у подножия Пхном-Кулен и, возможно, являлся родственным кхмерам.


Ну и завершился наш дневной маршрут в храме Пре Руп (Pre Rup). Это один из самых значительных индуистских храмов, посвященных Шиве. Исследователи считают, что этот храм был так называемым крематорием, в нем кхмеры совершали свои погребальные обряды. С верхней площадки храма можно полюбоваться на прилегающие деревни и природу.


На этом экскурсионная программа по Ангкору была завершена.
6 Марта 2016
612    ©  kuho
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...