Заметки новичка-«рюкзачника»

17-го августа я и мой спутник Максим выехали с Белорусского вокзала и следующим утром были в Бресте. Оттуда и началось наше 30-дневное самостоятельное путешествие по Европе.

Маршрут был продуман заранее: Москва - Брест – Варшава – Берлин – Амстердам – Париж – Женева – Штутгарт – Прага – Краков – Киев – Москва. Но не было никаких планов о том, сколько времени провести в каждом городе. Просто оставаться подольше там, где понравится, — вот что мы решили.



Маршру

С собой мы взяли большие туристические рюкзаки. Поместилось все необходимое: одежда, белье, гигиенические принадлежности, аптечка, фотоаппарат. Мелочи: нож, фонарик, мыло для рук, фляга, атлас Европы и карты некоторых городов. С внешней стороны моего рюкзака красовались привязанные шнурками запасные кроссовки.

И даже маленький нетбук всю дорогу был прижат к каркасу рюкзака. Помимо постов в блог, я очень часто пользовался интернетом — найти нужное место, построить локальный маршрут, узнать цены, забронировать хостел. Все это очень удобно.

Ещё в электричке до Москвы я понял, что с рюкзаком придется повозиться. Кажется, грамотно упаковывать большой рюкзак — это маленькое искусство. Чуть-чуть смещается центр тяжести и всё — нагрузка идет на ваши плечи, или, ещё хуже, на спину. А должна на бедра.

Была у нас и палатка, любой уважающий себя бэкпэкер (путешественник с рюкзаком или же, по-русски, просто «рюкзачник») должен иметь палатку. Правда, примерно в середине путешествия мы оставили её своему другу, у которого гостили пару дней. Да и воспользовались мы ей всего раз, заночевав в Тересполе, маленьком приграничном польском городке. Дальше поняли, что можно без проблем ночевать в хостелах. К тому же, все пункты маршрута — большие города, где не так-то просто заночевать в палатке.


Граница Беларуси и Польши

Но это ещё не все. Найти место для ночевки в палатке в Европе вне города тоже нелегко, не считая специально предназначенных для этого кемпингов. Мы ехали по одной трассе из Варшавы в Берлин и на протяжении 500 километров дорогу с обеих сторон ограждал забор! И почти везде «Private property», откуда вас могут или просто выгнать или даже вызвать полицию. Это вам не наши просторные поля и огромные леса, где можно раскинуть палатку везде и в любое время суток.

Да, в Европе есть кемпинги, их много и ими можно пользоваться, но это уже стоит денег. Это хороший вариант, если вы едете на машине, а вот если с рюкзаком и по большей части по городам, то отличным вариантом будут хостелы. Кстати, совет авто путешественникам: будете считать бюджет поездки, не забудьте, помимо бензина, включить платные дороги. Они там почти везде платные.

Свобода перемещения — вот главное преимущество путешествий с рюкзаком. Ты просыпаешься утром и сам решаешь, хочешь ли ты остаться ещё на какое-то время или же пора двигаться в новое место. Бэкпэкер получает настоящие впечатления: он общается с местными, ночует, где придется; в его жизни каждый день происходят интересные события. И он всегда сохраняет позитивный настрой. Потому что без этого просто никак.

В поездке вам стоит преобразиться: забудьте вашу повседневную жизнь и привычки, все будет совсем по-другому. И вы должны быть готовы к этим изменениям. Заранее приведите ваше тело в форму. Физические силы вам понадобятся, а мозг должен работать максимально быстро, ведь некоторые мгновения уже больше никогда не повторятся в вашей жизни. Цените это.

За 30 дней мы проехали почти 7 000 километров, пересекли 12 границ, побывали в 14 городах (8 — столицах), отсняли 2259 фотографий и потратили по 2000 евро каждый.


Поднимаемся на гору Jura. Франция


Самым дорогим в нашей поездке стало передвижение. Ездить приходилось много — каждые 3-4 дня новый город. Причем с плавающими датами — ничего не забронируешь заранее. Поезда и самолеты — очень дорого, автобус — дешевле, но нет ничего хуже, чем длительные переезды на автобусе.

