Самоходом по Юкатану

В первой половине февраля мы провели в Мексике прекрасные 2 недели, сбежав от наших холодов.
Но я хотел бы особо рассказать о 7 днях, в течении которых мы на арендованной машине объездили много интересных мест, так как я полагаю, что, возможно, этот опыт кому-то пригодится...
Итак, здесь дан краткий отчёт о поездках по территории Юкатана на арендованной машине в течении недели (с 04.02.2014 по 10.02.2014).
Для начала немного технической информации:
Машина была забронирована заранее по интернету. В назначенный день и время представитель фирмы подъехал к нашему отелю и отвез нас в офис неподалёку, где и оформили все документы. Туда же через неделю я машину и отогнал.

Многие организуют для себя кольцевые маршруты с ночёвками в разных местах. После небольших размышлений этот вариант был отвергнут по причинам: 1) самая дальная точка была на расстоянии 430 км от отеля, а это совсем немного; 2) в 6 вечера уже темно, смотреть нечего, т.е можно легко потратить это время на возвращение в отель на ужин; 3) утром на завтраке можно захватить что-нибудь в качестве сухого пайка и не заботиться о еде до вечера. Поэтому был выбран вариант с ежедневными конкретными поездками с возвращением на базу.
Место дислокации – отель в отельной зоне Канкуна (Zonahotelera).
Все отъезды из отеля производились после завтрака (кроме одного дня).
В сумме за неделю накатали примерно 2900 км.
Ни полиция, ни национальная гвардия не тормозили ни разу.
Платными дорогами не пользовались, к бесплатным дорогам нареканий нет.
Напрягали только лежачие полицейские в населённых пунктах (уж больно крутые...), но и к ним довольно скоро привык. Реально неприятными было несколько мест (правда, совсем в глухомани), где эти полицейские не были обозначены знаками.
Для навигации с собой был планшет с IGO и OsmAnd. Но реально использовали OsmAnd – хватило полностью, даже в глухомани не блуждали.

1 день.
Решили начать с Тулума. Тулум – единственное место, где был древний город Майя на берегу моря. До него около 130 км от отеля. Пока нашли заправку, пока освоился немного – из Канкуна выехали уже в 10 часу. В итоге где-то к пол-двенадцатого приехали к руинам. От парковки до касс топать минут десять. Взяли билеты (57 песо) и пошли. Сразу скажу, что я рад, что мы начали именно с Тулума, так именно он произвёл наименьшее впечатление, и было бы жаль потом, если бы им заканчивали, перечеркнуть другие яркие впечатления. Главные минусы – чрезмерное количество людей и отгороженность всех объектов, да и сами объекты не очень впечатляющие.

Побродив и всё осмотрев, мы отправились пешком на пляж Тулума (между археологической зоной и городом), который, по отзывам в интернете, считался весьма красивым. Но я бы так не сказал – пляж, как пляж...

Немного покупавшись, отправились к машине. После чего отправились искать какой-нибудь сенот.
Для справки, кто не знает: Сеноты (исп. cenote, из языка юкатанских майя dzonot) — особые карстовые образования — озера, колодцы и целые пещерные комплексы с подземными реками. Это были основные источники чистой пресной воды на Юкатане. С поверхности типичный сенот выглядит, как округлый колодец, в котором где-то внизу видна вода.
Я заранее прочитал, что в нескольких км от Тулума вглубь материка должно что-то быть. И действительно, мы нашли частный сенот(просто по указателю на трассе), в котором и решили искупаться. Цена – по 50 песо с человека. Нам повезло – там стояла пара машин и несколько человек переодевались для подводных погружений и, хотя их лодка уже болталась внутри сенота, мы успели до их прихода спокойно там поплавать. Кстати, эта команда дайверов подтвердила для нас популярность сенотов у фанатиков таких развлечений.
По-сути, этот сенот представлял из себя подземное озеро диаметром метров 30 с поверхностью метра 4 ниже уровня земли. Попадать в него надо через дыру диаметром метров 5 (в ней установлена лестница). Вот это я рядом с лодкой аквалангистов:

А рядом ещё есть пара небольших дыр, в которые можно легко провалиться по невнимательности – это меня сфоткали через одну из них:

Это жена плавает под сводами пещеры:

А это вид дыр в сенот снаружи.

