7 изобретений, навсегда изменивших путешествия

Эти предметы мы используем в путешествиях все время. И вот их удивительные истории создания.

Многие основные элементы современных путешествий имеют легендарную историю. Неважно, были ли они созданы для Министерства обороны США или разработаны командой Стива Джобса: эти предметы способствовали массовой миграции людей по всему миру, демократизировав путешествия и сделав их быстрее.

Рюкзак

Несмотря на то, что военные столетиями носили заплечные рюкзаки («ruck» в переводе с немецкого означает мешок, «sack» - сумка), современный рюкзак появился сравнительно недавно – в 1938 году. Джерри Каннингем, скалолаз из Боудлера, Колорадо, представил модель рюкзака, в котором холст был заменен на нейлон, а вместо веревки были вшиты застежки-молнии. «Рюкзак позволяет рукам оставаться свободными, нести массу различных вещей – и при этом чувствовать себя комфортно» - говорил Джереми Кормак, соучредитель компании Herschel Supply Company. «В 60-х и 70-х годах скалолазание становилось все более прогрессивным. Снаряжение, страховочные ремни – все становилось легче и эффективнее. И не важно, кто лез покорять вершины, альпинисты или военные».

Кожаный язычок в форме ромба на рюкзаках этой фирмы – отсылка к временам, когда альпинисты делали петли для ношения спец. оборудования, например – ледорубов.
рюкзак

Гостиничная ключ-карта

Изобретение гостиничного электронного ключа-карты – это история о том, как из негатива получился сплошной позитив. В 1974 норвежский изобретатель Тор Сёрнес, работавший на фабрике по производству замков Ving, услышал о нападении злоумышленника на женщину прямо в ее гостиничном номере. В то время ключи в отелях были металлическими, причем зачастую на них были указаны название заведения, адрес и номер комнаты. Стремясь повысить уровень безопасности для гостей отелей, Сёрнес создал программируемую карточку-ключ VingCart. «Эти карты и замки представляют особый интерес для отелей, потому что гости забывают оставить ключ при отъезде или теряют его», - написал Сёрнес в своей патентной заявке в США (1978 год).

VingСard, быстро стала отраслевым стандартом, несмотря на то, что на рынке появился еще ряд аналогичных продуктов. За пределами Норвегии ключ-карты впервые были использованы в отеле Peachtree Plaza в Атланте, штат Джорджия в 1978 году, который в то время был самым невероятным отелем в мире.

GPS: Глобальная система позиционирования

До появления GPS различные подразделения вооруженных сил США использовали различные способы навигации в воздухе, на земле и воде. Гражданские жители и вовсе обходились без карт и компасов во время походов и прогулок. Все изменилось в 1973 году, в день, когда в США праздновали День труда. Несмотря на то, что эта дата считается в соединенных штатах официальным выходным, группу высших чинов из ВВС, армии, флота и Министерства транспорта заперли в одном из кабинетов Пентагона, приказав оставаться там, пока не будет разработана универсальная система навигации. В итоге «пленники» придумали GPS. Спустя четыре десятилетия система с десятками спутников все еще эксплуатируется армией США и мирным гражданами по всей планете. Система функционирует на деньги американских налогоплательщиков. Создатели GPS не раз говорили, что предпринимали попытки сделать навигационную систему платной, но не могли придумать, как взимать абонплату.

Сегодня количество конкурирующих с GPS навигационных систем растет: аналогичные сервисы представила Россия, Китай и Европа. Так что если GPS станет платным, для пользователя не составит труда воспользоваться иным предложением.

IPAD

iPad помогает не только скоротать время в полете. Этот планшетный компьютер произвел революцию в авиации, заменив «библиотеку пилотов», объемный набор технических руководств, ранее занимавших немало места в кабинах пилотов. «Думаю, пассажиры просто не поверили бы, сколько бумаги летало вместе с нами по всему миру», - говорит Марк Ванхоенакер, автор книги «Skyfaring: A Jorney with Pilot».

Авиационная литература представляла собой отдельные тома, посвященные взлету и посадке, распределению веса, оформлению документации для всех мыслимых обстоятельств, включая рождение ребенка во время полета. «Для дальнемагистрального самолета, такого, как Боинг 747, нам были нужны карты практически всего воздушного пространства и всех основных аэропортов планеты». Сейчас вся эта информация перекочевала в iPad. Система «Электронный планшет летчика» (Portable Electronic Flight Bag) обновляется одним нажатием кнопки. Нужную информацию пилоты находят за доли секунды, вместо того, чтобы рыться в многочисленных бумажных руководствах. Кроме того, использование планшета позволяет сэкономить на топливе, ведь на его расход влияет каждый лишний фунт на борту.

Банкомат

До появления банкоматов, работающих в режиме 24/7, путешествия были более опасными и менее спонтанными. Даже отправляясь в дальнюю поездку внутри страны, туристы обменивали деньги на дорожные чеки, считавшиеся более безопасными. Чтобы съездить за границу, нужно было поменять местную валюту на иностранную, а неиспользованные средства конвертировали обратно в местную валюту. Естественно, эти транзакции были платными. В итоге ситуацию изменило появление банкомата. «Именно банкиры обратились к инженерам за готовым универсальным решением», - говорит профессор Бангорского университета, соавтор книги «Изобретение и глобализация банкомата» Бернардо Батиз-Лазо. Автоматы для выдачи денег стали способом расширения банковских услуг, позволив при этом избежать перегрузок в филиалах.

Путь между недоверием потребителей и полным мировым господством этих устройств занял не одно десятилетие, но в итоге банкоматы победили. Начало эпохи господства пластиковых карт пришлось на середину 1970-х, когда карты стали стандартизированы и получили защитный пин-код. Кстати, согласно одной из версий, изначально в стандартном пин-коде должны были быть шесть цифр. Однако жена изобретателя пин-кода Джеймса Гудфеллоу больше четырех цифр запомнить не могла. Количество символов пришлось сократить до четырех.

Чемодан на колесах

К тому времени, когда в США был подан патент №3654574, появление чемодана уже успело совершить революцию в туристической сфере. До появления этого крайне полезного предмета путешествия были уделом богатых, у которых были слуги для переноски тяжелых сундуков. И лишь в 1972 году Бернард Д. Садоу зарегистрировал свою идею «Rolling Luggage» - чемодан на колесах. Он предположил, что перевозка багажа, упакованного в чемодан на колесах, будет легкой, а транспортировать его сможет любой человек, не зависимо от силы или возраста. Идею приняли не сразу: маркетологи в один голос твердили, что мужчины не будут пользоваться таким чемоданом. Садоу, скончавшийся в 2011 году, сказал New York Times: «Эта вещь – для настоящих мачо».

Электрические преобразователи

Производители пылесосов и стиральных машин не учитывали при разработке своей продукции, что в мире действуют различные стандарты электропитания, да и розетки по всему миру тоже различаются. К счастью, повсеместное внедрение конвертеров и адаптеров для электроприборов уменьшило вероятность поломки фена в чужой ванной и необходимости покупки новой техники в другой стране.

Габриэла Эрлих из швейцарской Международной электротехнической комиссии с оптимизмом смотрит в будущее. Глобальный рост малых устройств может привести к появлению стандарта LVDC (низкое напряжение постоянного тока). «Это означает, что нам больше не будут нужны внешние блоки питания и зарядные устройства, эти маленькие черные ящики, которые находятся между вилкой и ноутбуком или телефоном», - объясняет она.
14.03.2019
1711    ©  Алекс Travel
Теги: