Путешествие в Китай. Ченгду и треккинг к Minya Konka

Ну вот и подошло время моего очередного путешествия. Сразу отмечу, что путешествия это было самое экстремальное, самое долгое, самое дорогое и прочее прочее (на момент конца 2009-го года). Сначала планировалось поехать в Тибет, проехать по нескольким городам и переночевать в базовом лагере Эвереста. Уже были куплены билеты в китайский Ченгду (Chengdu) на две недели, и уже собирался бронировать поезда Chengdu-Lhasa, уже была договоренность с парнем из Ирландии(Джерард) и девушкой из Австралии(Малиса) поехать вместе, как из Китая пришли неприятные известия, Тибетские территории во многих провинциях Китая закрыли для иностранцев из-за боязни беспорядков в связи с годовщиной тибетского освободительного движения. Еще оставалась небольшая надежда, что сам Тибет будет открыт, но через два дня Китай закрыл вообще все тибетские территории в стране. Вот так сорвались все планы. Так как были куплены не сдаваемые билеты пришлось срочно искать альтернативную замену и выбор пал на Minya Konka (тибетское название) — самая высокая горы в провинции Сичуань.

Итак пришлось перекраивать все планы. Через интернет был найден гид. Roland Zeidler — немец, который уже более 10 лет живет в Китае и хорошо разговаривает на Мандарине, его компания Western Sichuan Tours организуется трекинги различной степени сложности по провинции Сичуань. Как потом оказалось, человек очень хороший и интересный и я всем рекомендую обращаться к нему, если вдруг соберетесь путешествовать в этих местах. После того как мы обговорили все моменты, составили план путешествия, договорились о цене (его зарплата + плюс расходы на транспорт + расходы на проживание + расходы на еду), осталось только просто ждать вылета.

День 1 — 11/03/2009

Проснулся в 4:30 утра, быстро собрался и в аэропорт, где меня ждал самолет в Бангкок. Пара часов в БКК и я уже лечу в город Ченгду, провинция Сичуань (Chengdu, Shichuan, China). Хочу отметить, что провинция Сычуань это как раз та самая, в которой в прошлом году было одно из самых разрушительных в мире землетрясений, погибло 68,467 человек, ранено 354,045 и около 17000 пропало без вести. В столице провинции - Ченгду нельзя было устоять на полу в своей квартире. Но сейчас уже почти все восстановили и ничего не напоминает о землетрясении.
Прилетел около 15:00 по местному времени, в аэропорту меня встретили и мы поехали в Sim’s Cozy Hostel, где я заранее забронировал комнату. Очень приятное место с классной атмосферой и бюджетными ценами, если кто-то будет в Ченгду, могу с уверенностью рекомендовать это место. Первое впечатление от города унылое, много спальных многоэтажек и «хрущевок», интересной архитектуры крайне мало. На улице холод, постоянный смог (солнца не видно), люди не улыбаются, в общем сразу начались какие-то депрессивные настроения, от которых я попытался по быстрому избавиться.
Вечером встретился с Малисой, которая прилетела на несколько часов позже и мы сразу же пошли в бар, чтобы отметить знакомство…..чаем:) Она оказалась очень приятной девушкой, редко такое бывает с людьми, которых встретил в инете и ни разу не видел:) В вечеру наша компания увеличилась до 5 человек. Каких же все-таки интересных людей можно встретить в путешествии. Одна девушка из Дании путешествует уже не первый месяц одна, только закончила магистратуру и поехала путешествовать, начала с Непала и Индии, вот добралась до Китая. Другой парень уже 5 лет живет в Китае, чем занимается не понятно, но я ни разу его потом не видел трезвым (или пиво или курил траву из Тибета)  , другой парень — Стив — британец, в Китае пытается получить местные водительские права, чтобы проехать из Бангкока в Европу на скутере через Китай, Монголию и перечесь всю Россию. Я ему рассказал про  Тобольск, он обещал заехать и позвонить:) За интересными разговорами время пролетело очень быстро и мы отправились спать, было уже заполночь.

