Болгария "Морское наслаждение" (Львов - Брашов - Бран - Бухарест - Солнечный берег - Несебр - Стамбул - Балчик)

Добрый день! Я предлагаю Вам ознакомиться с моими впечатлениями от отдыха в Болгарии. В данном отчете я постараюсь не просто рассказать Вам о своей поездке в автобусном туре, но и дать определенные советы тем, кто по каким-то причинам, сомневается или боится ехать в такое путешествие.

Мы с девушкой еще не сильно опытные туристы, едем за границу всего третий раз. Еще в начале нашей "карьеры" путешественника мы твердо решили не посещать одну и ту-же страну. Таким образом, каждая поездка должны быть очень эффективна с точки зрения увиденного, чтобы можно было сказать, что основные достопримечательности государства или региона мы увидели. Вместе с тем, наши поездки должны быть не только экскурсионными, но и включать возможность отдохнуть на берегу моря и позагорать на солнце. Такая вот смесь релакса и впечатлений, по нашей задумке, должна содержаться в каждом путешествии. Вслед за популярными направлениями Турции и Египта было принято решение отправиться в солнечную Болгарию.

Мы живем в восточной Украине, в Донецке. Наш город находится довольно далеко от европейских границ, но, не смотря на это, отечественные тур-операторы предлагают автобусные туры. К планированию поездки мы подходим очень тщательно: рассматриваем большое количество вариантов, читаем отзывы в интернете и смотрим туристические телепередачи о стране, которую хотим посетить.  

Не буду утомлять Вас долгими рассуждениями и расчётами, а просто приведу факты наших исследований. Поездка в Болгарию из восточной Украины на автобусе продолжительностью в 12-14 дней с рядом платных экскурсий по сумме сопоставима с авиа-туром на 7 дней без посещения достопримечательностей. Кроме того, наученные прошлогодним опытом, мы твердо можем сказать, что при недельной поездке посетить более двух экскурсий без ущерба отдыху очень сложно. Было решено – едем на автобусе. Тем, кто боится подобных туров, скажу, что при разумном выборе маршрута с адекватным количеством остановок и ночевок в транзитных отелях отдых не превратится в муку, а предоставит возможность посмотреть больше интересного.

У туристов из Украины, решившихся на автобусную поездку в Болгарию, есть три варианта добраться до места отдыха. Первый – обратиться к компании, занимающейся международными перевозками. Такой вариант является самым простым и экономным. Вы платите только за проезд, однако, лишаетесь возможности узнать что-то о местах, через которые проезжаете и посмотреть на транзитные города и страны не из окна автобуса. Второй вариант – выбрать тур из Львова. На данный момент существует большое количество предложений от разных операторов. Можно подобрать любой понравившийся маршрут и продолжительность поездки, но нужно самому добраться до Львова и обратно. Третьей альтернативой является автобусный тур прямо из Вашего города. В таком случае количество предложенных вариантов поездки будет значительно меньше. Кроме того, надо быть готовым к тому, что за несколько дней до выезда Вам могут позвонить из турагентства и изменить дату выезда или программу тура. Именно так произошло с нашими знакомыми, которые поехали на месяц позже нас. Дату выезда не поменяли, но вместо тура с заездом в Румынию предложили транзитный, через Молдову.

Мы остановили свой выбор на туре из Львова под названием “Морское наслаждение”. Поездка предполагала заезд в Румынию и множество факультативов (по желанию за дополнительную плату) как по Болгарии, так и в Стамбул. Да, не удивляйтесь – поехать туда проще из Болгарии, чем из любого турецкого курорта.  

Львов

Если есть возможность договориться с начальством на работе о дате отпуска за несколько месяцев – не раздумывая бронируйте тур. Чем раньше Вы это сделаете, тем больше будет размер скидки. Можно сэкономить до 30 евро на человека благодаря раннему бронированию. Путевки были куплены и мы решили приехать во Львов за день до отправления, ведь мы ни разу не были в этом старинном и красивом европейском городе.

Мы добрались до Львова на поезде. Поездка из Донецка занимает чуть более суток, но переносится очень легко. Переночевать в городе льва можно без проблем в одном из многочисленных хостелов. После Евро 2012 они, как грибы после дождя, появились во всех районах Львова. Мы заранее забронировали номер в одном из таких мест для ночлега и без проблем пешком добрались до него прямо с вокзала. Стоимость приличной ночевки колеблется от 5 до 20 евро на человека, в зависимости от условий. Большинство достопримечательностей во Львове расположено в центральном районе “Старый город”. За день обойти их все пешком не составит большого труда. Мы за полтора дня пребывания в городе ни разу не воспользовались общественным транспортом.

После заселения в хостел мы сразу же отправились исследовать “Старый город”. Центральная часть Львова очень красивая и поражает величием и возрастом сооружений. На пути то и дело встречаются храмы разных конфессий, старые ратуши, дома и стены замков. В остаток первого дня мы большим кругом обошли центр города, оставив самое интересное на следующий день.
Мы увидели Львовский оперный театр, площадь Мицкевича, побывали в Бернардинском монастыре, городском арсенале и Успенской церкви. На последок мы поднялись на гору “Замок”. Оттуда открывается потрясающий вид на город. Видны макушки церквей и храмов, узкие улочки и черепичные крыши домов.
Найти место, где поесть во Львове (по крайней мере в его центральной части) не составляет особого труда. Насколько много бутиков и магазинов в центре того же Донецка или Киева, на столько много кофеень и кафе в “Старом городе”. Приятно удивляет тот факт, что выделиться хозяева заведений пытаются не количеством нулей в меню и не изысканными названиями блюд, а местным колоритом, приятным обслуживанием и неповторимой изюминкой.
На следующий день мы посетили еще несколько церквей и памятников и красивейшую площадь “Рынок”.

Очень порадовали демократичные цены на билеты в музеи. За 1 евро можно увидеть старую аптеку или итальянский дворик.

Особого внимания заслуживает подъем на смотровую площадку на ратуши.

Это вторая по высоте точка в центральной части Львова после горы “Замок”. Оттуда можно еще отчетливее рассмотреть всю старую часть центра с её непередаваемым колоритом.


Румыния

К вечеру мы выселились из хостела и направились к месту сбора нашего тура. После погрузки в автобус и краткого инструктажа мы выдвинулись в путь. Изначально нам предстояло преодолеть ночной переезд по территории западной Украины, пересечь границу и продолжить поездку по дорогам Румынии. Туалеты в автобусах у отечественных туроператоров всегда закрыты. Они объясняют это дороговизной их опустошения. Я считаю, что это к лучшему. Ходить на остановках удобнее, можно размять ноги, да и в салоне меньше запахов будет. Остановки автобус делает каждые 3-4 часа на 20-30 минут. Если в числе первых попасть в туалет на заправке, то можно успеть прогуляться и покушать. Едой мы запаслись еще во Львове, так, что тратить деньги в придорожных кафе не пришлось. Сопровождала нас гид от туроператора. В её обязанности входило ознакомление с местными достопримечательностями и особенностями пребывания в странах, а так же общие организационные вопросы. Молодая девушка с трудом справлялась с ними, хотя это была далеко не первая ей поездка в роли гида. Мало того, что от неё мы не узнали ни слова нового (её рассказ ограничивался сведениями из брошюры, которая прилагалась к путевке), так еще и пару раз чудом не потеряли пару человек на остановках.

Для тех, кто ни разу не ездил в автобусные туры, мой совет - запаситесь водой, таблетками от укачивания и надувной подушкой под голову.
Румыния встретила нас горными извилистыми дорогами, большими пастбищами коней и бескрайними лесами. К обеду мы прибыли к нашей первой экскурсионной остановке – городу Брашов.
Еще на подъезде к нему нас встретил местный экскурсовод. Его рассказы были намного информативней и увлекательней, чем чтение с листика нашего гида. Небольшой и уютный городок спрятался среди румынских Карпат. Европейская архитектура не сильно отличается от львовской.
Из достопримечательностей стоит отметить пару соборов, самую узкую улицу в Европе и канатную дорогу. Далее всей группе предложили факультативную экскурсию по двум замкам (Графа Дракулы и Пелеш). Мы заранее знали все предлагаемые экскурсии и эта была в списке обязательных. Всех, кто отказался от факультатива и решил сэкономить 35 евро, ждали 6 часов свободного времени и большая потеря впечатлений. Делать в Брашове полдня абсолютно нечего, а замки посетить стоит обязательно.