Но мы хорошо подготовились и знали, что в наших условиях лучшим вариантом станет «карпулинг».

«Карпулинг» — это сервис поиска попутчиков и водителей на автомобилях. Все, что вам нужно, это зайти на сайт, выбрать пункт А и пункт Б и посмотреть предложения. Найдя подходящий вариант вам нужно позвонить или связаться с водителем по электронной почте. Большинство предпочитает звонки — это быстрее.

С кем-то можно поторговаться. Например, если водитель не нашел себе пассажиров к отъезду, то он легко может сбросить цену в два раза, ведь лучше заработать что-то, чем ничего. В среднем на дорогу длиной 500 километров мы тратили по 25-35 евро каждый. Для Европы это очень дешево. Самым дорогим стал путь из Амстердама в Париж, он обошелся в 50 евро.


Вид на Париж с Триумфальной Арки

Обычно водители забирают людей на центральном вокзале в пункте отправления, и на нем же высаживают в пункте прибытия. Но часто бывают и исключения — об этом всегда написано в предложении.

В большинстве случаев вы найдете подходящий вариант, так как сервисом пользуется огромное количество людей, но все же может и не повезти. В этом случае попробуйте задать радиус от 10 до 50 миль от необходимой вам точки — вдруг кто-то едет в место, которое находится рядом с нужным вам. Нам один раз попался такой водитель, он довез нас до одного городка, из которого мы на автобусе за 5 евро и полчаса времени добрались до нужного нам места.

Обычно дорога занимала у нас 5-6 часов. Конечно, если вам нужно в туалет или перекусить, водитель с радостью остановится на небольшой отдых, ему и самому нелегко за рулем (некоторые проезжают и по 1000 километров за день), но все равно делать в дороге, как правило, совершенно нечего, поэтому запаситесь плеером или просто спите, чтобы восстанавливать силы. Ну и с водителем поболтайте, много полезного можно узнать.

Первый раз не получилось найти предложение, когда мы ехали из Берлина в Амстердам, поэтому пришлось поехать на поезде, который обошелся в 110 евро. Причем расстояние — те же 500 километров. Позже, в Восточной Европе мы снова пользовались поездами, но там это стоило уже в два раза дешевле.


Ночной Берлин

Что точно лучше у нас, чем в Европе, — это поезда. При всех своих недостатках РЖД в разы превосходит европейское железнодорожное сообщение. Наши поезда удобнее, они ходят вовремя и они дешевле.

Второе — это московский метрополитен. Он чище, красивее и, опять же, дешевле любой подземки в Европе. Правда, в Москве метро очень перегружено, но это, наверное, уже проблема другого рода.

Кстати, о метро — если в городе есть метро, то пользоваться им обычно удобно и недорого, если покупать больше одной поездки. Где-то можно вообще не платить. Например, в Берлине никаких турникетов просто нет: спускаешься и садишься в поезд. Мой друг, который уже полгода живет в Женеве и постоянно пользуется общественным транспортом, ни разу не видел контроллеров в трамваях. Но это, конечно, на ваш страх и риск.


Завязанное дуло. Неподалеку от здания ООН в Женеве


Где-то можно покататься на двухэтажном туристическом автобусе. Обычно он едет по определенному маршруту с остановками, где туристы выходят и осматривают достопримечательности, а через некоторое время за ними приезжает новый автобус. Так можно за день посмотреть очень много, но выезжать нужно пораньше, так как автобусы перестают ездить уже ранним вечером.

И последний, самый беспроигрышный вариант — пешком. Мы старались как можно чаще передвигаться именно этим способом — быстрее устаешь, но зато видишь гораздо больше, чем из окон транспорта.


В хостеле Варшаве я познакомился с австралийцем, который колесил по Европе уже второй месяц. Он сказал, что не испытывает особых материальных проблем и мог бы ночевать в гостиницах, но предпочитает хостелы из-за того, что в них, как правило, живут путешественники – самые интересные люди на свете. И я, конечно, с ним согласился, потому что думал так и раньше. Поэтому и выбрал хостелы.


Хостел в Варшаве


Когда живешь каждый день в хостелах, меняя их каждые 2-3 дня, не знаешь, где можешь оказаться: в 8-местной комнате, где будет совершенно пусто, или в такой же, но полной пьяных французов, испанцев или немцев; или, например, заселяешься в центре Амстердама в хостел с одной свободной крохотной комнатой, а ночью приходит какой-то огромный человек, залезает на койку прямо над тобой и засыпает. Среди ночи сверху падает рюкзак и слышится ругань на незнакомом тебе языке. А утром уже никого.

Но не пугайтесь, за все это время, с нами не произошло ничего страшного и у нас ничего не украли (не считая бутылку воды, и то, мне кажется, что это просто кто-то перепутал).

Переночевать в хостеле в Западной Европе стоит в среднем 20 евро, в Восточной — 10 евро. Причем хостелы Западной Европы заметно уступают по качеству. В Восточной Европе — дешево, уютно и спокойно, в Западной — дорого, тесно и шумно.

В целом в хостелах есть все для комфортного проживания в течение нескольких дней: кровать, чистое белье, душ, кухня (где можно что-то приготовить) и интернет. И, конечно же, другие путешественники из разных стран, с которыми можно отлично провести время и узнать много нового.
Правда, бывают и исключения. Вот, например, хостел в Париже. Первый раз в жизни я увидел трехъярусные кровати. Это 13-местная комната.


Хостел в Париже

Ещё лучше, чем хостелы, — это так называемый couchserfing, а по нашему — «вписка». Однако нам не повезло им воспользоваться: сезон путешествий был в самом разгаре, поэтому все хосты (принимающая сторона) были уже заняты или же уехали сами. К тому же, без четкого графика передвижений сложно найти варианты.

Но всё равно дам пару советов. Планируйте вашу вписку на выходные — большинство людей готовы принять вас только на субботу и воскресенье, так как в будние дни все работают. Используйте индивидуальный подход, ищите людей со схожими интересами.

Преимущество «каучсерфинга» не только в том, что вы можете прожить пару дней бесплатно (хостелы тоже не дорогие), а скорее в том, что вы общаетесь с местными. Сообщество «каучсерфинга» — гостеприимные и интересные люди.
Ведите себя хорошо на вписке.


Что ещё посоветовать?

Попадая в новую страну неплохо знать хотя бы несколько слов или фраз на местном языке, например, таких как «здравствуйте», «спасибо», «сколько это стоит?», «вокзал», «автобус» и т.п. Один раз мы бродили по маленькому пригороду Штутгарта, и там совершенно не было людей — спросить просто не у кого. Уехать оттуда нам помогло знание двух немецких слов — «вокзал» и «центр» — нашли по табличкам.


Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте

Отличная идея — взять с собой маркер. Можно оставить свое имя в истории, например, на каком-то архитектурном памятнике (естественно, только там, где это разрешено: вы можете увидеть исписанную именами стену). Или на дощечках верхней кровати в хостеле.

Я где-то слышал, что некоторые путешественники берут с собой специальные спортивные мази, снимающие усталость с мышц. Сам не пробовал, но идея кажется мне великолепной. Хотя, с другой стороны, к постоянной боли в ногах после многочасовых прогулок тоже привыкаешь.

Узнайте как можно больше о стране или странах, куда собираетесь ехать. О людях, обычаях и традициях, интересных местах. Смотрите кино, читайте книги, рассказы, заметки других путешественников. Любая информация будет полезной.


Амстердам

Ну и на этом, наверное, всё. Если вам понравился рассказ, и вы узнали для себя что-то полезное, я буду благодарен, если расскажите о нем вашим друзьям в соцсетях.

27 октября 2012
3372    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...