День 2 — 12/03/2009

В этот день мы в Роландом договорились купить все необходимое для трекинга, одежду и очки для меня и еду в дорогу. Поехали в крупный outdoor магазин где я купил чебе все необходимое, включая трекинговые бутсы за 600 юаней, очки 4-ой категории за 150 юаней и прочие вещи, в сумме все необходимое вышло почти на 1800 юаней. Потом поехали к нему домой, чтобы бросить купленну еду и уточнить детали трека. Живет он в обычной «хрущевке» в которой почти на всех окнах висят металлические решетки, производит удручающее впечатление. Дома у него познакомился с его двумя дочками, очень милые создания, все-таки правда говорят, дети от смешанных браков получаются очень красивые. Потом мы поехали на его великах по городу искать остатки оборудования и покупать билеты на автобус. Когда приехали на автобусную станцию нас ждало огромное разочарование, билеты в Kangding, откуда мы хотели начать наш трек, иностранцам больше не продают, эту местность тоже закрыли 2 дня назад. Пришлось срочно перекраивать планы. Как и говорил Роланд, в Китае планировать что-то очень сложно, ситуация может измениться в любый момент, но мы решили не унывать и подумать, что делать. На ум приходило только одно решение, попробовать додобраться в горе с юга, мы надеялись, что он еще открыт и оказались правы, на следующий день мы купили билет на автобус, который шел в сторону города Shimian. Теперь оставалось только ждать. Первым днем было назначено 14 марта 2009 года.
Ну а вечером я вернулся в Sim’s, где встретился с Джери и Малисой, где мы опять провели вечер за разговорами обсуждая наши планы. Они решили ехать в южную провинцию Юнань и местную Шангри-Лу. Кстати Джери затем поедет по железной дороги из Пекина в Москву, через Монголию. Хочет остановится в Иркутске на 4 дня. Русского он совершенно не знает и я весь вечер его подкалывал, рассказывая реалии из жизни российской глубинки, что все больше его убеждало, что он реально экстремал. Даже я бы с трудом решился проехать из Иркутска в Москву в плацкартном вагоне:))) Хотя думаю Ирландцы на все способны, тем более вид у него грозный, как у английского футбольного фаната:) Зато я ему сказал, то за 4 дня в поезде он найдет много друзей. Он в свою очередь тоже рассказал много историй о том, как он собирался в это путешествие, таксист, который вез его в аэропорт в Лондоне, не уставал повторять «Чизес» (Боже мой!), когда узнал, что Джери собирается один поехать в Китай и на поезде по России:)) Ну желаю ему удачи, он как раз сейчас должен быть под Иркутском, надеюсь у него все получится и потом будет чего рассказать друзьям  )
Так наш веселый вечер закончился и мы разошлись по комнатам, желая удачи в осуществлении наших планов.

День 3 — 13/03/2009

На третий день у меня была запланирована небольшая культурная программа, днем хотел поездить по паркам, ну а вечером мы(Я, Джерард и Малиса) хотели поехать посмотреть Sichuan Opera.
В Китае люди очень любят заниматься различного рода гимнастикой, почти в каждом парке в течении дня можно увидеть как люди упражняются.

Потом я поехал в парк поэтов.

Знаменитые китайские поэты (чессно не знаю кто это:))

Человек на ходу писал стихи

Вечером мы поехали смотреть знаменитую китайскую (сичуаньскую) оперу -  Sichuan Opera

А этот человек творил со своими руками вообще нереальные вещи:) Театр теней

10)

11)

А вот этот актер, за время шоу поменял более 10 масок, взмахнул веером у лица и у него уже другая маска, незаметно.
12)

13)

14)

Малиса решила сфоткаться с актерами
15)

Ну а вечером опять небольшое застолье, горячий чай и приятные разговоры. Спать я ушел рано, так как завтра начинался первый день трека.

Хочеться еще раз кратко описать, что же это за гора:

Minya Konka (тибетское название, по-китайски — Gongga Shan) — самая высокая горы в провинции Сичуань, Китай. Это красивейшая вершина возвышается на 7556 метров над уровнем моря и является третей по высоте горой за пределами системы Каракорум-Гималаи (и 41-ая в мировом рейтинге). Первый раз на вершине горы оказалась американская экспедиция в 1932 году, после этого они написали классический для альпинистов труд «Men against the Clouds». До 2003 года на вершине этой горы стояло только 22 человека из 8 экспедиций, 16 человек погибли пытаясь взять вершину(кстати тело одного из них было найдено только два года назад, после 26 лет прошедших с его гибели), гора очень и очень сложная для клаймбинга. Для того, чтобы подняться на нее Вам потребуется внушительный бюджет, разрешение от официальных органов КНР и около месяца времени. Ну я на вершину не собирался, поэтому начнем по-порядку:)

16)

