Авторский блог о путешествиях в Телеграм


Меня зовут Саша. Побывал в 60+ странах.
Путешествую и рассказываю об этом в своем блоге. Я стараюсь показать самые интересные и необычные места не только в России, но и в других странах.


Заходите ко мне в Телеграм.


Подаяние птицам судьбы

Предупреждение: Данная статья содержит сцены насилия и предназначена для психически устойчивых людей старше 18 лет.

Высокое солнце ослепительно светит, но не греет. Скулы облизывает ветер. На этой обнаженной, почти что лысой площадке в горах, скудно украшенной лишь мелкой травой и камнями, кажется, только птицы чувствуют себя полноправными хозяевами. Раздается глухой стук топора – это кости и череп дробятся в муку. Грифы еще не закончили свою трапезу. Они ждут, когда последние части человеческого тела еще раз согреют их желудок. Уже давно выклеваны глазницы, съедена мягкая плоть, разодраны печень, сердце, кишки... Когда грифы закончат, от тела не останется ничего. Это «джатор», или «подаяние птицам»: древний тибетский обычай похорон под открытым небом. Обряд, который шокирует воображение тех, кто не привык к суровой жизни высокогорного Тибета.

Обряд в веках

Китайские власти, пришедшие в Тибет в пятидесятых годах двадцатого века, сочли джатор варварским обычаем и запретили его. Почти тридцать лет на него было наложено табу. Однако дерзкие условия жизни на высоте больше четырех тысяч метров и верность традициям взяли свое. Как еще хоронить мертвецов, если вместо земли – промерзшие камни, копать для этого могилы просто не имеет смысла? В итоге в восьмидесятые запрет был снят. 
Место проведения
Место проведения "Небесных Похорон" в Тибете
Истоки обряда уходят своими корнями в глубину веков. Возможно, на территории, бедной растительностью, таким образом хоронили тела тысячи лет назад. Но в двенадцатом веке, с укреплением на территории Тибета буддизма, похороны под открытым небом, помимо экономического, приобретают еще и свое особое, религиозное значение. 
Однако отдать тело на растерзание хищным птицам – здесь не единственный способ погребения. Тела беременных женщин, детей, не достигших восемнадцати лет, а также тех, кто умер от болезней или в результате несчастного случая, пускают вниз по течению рек. Помимо них, тела усопших титулованных лам подлежат кремации. В краю, где древесина – большая редкость, этот обряд невероятно затратный. По этой причине некоторых почивших монахов замуровывают в стены монастырей, возводя в их честь небольшие усыпальницы. 

В склепе под открытым небом

К слову, захоронение тел под открытым небом – тоже недешевая церемония. Наделенная особым религиозным смыслом, она включает в себя множество необходимых ритуалов, обязательных для исполнения. Первым делом  родственники усопшего оборачивают тело в белые ткани и оставляют неприкосновенным в дальнем углу дома. После чего они обращаются к священнослужителям. 
В течение трех дней монахи будут отпевать покойного мантрами, чтобы ускорить и облегчить переход его души из старого, разлагающегося материального тела в новое. На это время все в доме замирает – живые оставляют все свои насущные дела, чтобы не затруднить переход странствующей между мирами души. 
Тело готовят к церемонии Небесных Похорон
Тело готовят к церемонии Небесных Похорон
В день похорон с тела снимают последние одеяния и складывают его в позу эмбриона. Таким человек пришел в этот мир, таким и уйдет. Бедняки же, не имеющие денег, зачастую просто оставляют тела своих покойников на уступах гор, чтобы не люди, а природа позаботилась об усопших.
Сама церемония обычно проходит на рассвете в специально отведенном месте. Оно называется «дуртро», склеп под открытым небом. Это большой, огороженный луг, иногда с несколькими ступами и развешенными молитвенными флагами. В центре луга – выложенный из камней круг, в котором происходит главное действо. Запах тлеющего можжевельника очищает здесь воздух. 
Таких погребальных площадок на территории Тибета несколько, все они расположены вблизи монастырей. Есть особо популярные, куда родственники несут тело покойного на своих плечах. Во главе процессии – ламы, не прекращающие читать мантры. Когда  колонна доходит до склепа, ламы замолкают, родственники отступают – они больше не вправе наблюдать за деталями церемонии. Труп передают тем, кто будет в ответе за его разделывание. 

Дело рогьяпа

Рогьяпа, или тот, кто разделывает тело, одним словом, могильщик, - сложное призвание. Это семейная традиция, и ремесло обычно передается от отца к сыну. Если же в семье родилась дочь, то ее будущий муж обязан перенять дело тестя. Часто рогьяпа живут изолированно, в стороне от остального селения. Им до сих пор запрещено появляться в домах зажиточных горожан, но такие издержки профессии с лихвой компенсируются немалой стоимостью их погребальных услуг. Обычно на церемонии присутствует сразу несколько рогьяпа.
Рогьяпа готовит тело к церемонии Небесных Похорон
Рогьяпа готовит тело к церемонии Небесных Похорон
Главный из них, облаченный в объемный белый фартук, без каких-либо перчаток, вооруженный большим острым ножом, делает первые надрезы на мертвом теле. Сначала из тела удаляются внутренние органы. Пока один рогьяпа мастерски орудует ножом, остальные палками отгоняют голодных стервятников. Мужчины непринужденно общаются между собой, отпускают шутки, смеются. Местные говорят: так рогьяпа дают понять, что в этом теле не осталось больше ничего значимого.

Дакини

Огромные хищные птицы давно наблюдают за каждым действием, готовые накинуться на труп. Главный рогьяпа дает сигнал остальным – мужчины стремительно отступают от расчлененного тела, и стервятники стремглав набрасываются на останки. Хлопая своими гигантскими двухметровыми крыльями, они соперничают друг с другом за лучший кусок. В воздухе парит едкий дух смерти и чужого пира. Стервятники раздирают останки меньше, чем за двадцать минут.
В мифологии буддизма Ваджраяны эти, казалось бы, грязные, вечно голодные, с лысыми головами, без перьев грифы, поедатели трупов, падальщики – существа священные. В Тибете их почитают, как «дакини»: жестоких существ женского пола, обитающих высоко в небе. Дакини питаются человеческой плотью, но, несмотря на свой свирепый нрав, они часто помогают истинным йогам на их пути, раскрывая секреты тайного духовного знания. Также дакини почитаются последователями религии бон, традиции, господствовавшей на территории Тибета до прихода буддизма. 
Грифы-дакини обгладывают кости
Грифы-дакини обгладывают кости
Грифы-дакини обгладывают кости. Рогьяпа вновь берутся за палки, чтобы отогнать птиц. Оставшийся кровавый скелет совсем скоро превратится в пыль. Вооружившись тяжелыми топорами, рогьяпа дробят кости и смешивают их с «цампой», ячменной мукой. Это блюдо достается воронам и ястребам, ожидающим тут же. Оставшиеся хрящи вновь кидают стервятникам.
Еще четверть часа, и от тела не остается ничего. Закончена трапеза дакини – закончена работа рогьяпа. На каменной площадке высоко в горах не осталось и следа от былого кровавого пиршества. Мужчины покидают холм, за ними уходят родственники покойного, улетают птицы. Тела больше нет, а дух давно парит над горами, ведомый по пути перерождения. Тибетские похороны под открытым небом закончены.

Сакральный смысл

В священной Тибетской Книге Мертвых, «Бардо Тхедол», тело – лишь сосуд, который временно вмещает в себя душу. Как глиняный горшок разбивают, когда он пуст, так и тело подлежит уничтожению, когда душа больше не нуждается в нем. Бардо Тхедол содержит в себе целую науку о том, какие испытания проходит душа, преодолевающая смерть, и как облегчить ее путь в океане сансары, иллюзии перерождений, на пути к следующей реинкарнации, или воплощению. 
Процесс отделения души от бывшей оболочки длится три дня, в течение которых монахи поют специальные мантры. Эти мантры, как путеводитель, прокладывают путь сознанию души через ступени бардо, от смерти к новой жизни. В процессе старое тело становится пустой формой, навсегда лишенной осмысленного содержания. В склепе на вершине горы его утилизируют дакини, лишая душу старых оков. 
С телом происходит главная метаморфоза, оно расщепляется на первоэлементы: землю, воздух, огонь и воду. Душа же становится окончательно свободной от оболочки, чтобы окунуться в новый сосуд, в котором, возможно, ей удастся приблизиться к нирване.

«Зеленые» похороны    

Тибетский монах на месте проведения Sky Burial
Тибетский монах на месте проведения Sky Burial
Хотя, корни обычая похорон под открытым небом и теряются в тибетской истории, археологи отмечают, что такой же обряд существовал и в культуре зороастрийского Ирана. Старейшие археологические упоминания о нем датируются 400 годом до нашей эры. И тогда трупы оставляли на растерзание диким птицам и животным на площадке высоко в горах, а оставшиеся кости хоронили в склепе.
Несмотря на то, что сегодня обряд джатор кажется многим носителям западного мышления диким, есть те, кто придерживается другого мнения. В Соединенных Штатах Америки некоторые секты выбирают исключительно такой способ прощания с усопшими, называя его самым экологически чистым из всех возможных. Сегодня в США можно найти специальные «зеленые» кладбища, где трупы – их мягкие ткани – отдают на растерзание хищникам. Стоимость такой услуги варьируется от пятисот долларов за индивидуальные похороны до пяти тысяч за погребение оставшихся костей в фамильном склепе. 
Да и сами тибетцы верят, что любая мертвая плоть оскверняет Землю. Ведь закопать разлагающееся тело, по их мнению, – все равно что надругаться над заботливой и кормящей матерью.    

Текст: Анна Абраменко
10.05.2012
24069    ©  Алекс Арт
Теги: