Апсны или путешествие улиток

23 августа 2010 года четверо петербуржцев Егор, Андрей, Настя и Оля, прямо с жд вокзала г. Адлера направились на Российско-Абхазскую границу, пост Псоу. На вокзале была приобретена более-менее приличная карта Абхазии, со всеми основными достопримечательностями. Мы планировали провести несколько дней на море, а потом, с новыми силами отправиться в горы. Таким образом, первая основная задача была найти уединенное место на диком пляже, и разбить там лагерь. Место было выбрано абсолютно случайно, методом тыка. Раскрыв карту, мы просто ткнули на побережье, подальше от крупных населенных пунктов, сели на границе в обычный рейсовый автобус, типа Икарус, и поехали. Спустя час, мы вышли у поворота на Мысру, впереди был шестикилометровый пеший переход, а за спиной у каждого из нас по 20-ти килограммовому рюкзаку. Солнце палило нещадно, идти было тяжело, и на полпути первая же попутная машина, о чудо! это была газель, предложила нас подвести… Прямо до ворот санатория. Вот так подвох. Уже распрощавшись с мечтой о заветном пляже, мы решили хотя бы просто взглянуть на море и искупаться. Санаторий располагался на высокой скале, и чтобы попасть на пляж, нужно было воспользоваться лифтом. Судя по виду, санаторий был рассчитан человек на 500, но к нашему глубочайшему удивлению, постояльцев оказалось раз в 10 меньше. Взглянув на практически безлюдный берег, мы решили всё же отойти еще на километр и разбить лагерь. Это было то самое долгожданное место.

Наконец, скинув с себя рюкзаки и всё лишнее, мы побежали купаться в теплом прозрачно-голубом море! Вдоволь накупавшись и разбив палатки, мы решили осмотреться, и вначале, не без сожаления, заметили, что мы всё же не одни в этом райском уголке. Метрах в 150, там, где казалось пляж уже заканчивается, были еще пара палаток. Как выяснилось, это оказались очень приятные ребята из Москвы, такие же путешественники, как и мы. Они были очень удивлены тем, что мы попали в это место совершенно случайно, без чьей-либо наводки, и заверили нас, что дальнейшие поиски бессмысленны, поскольку лучше места во всей Абхазии не сыскать.
На следующий день ребята проводили нас интересным маршрутом вдоль скал, по морю до старинной заброшенной церкви.

Обратно мы решили вернуться другим путём: сначала по настоящим джунглям с коровами (которых мы приняли за медведей) и страшными колючками, которые и заставили  нас искать другой путь. В конце концов, мы пошли по дороге, и спустя некоторое время оказались в покинутом городе. В начале 90-х, во время абхазо-грузинской войны жители бежали из своих домов, и, хотя война до этих мест так и не добралась, люди обратно не вернулись.
Вдоволь накупавшись и отдохнув ещё несколько дней, мы отправились в горы. У нас был примерный маршрут, конечным пунктом которого было высокогорное село Псху. Встав с утра пораньше, свернув лагерь, мы отправились в путь. Добравшись до шоссе, мы разделились парами чтобы ехать до оз. Рица автостопом. Естественно, без приключений не обошлось.
Обозначив местом встречи смотровую площадку оз. Рица, мы кинули жребий, кто первый ловит машину. Оле с Андреем повезло, и не прошло и 10 мин как они умчались наверх на комфортабельном легковом авто.
Нам повезло меньше – машину пришлось ждать час, зато какую!
Водитель не мог подвезти нас до нужного нам места, но договорился со своим знакомым,  что тот довезёт нас до контрольно пропускного пункта заповедника (далее КПП) за символическую плату в 50 р. После тихоходного экскаватора, поездка на разваливающимся Иже по горному серпантину, с заносами на поворотах, показалась нам экстремальным аттракционам. Выйдя из машины и сердечно поблагодарив лихача, мы были искренне рады, что остались живы. На КПП выяснилось, что Оля с Андреем его ещё не проходили. Удивившись, мы решили их подождать. Как выяснилось позже, ребята решили сэкономить на входной плате в заповедник, обойдя его по крутому берегу реки, заросшему колючими кустами. Было решено двигаться дальше. Мы добрались до назначенного места встречи и прождали ребят до наступления темноты, безуспешно пытаясь им дозвониться. Пора было позаботиться о ночлеге. Мы узнали о том, что неподалёку есть кемпинг. Понадеявшись, что утро вечера мудренее, и ребята найдутся сами собой, мы поспешили туда. До кемпинга пришлось идти полчаса. Безумно уставшие и голодные, мы мечтали поскорее поставить палатки и улечься спать. Но в кемпинге было шумно… Едва мы скинули с плеч рюкзаки, как нас усадили за стол, и начали кормить и поить без каких-либо объяснений. Мы были единственными туристами на этом празднике, (а в том, что это был праздник не было никаких сомнений) и по началу с некоторым недоверием смотрели на мужчин, произносивших тост за тостом, часть из которых была за независимую Абхазию, другая за Россию, и, наконец, за здоровье Медведева, благодаря которому Абхазия и стала независимой 26-ого августа 2008 г. Нам посчастливилось побывать на настоящем кавказском застолье, где мы ели мамалыгу, вино лилось рекой, пелись песни, произносились длинные красивые тосты. Вино на кавказе пьют следующим образом: раньше, когда не было стаканов, вино пили из рога, поставить который невозможно, и если рог клали на стол, это означало, что вино выпито, и тут же рог наполняли снова. Поэтому, когда мы делали глоток и ставили стакан, нам тут же наливали снова. Таким образом мы изрядно выпили:)
Уже глубокой ночью, внезапно объявились наши потерявшиеся друзья. Удача привела их в тот же кемпинг. Выяснилось, что причиной их опоздания было другое застолье, на котором им посчастливилось оказаться. Сытые и весёлые мы, наконец, улеглись спать.
Весь следующий день мы поднимались до перевала Анчха, большую часть пути преодолев пешком.
Прямо на перевале располагалось нечто вроде кпп, где местные горцы напоили нас чаем с аджикой (пошутили), и показали место, где можно было поставить палатки за символическую плату.
Далее мы решили не медлить, и преодолеть расстояние в 40 км за один день.
Это оказалось сложнее, чем мы думали, и, добравшись до Псху уже под вечер, по совету аборигена Андрея разбили лагерь прямо на взлётно-посадочной полосе местного аэродрома – длинного поля со скошенной травой.