День 4 — 14/03/2009 — первый день трека

День начался с того, то я проснулся в 6 утра и поехал к Роланду, чтобы упаковать вещи, а оттуда мы поехали на автобус, который отправлялся в 8:30 в сторону города Shimian. Дороги в этом районе ужасные, много раз вставали в пробку, ехали медленно. Я заметил, что рядом строят большую автомагистраль, прямо по горам, я еще подумал зачем Китаю это нужно в этом малолюдном районе, но Роланд все объяснил. Оказывается недалеко от Ченгду Китай делает свои ракетоносители для запуска спутников, а станция запуска находится ближе к югу и ракетоносители транспортируются по дороге, по которой мы сейчас ехали. Он даже рассказал как был свидетелем транспортировки такой ракеты. Трафик полностью перекрывали, так как ракета занимала обе полосы, передвижение шло очень медленно, по его словам за пять дней они сдвинулись лишь на 400-500 метров, вот такие вот китайцы упорные:) А сейчас специально для этих целей они строят огромную магистраль. После 7 часов в автобусе по ужасным дорогам народной республики Китай мы наконец доехали до нашей первой точки назначения. Там, чтобы сильно не «светиться» мы быстренько нашли машину, которая бы смогла доставить нас в нужное нам место. За 300 юаней молодой парень обещал нас довезти до деревни, в которую нам нужно было попасть, а это еще около 3 часов. Но когда мы добролись до места, где надо было свернуть с основной дороги на восток в сторону Тибетских территорий возникла неприятная проблема. На данном участке дороги располагался полицейский пост, который проверял все машины идущие на восток и вполне естественно, что на этом наше путешествие бы закончилось, но выход как всегда нашелся:) Наш водитель спросил у местных таксистов можно ли как-то объехать этот пост и такой путь действительно нашелся — по недостроенному туннелю. Дальше было страшно, такой опыт сложно забыть, мы стали объезжать пост по тоннелю, который представлял из себя просто дырку в скале, дороги нет, потолок и стены-это просто скала, внутри куча бурильного оборудования, света только пара технических фонарей, сверху течет вода и самое главное даже не видно свет в конце тоннеля:)) Но после 10 минут страха мы все-таки оказались на другой стороне горы и узкими горными дорогами(точнее бездорожьем)  мы добрались то точки, на часах было уже 19:40. Пост был позади и можно было немного расслабиться.

После почти 10 часовой поездки мы решили немного пройтись и найти место для нолега, на улице уже начало темнеть. В итоге около 9 вечера мы решили поставить палатку у реки (чтобы взять воду для питья, свежая горная вода такая приятная на вкус) и заночевать.
17)

Point 1: h=2428m, N 29*23’57.0»,  E 101*57’47.9»

День 5 — 15/03/2009 — второй день трека

Этот день можно считать днем реального начала похода. Проснулись в полседьмого утра, выпили чаю, сделали пару фотографий и в 8 часов вышли дальше.
18)

Вот так примерно это выглядело (хоть я на фотографии выгляжу недовольным, но это неправда, все было прекрасно:)), единственно напрягало только 17кг за плечами:) )
19)

20)

Примерно в 11:40 мы решили передохнуть и съесть по яблоку:) (Точка: h=2587, N 29*26’22.2» , E 101*53’42.1»)

Я все удивлялся почему в горной реке так мало воды, но потом увидел ответ, через несколько часов мы дотопали до конца дороги, где располагалась небольшая ГЭС, по словам Роланда китайцы почти на всех мало-мальски приличных горных речках делают небольшие ГЭС, причем часто они забираюсь все воду из реки и перекачивают ее по трубам напрямую на ГЭС, тем самым делая ее более эффективной, но в то же время полностью уничтожая окружающую природу (об этом мы еще поговорим).

Дорога кончилась и мы пошли по тропе
21)

там мы встретили китайских туристов, которые стали интересоваться, что мы тут делаем и как попали, так как иностранцам здесь находится запрещено. По их словам, их проверяли более 5-ти раз, распрашивая куда они едут и зачем, а также проверяли автобус на наличие иностранцев. Я еще раз подумал, что нам очень повезло. Мы быстро отделались от распросов туристов и пошли дальше.

Начались уже появляться интересные пейзажы.
22)

23)

Немного не дойдя до озера мы решили сделать еще одну остановку, на часах было 13:15, за спиной почти 20 км дороги. Точка: h=3163m, N 29*27’55.0», E 101*51’25.9» )

Ну а дальше опять дорога
24)

А вот и озеро, не похоже на озеро, не правда ли?:)
25)

26)

27)

На горизонте показалась заснеженная верхушка, мы еще не были уверены, что это за гора.
28)

Дорога вдоль озера представляла из себя постоянные подъемы и спуски, это очень сильно изматывало. Уже начала проявляться и накапливаться усталость и болеть ноги. Приходилось отдыхать чаще, особенно в подъемах. Чтобы передать какие были ощущения могу привести такую аналогию, представьте Вам надо пробежать 5км, вы бежите, видите уже финишную черту, выкладываетесь на полную и на финише падаете без сил, казалось бы все, но тут оказывается, что это только начало и через 5-10 минут отдыха, Вам опять надо бежать эти 5км и представьте такое несколько раз в день. Это было реально тяжело.

Нашей целью на сегодня добраться до Тибетской деревни, где и заночевать. И вот уже начали показываться признаки жизни
29)

На камнях высечены древние надписи на тибетском языке
30)

И вот за поворотом показался дом, я уже подумал, что мы наконец дошли до первой деревни, но к сожалению деревня состояла из одного дома, да и то он оказался заброшенным. На улице уже начало темнеть, но в далеке мы увидели вторую деревню и решили, что надо сделать последнее усилие, еще час хода и мы будем там. Делать было нечего и мы пошли дальше. И вот более 32 км дороги за спиной, 17кг за плечами, 12 часов пешего хода и огромная усталость, но мы дошли:)

Примерно в 20:00, почти уже в темноте мы дошли до следующей деревни, состоящей из 2-х домов, где и встретили хозяина одного из них, у которого и заночевали.

Вечером нас накормили и напоили и я пошел осмотривать дом.

Место где мы спали.
31)

Роланд, хозяин дома и наш обеденный стол:)
32)

33)

34)

По тибетским традициям спать мы ушли рано (они рано ложаться спать и поздно встают, особенно мужчины, так как основная нагрузка в повседневной жизни лежит на женщине, а мужчины более ленивые).

Координаты деревни, Point 2: р=3313m, N 29*31’03.2», E 101*46’40.2»

День 6 — 16/03/2009 — третий день трека

На этот день мы планировали дойти до следующей деревни, бросить там вещи и отправится к Minya Konka, а вечером вернуться в деревню, чтобы заночевать.

Проснулись мы около 7 утра, быстро выпили чаю, заплатили за приют (по 20 юаней за человека) и отправлись дальше, сделав пару фотографий.

Тибетский Мастифф , глаза у него страшные, очень злой был.
35)

Дом, в котором ночевали
36)

И вот на горизонте показалась следующая деревня, до которой мы успешно дошли в начале десятого утра. Point 3: h=3468m, N 29*31’46.3, E 101*45’17.4

37)

К сожалению в очередной раз пришлось изменить наши планы из-за причин о которых я скажу позже. Сначала мы планировали дойти до ледника и базового лагеря и заночевать там, но теперь мы решили, что в этот день мы вернемся назад в деревню, соответственно зайдем так высоко насколько нам позволит время.

Мы познакомились с хозяивами, бросили вещи, взяли только самое необходимое(крем от загара, фотоаппарат, GPS и немного еды) и выдвинулись в путь. На часах было 9:40.

По дороге я решил попить водицы:)
38)

Дорога пролегала в лесу по склону горы.
39)

Налево пойдешь….., направо пойдешь…., прямо пойдешь….
40)

И вот уже показалась верхушка горы Minya Konka (а заодно мы нашли лед в ручье),
41)

В 11:45 мы уже подходили к монастырю (Point 4: h=3730m, N 29*33’48.4», E 101*46’12.4» )
42)

43)

В монастыре мы немного отдохнули, пообщались с монахом и решили пойти дальше, для этого пришлось спуститься на несколько сот метров (по высоте) вниз в долину, а потом опять подниматься верху. Это пугало, так как место куда мы хотели подняться казалось было очень высоко, на все про все у нас было 5 часов и мы решили пойдем на столько высоко насколько успеем и сможем.

На часах было 12:00 и мы вышли вперед.

По пути постоянно встречались туры из камней, которые стоят монахи и просто тибетцы, пока идут по этим местам, а также можно увидеть надписи на тибетском языке.
44)

45)

