Восхождение на Эльбрус с севера

Как только возникла идея подняться на самую высокую гору в Европе - Эльбрус, мне опытные люди сразу начали говорить, что с этой горой не шутят, что при не самой впечатляющей высоте 5642 метра она, все-таки, является довольно опасной и ежегодно забирает 15-30 жизней, большинство их которых падают в трещины или замерзают, попав в непогоду и не найдя путь назад. Прочитанные отчеты также не вселяли надежду, в одном из них говорилось, что в один из дней из 50 человек поднялось только 3, кому-то не повезло с погодой, а кому-то просто не хватило сил. Во всех отчетах отмечалось, что подъем на Эльбрус очень тяжелый и у многих не хватает сил на спуск, некоторые даже засыпали при спуске с горы. Главная особенность и опасность Эльбруса - это нестабильность погоды, которая может сыграть жестокую шутку. Ясное и безоблачное небо над Эльбрусом за час может превратиться в сильнейшую метель и полное отсутствие видимости (это потом подтвердилось на практике). Все эти "пугающие" новости напрочь отбили легкомысленное отношение к этой горе, но я решил, что все равно пойду без гида, либо один, либо найду попутчиков. После этого я начал готовиться к восхождению на Эльбрус с севера: ежедневная пробежка по утрам, докупка необходимого снаряжения и активный поиск попутчиков.

Попутчики нашлись - 4 веселых парня из Москвы (Артем, Сергей, Руслан и Алексей), часть снаряжения докуплено, часть решено было взять в аренду на месте, за пару недель до назначенной даты были куплены авиабилеты в Минеральные Воды. Так как Артем (один из попутчиков) уже был на Эльбрусе с южной стороны, решили, что пойдем на восхождение с севера. Маршрут восхождения на Эльбрус с севера более сложный, на нем нет подъемников и до штурмового лагеря, который находится на высоте 3800 метров, нужно идти пешком. В настоящее время абсолютное большинство восходителей на Эльбрус идут с южной стороны, но именно с севера было осуществлено первое успешное восхождение на Эльбрус в 1829 году под командованием генерала Эммануэля. Классический маршрут с северной стороны подразумевает восхождение на восточную вершину Эльбруса, она ниже западной на 21 метр, но восхождение на любую из них считается восхождением на Эльбрус.

Прилетев в аэропорт 1-го августа, мы там же нашли микроавтобус (1400 руб за машину) и поехали в Кисловодск, где заранее договорились о квартире на сутки. Квартира оказалась отличной, мы даже все пятером смогли разместиться на спальных местах, так что, если кто-то ищет хорошую однокомнатную квартиру в Кисловодске за 1500 руб, могу смело рекомендовать (за контактами пишите лично). В тот же вечер мы докупили еды на местном рынке и взяли в аренду недостающее снаряжение. Для восхождения на Эльбрус с севера нужно: подходящая одежда, кошки, ледоруб, система страховки, карабины, веревки и другое. В Кисловодске, насколько мне известно, взять такое снаряжение в аренду можно только в фирме Лакколит по довольно приличным ценам (цены у них на сайте). Кошки и ледоруб я взял у "Андрея из Кисловодска", за что ему огромное спасибо, очень хороший и позитивный человек. Из Кисловодска нужно ехать на поляну Эммануэля (в районе Джил-Су), где находится базовый лагерь Эльбруса. Дорога занимает 3 часа, доехать можно только на полноприводной машине, стандартно за Уазик-буханку просят 7 тыс. руб, но мы договорились за 6 тыс. руб. Выезд назначили на 10 часов утра 2-го августа.

1) Виды по дороге из Кисловодска в Джил-Су

2) Даже Уазики на этой дороге застревают

Кавказские горы

Через 3 с половиной часа мы добрались до поляны Эммануэля, где поставили палатку. На поляне есть "гостиница" (тоже палатки) и кафе. Рядом находится серебряный источник, в котором набирают питьевую воду и купаются, есть мнение, что он лечебный. Температура воды в источнике всего несколько градусов.

С поляны я первый раз увидел Эльбрус.

Зарегистрировавшись в МЧС, мы отправились спать, на следующее утро назначен выход в штурмовой лагерь Эльбруса.

Восхождение на Эльбрус с севера

3-е августа 2012 года можно считать первым днем нашего восхождения на Эльбрус. С утра мы решили отправиться с поляны Эммануэля (2500 метров) до верхнего (штурмового) лагеря на высоте 3800 метров, чтобы закинуть часть снаряжения и еду. Подъем проходит через "немецкий аэродром" и уходит дальше вверх на хребет, а затем на морену.

5) Слева внизу виден "немецкий аэродром"

По-пути мы придумали свою "кричалку": один кричал "Ап!", а другие подхватывали. У слова "Ап" была даже расшифровка, но в отчете я ее писать не буду, пусть это останется тайной. По этой кричалке нас вскоре узнал весь штурмовой лагерь:) Когда однажды, с одной из остановок мы уходили и бодро крикнули "Ап!", гид одной из команды клуба 7вершин сказал, почти пренебрежительно: "Время покажет!", и на самом деле вскоре "время показало!", но об этом дальше.
Дорога заняла примерно 4 часа, штурмовой лагерь встретил нас не очень доброжелательно, моросящим дождичком и плотным туманом.

Сам Эльбрус был затянут облаком - это его обычное состояние.

Интересный эффект - радуга на краях облака, первый раз такое вижу.

Оставив одну палатку и закинув туда снаряжение и еду, мы пошли назад в базовый лагерь. Дорога назад сильно измотала и заняла не многим меньше, чем дорога вверх.

Ночевали опять в базовом лагере на поляне Эммануэля, погода ночью и утром была просто идеальная, не было ни одного облачка, что вселяло надежду. На следующее утро мы собрали все оставшиеся вещи и пошли в штурмовой лагерь на ночевку.

По дороге в штурмовой лагерь

Наша банда :)
10)

Подъем занял примерно те же 4 часа. Самая его сложная и неприятная часть - это морена, перед верхним лагерем, приходится идти по сыпухе и прыгать по камням. Вниз спускались люди, не люблю смотреть в их лица, они уставшие, но довольные, в них видно, что все уже закончилось, а у нас все трудности были впереди.
На следующий день мы планировали утром делать акклиматизационный выход на скалы Ленца, а для этого нам нужна была веревка, так как тропа на скалы проходит через трещины, которые к началу августа уже начали открываться и проходить их полагается в связке. Веревку (а точнее две) в штурмовом лагере найти удалось, но гораздо дороже, чем рассчитывали. Отдали 2000 руб за 2 веревки (по 40 метров) на 4 дня, изначально планировали ночевать на скалах Ленца, поэтому взяли веревку на такой долгий срок. Когда вечером сматывали веревки, у меня вдруг начали шевелиться брови и четко был слышен треск электрических разрядов, сначала я подумал, что это наэлектризовалась моя флисовая кофта от трения об веревку, но когда я посмотрел по сторонам, люди вокруг стояли с поднятыми к небу руками, как будто призывали о чем-то богов. Лагерь затянуло грозовым облаком и везде были слышны электрические разряды, волосы на бровях сильно шевелились, вот что значит "напряженная атмосфера". Первый раз я испытывал такое непривычное ощущение, было немного не по себе.

К вечеру на высоте 3800 метров, голова уже давала о себе знать, но не так сильно, чтобы об этом беспокоиться.

На следующее утро мы пошли на акклиматизационный выход на скалы Ленца, заодно хотели подобрать место для ночевки, так как сначала планировали там ночевать и штурмовать уже со скал. Погода была отличная и мы бодро отправились в путь.

Проходим трещины в связке
11)

Когда дошли до первого камня на скалах Ленца, погода начала портиться. Подъем занял 2,5 часа (гиды нам говорили, что среднее время 3,5 часа).

Первый камень с крестом на скалах Ленца, на нем висят мемориальные таблички погибшим альпинистам и заботливо оставлен молоток и отвертка для новых табличек.
12)

Когда дошли до второго камня (высота примерно 4550-4600 метров) погода окончательно испортилась, поднялась сильная метель, горячий чай кончился. Из-за сильного ветра, даже в укрытии, приготовить новый чай не получилось, поэтому мы приняли решение спускаться.

Вечером в лагере, Руслан, один из членов нашей команды, читал книгу "127 часов. Между молотом и наковальней" и мы как раз обсуждали эту книгу и ее главного героя - Арона Ральстона (Aron Ralston), в это время в разговор включился гид клуба 7вершин и рассказал, что Арон, всего месяц назад, был на том же самом месте, что и мы, и успешно поднялся на Эльбрус, а затем спустился с вершина на лыжах. Если вы не знаете историю Арона, то рекомендую поискать в интернете или посмотреть фильм Дени Бойла "127 часов", в котором рассказывается история этого отважного человека, который был зажат между камнями в течении 5 дней и чтобы освободиться, отрезал себе кисть тупым китайским ножом.

После акклиматизационного выхода к скалам Ленца, мы отказались от ночевки на них и решили штурмовать прямо из верхнего лагеря, как делают абсолютное большинство восходителей с северной стороны Эльбруса. Следующий день был свободным, можно было отдохнуть и пофотографировать штурмовой лагерь.

13)

Палаток в лагере было не так много. Организованного туалета в лагере нет, поэтому все ходят просто вниз на открытые камни. Эту область мы прозвали "Долина кала". Самое главное не запачкаться, пока найдешь подходящее место.
14)

Из штурмового лагеря прекрасно видно обе вершины Эльбруса, конечно только когда погода позволяет, а это бывает не так часто. Погода над Эльбрусом меняется каждый час.
15)

Восточная вершина Эльбруса (5621м). Хорошо видна тропа, по которой надо начинать подъем, она идет к первому камню на скалах Ленца на высоте примерно 4500 метров.
16)

Спать начали готовиться в 6 вечера, так как планировали в 1 час ночи подъем, быстрый завтрак и выход на маршрут восхождения. Люди вокруг говорили, что по прогнозам 7-го августа должна быть хорошая погода с этой надеждой мы ушли спать.

Проснулся я чуть раньше 1 часа ночи, еще до будильника, погода была мерзкая, весь вечер и ночь шел дожь, на маршруте никого не было видно, вокруг в палатках светились фонари. Мы решили, что будем спать дальше, может погода улучшиться, но Руслан пришел из другой палатки и всех растолкал, решили вставать и готовиться к восхождению.

Штурм

В итоге, после всех сборов и завтрака, мы вышли на ледник, одели кошки, связались и в 3 часа утра 7-го августа вышли на маршрут восхождения на Эльбрус.

Пока шли через трещины я увидел падающую звезду, это было так близко и так ярко, как может быть только в горах, но я все равно не успел загадать желание, а так, загадал бы хорошую погоду и успешное восхождение. Вышли мы практически самые последние, но уже по-пути обогнали несколько групп. Через 2,5 часа мы дошли до первого камня скал Ленца. К этому времени погода испортилась, поднялась сильная метель и дальше идти было практически невозможно и сильно рискованно в свете того, что не у всех из нашей группы были ледорубы и первое же падение (ветер был очень сильный) могло стать последним. К этому времени (5:30 утра) у этого камня скопилось уже больше 15 человек, все ждали, что погода наладиться, но уже минут через 10 люди начали возвращаться в лагерь, отказавшись от восхождения. Несколько групп повернули назад даже не дойдя до этого камня. Через полчаса ожидания, пальцы на ногах начали замерзать, нужно было уже принимать решение. К этому времени практически все уже пошли вниз и только группа американцев под руководством гида из 7вершин и примкнувшие к ним еще 3 человека пошли вверх. У камня осталась только наша команда из 5 человек и еще 3 безбашенных украинца в самодельном снаряжении и полиэтиленовых дождевиках, они были похожи на альпинистов позапрошлого века. Мы решили подождать еще полчаса, выглянуло солнце и стало немного легче. В 6:30 ветер немного утих, но все равно был достаточно сильным и мы решили спускаться! У нас еще были 3 дня в запасе и мы решили сделать повторную попытку на следующую ночь.

Но судьба распорядилась иначе... я попробовал выйти из нашего "укрытия" на тропу и показалось, что идти вверх вполне реально, тяжело, но реально, а Сергей вообще не понял, что мы решили спускаться вниз и был готов штурмовать хоть Эверест, поэтому всей командой мы пошли вверх, борясь с ветром и снегом. Шли медленно, но с минимум остановок. Через некоторое время, небо немного прояснилось и стало легче, но ветер не прекращался. Тропы видно не было и шли практически наугад по широкому снежному плато, повезло, что фирн был достаточно жесткий и ноги не проваливались в снег. Через полтора часа мы заметили группу американцев у одного из камней и пошли в их сторону, в 8:30 мы дошли до камня на высоте почти 5000 метров, где отдыхали американцы (они к этому времени уже ушли дальше). Спрятавшись за камень, мы выпили чаю и расчехлили фотоаппараты.

