Восхождение на Килиманджаро в феврале 2011

Все началось с идеи осуществить восхождение на все 7 самых высоких вершин на каждом континенте, так называемый 7 summits project. Так как опыта восхождений пока крайне мало, то решил начать с самой простой вершины из этой семерки. Этой вершиной оказался вулкан Килиманджаро - самая высокая гора в Африке, высшая точка Килиманджаро - пик Ухуру (Uhuru peak) находится на высоте 5895 метров. Нафоруме о путешествиях и на блоге был послан клич в надежде найти попутчиков для восхождения, на удивление было получено много откликов, но согласовать даты и маршрут так ни с кем и не получилось, поэтому я отправился в Африку в одиночестве.

Для восхождения на Килиманджаро по закону надо нанимать гида и портеров, без гида в национальный парк попасть проблематично, поэтому пришлось обращаться в местные турфирмы в надежде сбить цену восхождения. Сразу скажу, что поездка в Танзанию в целом и восхождение на Килиманджаро в частности - это не дешевое удовольствие. Мне было интересно пройти по маршруту Мачаме (Machame route) за 6 дней. Цены предлагали разные, но в среднем было что-то около $1200-1300 на одного человека за 6 дней, плюс надо в конце еще заплатить чаевые. Я решил ничего заранее не бронировать и не посылать никакие предоплаты и действовать уже на месте по ситуации, записал адреса фирм с наиболее адекватными предложениями в городе Моши (находится у подножия Кили) и отправился в Африку.

Наиболее оптимальным вариантом оказался прилет в столицу Кении - Найроби, а дальше на автобусе через Кения в Танзанию в город Арушу, а оттуда уже другим автобусом в город Моши, основную точку для восходителей на Кили. Общая дорога заняла у меня почти двое суток и прилично вымотала, особенно напрягала пересадка в Мумбае (Индия) почти 10 часов. В аэропорту в Найроби сразу начали предлагать туры на Кили и на Сафари, цены были меньше, чем то, что мне предлагали по почте, но был уверен, что найду предложения не хуже уже на месте, в Моши, в итоге так и получилось. Дорога из аэропорта Найроби на границу с Танзанией - это вообще отдельная история. Дорога до границы занимает около 4 часов и проходит больше частью по саванне в пыли. Там сейчас делают асфальтированную дорогу, и уже довольно большую часть закончили, но все равно готовьтесь к тряске. Один раз шаттл резко затормозил и все начали выглядывать в окно, как оказалось дорогу перебегал леопард и быстро умчался в придорожные кусты. Так началось мое знакомство с Африкой:)

Дальше была граница с Танзанией, где мне поставили визу за $50. Граница представляет из себя полный бардак, возможно это только на взгляд неподготовленного обывателя. Дальше мы поехали по территории Танзании, но качество дороги лучше не стало. Пейзаж большую часть пути не очень интересный, обычная саванна, но неприметный пейзаж иногда разбавляли Масайские деревни и одинокие войны племени Масаи, прогуливающиеся вдоль дороги.

В Моши я попросил отвезти меня в отель Buffalo Hotel, который нашел по отзывам в интернете. Номер оказался вполне нормальным, но стафф в отеле был не особо дружелюбным, как потом оказалось он такой везде в Танзании. В отеле у меня сразу поинтересовались с каким целями я прибыл и предложили обратиться в правильную турфирму. Через 10 минут я уже был там. Фирма называлась Peter Tour и еще там что-то дальше. После небольшого торга молодой хозяин фирмы предложил мне трек по маршруту Мачаме на 6 дней за $950 в компании еще с одиним незнакомым мне человеком. Предложение было довольно выгодное и я согласился.

Второй день был свободен, было время прогуляться по городку Моши и почитать Жюля Верна. Начало восхождения было назначено на следующий день.

Восхождение на Килиманджаро. День первый
Moshi -> Machame camp
Расстояние 9 км
Высота: 900 м -> 3000 м

С утра нас повезли к Machame Gate, который находится на высоте примерно 1750м и является входом в национальный парк Килиманджаро. Оттуда начинаются все восхождения по маршруту Мачаме. С утра у гейта наблюдается просто какое-то столпотворение людей, по моим подсчетам в этот день начинало свое восхождение не менее 300 человек, в книге записи я даже обнаружил несколько человек из России, но на маршруте их не встречал. Там же у ворот и за ними собирается огромное количество гидов и портеров, кстати все портеры с удовольствием вспоминают попытку восхождения на Килиманджаро, которую предпринял Роман Абрамович со своими друзьями, многие портеры даже принимали в этом участии. Напомню, что Абрамович предпринял попытку восхождения на Килиманджаро в 2009-ом году по самому безлюдному маршруту Lemosho, наняв более 100 портеров. По сведениям британских СМИ Абрамовичу не удалось подняться на высшую точку Африки.
При восхождении на Килиманджаро, согласно закону необходимо нанимать гида и портеров, отказаться от этого нельзя. На нас двоих получилось 7 человек сопровождающих: два гида, повар, и 4 портера, которые несли еду, газовый балон, 5 палаток (одна исключительно использовалась как столовая!), стол, два стула и еду на все время восхождения. Меня поразило такое количество ненужного в горах барахла, но отказываться смысла не было, цена от этого все равно не изменится.
Несмотря на наличие портеров, свой рюкзак (15 кг) я решил нести весь маршрут сам - это хорошо как просто для тренировки выносливости в горах, так и для лучшей акклиматизации.
В первый день мы в неплохом темпе за 4 часа поднялись до Machame Hut, который находится на высоте 3000 м. На маршруте Мачаме нет домиков, в которых можно было бы переночевать, поэтому все дни приходилось спать в палатке.
За ужином, с моим попутчиком, которым оказался канадец китайского происхождения, долго разговаривали обо всем: обсудили все мировые проблемы, вспомнили Чингиз Хана и российско-китайские отношения. А вечером пошел дождь, которые не прекращался всю ночь.

Восхождение на Килиманджаро. День второй.
Machame camp -> Shira camp
Расстояние 4.2 км
Высота: 3000 м -> 3750 м

С утра наш повар приготовил очень плотный и разнообразный завтрак, я чувствовал себя королем в горах и от этого было не уютно. Народу на тропе было очень много, поэтому часто приходилось стоять в "пробках". Для того, чтобы подняться к следующему пункту назначения нам понадобилось чуть больше 4-х часов. Shira camp находится на высоте 3750м. Лагерь находится на небольшом плато, которое очень хорошо продувается. С него уже открывается красивый вид на долину у подножия Килиманджаро. В этом лагере уже начинает чувствоваться высота и болеть голова, особенно после такого быстрого темпа восхождения. Все таки набор 3км за два дня - это не шутки. После небольшого отдыха, рекомендую прогуляться и сходить дальше по маршруту.
Свой обед я разделил с огромным вороном.

Погода в лагере стояла ужасная, облака, сильный ветер и холод. От Африканской жары уже ничего не осталось.
Вечером опять пошел дождь. Забегая вперед, скажу, что дожди были все дни нашего восхождения - это было главное испытание и неудобство.

Восхождение на Килиманджаро. День третий.
Shira camp - > Barranco camp
Расстояние 7.9 км
Высота: 3750 м -> 4630 м -> 3950 м

К утру дождь так и не прекратился, а только усилился и добавился сильный ветер. Было мерзкое ощущение и из палатки вылазить совершенно не хотелось. Мы решили подождать до 10 утра, надеясь, что дождь прекратится, а после выдвигаться при любых условиях. Время вышло, а дождь так и лил, но решение было принято и мы начали собираться. Все мокрые, хлюпая по лужам мы отправились дальше. Я надеялся на то, что февраль - это сухой сезон на Кили, но как оказалось погода тут совсем не предсказуемая.
К полудню дождь прекратился и под ногами появился первый снег (и это Африка!).

Через некоторое время мы дошли до развилки, где можно было выбрать каким маршрутом идти к следующей точки. Один маршрут был легче, без набора высоты, а другой маршрут проходил через Lava Tower и был сложнее, но лучше для акклиматизации. Мой сосед пошел простым маршрутом вместе со всеми портерами, а я с главным гидом пошел к Lava Tower.
Lava Tower, высота 4630 метров

Путь к этой точки был непростой и горная болезнь на этой высоте уже чувствовалась довольно сильно.
После небольшого отдыха мы пошли вниз, к следующему лагерю.
Через час климат совершенно поменялся, появилось солнце и зеленые растения. Девушка, которая шла рядом пошутила, что только тут за один день можно побывать во всех 4-х сезонах, от осени, через зиму к лету.
Гиганствие Лобелии

Мой гид присел отдохнуть, на фоне видна гора Килиманджаро

К 4-ем часам вечера мы дошли до Barranco camp, который находится на высоте 3950 м.

Ночью снова пошел дождь, даже не дав нормально высушить одежду.