Высота росла и подниматься уже становилось тяжело. Верхушка до которой мы хотели дойти была еще далеко, а силы были уже на исходе. Чувствуешь коллосальную разницу, когда идешь вверх или вниз. Высота и усталось дает о себе знать и приходится отдыхать через каждые 10 метров. Причем проблема даже не в том, что организм устает и ноги не могут идти, с ногами-то как-раз было все в порядке, а вот с дыханием. Несколько шагов вверх и дыхания уже нет, я не помню, чтобы такое испытывал, воздуха катастрофически не хватает. Голова уже не такая свежая и постоянно чувствуешь давление в голове, которое хочет разорвать твои виски. Горной болезни как таковой у меня не было, но последствия высоты ощущались очень хорошо. И вот в таких условиях, уже без сил мы наконец-то добираемся до последней вершины, откуда мы думали откроется прекрасный вид на гору, и тут……настигло огромное разочарование — пик этот оказался не последним, за ним метрах в четырехста (метрах в 50 по высоте) был еще один пик. Появилось огромное желание плюнусь, отдохнуть немного и пойти вниз, так как не покидала мысль, что нам надо еще силы, чтобы спуститься, а потом еще подняться к монастырю и дойти до деревни, а сил уже не было. Но немного отдохнув и посовещавшись, мы решили, что все-таки стоит попробовать дойди до следующего пика. Дорога становилась все сложнее, мы шли все время по камням и они становились не такие устойчивые, чем в начале, несколько раз были случаи, что чуть не падали с большой высоты на шатающемся камне, несколько раз приходилось перебегать по осыпающемуся мелкому гравию. И вот до намеченего пика оставалось уже 30м, последний рывок, и…..за ним еще один пик. Это превращалось уже в злую шутку или жестокую игру. Потом был еще один пик…. начинает охватывать чувство отчаяния. Уже совершенно без сил и без дыхания мы дошли до «последнего пика» и естественно оказалось, что за ним есть еще один. Стало понятно, что последнего пика в этой гонке нет. Проверили по GPS высота была 3960 метров, не хватало 40 метров до круглой отметки, но сил на эти 40 метров не было. Было ощущение, что уже все, что уже нет сил даже спуститься, давление в голове било по вискам, дыхания не было. Начали приходиться мысли, что все, назад, на этот конец, сдались мне эти 4км, это же не пройгрыш, здесь нет ни победителя, ни проигравшего. Не дойду сейчас это всего лишь значит, что будет возможность дойти в следующий раз. Роланд посмотрел на меня и понял, что тут уже бесмысленно как-то подбодрять, да и он сам уже был сильно уставшим. И тут проявилось то качество во мне, которое с одной стороны приносит положительные результаты, а с другой может когда-нибудь сыграть злую шутку. Я иногда делаю вещи не задумываясь получится это или нет, будет ли успех. Люди часто бояться не добиться успеха, или подвести, поэтому отказываются от каких-то действий (ответственно задание на работе, новый серьезный проект, повышение по служебной лестнице да и вообще любая ответственность), я тоже этого боюсь, но чаще делаю шаг, после которого уже нельзя повернуть назад и пытаюсь это решить. И в этот раз я сделал этот шаг….

И вот наша крайняя точка достигнута, за ней конечно показалась еще одна «вершина», но GPS показал высоту 4024 метра и появилось чувство выполненного долга и мы были награждены прекрасным видом на гору и на ледник. Я упал без сил и без дыхания и не мог встать минут 10. На часах уже было 15:00 (потратили 3 часа на этот подъем вверх). Point 5: h=4024m, N 29*34’37.8′, E 101*47’16.2»

Когда силы немного вернулись удалось сделать несколько снимков.
46)

47)

48)

А вот долина откуда мы поднялись, на склоне левее и чуть ниже цетра можно видеть монастырь. Вообще на перевале на высоте около 5км мы видели буддийскую ступу, а на склоне ближе к горе небольшую хижину (Роланд предположил, что там живут люди, кто собирает травы для китайской медицины, напомню, что ближайшая деревня из 3х домов в 15км от этого дома, пешком по перевалам, как там люди живут непонятно).

49)

50)

Вершина горы Минья Конка (Minya Konka)
51)

Лавины-частое событие в этих местах
52)

53)

54)

Отдохнув полчаса, мы отправались назад, так как времени до темноты вернуться в деревню у нас практически не было. Пройдя монастырь, дорогу нам перегородили
55)

Их грозный вид пугал, но как только мы пошли дальше на них, оказалось, что они бояться нас гораздо больше, и оба Яка попрыгали с топинки на обочину
56)

В деревню мы вернулись только в восьмом часу вечера.

В доме нам приготовили ванну для ног — это был такой кайф. И тут я понял, что наше путешествие на этом закончено и пришлось менять планы. На моих ногах было 5 мазолей и один надутый волдырь на мизинце. Все дело оказалось в новых трекинговых ботинках, я их только купил и это было первый раз, когда я их надел. Этого и следовало ожидать. Уже на второй день каждый шаг вызывал боль, но это незамечалось на общем фоне усталости, но сейчас стало понятно, что дальше идти уже нет смысла да и программа минимум была уже выполнена и мы решили искать пути как вернуться назад в город. Самый быстрый был через ближайший перевал, но если идти пешком, то надо около 2-х дней, что было явно много. Пришлось воспользоваться услугами тибетцев по доставке нас через перевал на мотобайках за довольно большую сумму денег (500 юаней на двоих), но деньги это было уже последнее о чем я тогда думал и ничего не оставалось как согласиться. Один из водителей добавил, что не может гарантировать нашу безопасность, так как дорога  очень плохая. На этом мы и пошли спать в грязные и холодные кровати:).

День 7 — 17/03/2009 — четвертый день трека

Проснулись около 7 утра, выпили чаю, оставили хозяевам всю еду, которая оказалась у нас лишней и отправились на перевал, где выше на перевале(ниже дорога не позволяла) должны были ждать двух водителей на мотоциклах.

Традиционный тибетский дом, в котором мы ночевали.
57)

По пути, прямо на середине перевала, на высоте около 4км стоял одинокий дом, в котором мы и остановились, чтобы выпить тибетского чаю и молока яка. Как оказалось в этом доме живет мать одного из наших водителей.
58)

Вот этот дом, а вокруг все в г… Яков, шагу нельзя ступить, чтобы не вляпаться, причем это в буквальном смысле, ладно оно уже сухое было
59)

Пока ехали по перевалу у меня душа уходила в пятки, я пытался закрывать глаза, но от этого становилось еще страшнее. Тибетец вчера был прав, он не может гарантировать нашу безопасность, потому что дорога просто ужасная. Дорога представляла из себя просто тропу шириной метра полтора, состоящую из камней и грязи, проходишную прямо по склону. На этой дороге было две колеи и мой водитель почему-то выбрал для движения ту, которая была ближе к обрыву, всего-то каких-то 50 сантиметров отделяло нас от склона, а когда он наезжал на камень это расстояние быстрым скачком сокращалось и тогда хотелось просто спрыгнуть с мотоцикла. А склон был настолько крутой, что пришлось бы катиться до самого низа
60)

Но вот мы добрались до наивысшей точки перевала и уже можно было вздохнуть с облегчением:) Point 6: h=4564m, N 29*30’40.8», E 101*45’17.4»

(Можно видеть извилистую дорогу, по которой мы ехали и вершину Gongga Shan)
61)

62)

Решили подняться чуть повыше, но на этой высоте это оказалось сложнее чем ожидалось. Роланд рассказал прикольную историю. Он однажды ехал на автобусе и автобус остановился на перевале на высоте 5км для передышки. Он вышел и подумал, что высота совсем не чувствуется и подумал, что высота на него не влияет. Туалет был в 20 метрах вниз по сколну, куда он бодренько и спустился. Но когда он вышел и начал подниматься он понял, что делать это гораздо тяжелее, чем ожидалось. В общем по его словам эти 20 метров он еле еле преодолел:) Так что никогда не надо недооценивать высоту.
63)

64)

Пока ехали встретили много людей, которые пересекали этот перевал пешком, а это расстояние между двумя ближайшими деревнями более 30км с перепадом высот более километра (сначала вверх, потом вниз), даже встретили мать с ребенком, которому лет 6-7.

Но вот по прошествии 3-х часов мы наконец добролись до ближайшего более менее крупного тибетского города(я бы это назвал деревней из 50 домов, но это город, так как есть школа и правительство), где начали искать машину или автобус, которые смогли бы доставить нас в Kangding.

Присели на скамейку возле школы, чтобы немного перекусить, вокруг нас собралось человек 15, все что-то активно обсуждали с Роландом, он их даже угощал бычим языком. По тому с каким интересом все на нас смотрели было понятно, что они либо вообще ни разу не видели иностранцев либо видят их раз в 5 лет. А когда я пошел в школу, по школьному двору, чтобы просто помыть руки, то это был вообще фурор, почти мировая слава:)) На меня смотрело человек 150 школьников, еще около 20 бежало за мной по школьному двору и радостно о чем-то перекрикиваясь:)) Интересное это чувство быть в центре внимания стольких людей

65)

Обычная тибетская пара
66)

А это типичный тибетский дом (новый) на одну семью
67)

Машину было найти легко, но так как их в городе всего несколько штук, вести нас согласился только один, причем за довольно приличные деньги в 600 юаней, в процессе переговоров удалось скинуть это до 500 и мы поехали. На часах было 13:00.

Дорога оказалась очень длинной и очень плохой (хуже, чем в провинции в России), а ведь это одна из основных дорог в этой части Китая. Даже встретили автобус Chengdu-Lhasa , по словам Роланда автобус идет 4 суток по 24 часа в день, веселая поездка.

Watchtowers, были построены во время войны в этих местах в 19-ом веке.
68)

Уже ближе к вечеру доехали до очередного перевала на котором стоит Ступа. Кстати почти все перевалы и горы являются священными для тибетцев и на них устанавливают ступы или привязывают цветные флажки с текстами молитв.
69)

70)

К Кандину подъезжали уже в восьмом часу вечера и тут нам несказанно повезло, мы проскочили полицейский кордон на въезде в город, одной из причин такой удачи была длинющщая пробка из автобусов, которые останавливались и проверялись в обязательном порядке. И вот мы в городе, светиться на улице нам нельзя иначе мы сразу будем иметь огромные неприятности, так как город полностью закрыт для посещения иностранцами, и мы начали кружить по городу на машину в поисках отеля. Мы объехали около 10 отелей и хостелов и нам ВЕЗДЕ отказали, ссылаясь на то, что от полиции пришло письмо не селить иностранцев, все боялись, а в одном из отелей девушка даже обещала позвонить в полицию и сообщить о нас. И тут почти случайно мы попали в мини-отель, в котором нас хотели поселить и девочка на ресипшене даже дала нам ключи. Мы поднялись в номер, но все что я успел сделать, это распечатать кусок мыла и посыть руки, сразу прибежала начальница и сказала, что мы должны уходить и она нас заселить не может. Так мы оказались на улице, скрываясь от полиции и без надежды найти приют:) Тем временем на часах уже было 9 вечера. Мы решили попытать счастье в другом городе, который ближе к Chengdu, надеясь, что там будет не так строго. Мы поймали такси и за 110 юаней он повез нас в другой город, дорога заняла 50 минут.

Таксист оказался непростым, рассказал, что в отель куда мы хотели заехать, заезжать не стоит, потому что там как раз проходит конференция PSB (Public Security Bureau), я думаю было бы смешно, если бы мы туда зашли и нас бы увидел какой-нибудь высокий чин, мы даже пошутили, что местное милицейское начальство явно бы не сохранило свой пост:)

По дороге таксист рассказал нам, что в Китае не соблюдаются права человека, по телевизору лгут, что во время прошлогодних столкновений в Тибете китайские военные убили и похитили очень много народу, что стреляли по мирным людям, а все что говорят по новостям это ложь. В-общем такстит попался политически подкованный. Кстати интересный момент, сейчас в Kangding полностью отключен интернет и все мобильные операторы отключили возможность пользоваться SMS, а все телефонные разговоры прослушиваются. Вот такие вот дела…Стало немного жутковато.

В другом городе, куда мы приехали, стала повторяться старая история, нас не хотели никуда селить, ни в мелкие гесты ни в 5-ти звездочные отели, но такстист нас привез в одно полуподпольное место, с входом со двора, куда девушка решила нас неофициально заселить за 50 юаней с носа (думаю минимум в 2 раза дороже официального прайса), причем сказала, что если придет полиция, то она вернет нам деньги. Это внушало надежду. Весь вечер мы провели с Роландом в политических разговорах, которые напоминале разговоры на кухне во времена советского союза.  Если бы нас поймали мне то ничего не грозит, максимум, что они могут это анулировать мою визу, а вот если анулируют его визу, то у него уже будут большие неприятности, так как в Китае жена и две дочки, да и 11 лет жизни. Но с другой стороны, мы ни нарушили ни одного закона, можно сказать, что мы просто не знали, что не можем там находится. А то, что они не увидели нас на постах, то это их проблемы, а не наши.

С такими чувствами мы и уснули, на следующее утро нас ждал автобус в Янан.

День 8 — 18/03/2009  — пятый день трека

Проснулись мы в 6:30, быстро собрались и отправились на 7-ми часовой автобус в Янан, город на восток от Лудинга (город в котором мы находились). Как ни странно, нам без всяких проблем продали билеты в Янан (видимо запрещено покупать только в сторону Кандинга) мы сели в автобус и поехали. Благополучно проехали чек поинт на выезде из города и очень длинный тоннель (4км). Проезжая перевал последний раз увидели Minya Konka и попрощались с ней до следующего раза (который у Роланда возможно наступит уже в Апреле).

В Янане мы решили перекусить и выпить китайского пива, а потом отправиться дальше в Ченгду. По дороге попали в пробку из-за ремонта дороги, в которой простояли около 2-х часов. В это время Роланд рассказал историю, что однажды автобус немного не успел проскочить(буквально пару минут) и встали перед шлагбаумом на 12!!! часов из-за ремонта дорог. Представьте 12 часов в автобусе с 4-х летней дочкой. Не позавидуешь.

И вот на часах 15:00 и мы наконец-то въезжаем в Ченгду, наше путешествие подходит к концу. Нам везло почти во всем: не пойманы полицией, погода была супер (Роланд сказал, что с погодой нам вообще сильно повезло, так как в это время года, гору почти не видно из-за облаков) да и все остальное тоже:)

Как только я приехал в Sim’s я сразу побежал принимать душ, вы не представляете какой это кайф принимать душ, после 7!!! дней без душа и 4-х ночевок в одежде!!!, это просто счастье (можно радоваться даже таким простым вещам).

Вечером мы решили собраться и поужинать в Тибетском ресторане. Что собственно и сделали, еда оказалась очень вкусной. Ну а вечером попращались, пожелав друг другу удачи.