Час в пути – и мы уже в Бране на подступах к замку самого графа Дракулы. Возле замка расположен большой базар, советую покупать сувениры именно там, так как после этого в Румынии почти не будет времени на шопинг. Мы, не зная этого, чуть не остались без заветных магнитиков и тарелочек.
Сам замок был построен для оборонительных функций и не поражает своей архитектурой. Сейчас он находится в собственности частного коллекционера и в нем расположено много экспонатов, которые не имеют отношения к Владу Цепешу (именно так звали Дракулу). Большое количество экскурсионных групп с трудом умещаются в узких коридорах и на винтовых лестницах замка. Мы, то и дело, оказывались то среди китайских туристов, то в группе немцев. Много интересных помещений замка закрыто для посещения. Отстав в очередной раз от группы, нам случайно посчастливилось заглянуть в пыточную камеру, куда гид нас не довел.
Большое оживление вносил наш румынский экскурсовод, который частенько пытался припугнуть членов группы и заставить нас поверить в легенды о Дракуле.

В конце экскурсии нам сообщили, что надо очень быстро ехать к нашей следующей экскурсионной точке – замку Пелеш, так как мы рискуем не попасть в отведенное для посещений время. По дороге к автобусу, по совету румынского гида, отведали местный десерт – кёртыш. Это большая трубка из запеченного теста 50-60 см. в длину и 15-20 см. в диаметре, которая снаружи покрыта шоколадной, ванильной или ореховой крошкой. Готовится такая еда за 3-5 минут и стоит 2 евро, брать её можно одну на двоих. После полуторачасового переезда наш автобус добрался до замка Пелеш. Дорого лежала через узкое ущелье в горах. По обеим его сторонам расположены маленькие города, горнолыжные курорты и большие леса. По самому дну, рядом с дорого,  течет река и пролегает железнодорожное полотно, по которому раз в год проносится Восточный экспресс.

Не смотря на то, что мы не успели доехать к назначенному времени, благодаря обаянию и личным связям румынского гида, группа все-таки попала в замок. До этого дня я вообще ничего не знал о замке Пелеш. Как выяснилось, это один из самых красивых и сохранившихся в Европе замков. По количеству подлинных экспонатов он превосходит большинство более именитых сооружений.
Увидеть это чудо воочию следует обязательно. Так, что всех, кто проезжает по Румынии, я призываю не игнорировать эту памятку архитектуры. Замок построен чуть более 100 лет назад, однако, в нем внедрены почти все блага современной цивилизации: электричество, кондиционер, раздвижная крыша и даже централизованный пылесос.

По внутреннему убранству и внешней красоте Пелеш оставляет далеко позади замок графа Дракулы. Поражает и большая коллекция оригинального оружия разных стран мира, которую содержали владельцы замка.

Все, кто посетил факультатив с замками, единогласно согласились, что экскурсия была стоящая и отданных 35 евро окупает с лихвой. Те же, кто ждал автобус в Брашове, выглядели изрядно утомленными и разочарованными. Дольше нас ждал небольшой переезд в Бухарест и ночлег в маленьком, но приятном отеле под названием Разван.

Сутки в дороге дали о себе знать и ночлег в отеле с душем, туалетом и завтраком был как раз кстати. Я думаю, что это оптимальная формула автобусных поездок, когда на 1-2 суток в транспорте приходится одна ночевка в отеле.

Сутра со свежими силами мы направились на экскурсию по столице Румынии. Сначала громадное здание правительства, уступающее по размерам только Пентагону и построенное на 100% из румынских материалов, затем красивый и просторный бульвар с фонтанами, который по размерам превосходит елисейские поля в Париже, а после – копия триумфальной арки, не переставали удивлять нас. Большинство из увиденного – наследие влюбленного в город и страну в целом Чаушеску.



После выпрошенного часа на покупку сувениров наша группа собралась у автобуса, и мы выдвинулись в Болгарию. Переезд занял оставшуюся половину дня. За это время мы успели полюбоваться красотами и величием Дуная, болгарскими деревушками и ласковым морем у побережья Солнечного берега. К вечерумы прибыли в курортный город с большим количеством отелей и дискотек, с барами и магазинчиками на каждом шагу. Омрачить радость от приезда попыталась наша сопровождающая, которая, из-за своей несобранности , “украла” у нас несколько часов отдыха. Поселение в отель Меридиан прошло быстро и без накладок, мы даже успели на ужин.

Болгария

На следующий день нас ждала экскурсия в Несебр, которая включена в стоимость поездки. Забегая вперед, скажу, что место это стоящее, однако покупать такую поездку у оператора я не рекомендую. Вообще ниже я подробно расскажу об экскурсиях в Болгарии и о том, где лучше их покупать.

Ели Вы отдыхаете в Солнечном берегу попасть в Несебр можно самостоятельно. Туда ходят автобусы, а можно дойти и пешком на 40-50 минут. Экскурсовод опять был местный, предмет своего рассказа она знала на все 100%, и вместе с тем, она хорошо знала все узкие улочки и проходы городка. Благодаря этому, её с легкостью удавалось “запутывать следы” и терять по несколько человек из группы через каждые 2-3 поворота.

Сам город небольшой, древний и красивый. Современная архитектура не выбивается из общего ансамбля старины. Множество стареньких церквушек и обилие торговых лавочек не дадут Вам заскучать. Обойти его можно самому за пару часов. Единственное, что может препятствовать, так это жара. В Несебре, из-за обилия мощеных улиц и каменных строений, высокая температура переносится сложнее.

Далее нас ждали целых семь дней пребывания на курорте. Можно было их провести загорая на пляже и купаясь в море, а можно – посещая факультативные (за дополнительную плату) экскурсии. Наш оператор почти каждый день предлагал заполнить поездкой на джипах, местной болгарской кухней, дегустацией вина, долиной роз и даже долгой поездкой в столицу страны – Софию. Из всего разнообразия предложенных экскурсии стоящими были две поездки – в Софию и Стамбул. Такой вывод мы сделали, планируя отпуск и читая отзывы других туристов. На обратной дороге, опросив наших попутчиков, побывавших в малопривлекательных поездках, мы только удостоверились в правильности нашего решения. Ехать через горные перевалы на другой конец страны в Софию могла не собраться группа, да и смотреть на очередную партию монастырей и церквей нам уже не хотелось. А вот поездка в Стамбул была одним из поводов нашей поездки в Болгарию. Посетить турецкий бриллиант хотелось очень сильно.

Заранее начитавшись о том, что оператор, который везет Вас в Болгарию (это свойственно и для других туристических направлений), предоставляет все факультативные экскурсии по завышенной цене. Причем, сопровождающий гид не перестает предупреждать о том, что покупать поездки у всех остальных опасно и бессмысленно. Мы полностью удостоверились в обратном. Предложений поехать по тем же маршрутам хоть отбавляй, на каждом углу расположены большие и маленькие туристические фирмы. Цены и условия отличаются в них не значительно, однако, они на порядок ниже тех, которые предлагает оператор. Когда мы определились с выбором, получилось, что купленная нами поездка была на 15 евро дешевле операторской и, плюс к этому, у неё было включено двухразовое питание. Так, что всем желающим сэкономить настоятельно рекомендую не бояться запугиваний от оператора и покупать экскурсии у местных турфирм. Главное, не забыть проверить, какая в Вашем загранпаспорте болгарская виза. Она может быть на 1 или 2 въезда. Большинство туроператоров делают 2-х кратную визу и проблем не возникает. Если у Вас окажется 1-но кратная – в Турцию выехать получится, а назад никто не пустит. Порядочное агентство проверит визу при покупке экскурсии в Стамбул, однако, часто случаются случаи, когда туристов довозят до границы и там, видя, что виза однократная – отправляют назад на курорт.

До поездки в Турцию у нас было два дня, и мы принялись изучать местные достопримечательности, купаться и загорать на пляже. Немного расскажу о самом курорте.

Солнечный берег представляет собой один большой базар, среди которого построены отели (большинство из них еще из советской эпохи), и проходит дорога. Понятия “линий” для отелей на этом курорте практически отсутствует. Расположены они хаотично, лишь несколько из них можно назвать отелями первой линии, а расположение всех остальных классифицировать очень сложно. Курорт не сильно большого размера и обойти его за пару вечеров можно без труда.

Сувениры, аттракционы и дискотеки встречаются на каждом шагу. Любители ночной жизни точно останутся довольны этим курортом. Пляжная зона – вытянутая полоса с платными шезлонгами и лежаками, за них просят отдать по 1-2 евро за день.

Никто не запрещает приходить Вам со своим полотенцем, подстилкой и зонтом и располагаться за ними. Море очень теплое, чистое, часто бывают большие волны. На пляже присутствует полный комплекс развлечений сопоставимый с таковыми на всем побережье Черного моря.

Расскажу немного об отеле. Жили мы в 4-х звездочном “Меридиане”. Отель относительно новый, построен он в постсоветский период. Номера просторные с балконами, телевизорами, кондиционерами и всем необходимым.

На территории средних размеров бассейн. Места на лежаках приходилось занимать сутра, чтобы в обед полежать в тени. Состояние интерьера нормальное и особых нареканий у нас не вызвало. Отличительной особенностью “Меридиана” является расположение ресторана. Он занимает последний двенадцатый этаж. С его террасы открывается отличный вид на все побережье.

Перемещаться внутри отеля можно на четырех лифтах. Иногда приходилось очень долго ждать свободного места или идти пешком. В нашу путевку было включено питание по системе завтрак и ужин. В большинстве случаев такого вполне достаточно, да и при желании не сидеть в отеле, а посещать экскурсии, такой вариант вполне оправдан.

Брать All Inclusive не имеет смысла, так как еда довольно однообразная, кушать всю неделю в отеле надоест. Вкусно и недорого поесть в Солнечном берегу можно без проблем. При подготовке к поездке мы выяснили, что среди отелей можно отыскать отличный супермаркет “Младость”. Местное население нормально общается по-русски и поможет Вам найти его. Цены в нем приятно удивили, можно выгодно купить алкоголь, фрукты и воду. Всем любителям отдыха в арабских странах придется привыкнуть к европейской концепции. Территория отеля очень мала и большинство увеселительных мероприятий проводятся за её пределами за дополнительную плату.  

Турция

Визит в Стамбул стоит особняком в нашей поездке. Впечатлений от одного дня собралось, едва ли, не больше чем за весь остальной отдых. Стамбул – это город, который обязательно нужно посетить, а найти момент удачнее, чем отдых в ближайшей Болгарии трудно. Как я уже говорил, мы отказались от аналогичной экскурсии от нашего оператора и доверились местному турагентству. Результатом были сэкономленные деньги, большее время, проведенное в Стамбуле и двухразовое питание в Турции. На выбор предлагается одно- и двухдневные туры. Город настолько огромный и богатый культурными ценностями, что ни одного, ни двух дней не хватит на его осмотр. На сколько дней ехать - решать Вам. С одной стороны может стать вопрос стоимости, а с другой – лишний день, проведенный на море. Кроме того, не все экскурсии в туре являются включенными, есть и факультативные за дополнительную плату.

Мы решили ехать на однодневную экскурсию. Подготовка к поездке, как всегда, была основательной. В одном из магазинчиков Солнечного берега была куплена карта Стамбула с достопримечательностями, транспортными маршрутами и прочим. Целесообразность покупки дополнительных экскурсий у оператора, который повезет нас в Турция так-же была под вопросом. В нашу поездку входило посещение Голубой мечети, ипподрома, обелисков, обзорная поездка по городу, смотровая площадка у Босфора и фабрика кожи. Последнее, как и везде – небольшая хитрость от организаторов поездки и самого гида. Никаким производством тут и не пахнет, просто большой бутик, который “отстегивает” процент тем, кто Вас туда привез. С подобными “фабриками” многие сталкивались на разных экскурсиях во всех арабских странах. За дополнительную плату гид предлагал прогулку на корабле по Босфору. Он говорил: “Кто не плавал по Босфору – не был в Стамбуле”. За это удовольствие он хотел получить $20 с человека. Решив действовать по принципу “все экскурсии купить на месте” мы, опять же, не стали переплачивать туроператору.  

С собой в поездку надо брать паспорта, головные уборы, фотоаппарат и деньки. Все остальное – на личное усмотрение. Выезд в Стамбул из Солнечного берега был намечен на 21-00. После ужина и сборов мы отправились на остановку. Автобус с русскоговорящим гидом забрал нас с небольшим опозданием. После заезда в другие курортные города мы собрали всю нашу группу. Гид сразу же ознакомил нас с маршрутом, графиком и особенностями нашей поездки. Дорога не заняла много времени, примерно, посередине пути мы останавливались для пересечения границы. Несмотря на позднее время, на часах было уже за полночь, таможенный пункт был переполнен желающими попасть в Турцию. Оператор специально отправляет автобусы раньше, чтобы избежать возможных опозданий из-за задержки на границе. Так, как мы справились быстро, автобус два часа стоял на заправке у подъезда к городу, можно было поесть, поспать или сходить в туалет.

Ровно в 8-00, как и обещал гид, мы попали в Стамбул. Первое впечатление от города сравнимо с первой поездкой в Москву, но позже понимаешь, что турецкий город намного больше. Большие автострады, масса транспорта и большие пробки в Стамбуле – норма жизни. Без лишних задержек мы приехали в отель “Эффес”. В нем нам были отведены два приема пищи (завтрак и обед) и возможность воспользоваться туалетом. Там же к нам присоединился и местный гид. После очередного инструктажа и партии запугиваний, чтобы никто не ехал искать экскурсии самостоятельно, а платил $20 за прогулку по Босфору.

Фуршетный стол на завтрак был очень хороший и разнообразный. Вдоволь наевшейся группе предоставили 30 минут на отдых. Мы, разложив на весь стол купленную в Болгарии карту города, начали планировать себе вторую половину дня. Это вызывало разную реакцию среди других туристов. Некоторые называли нас сумасшедшими и сразу-же записали в разряд “опаздунов”, другие – попытались примкнуть к самостоятельной группе. В итоге откалываться от общей массы с нами никто не решился, оно и к лучшему. Я сомневаюсь, что с другими попутчиками было бы все так же легко и быстро, как вдвоем. Основной нашей целью было посещение Айя Софии. Эта культурная и архитектурная ценность Стамбула была включена лишь в двухдневную поездку. Вдвойне обидно от того, что находится она в 100 метрах от Голубой мечети, которую мы должны будем посетить. Выпытать что-то у гида было гиблым делом. Он рассказал нам байки об очередях из 2000 туристов, приплывающих на круизных лайнерах только для посещения Айя Софии. Более разговорчивым оказался местный персонал отеля. У администратора мы уточнили наше положение на карте города и направление движения до ближайшей станции трамвая.

Солнце начало вставать над Стамбулом и наш автобус выдвинулся к Голубой мечети. Рассказывать о турецком бриллианте можно много, гид открывал нам один интересный факт за другим. Без особого труда мы добрались до места назначения. Дорога до мечети лежала через магазины и базарчики, которые только начали открываться.

Сама мечеть поражала своей красотой и размерами. Прежде чем отправиться внутрь нашу группу провели по бывшему ипподрому и показали два древних обелиска.

Сразу после этого мы направились во двор Голубой мечети и её внутренние помещения.

Изнутри вид еще более поражающий и впечатляющий. Храм до сих пор является действующим и 6 дней в неделю открыт для посещения. Далее мы проследовали на площадь Султан Ахмет, расположенную между двумя святынями: Голубой мечетью и Айя Софией.

Посмотреть на последнюю нам дали только снаружи, а после этого дали 15 минут на обмен валют, покупку сувениров и посещение выставки керамики (так гид шутливо называл туалет от W - выставка C - керамики). Не теряя времени даром, мы нашли вход в Айя Софию, узнали стоимость билетов и посмотрели на “очереди из 2000 человек”. Посетить это чудо можно и нужно, но чуть позже, чтобы не терять обзорную поездку на автобусе по городу,– решили мы. Вернувшись к группе, мы продолжили пеший обход достопримечательностей, и пришли к месту, которое гид называл “черт побери”. Это была та самая улица, на которой проходили съемки фильма “Бриллиантовая рука”. Сейчас на месте аптеки находится прачечная.

Мы загрузились обратно в автобус и поехали на другую, азиатскую часть Стамбула. По пути встречалось очень много интересного: старые дворцы, мечети, элитные кварталы города, футбольные стадионы местных клубов. Проезд над проливом Босфор был запоминающимся.


Мост длинною более километра соединяет Европу и Азию, с ним тоже связано много фактов и легенд Стамбула.

На другой стороне нас ждала чудесная смотровая площадка прямо на берегу пролива.

На обратном пути нас провезли вдоль старых крепостных стен города. Большая часть из них находится в довольно неплохом состоянии, а остальные – реконструируются. Гид показал нам ворота, к которым, согласно старинным летописям, прибивал свой щит киевский князь Олег. Он, со своей дружиной, освобождая родные земли, дошел до ворот славного города, не взялся штурмовать его и отправился домой. Чтобы все знали о границах владений Киевской Руси там и был оставлен княжеский щит.

И тут мы попали в большую стамбульскую пробку. Примерно 30-40 минут мы буквально ползли по широчайшей автостраде. За это время можно полюбоваться самым большим небоскребом Istanbul Skyride, кстати, на его вершине есть чудная смотровая площадка. Добраться до здания можно на метро, одна из станций имеет выход прямо к торговому центу в небоскребе. Так же по пути мы встретили метробус – новый вид транспорта в Стамбуле. Посреди автобана расположены две полосы, отгороженные забором, по ним туда - сюда носятся новенькие автобусы Mercedes. Такое средство передвижения позволяет избегать пробок.

Ближе к полудню мы попали на “фабрику” кожи. Под громким названием скрывался трехэтажный бутик и меховыми и кожаными изделиями. Надо отдать должное гиду, он предупредил, чтобы желающие купить что-нибудь не смотрели на ценники, а торговались до последнего. Я был свидетелем, как наши соотечественники сторговали цену на женскую куртку в пять раз, однако, это все равно далеко не те торговые точки, в которых закупаются отечественные рыночные “челноки”. Магазин порадовал бесплатными напитками и туалетом.

Ровно к часу дня, как по расписанию, автобус вернулся к отелю. Нас ждал обед, отдых и долгожданный откол от группы и самостоятельная часть экскурсии по Стамбулу. На всякий случай, с собой была взята визитка отеля, чтобы можно было без труда объяснить, куда нужно ехать, а паспорта были оставлены в сейфе на рецепции. Ориентируясь по карте, мы направились к линии трамвая. Мы боялись, чтобы не перепутать маршрут, но, как выяснилось позже, этот вид транспорта слабо развит в городе и маршрут всего один. Тут же с нами случилась забавная коллизия. Мы подошли к трамвайным путям и, не зная, где ближайшая остановка, реши идти прямо по ним. Дойдя до места посадки, мы беспрепятственно шагнули на платформу, подъехал небольшой состав и мы сели в него. Долго не понимая, кому же оплачивать проезд, мы доехали до нужной станции “Площадь Султана Ахмета” и вышли. Оказалось, что при входе на каждую станцию стояли автоматы с жетонами и турникеты. Так на два “зайца” в стамбульском транспорте стало больше.

На уже знакомой площади мы обменяли нужное количество денег и пошли в Айя Софию. Выстояв “сумасшедшую” очередь из 10 человек мы попали внутрь. На входе за небольшую плату был взят на прокат русский аудиогид, в залог пришлось оставить телефон.

Ни одной организованной группы внутри замечено не было, все ходили с аудиогидами. В придачу к ним выдают карту с наиболее быстрым маршрутом прохождения.

Айя София – очень величественное и древнее сооружение. Диву даешься, не только тому, как в далекие времена смогли построить такое строение, но и тому, что храм достоял в целости до наших дней. Внутри встречается пересечение культур.

Издавна это был христианский храм, а позже – мусульманская мечеть. Великолепные фрески, мозаики, колонны и купола производят большое впечатление. Два часа, потраченные на обход всех достопримечательностей, пролетели незаметно.

До отправления нашего автобуса обратно в Болгарию оставалось без малого три часа, и тут с нами случилось небольшое приключение, но обо всем по порядку. Вспомнив слова гида о том, что быть в Стамбуле и не прокатиться на кораблике по Босфору – большое упущение, мы начали искать подходящий вариант. Все предложения не подходили нам, так как либо отправлялись поздно, либо длились больше оставшегося у нас времени. Я посмотрел по карте, что идти до ближайшего причала не далеко, и мы выдвинулись в путь пешком. По дороге мы пытались присмотреть сувениры, но цены на тарелки и магнитики, по сравнению с утренними, взлетели на $5-10. Из опыта общения с местными жителями удалось установить, что знание русского языка в Стамбуле на гораздо более высоком уровне, чем английского. Несколько раз мы пытались спросить что-то на “инглише”, и не получив ответа начинали говорить между собой по-русски. Услышав великий и могучий, наши собеседники сразу-же вливались в разговор.

Путь к причалу лежал по узким улочкам, с магазинами и кафе. На одной из таких улиц проходили трамвайные пути, когда вагоны ехали по ним - приходилось буквально прятаться в переулок, чтобы не попасть под колеса. Как раз во время такой остановки между домами мы и наткнулись на местного торговца. Помимо большого ассортимента сувениров он предлагал морские прогулки по Босфору. Турок сказал, что у него есть оптимальный для нас вариант. К автобусу надо было успеть через два с половиной часа, а прогулка длилась всего полтора, начиналась через 10 минут и стоила всего $10 с человека (другие торговцы просили по 15 и более, а гид, который привез нас в Стамбул, хотел все 20). Не думая долго, мы согласились. Оплата произошла на месте, нам были выданы билеты, карта и путеводитель по маршруту. Провожать на место начала экскурсии нас взялся помощник торговца. Через 5 минут мы уже были на одной из транспортных развязок. Там нас посадили в отъезжающий с туристами микроавтобус. Еще минут через 7-8 мы были на причале и по узкому трапу перебрались на экскурсионный катер. Заняв оставшиеся два места, мы отправились в путь.

Собравшаяся на судне группа была интернациональная, а гида, соответственно, не было. На помощь пришел выданный торговцем путеводитель. В небольшой брошюре был расписан маршрут движения и фото основных достопримечательностей. К каждой из них прилагалось описание, которое можно было понять с минимальными знаниями английского. Мы, довольные, как слоны, начали осматривать окрестности.

На пути нам попадались ханские дворцы, военное училище, дорогие отели и тот самый мост между Европой и Азией, по которому мы ехали сутра.

На исходе получаса наш баркас медленно, но верно приближался  ко второму мосту через Босфор. Там должен был произойти разворот судна и обратная дорого вдоль противоположенного берега. Мимо нас то и дело проскакивали катера-такси, береговая охрана и рыбацкие судна. Посредине канал бороздили большие торговые суда. Время шло, но судно все не разворачивалось, а до отправления нашего автобуса оставалось меньше часа времени. Мы начали волноваться.

Наконец-то, наш капитан предпринял маневр, и кораблик вдоль другого берега начал двигаться в обратном направлении. Теперь мы начали плыть против течения и, без того не высокая скорость лодочки, снизилась до минимума. Настроение начало принимать панический характер.

Нас уже не радовали красивые дворцы у побережья, не поражали крепостные стены в самом узком месте пролива и не впечатляли громадные турецкие флаги, которые развивались на каждой вершине или большом здании в городе. Еще во время завтрака мы обменялись номером с гидом группы, но звонить ему не было смысла. Деться куда-нибудь с лодки было невозможно, возникала только бредовая мысль вплавь добраться до берега.


До отправления автобуса оставалось менее 30 минут. Наш кораблик плелся вдоль противоположенного берега, тормозя на каждой волне от проплывающего мимо судна. Мы решили узнать у других пассажиров, когда же мы свернем в сторону причала. Самыми осведомленными нам показалась группа нескольких человек, сидевших недалеко от нас. Очередная попытка заговорить по-английски завершилась непониманием, но, услышав наш разговор на русском, с нами заговорил один мужчина из этой группы.  Как выяснилось, он бывший житель Болгарии, работал в свое время дальнобойщиком в СССР, сейчас живет в Стамбуле. Он показывал красоты города своим гостям из Румынии. Узнав о нашей проблеме, мужчина принялся успокаивать нас. Он заверил, что осталось 5-10 минут прогулки и катер приплывет к месту назначения, а добраться до нашего отеля быстро можно на трамвае. Оставшееся время морской прогулки мы провели за разговорами о русском языке, нашему новому знакомому было крайне приятно вспомнить родную речь, местных красотах и футболе (болгарин следит за выступлениями донецкого “Шахтера” и присутствовал на финале кубка УЕФА в 2009).

Наконец-то, кораблик причалил к пирсу, и мы сошли на берег. Нам оставалось за 10 минут добраться до отеля. Путь к трамвайным путям и остановке лежал через местный рынок. В это время на нем собирается, едва ли, не весь Стамбул. Все это похоже на громадный муравейник. Наш знакомый предупредил, что нужно обеими руками прижать к груди сумку с фотоаппаратом, телефоном и деньгами и идти за ним. Своим знакомым он сказал, что надо помочь друзьям с родины, а позже продолжить прогулку. Вся наша группа “гуськом” двинулась через муравейник. Потеряться в нем не составляло большого труда, потоки людей то и дело пытались унести нас в ненужном направлении. Мы держались за “гидом”, а путь наш то проходил через площадь, то поднимался по лестнице, то заворачивал в подземный переход. Вырвавшись из муравейника, мы оказались на  эскалаторе, который вел к остановке трамвая. Вагоны уже подъезжали, а нам необходимо было пройти процедуру покупки билетов. В специальном автомате, к которому стояла очередь, надо произвести обмен денег на монеты. Однако, и тут нам на помощь пришел наш знакомый, он протолкнул нас через турникет, воспользовавшись своим проездным и буквально затолкал в закрывающиеся двери трамвая. Мы только успели дружно крикнуть “Спасибо”, как вагоны отправились в путь. Мы проехали площадь, на которой сдались на микроавтобус, улицу, где купили билеты на морскую прогулку и остановку “Султан Ахмет”, с которой и начинали свой самостоятельный поход по Стамбулу. Через несколько минут мы добрались до нашей остановки. Выйдя из трамвая, мы бегом кинулись к отелю.

Минута в минуту мы прибыли к дверям “Эффеса”. Гид радостно встретил нас словами: “я уже собирался оставлять Ваши паспорта в отеле”. Переводя дух, мы направились к автобусу, ожидая приезда которого нам удалось купить сувениры и воду в ближайшем магазине. Цена, после завышенных запросов торговцев в ц
12 ноября 2012
4893    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...