Другая Сибирь... