Восхождение на вулкан Ол Доиньо Ленгаи (Ol Doinyo Lengai)

Как я уже писал ранее в отчетах о восхождении на Килиманджаро и сафари в Серенгети, в Африке я собирался только на восхождение, но когда решил пойти еще и на сафари мне и этого показалось мало. Все-таки в Африку я езжу не так часто и хотелось выжать максимум из моей поездки и я начал искать, что еще можно сделать в Танзании или Кении. На одном из форумов я читал про вулкан Ол Доиньо Ленгаи (Ol Doinyo Lengai) в Танзании и там было написано, что на него возможно подняться. Материалов на русском языке о восхождении на Ол Доиньо Ленгаи я не нашел, видимо он не особо пользуется популярностью среди наших туристов, но этого мне и хотелось.

Ол Доиньо Ленгаи - единственный действующий (активный) карбонатитный вулкан в мире. Высота над уровнем моря — 2962 м.  Последнее крупное извержение произошло в 2010-ом году. Название вулкана Ол Доиньо Ленгаи на языке Масаев означает "Гора Бога".

На месте (в Моши) оказалось довольно трудно найти контору, которая могла бы реально и за приемлемые деньги организовать поездку в этот район. Дорога туда очень плохая, а туристов ездит довольно мало, поэтому найти попутчиков не удалось, а индивидуальная поездка оказалась достаточно дорогая. Все на что я мог сторговаться - это 1050 долларов, включая 3 дня сафари в Серенгети и Нгоронгоро. Учитывая цену обычного сафари (145 долларов в день), поездка к вулкану Ол Доиньо Ленгаи и восхождение на него стоило мне 600!!! долларов, что конечно очень дорого за два неполных дня.

Возвращаясь с сафари, я остановился в одном из отелей в районе озера Маньяра, откуда меня на следующее утро должна была забрать машина и отвезти к озеру Натрон (Lake Natron), где собственно и находится вулкан Ол Доиньо Ленгаи. Отели и сервис в Танзании очень далеки от европейских или даже тайских стандартов, а вот цены вполне европейские, поэтому я даже рад, что из 14-ти дней моего африканского путешествия, около 10 я провел в палатке.
Утром за мной заехал джип с молодым танзанийцем и мы поехали в сторону озера Натрон. Расстояние там небольшое (еще и поэтому я не понимал, почему поездка туда такая дорогая), но дороги можно сказать просто нет. Чуть больше 100 км мы ехали более 3-х часов и ехали довольно быстро и были все в пыли. Обычно эта дорога вообще безлюдная, но в этом время мы встретили довольно много встречных и попутных машин, по словам моего проводника, все они ехали к http://www.sumkino.com/?p=2054]пастору, который изобрел лекарство от СПИДа и даже президент Танзании, собирался посетить это место.
По дороге мы проехали 3 пропускных пункта, где на каждом пришлось платить за проезд, но у меня все было включено в стоимость (еще бы!!! при такой-то цене).
И вот через почти 3-х часовой тряске по каменистой дороге, показался вулкан Ол Доиньо Ленгаи (Ol Doinyo Lengai)

Уже из далека он начал производить впечатление, тем более я раньше никогда не видел активных вулканов, усыпанных довольно свежей лавой и пеплом.
Еще через час мы приехали в лодже (а точнее кэмп, так как там были только палатки), где мне предстояло провести часть следующей ночи. К сожалению не помню точного название лоджа, но там по соседству была деревня Масаев (и все работники лоджа были Масаи) и открывался прекрасный вид на вулкан.

2) Ол Доиньо Ленгаи

Было интересно близко пообщаться с представителями африканского племени Масаев, которые и по сей день сохранили свой традиционный уклад жизни и их почти не коснулись достижения цивилизации. Они также продолжают жить в домиках из смеси навоза и земли, мужчины обязательно должны носить с собой какую-нибудь палку, а женщины бреются на голо. Единственная традиция, которую Масаи оставили не по своей воли, - это убийство льва при посвящении в мужчины.
Местным гидом у меня кстати был молодой парень из племени Масаев, веселый и довольно хорошо говорящий по-английски.
После небольшого отдыха мы отправились на озеро Натрон, которое к этому времени уже довольно сильно пересохло

3) Озеро Натрон (Lake Natron)

Озеро Натрон - это неглубокое (около 2-х метров) соленое озеро, которое является средой обитания розовых фламинго.

После озера мы пошли на небольшой водопад в соседних горах, где можно охладиться и помыться с дороги.

До самого вечера я наслаждался тишиной, так как был единственным клиентом в этом лодже, но потом приехало два больших сафари-грузовика с группой из Британии, многие, не выдержав дороги, блевали прямо из машины. В группе было 4 парня и около 20 девчонок. Обсудим с моим гидом увиденную картинку, мы пришли к выводу, что парней британцев жалко, так как в группе не было ни одной мало-мальски симпатичной девушки:)

Восхождение на Ол Доиньо Ленгаи, так же как на Килиманджаро, было назначено на полночь, к моим просьбам выйти позже, так как я хожу в такие треки довольно быстро, опять не прислушались. По словам гида в среднем подъем занимает около 5 часов, так что к рассвету мы должны были быть на вершине.

Поспать перед восхождением не получилось и после небольшого "завтрака" мы сели в джип и поехали к подножию вулкана. Ехать надо было около получаса и к часу ночи, в темноте, мы уже вышли на маршрут.
В начале мы шли довольно легко и быстро по твердой почве с небольшим уконом вверх, но уже через полчаса тропа покрылась вулканическим пеплом, куда стали проваливаться ноги и идти стало значительно сложнее. По ощущениям мы поднялись достаточно высоко, но гид сказал, что мы не прошли даже половины. Еще через полчаса мы сделали первый перекур (масайский гид курить не стал, но табак занюхал) примерно на середине маршрута.

Начиная с этого места, продвижение стало значительно медленнее, так как ноги проскальзывали назад и тонули. Такая ходьба на высоте сильно изматывает. Тропа представляла из себя застывшую лаву, по которой идти было тяжело и опасно, и вулканический пепел, в котором ноги утопали по щиколотку.

7) Тропа на вулкане Ол Доиньо Ленгай

Местами слой застывшей лавы доходил до полуметра глубиной, а в ее толще проглядывалась трава, которой еще несколько лет назад были покрыты все склоны вплоть до вершины.

В темноте вершина казалась очень близко, но время шло, а она не приближалась. Идти становилось все сложнее и сложнее, отдыхать приходилось уже чаще. После середины пути стал заметен специфический запах, который становился все сильнее по мере приближения к вершине.

Перед самой вершиной подъем стал очень крутой и проходил по застывшей лаве, представьте такую плиту из лавы, которая находится под приличным углом и по ней надо подняться наверх. Соскользнуть оттуда было более чем реально, а зацепиться было не за что, так что костей было бы не собрать. Так мы и продвигались на корточках и очень аккуратно.

На часа 3 часа ночи, мы поднялись на вершину и идет вдоль жерла вулкана. Запах стал уже стал очень сильным и невыносимым, но к нему постепенно привыкаешь. На вершине очень холодно и сильный ветер, который пытается сбросить с гребня либо со склона вулкана, либо в кратер, глубиной почти 100 метров.
Подъем у нас занял около 2-х с половиной часов, что почти в два раза быстрее, чем среднее время. На вершине в это время полная темень, хотя глаз уже настроился. Штатива не было, поэтому пришлось снимать практически с рук да еще и на китовый объектив, качество снимков просто никакое:(

9) Кратер вулкана Ол Доиньо Ленгаи

10)

Гид сказал, что мне решать, будем мы ждать рассвета или начнем спускаться. После 10 минут раздумий и прогулок вдоль кратер, я решил, что надо спускаться. К этому времени я уже окончательно окоченел и не мог больше выносить эту вонь, которая там стояла. Так и не дождавшись рассвета и не увидив в деталях кратер вулкана, мы пошли вниз.
Спуск с вулкана еще опасней, чем подъем, но у нас все прошло без происшествий и еще в темноте, мы спустились к машине и поехали назад в лодж.
Когда я уже проснулся в 8 утра, все работники в лодже удивились, так как в это время люди только возвращаются с восхождения.

Утро я посвятил душу и неторопливому изучению окрестностей. На выходе из лоджа, масаи (только женщины и дети) из соседней деревни очень настырно предлагали купить сувениры, в основном из бисера. Сувениры все очень низкого качества. Разглядывая сувениры у одной из женщин с ребенком, ко мне подошел ее муж, размотал одежду ребенка, показал какую-то сыпь на его теле и начал спрашивать, знаю ли я что это такое и как это лечить. Видимо у них до сих пор, все белые воспринимаются очень образованными, особенно в области медицины.  Как оказалось это родственник моего гида (я думаю они все там родственники) и он попросил моего разрешения взять эту масайку с собой, чтобы отвезти в ближайший город в больницу. Я все равно ехал один, поэтому не был против.

11) Женщина из африканского племени Масаи

Вообще Масаи мастера выпрашивать деньги, например сфотографировав один из домов снаружи, ко мне сразу подбежали дети и предложили сфотографировать масайскую деревню и их дома изнутри.

12) Традиционный дом племени Масаи

После обеда мы отправились в обратный путь, проконсультировав британцев по поводу восхождения и сделав последний снимок вулкана Ол Доиньо Ленгаи

13)

Так закончилось мое африканское путешествие, которое оставило сильный след в памяти. Все путешествие я боролся с ощущениями от раздражения (в основном из-за некоторых представителей местного населения) до полного восторга (в основном от природы) и сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что в Африку я еще обязательно вернусь.