17) (на фото видны американцы с гидами и группа из 3-х чел, которая к ним примкнула)

18)

19)

Еще через некоторое время мы догнали американцев в конце скал Ленца, там на высоте 5200 метров идет развилка на седловину Эльбруса или на восточную вершину. Погода опять испортилась, видимость упала до 5 метров, дул ветер. Ни вершины, ни вообще ничего, кроме камня, у которого мы остановились, видно не было. Гид из клуба 7вершин сказал нам, что он не может ничего посоветовать, мы сами видим какая погода и сами должны принять решение, он лишь указал куда-то в пустоту и сказал, что купол и вершина где-то там, а потом ушел к своим клиентам. Настала вторая поворотная точка, нужно было принимать решение. Скажу честно, после всех рассказов, когда даже опытные люди (в том числе гиды, бывавшие на Эльбрусе десятки раз) гибнут в непогоду на Эльбрусе, я был готов к тому, чтобы повернуть назад. Очень обидно было бы это сделать, не дойдя до вершины 400 метров, но как говорил Анатолий Букреев, альпинизм - это всего лишь спорт и он не стоит чьей либо жизни (Букреев погиб на Аннапурне в 1998-ом году). Но недолго посовещавшись, мы решили идти дальше, главным аргументом в пользу этого было наличие GPS, который записывал весь наш трек восхождения и мы всегда смогли бы найти обратную дорогу.

Одного из американцев пришлось уводить вниз, ему стало плохо. Ну а мы, выпив чаю и бодро (насколько это тогда было возможно) крикнув "Ап!" пошли дальше. Снизу послышался возглас гида 7вершин: "А... это вы!?", это был все тот же гид, который внизу нам сказал, что "время покажет", но теперь в его возгласе была не самоуверенность, а удивление, смешанное с каплей уважения :)
20)

Идти приходилось в полной пустоте, видимость была всего несколько метров, ориентировались так: старались идти вертикально вверх с максимальным уклоном поверхности купола :), так мы планировали выйти на вершину. Шли медленно, Артем шел первым и ему было тяжелее всех, приходилось пробивать новую тропу в свежем снеге, ноги проваливались. Отдыхать приходилось уже чаще, но сильной физической усталости и головной боли не чувствовалось, просто не хватало воздуха. Высота набиралась медленно, я с надежной поглядывал на gps, но вершина приближалась не так быстро, как хотелось бы. Подъем по куполу в тумане и отсутствием видимости был, пожалуй, самой сложной и изматывающей частью восхождения.

Через некоторое время мы вышли на каменную гряду, тропы не было, куда идти было непонятно. Пошли наугад в сторону, где виднелась наивысшая точка каменной гряды, куда мы и поднялись. Последние неустойчивые шаги по камням и вот она - Восточная Вершина Эльбруса!!! Время 12:30, 7-ое августа 2012 года, вершина взята.
21)

22)

23)

24)

Тяжело было тащить эту "бандуру" на гору, но это того стоило.
25)

Артем и Сергей на вершине
26)

Когда достали GPS оказалось, что высота в этой точке 5610 метров, а сама восточная вершина по карте находится примерно в 100 метрах от нас. А когда на 30 секунд немного рассеялся туман, мы увидели саму вершины и американцев около нее, но посчитали, что там только сплошной снег, а у нас камни и у нас интереснее. Никто не высказал желание "брать вершину снова", мы свою уже взяли :)

В честь дня рождения сайта Мир Путешествий, на Эльбрусе подняли его флаг. (Спасибо Сергею за фотографию)
27)

Чтобы лучше передать атмосферу на вершине Эльбруса, посмотрите видео:

Пробыв на вершине около получаса, мы пошли вниз. Здесь пришлось вплотную использовать GPS, без него было бы тяжело выйти назад на тропу. Когда вышли на старую тропу, оставалось дело техники - передвигать ноги вниз. На спуске встретили тех безбашенных украинцев, оказывается они тоже пошли вверх, они спросили в какую сторону им нужно идти на вершину, видимость была очень плохая, а gps у них не было. Мы им сказали, что без GPS это очень рискованно, но на наше замечание, они сказали, что у них своя специальная миссия на Эльбрусе, что за миссия мы уточнять не стали. Спустившись до камня на 5200м встретили американцев, поздоровались, поздравили друг друга и пошли дальше. Туман начал развеиваться и опять показалось солнце, которое приятно грело. На спуске по куполу, одного из нашей группы "накрыло", спуск немного замедлился. В горах со спуском медлить не стоит и спускаться желательно как можно быстрее, с минимум остановок.