После небольшого перекуса, мы отправились домой, по дороге посетив здоровенный гипермаркет Casa Maya (если не путаю название), который находится рядом с трассой в Плая-дель-Кармен (надо же было прицениться к текиле – а там, по инфе с форумов, должны были быть хорошие цены – но в итоге оказалось, что цены ничуть не лучше, чем в гипермаркете Уолмарт в Канкуне).

2 день.
В этот день мы решили посетить только руины Коба (около 160км от отеля), поэтому поехали туда сразу после обеда.
Входной билет – 57 песо.
Здесь находится самая высокая пирамида Юкатана (42 метра).
От парковки до неё далековато, поэтому наняли велорикшу(120 песо):

А вот и сама пирамида:

Начали подъём:

Вид с неё классный

Но, посмотрев вниз, я подумал: «Какого чёрта я сюда залез? Ведь теперь ещё и спускаться...»
Кстати, это единственная пирамида, где, для нуждающихся в подспорьи, сверху до низу вдоль ступенек лежит толстый канат...

Слава богу, спустились... Честно скажу – пусть надо мной смеются – но часть спуска я делал на заднице, боясь навернуться...
Немного руин неподалёку:

И наш велорикша:

3 день.
Настал день поездки в древний город Чичен Итца (220км), который считается  обязательной программой для всех отдыхающих в Мексике. Мы изначально решили, почитав форумы, что не будем пользоваться платными дорогами, а поедем обычными, как более живописными и проходящими через населённые пункты. Я считаю, что это решение было абсолютно верным.
На место мы прибыли в начале двенадцатого, оплатили въезд на парковку у шлагбаума (22 песо) и пошли гулять.
Так как это место находится под ЮНЕСКО, то приходится брать два входных билета – один стандартный за 57 песо + один ЮНЕСКОвский ещё примерно за 130 песо.
А вот и она – одна из самых известных пирамид в мире - прекрасная величественная пирамида Кукулькан, сторона квадрата основания пятьдесят три метра, высота двадцать четыре. По своей математической сути пирамида является календарем.

По всем признакам пирамида поздняя, она слишком красива для ранних аскетичных пирамид майя. Еще одна интересная деталь, под пирамидой Кукулькан находится другая пирамида. Форму и время сооружения ее установить не удается, но ведь кому то потребовалось перестроить старую пирамиду. Так часто поступают завоеватели, для того что бы увековечить свою победу.
На центральной площади стоит также и другая достопримечательность Чичен-Ицы — Храм воинов. Сам храм установлен на высоком основании в виде четырехуровневой пирамиды. А перед ним тянутся четыре длинных ряда колонн, высотой около 3 метров, с изображениями тольтекских воинов (я, правда, не особо это понял...) — отсюда и название «Храм воинов».

Священным сенотом (Cenote de Sacrificios) назвали яму, диаметром около 60 метров, заполненную зазеленевшей стоячей водой (до уровня воды от поверхности земли примерно 20 метров). Существует версия, что этот сенот был не только источником воды для города, но и местом жертвоприношений. Археологи достали со дня куски ткани, сосуды и человеские кости.

В Чичен-Итце нашли 7 площадок для игры в мяч. Среди них есть и самая большая из когда-либо созданных в городах майя. С двух сторон ее ограничивают стоящие на расстоянии 27 метров друг от друга стены (83 метра длиной и 8.2 метра высотой).

А с торцов — два храма.

Начало древней дороги, соединяющей Чичен Итцу с Кобой (где мы были вчера)

Башня Караколь (Улитка), наверное, самое красивое сооружение в Чичен Ице. Все называют ее Обсерваторией (видимо, из-за круглого купола).

Ну и много-много других объектов...

Вся территория заполнена торговцами сувенирами. Информация о том, что там лучший выбор и лучшие цены была успешно подтверждена. Мы там купили все необходимые сувениры и больше не заморачивались этим вопросом до конца отдыха.

Многие торговцы имеют неплохой набор русских фраз для зазывания типа: "русский, подходи", "почти бесплатно", "совсем даром", "очень дёшево" и т.п.
Торгуют за доллары и за песо. За песо покупать, как правило, выгоднее. Например, банальный сувенирный магнит стоит 1 доллар или 10 песо, при этом на 1 доллар в обменнике получаешь 12.4-12.6 песо.
Некоторые занимаются изготовлением сувениров прямо на торговом месте.