Село Псху
Первый день был насыщенным: Андрей водил нас по селу, рассказывал про старожил, знакомил с историей. Оказалось, что в селе проживает всего 150 человек, и  почти все находятся в тех или иных родственных связях. Нам сразу стало ясно, почему, только завидев нас, местные сразу спешили подойти поздороваться, поговорить – хотелось нового общения.
Мы настолько устали от длительного, перехода что одна только мысль об обратной дороге приводила нас в ужас. Псхувцы рассказали нам о самолёте «кукурузнике» который прилетает раз в 2 недели, привозит различный груз, в том числе мороженое детям, редких гостей, а потом летит в Сухуми.. И вот этот самый самолёт на нашу удачу должен  был прилететь на днях. Мы решили остаться и попытать счастья: вдруг нас взяли бы на борт. Такое приключение показалось нам просто необходимым. На самолёте, над горными вершинами, под синим небом - на горизонте море. Сказка!  Решено  - остаёмся.
Весь день мы отдыхали, валялись под солнцем, ели домашний хлеб и пили парное молоко.
Мылись в ледяной воде реки Бзыбь.
А вечером слушали истории о досуге местных жителей. Ложились спать мы в предвкушении завтрашнего полёта.
Но на следующий день оказалось, что самолёт не прилетит – «может завтра», развели руками местные. Ну что ж, делать нечего, отдохнём ещё денёк. На следующий день было то же самое. Пора было начинать  нервничать - мы очень сильно отставали от намеченного графика. Но нас почему-то это не заботило: мы постепенно утопали в размеренной жизни села. Было непонятно, зачем куда-то спешить.
В один прекрасный день самолёт показался на горизонте. Мы тут же вскочили и начали бегать и махать руками от радости.Кукурузник медленно планировал над нами, выписывая плавные дуги. Наконец, он приземлился, и мы помчались фотографироваться и проситься на борт.Оказалось, что пилот сам не знает когда полетит в столицу:  «может завтра». Мы переглянулись с тоской, и пошли за молоком.
Ещё через несколько дней самолёт улетел без нас.
И тут нашему терпению пришёл конец,   надо было уезжать из этого села забвения.
Еще накануне, от местных мы узнали, что со дня на день должен приехать камаз с материалами для строительства школы, на котором мы сможем двинутся в обратный путь, но грузовика всё не было, и мы решили поискать другой вариант.  И вот как-то днем, мы заметили старенький газ 69, а неподалеку трёх его пассажиров – одного толстого пожилого и двух худых молодых мужчин(далее три товарища). Заметим, что все они были абхазы, и кроме них, в самом селе, больше абхазов не было. Еще одно замечание касается того, что все они были пьяны, несмотря на утренний час. После короткого знакомства и беседы они согласились нас подбросить до оз. Рица, куда нам и было нужно попасть. Мы поспешили собираться в дорогу. Местные жители, в свою очередь, поспешили предупредить нас о небезопасности такого путешествия, и очень рекомендовали всё же дождаться камаза со стройматериалами. Но решение было принято и в назначенный час мы запихались в кузов газа и двинулись в обратный путь. Не проехав и ста метров три товарища захотели дозаправиться и начали останавливаться у каждого дома и искать где купить самогонки. Местные, видя туристов в кузове, отказывались продавать бухло и без того пьяным абхазам, но в конце концов они добились своего, дозаправились, и мы наконец-то начали наше путешествие. Проехав пару километров до условной границы деревни мы остановились у абхазского кпп, где проходили военную службу солдаты-срочники. Три товарища и пограничники тут же начали брататься и вместе выпивать, втягивая нас во вновь организованное застолье. Тут стоит заметить особенности службы местных ребят – небольшой домик, беседка и шлагбаум посреди лесной дороги, никакой военной формы и знаков отличия. К туристам с расспросами не пристают, и вообще, кажется, что они там просто расслабляются и скучают, потому что гостям они были очень рады. Не менее часа мы провели на кпп, а отъехав от него не более чем на несколько километров, три товарища вдруг почувствовали голод и остановились у ручья, чтобы наловить рыбы. Они заверили нас, что это ненадолго, и достали из кузова запрещенную не всей территории заповедника электроудочку, или как они её называли – электрох**ню. С помощью этого нехитрого устройства, состоящего из железного сачка с подсоединенным к нему аккумулятором, они наловили целый мешок рыбы за 15 минут и мы двинулись в путь. За рулем был молодой, другой сидел рядом, перед ним в торпеде был закреплен большой охотничий нож, и между ног лежала двустволка. Толстяк был старшим, и согласно закону гор главным, ехал с нами в кузове, и рассказал нам о цели их поездки в деревню. Лет 20 назад он бывал в этих местах, и приключился у него роман, а спустя годы до него дошел слух, что в деревне у него взрослый сын, за которым он и снарядил эту экспедицию. Никакого сына он не нашел, и учитывая состояние дороги, поездкой оставался недоволен, и в целом был не очень-то многословен, и лишь повторял время от времени фразы «Ора(абх. дорогой)! Потише давай, не зеков везёшь!» или « Ора, не картошку везешь, потише, ээ!». На теле его было много татуировок, и было очевидно, что набиты они были не в тату салоне, а в местах не столь отдаленных… В общем, связались мы с самыми обычными джентльменами удачи, бандитами и браконьерами. Но, несмотря на это, мы нашли общий язык, и когда мы уже ночью приближались к месту назначения, три товарища уговаривали нас поехать с ними и дальше, заманивали свежепойманной копченой форелью, хотели отвезти нас в Гудауту, где у нас было бы всё что мы только пожелаем. Мы тактично отказались, дали им денег за огромную услугу, которую они нам оказали, и на том и распрощались. Работники кемпинга позже сказали нам, что мы поступили правильно, что не поехали с ними. Да и мы ни разу о том, в последствии, не пожалели.
Озеро Рица

Дача Сталина. Задумались над судьбой великого вождя.

Дорога до Нового Афона автостопом. На сей раз - мусоровоз.
В Новом Афоне мы уже были в прошлом году, и поэтому уже знали, где можно поставить палатки: прямо на берегу моря, почти в центре города, есть кемпинг. Сзади располагается отделение милиции, а впереди, в море стоят на якоре 2 российских военных корабля – полная безопасность. После, мы решили пройтись прогуляться. Взяв, местного напитка мацони и лаваш, мы зашли пообедать на очень старый и почти необитаемый ж\д вокзал (когда-то из Адлера в Абхазию ходил поезд.

Но вдруг ясное синее небо сменилось чёрной тучей, подул сильный ветер. Начался шторм.

Сначала было удивление, потом безудержное веселье,
а потом паника мы вспомнили про лагерь. Представляя дрейфующие палатки в открытом море мы побрели домой. Но, к счастью, убытки оказались совсем незначительными.
Далее мы решили поделиться на пары: одни несут вахту в лагере, другие знакомятся с достопримечательностями. Мы с Егором пошли гулять первыми, и отправились в пещеру Канонита через очередную заброшенную ж\д станцию. Красота – неописуема. Заросшие лианами кассовые окна, утонувшие в траве рельсы – природа брала своё.
А Андрей с Олей вернулись с прогулки не одни. В библиотеке (!) они познакомились с нашим земляком Сергеем, который взялся провести для нас экскурсию. Сам он уехал из Питера в Афон на пмж 4 года назад. Он поведал нам, что уже несколько лет питается одними лишь фруктами, при чём только теми, которые он сам срывает с дерева. Сергей повёл нас по своему ежедневному маршруту через заброшенные сады сталинской дачи. В апельсиновых рощах длинными рогатинами мы собирали нагретые солнцем фрукты.
Изобилие яблок, груш, винограда, слив, инжира, из которого сочится мёд, поражало голодное воображение. Дело в том, что в последнее время наш рацион состоял практически только из круп.
Бамбуковая роща
Досуг в Новом Афоне

До поезда у нас оставалось 3 дня, и нам нужно было решить: остаться или поехать ещё куда-нибудь. Жажда приключений победила, и мы вновь отправились в путь.
Мы отправились в место, которое нам было уже знакомо – пляж у «рыбзавода», находившийся недалеко от мыса Пицунда. Денег оставалось в обрез, а хотелось сытно поужинать чем-нибудь эдаким. Выбор пал на пельмени. Затарившись, мы пошли искать место стоянки. Мы зашли на столько далеко, насколько позволили нам тающие на солнце пельмени. Так мы оказались в небольшой, закрытой скалами бухте.
Расположившись на берегу, мы сварили долгожданный ужин. Отдыхающие туристы смотрели на нас, уплетающих пельмени за обе щёки, с некоторым недоумением.
Отголоски штормы докатились и до сюда. В маленькой закрытой бухте бушевали 4х метровые волны. Не долго думая, мы ринулись в пучину.

На территории бухты располагался платный кемпинг. Так как денег было в обрез, мы отказались платить. Нас предупредили, что здесь  небезопасно, и палатку где попало ставить нельзя. Мы махнули рукой и поползли на холм, надеясь что сверху у нас будет преимущество перед потенциальным врагом. Мы были настроены решительно. Договорились нести вахту по 2 часа по очереди. Костра мы решили не разводить, палатки не ставить, но с наступление темноты вся наша смелость пропала. Вдруг повыползали огромные страшные насекомые, тут и там слышались шорохи. Ещё мгновение, и палатки были расставлены, ловушки-верёвки натянуты, дана команда «отбой».
Ночь прошла без приключений
Естественно, следующую ночь было необходимо провести  в другом месте. Мы спустились на другую сторону холма и поставили палатки на пляже недалеко от посёлка. Последний мы  провели тихо мирно за купанием и чтением книг.
В день отъезда мы шли к маршрутке вдоль домов. Кто-то окликнул нас и предложил комнату, мы, весело махнув рукой, в очереднй раз ответили:» нет, спасибо, мы улитки!»

P.S. Бюджет поездки составил 12 000 р. на 2 недели на четверых без билетов. Следовательно, заняв первое место в конкурсе, мы сможем ещё раз съездить в не менее замечательное путешествие, и вновь рассказать вам о нём!:)