Спустившись до высоты 4800 метров мы сделали привал, чтобы вскипятить чаю.
28)

Американцы нас догнали и спускаются дальше.
29)

30)

Я не удержался и решил устроить фотосессию. Когда видел фотографии такого плана, всегда хотел сфотографироваться также и вот мне предоставился такой шанс. Даже холод не смог остановить.
31)

32)

33)

34)

Отдохнув полчаса мы пошли дальше и уже к 16:00 спустились в лагерь. По-пути я успел провалиться одной ногой в трещину, но успел вторую ногу поставить на твердую поверхность и уже в падении вылез из трещины.

Всего штурм занял 13 часов, из которых 9,5 часов подъем (на самом деле 8,5 часов, так как 1 час мы ждали погоды), полчаса на вершине и 3 часа спуск. В целом это хороший результат, выше среднего времени, но до рекорда Дениса Урубко еще далеко. Да и опытные альпинисты ходят этот маршрут значительно быстрее.
Прославленный казахский альпинист Денис Урубко установил рекорд в скоростном подъеме на Эльбрус, всего, из долины Азау (2400 метров) до западной вершины Эльбруса (5642 метра), Денис поднялся за 3 часа 55 минут.
Акклиматизация у нас заняла 4 ночи (2 в базовом лагере, 2 в штурмовом) с постоянными акклиматизационными выходами, а на 5-ую ночь уже был штурм.
Из нашей группы поднялись все 5 человек, причем 3-е из них первый раз в горах. По моим ощущениям восхождение на Эльбрус оказалось легче, чем я ожидал. Начитавшись чужих отчетов, я думал, что еле дойду, но реальность оказалась другой. Спустившись вниз я чувствовал, что устал, но сильной физической усталости, а тем более изнеможения не было ни на одном участке маршрута, горная болезнь тоже почти не давала о себе знать. Организм чувствовал себя нормально. Не знаю, что сказалось больше, прошлый опыт восхождений (мои восхождение на Килиманджаро и Восхождение на Айленд-Пик) или спортивная подготовка перед восхождением, но думаю и то и другое сыграло свою роль. Восхождение на Эльбрус прибавило уверенности и оптимизма.

На следующий день мы спустились назад на поляну Эммануэля в базовый лагерь, поставив в палатки сразу пошли в кафе, отведать человеческой еды, а именно борща за 100 руб. Борщ оказался не очень, но все же лучше, чем рис с тушенкой, на которые уже тяжело было смотреть.

Виды во время спуска из штурмового лагеря.
35)

36)

37)

Горная река на подходе к поляне Эммануэля
38)

Поляна Эммануэля и базовый лагерь Эльбруса
39)

После этого похода треккинговые ботинки пришлось выкинуть, несмотря на то, что летом подошву мне приклеивали военным супер клеем, она не выдержала и отлетела. Ботинки продержались довольно долго - 6 горных походов и более 600 км пути.

В тот же вечер мы пошли в Джилы-Су местный минеральный курорт - единственно место в округе, где доступна сотовая связь.

Джилы-Су

Горноклиматический курорт «Джилы-су» – знаменит прежде всего теплыми минеральными источниками, но нашей главной целью была связь с цивилизацией посредством сотового телефона и разведка источников пропитания, так как запасы еды иссякали. Дорога до Джилы-Су от поляны Эммануэля у нас заняла чуть больше часа неспешным шагом. Сам "курорт" оказался ни чем иным, как палаточным лагерем, оказывается курорт очень знаменит и в сезон туда приезжает огромное количество людей, большинство с Северного Кавказа.

Вот так предстал Джилы-Су нашему взору
40)

Места конечно очень красивые: горы, ущелья, горные реки и водопады, но палаточный быт и большое количество народу как-то убивает всю эту красоту.
Магазин там оказался всего один, да и в нем выбор был совсем маленький, единственное, что мы купили - это конфеты и 4 литра соку.

Большой белый дом - это дача бывшего президента КБР ,говорят сейчас там и номера сдаются.
41)

Панорама Джилы-Су
42)

43)

Очень красивый утес
44)

А это пригорок, на котором все собираются, потому что только на нем есть сигнал сотовой связи (Мегафон)
45)

Камни очень интересной формы
46)

Местный водопад
47)

Ущелье
48)

А так местные лечатся. Все забираются в пустую "ванну", там еще днем был минеральный источник, но сейчас все стоят и ждут выхода из горы газа радона. Не знаю, что он конкретно лечит, но в эту "ванную" стояла очередь. В нескольких десятках метрах от источника выходит труба с нарзаном, из которой мы вдоволь напились минералки.

Горная река
49)

Джилы-Су разочаровал, нормальной еды мы так и не смогли раздобыть, поэтому решили, что на следующий день надо искать машину и уезжать назад в Кисловодск. С поляны Эммануэля в Кисловодск можно уехать гораздо дешевле, чем в обратном направлении, так как Уазики привозят туристов на поляну и часто уезжает пустыми в Кисловодск. Вполне реально было договориться за 1500-2500 руб за всю машину. На следующий день пустых машин не оказалось и пришлось оставаться еще на день, еда уже закончилась и к следующему утру, все что осталось - это был один пакетик черного чаю. На следующий день нам повезло больше и уже к обеду мы с Сергеем уехали в Кисловодск первыми, а через час на другой машине уехали остальные из нашей группы (3-ем за 1000 руб).

Кисловодск

Кисловодск нас встретил дождем, поэтому закупившись нормальной едой (курицей, сыром, пельменями и пивом), мы больше не выходили из квартиры.

На следующий день мы поехали в Пятигорск на электричке (49 рублей и 1 час пути), заодно бегло осмотрел сам Кисловодск.

Курортный бульвар в Кисловодске
50)

Главные нарзанные ванны Кисловодска
51)

Когда у нарзанных ванн я увидел людей с кислородными коктейлями, я вспомнил, что когда был совсем маленький (мне было 5 лет) я уже был в этих местах и помню эти коктейли, воспоминания нахлынули и я пошел купил себе кислородный коктейл :)

Филармония
52)

Город-курорт Пятигорск

"На пяти холмах раскинулся красавец Пятигорск" - Наша Раша (с). Сувениры с Жориком Вартановым продаются в Пятигорске на каждом углу.
53)

54)

Скульптура Орла - официальный символ Кавказских Минеральных Вод
55)

Панорама Пятигорска, справа видна гора Машук.
56)

"Дикие" лечебные ванны
57)

Знаменитый "Провалъ"
58)

Рядом со входом стоит скульптура Остапа Бендера.

Так называемый "Провал" считался
достопримечательностью Пятигорска.
Это было единственное место, куда
отдыхающие могли попасть бесплатно.
Остап решил исправить такое досадное
упущение.
Граждане, приобретайте билеты на вход
в "Провал". Вход 10 копеек.
Приобретайте билеты. Детям 5 копеек,
членам профсоюза - 10 копеек.
Не членам профсоюза - 30 копеек.
- Почем билеты?
- Членам профсоюза 10 копеек,
но так как представители милиции
могут быть приравнены к детям,
то с вас по 5 копеек.
- Дайте нам 10 билетов.
- Скажите, с какой целью берется плата?
- С целью капитального ремонта "Провала",
чтобы не слишком проваливался. - (с) 12 стульев

Само озеро в Провале
59)

В тот же день вечером мы вернулись в Кисловодск и отметили успешное восхождение на Эльбрус.

Мой проект покорения семи вершин медленно, но верно продвигается вперед, Эльбрус стал второй вершиной в этом списке, после Килиманджаро, следующей на очереди стоит самая высокая гора Южной Америки - Аконкагуа. Неспешно ищу попутчиков для восхождения на Аконкагуа, ориентировочно весной 2013-го года.

Удачных вам путешествий и безопасных восхождений.

Другие мои восхождения и горные походы:
Восхождение на Килиманджаро в феврале 2011
Восхождение на активный вулкан Ол Доиньо Ленгаи (Ol Doinyo Lengai)