Ближе к 4 вечера мы закончили свои похождения, но в плане оставалось ещё посещение известного сенота Ик Киль в 4км от Чичен Итца. Заранее проезд туда я не смотрел и, чувствуя, что время поджимает, так как всё закрывается около 17.00, а кассы, соответственно раньше, по-простому подошел к полицейским уточнить дорогу. Они мне не только объяснили, но ещё и предложили проводить до места, при этом ещё и подождали немного, пока мой экипаж дожёвывал сухой паёк. Так что респект мексиканским полицейским, проводивших нас прямо до касс сенота... – хотя найти всё там не проблема, но важно само отношение...
Цена за вход, похоже, определяется исходя из популярности – 70 песо.
Сам сенот, конечной большой и красивый, но толпы народа там мне не очень импонировали...

4 день.
С целью разнообразия впечатлений в этот день мы поехали в парк развлечений Шкарет, где и были с утра до вечера. Особо подробно описывать это не имеет смысла, так как о посещениях этого парка масса информации в интернете.
Скажу лишь, что особенно прикололи небольшие зверьки (к своему стыду – забыл название...), которые сновали между деревьями, но стоило мне зашелестеть пакетом... – и вот что произошло:

Особенно им понравился сыр, взятый утром в ресторане в качестве сухого пайка.
И ещё большое впечатление произвело шоу «Доиспанские танцы», которое я однозначно рекомендую к посещению (только лучше подходить немного заранее, чтобы занять нормальные места)

Также очень интересным оказался уголок мексиканского кладбища. Там собраны любопытные надгробия...

а вот, например, все обделано пробками и в центре стоит бутылка пива "Корона" - похоже, покойный любил пивко...

Понятно, что они подбирались специально для публики, но, тем не менее, общее впечатление о красочности и оптимизме можно составить. А чтобы подтвердить, что и на самом деле надгробия оформляют в ярких красках, вот фото реального кладбища, сделанное из окна машины прямо с трассы:

И ещё одно. Там есть два вида билетов – Шкарет(99 долларов) и Шкарет+(129 долларов). Во второй дополнительно входят сплав по подземной реке и обед в одном из ресторанов. Меня сплав не привлекал, а жена хотела. Поэтому мы взяли разные билеты. В итоге она в сплаве абсолютно разочаровалась. Но зато она полностью удовлетворилась прекрасным рестораном с морской едой, где она, по её словам, оторвалась на полную катушку, пока я спокойно попивал пиво на пляже под пальмами. По её словам, такого ассортимента она нигде не видела.

5 день.
Следующим пунктом нашей программы был Эк-Балам (в переводе «чёрный ягуар») - бывший город цивилизации майя.
Что особенно порадовало нас – так это малое количество туристов, видимо по причине слабой раскрученности этого места.
Входной билет – 57 песо.
Главную пирамиду этого города я бы, пожалуй, поставил на первое место среди всех увиденных нами пирамид. Она не просто банальная каменная громадина со ступеньками вверх – с боков присутствуют различные площадки и навесы, под которыми находятся интересные барельефы и вообще много разнообразной резьбы по камню.

А это вид сверху на другие объекты Эк-Балама

Потом мы пошли дальше бродить по этому прекрасному городу

Очень хорош овальный дворец

А это вид с него на пирамиды-близнецы

И на главную пирамиду

Полностью удовлетворённные, мы отправились к сеноту Ш`Канче (билет – то ли 30, то ли 40 песо). По идее, можно было нанять велорикшу или взять в аренду велосипеды, но мы послушались советов с форумов, и прогулялись пешком. Минут двадцать приятной прогулки по тенистой лесной дороге – и мы пришли к сеноту.
Это был красивый сенот, размерами не усупающий Ик Килю, и при этом без толпы снующих людей.
Там было только 2 пары с маленькими детьми и чуть позже подошли несколько пожилых иностранцев.

После этого мы заехали в Вальядолид. Это старинный испанский город, основанный в 1534 году Франсиском де Монтехо, племянником известного испанского конкистадора.
Очень впечатляет кафедральный собор на главной площади:

Внутри собора всё красиво и светло

и интересно - я никогда не видел, чтобы внутри храма находился государственный флаг

Вот такая интересная фигура стояла на улице у входа в магазин

А вот так у них жители отдыхают в сквере на главной площади

там же понравились двухместные "лавки" (не знаю, как это ещё назвать...), где можно беседовать лицом друг к другу (правда мужик зачем-то вообще на спинку уселся...)

6 день.
Самая дальняя поездка, главной целью которой было посещение древних городов Ушмаль и Кабах. Из отеля выехали в пять утра, так до Ушмаля предстояло проехать около 430 км.
Ушмаль тоже находится под ЮНЕСКО, поэтому входных билетов опять 2 – один стандартный за 43 песо + один ЮНЕСКОвский ещё примерно за 130 песо.
Так как везде до этого вход на руины стоил 57 песо, то, видимо, или в этом штате местные сборы меньше (во всех остальных местах в этот день платили тоже по 43), или, возможно, это была какая-то скидка для воскресного дня.

С самого начала нас встречает пирамида Карлика (которую по легенде построил мифический карлик) — самое высокое сооружение Ушмаля. Пирамида овальной формы возвышается над равниной на 36 метров. На самом верху - храм, посвященный богу дождя Чааку.

Да и все остальные объекты выглядят весьма впечатляюще – сразу чувствуется, что это место более раскручено для туристов.
С противоположной от входа на руины стороны пирамиды Карлика находится комплекс зданий, названный испанскими миссионерами женским монастырем. Действительно удивительно похоже по архитектуре на типичный католический монастырь — внутренний двор с окружающими его по периметру зданиями, в которые можно попасть только через двор, Но почему женский?... Ещё слышал версию, что здесь было что-то типа учебных заведений.

Вход на задний двор пирамиды Карлика

Обязательное поле для игры в мяч

Красивое и нестандартное по архитектуре сооружение

Лезем на вторую по высоте в Ушмале пирамиду чтобы оглядеть окрестности

А вот и виды с неё

А это уже пришли к Дворцу Правителя. При длине в 98м и ширине в 12м, он достигает высоты 8м. При этом дворец одноэтажный, но с огромным фризом, украшенным сложным каменным узором из геометрических фигур.

А рядом с ним небольшой храм Черепахи (если не ошибаюсь...)

Покинув Ушмаль, мы проехали ещё 25 км и прибыли в Кабах (слово “Кабах” на древнем языке майя означает "сильная рука").
Главной достопримечательностью его является «Дворец масок», украшенный сотнями каменных масок бога дождя Чаака, а также несколько других сохранившихся сооружений, построенных с 7 по 9 века нашей эры.

А это, похоже, приготовленные запчасти для восстановления

и вот и процесс восстановления (подпорки под вставленными элементами, а в глубине видна часть стены с пронумерованными камнями - видимо, ещё не стёрли после подборки...)

Другие объекты Кабаха

А это арка у начала дороги из Кабаха в Ушмаль

После этого мы поехали дальше.
Так выглядят районные дороги в тех местах.

Неподалёку располагаются ещё три небольших археологических зоны, которые ещё только начинают облагораживать.
Первая из них – зона Sayil.
Главная достопримечательность – огромный и красивый дворец (на который, к сожалению, не пускают...)

Следующая зона Xlapak. Самая скромная, у неё даже вход бесплатный...
Немного объектов, которых не касалась рука реставратора...

И третья зона – Labna.
Я думаю, когда её приведут в порядок, она станет интересной для туристов, так как и сейчас её территория весьма привлекательна

7 день.
Выполнив запланированную археологическую программу, на последний день мы оставили поездку в парк Актун-Чен, который находится примерно в 110км от нашего отеля по дороге на Тулум. Основной целью было посещение пещер. К сожалению, наш фотоаппарат не особо хорош, и качество снимков не способно передать всю красоту, увиденную нами (так, например, совсем не получились фото большого подземного озера).

На обратном пути заехали в гипермаркет Уолмарт в Канкуне и затарились «продовольственными сувенирами» - несколькими видами текилы и мексиканского кофе.
На этом миссия машины была завершена.

Ну и в качестве дополнения – несколько снимков из мексиканских поселений, сделанных в процессе путешествий: