Путешествие в Южную Корею: Сеул и DMZ

Я не планировал путешествие в Южную Корею, если честно, мне эта страна никогда не казалась особо интересной, но тут произошло два события, которые предопределили эту поездку.
С 1-го января 2014-го года Россия и Южная Корея взаимно отменили въездные визы и теперь граждане России могут посещать Южную Корею без визы. Это событие совпало с очередной распродажей авиакомпании AirAsia, где мне удалось купить авиабилеты Бангкок-Сеул-Бангкок за 10 000 бат. Значит надо ехать.
Приключения начались сразу в аэропорту Бангкока, самолет опоздал на 2 часа и я пропустил пересадку в Куала-Лумпуре, не успел на самолет в Сеул буквально 10 минут. Меня и еще 3-х бедолаг поселили в плохой (хотел написать другое слово, но не стал) гостинице и сказали, что следующий рейс в Сеул только через 35 часов, но у меня уже был забронирован тур в демилитаризованную зону и меня такой вариант категорически не устраивал. Было только одно решение, лететь утром в Бусан, а оттуда за свой счет (хотя сотрудник AirAsia говорил, что мне эти затраты компенсируют, но до сих пор это не сделали) лететь уже в Сеул.

Итак, переночевав в отеле в районе аэропорта Куала-Лумпур, я отправился на утренний рейс во второй по величине город Южной Кореи - Бусан (или Пусан). Из Бусана до Сеула быстро можно добраться двумя способами: скоростным поездом KTX за 57000 корейских вон (1$=1100 корейских вон) и 2 часа 40 минут в пути, либо на самолете за 70000 корейских вон и 55 минут полета. Несмотря на то, что я хотел прокатиться на скоростном поезде, я решил лететь на самолете, чтобы сэкономить время.
Самолет из Куала Лумпура приземлился в Бусане в 15:20, я быстро прошел паспортный контроль, нашел стойку Air Busan, купил авиабилет до Сеула, прошел регистрацию и уже в 16:00 сидел в самолете в Сеул. Это был первый пример того, насколько в Корее все эффективно организовано, и потом это подтверждалось множество раз на протяжении всего путешествия.

Из аэропорта Gimpo в центр Сеула я доехал на метро (стоимость проезда в среднем 1300 вон + 500 вон депозит, который можно вернуть по окончании поездки) и уже в 6 вечера встретился с русской девушкой Яной, с которой познакомился через CouchSurfingи у которой собирался остаться ночевать в этот день. Вечером мы пошли ужинать и пить Soju c пивом (как делают местные корейцы) в студенческий квартал в Синьчон (Sinchon). За ужин с мясом, пивом и Soju (традиционный корейский алкогольный напиток) мы отдали по 10 000 вон каждый (примерно по 10 долларов), я ожидал, что будет дороже.
Удивило, что вечером в будний день, на улице очень много пьяных корейцев и даже кореянок, некоторые из представителей этой страны не стеснялись справлять малую нужду прямо по среди улицы. Такое от Сеула я никак не ожидал.

Тур в DMZ

На следующее утро, 9-го мая в День Победы, у меня была забронирована экскурсия в демилитаризованную зону (DMZ) и в районе JSA (Joint Security Area), где прямо на границе находится знаменитая конференц-комната. Тур надо бронировать заранее, лучше всего за неделю или раньше. Я бронировал за 6 дней, причем у большинства компаний мест уже не было. Цена 77 USD, отъезд утром от отеля Lotte в центре Сеула.

Тур начинается с посещения Военного мемориала Республики Корея, который находится в историческом центре Сеула и символизирует военную историю Кореи. Там же находится военный музей. Вход бесплатный.

Большая экспозиция посвящена войне Севера и Юга.
3) Имена погибших

7) Строго секретно! Донесения товарищу Филиппову.

9) Исторический корейский корабль-черепаха или кобуксо́н.

10) Интересное крепление мыла в общественной уборной. Видел потом такое не раз.

По-пути в DMZ остановились в одном из парков.
11)

Корейцы очень серьезно и правильно относятся к воспитанию детей, это приятно удивило. На детей не кричат, воспитывают, все рассказывают и показывают, берут с собой в походы в горы уже с раннего детства.
12)

13)

Примерно еще через минут 30 приехали в Imjingak, где предстоял обед и прогулка. Парк находится у реки Imjin, через которую перекинут, так называемый, Мост Свободы (Bridge of Freedom). По этому железнодорожному мосту возвращались с Севера пленные солдаты.
14)

15)

16) Там же в сувенирном магазине можно поставить себе печать в паспорт о посещении DMZ. Я не стал этого делать.

17)

18)

19)

От Imjingak совсем недалеко до JSA и Camp Bonifas, которые находятся под эгидой войск ООН и по-сути контролируются американскими военными. Чтобы добраться до конференц-комнаты - главной цели этого тура и конечной точки маршрута, нужно пройти несколько постов охраны, где проверяют паспорта и фамилии сверяют со списком (любому могут отказать в посещении без объяснения причины), прослушать лекцию о нормах поведения на этой особо охраняемой территории и сменить транспорт на автобус ООН.

Фотографировать там можно только по команде и только в определенных местах. За попытку сфотографировать что-то несанкционированно, в посещении могут отказать всей группе, поэтому фотографий немного. Кроме фотоаппарата ничего с собой брать нельзя, никаких сумок, даже сумку от самого фотоаппарата не разрешили взять. Ладно хоть фотографировать разрешили))

20) После прослушивания лекции, девушки фотографируются с бравыми южнокорейскими солдатами.

Еще минут 10 на автобусе и мы попадает на границу Южной и Северной Кореи, прямо в сердце DMZ.

21) Та самая, знаменитая, конференц-комната. Building T2 - именно здесь проводятся все встречи и переговоры между представителями Северной и Южной Корей.

Солдаты на посту не просто так стоят наполовину туловища скрытые за зданием - это позволяет быстро спрятаться за стену в случае чего, а также подать сигнал рукой скрытой за зданием. А еще они все стоят в боевой стойке Дзюдо.
22)

Граница между странами проходит прямо по центру здания, можно видеть где заканчивается галька и начинается песок - это и есть граница. Серое здание на фоне принадлежит Северной Корее.
23)

Там находится офицер северокорейской армии, который периодически наблюдает за нами в бинокль.
24)

Американский офицер, который проводил для нас экскурсию, всячески рекомендовал не шутить и не заигрывать с северокорейскими солдатами, так как это все может быть воспринято неоднозначно. Но сам он при этом конечно много шутил и рассказывал разные интересные истории.

25)

Наступил кульминационный момент тура в DMZ - нас выстроили в две шеренги и мы дружно в ряд по военному зашагали в конференц-комнату, где нам в течении 5 минут разрешили фотографировать и, фактически, пересечь границу и побывать на территории Северной Кореи. Там это конечно все условно.

26) На той стороне стола уже Северная Корея.

27) Во время посещений туристов с южной стороны, внутри конференц-комнаты находятся только южнокорейские военные, а во время посещения этой же комнаты с северной стороны, там находятся только северокорейские военные, соответственно.

28)

Через 5 минут нас так же по военному в шеренге отправили назад в автобус, все, экскурсия закончена. На обратном пути, не выходя из автобуса, нам разрешили сфотографировать "мост невозврата" (Bridge of no return), который пересекает границу DMZ. Этот мост использовался для обмена заключенными после Корейской войны. Свое название мост получил после событий, когда американцы привозили северокорейских пленных на этот мост и давали им выбор, либо остаться в Южной Корее, либо перейти назад в Северную Корею, но если они переходили мост, то они теряли шанс вернуться назад в Южную Корею, для них не было возврата.

29)

Вернувшись в Сеул я встретился с моим новым соседом, у которого я проведу следующие две ночи в Сеуле. Tew - таец, с которым я так же познакомился на Каучсерфинге, учится и работает биогенетиком в Корейском университете. Tew, в свои 23 года, оказался одним из самых умных и образованных тайцев, которых я встречал.
30) Корейский университет - один из самых престижных в Южной Корее. По словам Tew, это единственный университет ему знакомый, у которого название совпадает с названием страны. Я задумался, что тоже не знаю ни одного Русского университета.

На следующее утро, с его американским другом, мы пошли в трек на гору в пригороде Сеула - Mt. Bukhansan и её самый высокий пик Baegundae peak (836метров). До поездки в Сеул я внес восхождение на этот пик в обязательную программу по Сеулу, после того как в одном из https://vk.com/travel_it]сообществ о путешествиях во Вконтакте увидел эту фотографию:
31) Национальный парк Букхансан (фото из интернета).

Я решил, что нужно обязательно сделать такую же фотографию.

До национального парка Пукхансан мы добирались на двух автобусах с пересадкой. Автобусы - достаточно удобный транспорт в Сеуле, входить в них надо через переднюю дверь и прикладывать карточку оплаты к специальному аппарату (карточка та же, что и в метро - T-Money). Перед выходом из автобуса карточку надо снова приложить к аппарату, чтобы зафиксировать окончание поездки.
32)

Весь путь наверх занял у нас часа полтора, может меньше. Как и практически везде в популярных местах в Корее, тропа очень хорошо маркирована и во многих местах оборудована специальными лестницами и помостами. Так что это даже сложно назвать треком, так небольшая прогулка вверх.

33) Insu Peak

Это был выходной день, поэтому народу было очень много. Надо отметить, что для корейцев треккинг - это национальное увлечение, каждые выходные люди массово едут загород, чтобы пойти в горы со всей семьей (включая детей 5-7 лет). В треккинг ходят и молодые городские девушки и престарелые бабушки, все от мала до велика.
34)

С вершины пика Baegundae открывается прекрасный вид на Сеул, особенно в ясную погоду (нам не очень повезло, был туман).
35)

36)

37)

38)

Когда мы добрались до вершины, оказалось, что та фотография из-за которой я и полез на гору Пукхансан, была сделана с соседнего пика (на фотографии камни слева), но на него нас не пустили, там тропа не оборудована и пускают только скалолазов.
39)

Это вызвало продолжение дискуссии, которая началась прошлой ночью о свободе человека. Я утверждал точку зрения, что в развитых странах, где декларируется политическая свобода, человек по-сути имеет ограниченную личную свободу. Я не хочу, чтобы мне указывали, что я могу делать, а что нет, куда я могу идти, а куда нет. Понятно, что простых людей не пускают на этот пик, заботясь об их безопасности, но я сам хочу решать за себя. И это ограничение постоянно присутствует во всех развитых странах и это одна из главных причин, почему я никогда серьезно не хотел переехать в Европу или США. К этой теме о свободе человека, в частности в Южной Корее, я еще вернусь во второй части отчета.

По-пути вниз с горы Пукхансан мы зашли в один из храмов, к сожалению, не запомнил его название. Там как раз проходили мероприятия в честь праздника Весак - дня рождения, просветления и смерти Гаутамы Будды.

40)

41)

42)

43)

44)

45)

Сразу после восхождения мы решили поехать в традиционную корейскую сауну - Jjimjilbang, она тоже была частью моей обязательной программы по Южной Корее. Судя по отзывам в интернете, одной из лучших саун в Сеуле является Siloam, в которую мы и поехали.
Вход в сауну стоит 10000 вон без ночевки и 15000 вон с ночевкой. Ночевать там можно в специальной комнате с кроватями с специальных отделениях, похожих на японские капсульные отели.
Если вы прилетаете в Сеул на одну ночь, то можно легко переночевать в такой сауне, тем более что время там проходит незаметно.
46)

Сауна состоит из нескольких этажей. На первом этаже находится помывочная, на втором комната для переодевания. Эти два этажа раздельные для мужчин и женщин. Если хотите помыться, то надо полностью раздеться на втором этаже и уже нагишом идти на первый этаж. А можно переодеться в местную одежду, которую выдают, и идти в общие комнаты на верхних этажах.
На третьем этаже находится комната отдыха и небольшой ресторан, на четвертом сама сауна, а выше уже комнаты для сна.
В сауне есть несколько видов комнат с различным воздействием на организм и с разной температурой.
47) Соляная комната (их две с разными температурами)

48) Комната с древесным углем

49) Комната с повышенным содержанием кислорода

50) Глиняная комната

51) Нефритовая комната

Есть еще традиционная сауна (комната с горячим 80С воздухом) и ледяная комната
52) Градусник показывает -14, но там было явно и сильно теплее.

53) Всего в сауне более 10 специализированных комнат.

54)

Так переходя из одной комнаты в другую, мы провели в Jjimjilbang более 4х часов.
Сауна однозначно стоит своих денег и я рекомендую обязательно ее посетить, если будете в Сеуле.

После сауны мы поехали искать русскую ресторан в районе Dongdaemun. Tew захотел попробовать русской кухни. В будке с Tourist Information нам подсказали, где конкретно находится русский район, но он больше оказался монгольско-казахским и русский ресторан найти было не так то и просто. Пришлось спрашивать у ясно местных русских, случайно встреченных на улице. В итоге они нам показали ресторан Сахалин, где-то глубоко во дворах. Антураж там был такой, что я ощущал себя в середине 90-х и ждал, что вот вот в ресторан ворвутся бандиты. Но пельмени, борщ, селедка под шубой и пиво Балтика 7, скрасили все впечатления. Tew признался, что русская еда и пиво ему понравились, но я думаю, что он это он сказал больше из вежливости.

Еще немного прогулявшись по вечернему Сеулу, мы поехали домой (Tew живет на кампусе Корейского университета).
55)

Слева видно часть здания Dongdaemun Design Plaza - новой достопримечательности Сеула. Это футуристическое здание было построено архитектором (иракского происхождения ) с мировым уровнем Zaha Hadid и вызвало жаркие споры в обществе.
56) Dongdaemun Design Plaza (открылось за месяц до моего приезда)

На следующее утро я поехал в город Сокчо и национальный парк Сеораксан, но об этом в другой части отчета. По пути на автобусную станцию я заскочил в знаменитый район Гангнам (Gangnam), который получил мировую известность после песни реппера PSY - Gangnam Style.

Район Гангнам ничем не интересен и похож на сотни других деловых районов в крупных городах мира. Широкие чистые улицы, бутики и небоскребы.
57)

58)

Честно говоря я не знаю, что я там ожидал увидеть. Было бы здорово встретить PSY и станцевать с ним в стиле Gangnam, но этого, к сожалению, не произошло.

59)

60)

Остатки более традиционной Кореи в этом урбанистическом мире.
61)

62)

63) Тротуары с Бангкокскими конечно не сравнить.

64)

В Сокчо я провел всего одну ночь и на следующий день под вечер вернулся в Сеул. Это была моя последняя ночь в Южной Корее, которую я решил провести в корейском традиционном доме - Hanok, переделанном под уютный семейный отель. Такие дома (Hanok stay) популярны среди туристов и расположены в нескольких исторических районах города.
Я остановился в Yim's Hanok (сейчас они сменили название) прямо в центре города (в районе Chebu-dong), в пешей доступности от дворца Gyeongbok Palace. Цена за комнату всего 35 000 вон - это очень дешево для Сеула.

65)

66)

Комнаты маленькие, но очень чистые и уютные с отдельной ванной комнатой. Корейцы традиционно спят на полу, который обогревается.
67)

Сам район тоже очень интересный, вокруг много традиционных домов Hanok, а рядом оживленная пешеходная улица, где по вечерам корейцы напиваются во множестве ресторанчиков.
68)

69) Традиционный корейский дом - Hanok

70)

71)

72)

73)

74)

Все туристы, которые едут в Сеул, обязательно посещают древние корейские дворцы, раскиданные по всему городу, но у меня не хватило времени посмотреть даже один из них. Сразу после заселения в Hanok я пошел в Gyeongbok Palace, благо он был в 5 минутах ходьбы от отеля.

75) Дворец Кёнбоккун (Gyeongbok Palace)

Пришел я туда в 17:50 и, как оказалось, уже опоздал. Кассы дворца закрываются в 5 вечера и дворец закрывается на вход, к 6 вечера все туристы должны покинуть дворец. Мне каким-то образом удалось уговорить охранника, чтобы он меня пропустил, я ему пообещал, что через 10 минут ноги моей не будет на территории дворца Кёнбоккун. Даже платить за билет не пришлось.

76)

Королевский дворец Кёнбоккун впервые был построен в 1395-ом году.
77)

78)

Если честно, дворец совершенно не произвел впечатление, он показался каким-то искусственным и скучным, не живым.

79)

80)

Главные ворота дворца - Gwanghwamun.
81)

Говорят, что смена караула у этих ворот одно из самых ярких зрелищ в Сеуле, но мне не довелось его увидеть.
82)

На следующий день, рано утром я поехал в аэропорт. Как всегда на метро, к которому я уже приноровился.

На главную достопримечательность Сеула - его дворцы, я потратил всего 10 минут. Сеульское метро уступает московскому по красоте, но превосходит его по пассажиропотоку, протяженности и количеству станций.

83) 9 из 10 человек в метро протирают дырки в своих смартфонах.

84) На каждой станции, по-мимо киосков с напитками и снеками, стоят шкафы с противогазами, и каждый сеулец, в случае войны, знает как ими пользоваться.

Из центра Сеула, со станции Seoul Station, в аэропорт ходит специальный поезд Arex, медленный поезд стоит 4000 вон и идет 53 минуты, быстрый стоит 8000 вон и идет 43 минуты.

Эта, пожалуй, была самая насыщенная неделя по авиаперелетам. За 7 дней я совершил 6 перелетов.
85)

Я не ожидал каких-то ярких впечатлений от Южной Кореи и на самом деле все так и вышло. Это было интересное путешествие, но не более того. Как всегда, благодаря Каучсерфингу познакомился с интересными людьми, много думал о том, как Южной Кореи за такой короткий срок удалось превратиться из отстающей страны в одну из самых развитых и что мешает нам это сделать.

Во второй части отчета я расскажу о путешествии за восточное побережье корейского полуострова в город Сокчо и национальный парк Сеораксан. Эта часть поездки мне показалась более интересной.

Это было интересное путешествие, но не более того