Вот так закончились 5 дней трека, которые дали неограниченное число эмоций и впечатлений, путешествие это я думаю запомниться на долго. Кампания Роланда была очень приятная, рассказали за все это время друг другу несчетное число историй и анекдотов. Побывал в «реальных» горах и познакомился с интереснейшим бытом тибетских семей. В общем есть что вспомнить и рассказать, остался сплошной позитив и приятная усталость, чего и Вам желаю!

ЗЫ: Карта части маршрута.
71)

72)

В последние 7 дней в Китае я практически ничего не делал, просто болтался по городу или сидел в отеле и писал отчет. С одной стороны не было особо интересно, а с другой смотреть нечего было, только если ехать на экскурсии за город, но это было долго и дорого, да и коленка заболела после приезда. В городе был постоянный смог, отсутсвие солнца, что создавало депрессивную атмосферу и поскорее хотелось уехать. Так что дни эти были скучные и скорее хотелось вернуться в Таиланд, по которому я даже начал уже скучать.

Пока бродил по городу сделал несколько фотографий.

Это туристическое место, причем 99.5% туристов-китайцы.
73)

74)

75)

И случайно увидел даже такое - Русский театр в Ченгду
76)

Ну все. Завтра наконец-то мой самолет в Бангкок и я уже рад, что возвращаюсь. Без сомнения это было одно из лучших моих путешествий.

Итоги:

Страна

Без сомнения Китай — великая страна, с огромной историей и культурой, но у меня остались очень неоднозначные чувства. Я практически не увидел и не почувствовал ни кусочка той великой культуры, которую имеет Китай, что я видел были статуи Мао и обшарпанные  «хрущевки». И чувстваовал я себя тут не комфортно по многим причинам. Вы можете сказать я не там был и будете правы, конечно можно поехать смотреть древний город, можно китайскую стену или терракотовую армию, но я говорю о том, что я видел и какое у меня создалось впечатление после этого. Единственное, что не вызывает никаких сомнений это шикарнейшая природа: горы, реки, озера и леса, но и тут можно добавить ложку дегтя. Китай пожертвовал всем ради экономического роста, еще нигде я не видел, чтобы так изменяли природу в угоду себе, они абсолютно не заботятся об экологии, главное чтобы был экономический рост и насколько это правильно — это большой открытый вопрос. Почти на всех горных реках стоят ГЭС и вода из рек забирается почти полностью и передается по трубам прямо на турбины, оставляя без водных артерий огромные площади. Я впервые понял угрозу вырубки леса у нас на дальнем востоке, потому что Китайы уже вырубили у себя весь лес и принялись за наш:(( Без сомнения Китай переживает сейчас экономический бум, еще нигде я не видел столько инфраструктурных проектов, стояться дома, дороги и прочее. Стройка везде. Нынешнее состояние инфраструктуры в Китае очень слабое, но видя какими темпами это все развивается можно предугадать какое будущее их ждет в этом плане. В отличии от России они строят новое, а мы лишь проживаем советсткую инфраструктуру. И даже в этом году, году тяжелого экономического кризиса, когда экономика большинства стран мира падает, Китай показывает рост. Политическая система в Китае это отдельный разговор, читая местные газеты и разговаривая с людьми понимаешь, что ни о какой свободе слова тут речи не идет, одни свято верят в КПК, другие просто бояться. Жить в таких рамках довольно тяжело, по крайней мере для меня. Страна слабо приспособлена для туризма(иностранного), но если конечно сравнивать с Россией, то в этом плане сравнение будет скорее не в нашу пользу. В общем мнение у меня сильно не однозначное, но в любом случае Китай стоит увидеть и я наверняка поеду сюда еще раз.

Люди

Это пока единственная страна, от людей котрой, у меня осталось скорее негативное впечатление, чем позитивное. Чувствовал я себя тут не комфортно и причин на это было много.  Одной из причин(которая конечно не является негативом) является то, то я не знаю Мандарина (один из основных  китайских языков), а на английском тут практически никто не разговаривает, и самое обидное то, что тебя никто не пытается даже понять. В других странах ЮВА можно всегда найти общий язык и объяснить, что тебе надо, даже не зная языка, но в Китае это показалось гораздо сложнее, люди сложно идут на контакт. Китайы привыкли говорить очень громко, даже почти кричать, причем с таким выражением лица, что страшно становится, это очень сильно резало слух после Таиланда, где люди привыкли говорить спокойней. Люди на улицах почти не улыбаются, может потому что на улице всегда смог и солнца поти не видно, а может есть другие причины, но факт остается фактом. Еще один негативный момент - это свинство, в слегкую можно увидеть женщину, отхаркивающую и плюющую прямо на тротуар, где она идет, или мужчину, делающего тоже самое на пол прямо в междугороднем автобусе, или человека выбрасывающего мусор прямо из окна машины на проезжую часть, и мн