Восхождение на Килиманджаро. День четвертый.
Barranco camp - > Barafu camp
Расстояние 6.1 км
Высота: 3950 м -> 4650 м

Начался 4-ый - самый тяжелый и длинный день восхождения. Дождь опять шел всю ночь и к утру не было даже намека на то, что он остановится. Сразу же после выхода возникло первое препятствие под названием Great Barranco Wall - практически вертикальной стены высотой более 200 метров (для сравнения девятиэтажный дом - это 27-28 метров), на которую предстояло залезть. Восхождение на стену осложнялось тем, что дождь не прекращался и по всей тропе вода текла ручьями. Некоторые участки были довольно опасны, где подскользнувшись на мокром камне, придется лететь вниз сотню метров.
Далее путь лежал через долину Каранга (Karanga Valley), где располагался последний источник воды на пути восхождения. Кстати воду из этого источника рекомендуют очищать таблетками, так как были случаи заражения. Путь через эту долину довольно долгий и скучный, но можно насладиться красивыми видами.
Практически весь путь пролегал по снегу и при сильном встречном ветре, что сильно выматывало. Дорога оказалась гораздо длиннее, чем я предполагал, но шел я быстро и обогнал практически всех, кто вышел на час раньше меня, включая всех наших гидов и портеров.
Около часа дня, после крутого подъема я добрался до Barafu Camp (4650м). Barafu на языке Суахили означает Лед.
Так как у меня не было палатки, мне пришлось ждать портеров и гида почти два часа, пританцовывая на снегу, чтобы не замерзнуть. Во время ожидания вниз проходили люди, с усталыми, но удовлетворенными лицами, которые штурмовали Кили прошлой ночью.

Вид на гору Мавензи (Mawenzi)

Сам лагерь Barafu Hut расположен на довольно узком горном хребте, обдуваемом всеми ветрами. С одной стороны хребта располагается склон, на котором ставят палатки те, кому не хватило место в основном лагере, а с другой стороны идет крутой обрыв на несколько сотен метров. У обрыва расположены туалеты. Говорят даже несколько лет назад одна девушка, зайдя в туалет, сорвалась со склона вместе с кабинкой.

Лагерь Barafu на высоте 4650м - штурмовой лагерь горы Килиманджаро

Вид на вершину Килиманджаро из лагеря Барафу

Вид со стороны обрыва. На фотографии видна тропинка, по которой идет путь к лагерю.

На фотографии видно как наплывает туман. Вообще нам катастрофически не везло с погодой и мы надеялись только, что ночью во время восхождения не будет дождя.
Установив палатку в лагере и развесив часть вещей сохнуть, мы начали готовиться к восхождению, которое было запланировано этой же ночью (Практически все восхождения на Кили проходят ночью).
После трудного перехода из Barranco в Barafu чувствовалась сильная усталость и головная боль, которая уже не прекращалась.
К часам 7-ми нам сделали ужин, есть я не смог, выпил только кружку супа - это все на что меня хватило. Во время ужина начало мутить, даже пришлось выйти из палатки, потому что я был очень близок к тому, что меня стошнит. Состояние было ужасное, а восхождение должно было начаться через 5 часов. Я не представлял, как я смогу пойти.
Сразу после ужина мы пошли спать, чтобы немного сбить головную боль, пришлось даже принять таблетку парацетамола.

Восхождение на Килиманджаро. День пятый. Штурм.
Barafu camp - >Uhuru Peak - > Barafu camp -> Mweka camp
Расстояние около 20 км
Высота: 4650 м -> 5895м -> 4650 м ->3100 м

Восхождение обычно обычно начинается в полночь. Я знаю, что у меня темп гораздо быстрее, чем у большинства треккеров, поэтому я просил гида начать восхождение в час ночи или позже, но он решил, что идти надо всем вместе.
После 3-х часового сна, мое состояние значительно улучшилось, но голова продолжала болеть.
Итак в 00:10 мы вышли из лагеря в сторону самой высокой точки Африки - пику Ухуру (Uhuru peak).
Перед нами уже шло пара сотен человек, но мы начали их постепенно обгонять. Примерно через 30 минут я уже сильно оторвался от своего компаньона и шел отдельно с младшим гидом. Через час мы уже обогнали больше сотни человек. Впереди на склоне маячили фонари других треккеров, которые казались очень далеко.
В итоге у нас образовалась небольшая группа с французом и его гидом и мы шли долгое время вместе с одинаковым и быстрым темпом. В такой группе мы обогнали всех, кто вышел на восхождение в этот день и пошли первыми. На крутом подъеме перед Stella Point француз "умер" и я остался со своим гидом один, впереди всех.
Подъем к Stella Point, которая находится на высоте примерно 5700 метров, - это самая сложная часть всего восхождения. Так как я шел первый, то приходилось самому пробивать себе путь через снежную целину, а местами снега было буквально по колено. Идти вверх, когда ноги утопают в снегу очень тяжело. Stella Point была уже видна, но никак не приближалась. Я думал, что вот еще 20-30 минут, и мы на нее поднимемся, но прошел час, а она даже не приблизилась. Я чувствовал, что силы кончаются, в такие моменты появляется желание все бросить и пойти назад, но я все же шел вперед и вскоре был награжден видом кратера и пика Ухуру. После Stella Point идти дальше было уже гораздо легче, хоть снега и было не меньше, но подъем уже не такой крутой. Примерно еще через полчаса мы в полном одиночестве добрались до пика Ухуру - самой высокой точки горы Килиманджаро. И ничего!
Я не помню, чтобы было чувство радости или эйфории, было лишь чувство сильной усталости и удовлетворение от того, что все это кончилось и можно идти назад.
На часах было 4:50 утра. Все восхождение заняло у меня 4 часа 40 минут! (Среднее время восхождения на Килиманджаро около 7-8 часов).
Только на вершине я решил достать камеру и заснять этот исторический :) момент. На улице была темнота и в видеоискателе ничего не было видно и как я не пытался направить фотоаппарат в руках гида на нужную точку, моего нормального снимка не получилось, поэтому на главной фотографии будет мой гид:)

Ухуру пик (5895м)

За те 5 минут, что я пытался фотографировать, руки просто окоченели, я даже подумал, что отморозил пальцы, так как практически перестал их чувствовать. На вершине Кили в 5 утра мороз стоял жуткий, если учитывать ветер, то по ощущениям было никак не меньше -30 градусов. На Африку это было совсем не похоже.
Проведя на вершине не более 5 минут, мы отправились в обратный путь.
Около Стеллы поинт встретили француза, который кажется шел просто на автопилоте ничего не соображая. Вид у него был потерянный и гид практически тащил его за собой.
После Stella Point уже начали встречаться другие треккеры, поднимающиеся наверх. Когда видишь людей, которым только предстоит это сделать, испытываешь какое-то чувство удовлетворения:)
Спуск был тоже не простой и местами мы просто катились вниз на пятой точке или на ногах. Не люблю спуски, они выматывают еще больше чем подъемы.
Уже ближе к концу спуска, из-за горы Мавензи началось показываться солнце. Рассвет на вершине Килиманджаро мы так и не встретили.
Килиманджаро на рассвете

Назад мы особо не торопились, останавливались сфотографироваться и отдохнуть, и в восьмом часу утра были уже в лагере.
Сосед мой вернулся только в одиннадцатом часу, когда я уже выспался. Он так и не поднялся на вершину. По рассказу гида, еле дойдя до Stella Point он стал вести себя просто неадекватно, говорить сам с собой, шататься и гид принял решение идти назад. Обидно. Вообще по разным данным, процент успеха (достижения Uhuru Peak) на Килиманджаро равен 30-40%, то есть 60-70 процентов треккеров не доходят до вершины.

Немного отоспавшись в этот же день мы вышли в обратный путь. Природа как будто сжалилась над нами и подарила нам звездное и чистое небо во время восхождения, но ближе к обеду опять затянул дождь и весь обратный путь в этот день, мы шли под дождем.
Ближе к вечеру мы дошли до Mweka Camp (3100м). У меня было желание в этот же день дойти до Mweka Gate и уехать в отель, но гид попросил не торопиться, так как мой сосед только начал приходить в себя.
Всю ночь я не могу уснуть. Все лицо у меня чесалось и болело непонятно от чего и пришлось от безысходности выпить парацетамол, а надежде, что этого снимет боль и подействует как снотворное, но не подействовало. За всю ночь мне удалось поспать не больше часа. Утром я сфотографировал свое лицо (зеркала не было) и просто ужаснулся. Я не знал, что это: ожог или обморожение или вообще какая-то болезнь. Выглядел я ужасно (фотографию показывать не буду, чтобы не пугать читателей). Следующие 4 ночи также были бессонные из-за боли на лице. Парацетамол я уже принимал каждый день, мазал кожу всякими кремами, но ничего не помогало. Кожа болела и слазила еще почти неделю. Ощущения были ужасные.

Восхождение на Килиманджаро. День шестой.
Mweka camp -> Mweka Gate - Moshi
Высота: 3100 м - > 1650 м -> 900 м

Последний - шестой день восхождения - самый короткий. Быстрым шагом мы добрались до Mweka Gate, где получили сертификат о восхождении. Человек, которые выдавал сертификат, долго не мог поверить, что я поднялся за 4 часа 40 минут. А дальше нас ждала машина назад в Моши. Не забудьте оставить гиду и портерам чаевые (я оставил около 120 долларов).

Вспоминая сейчас это восхождение, думаешь, что оно было не такое уж и тяжелое, но повторять я бы его не стал. Килиманджаро для меня - это гора на один раз, если честно ничего особо красивого и завораживающего там нет. Пейзажи сильно уступают Непалу, куда хочется вернуться еще раз. Но восхождением на Килиманджаро я открыл для себя проект "7 вершин" - семь самых высоких гор на каждом континенте. Может когда-нибудь я поднимусь на все семь. Следующая - Эльбрус!

Продолжение:
Сафари в парке Серенгети и Нгоронгоро кратер (Танзания)

Восхождение на вулкан Ол Доиньо Ленгаи (Ol Doinyo Lengai)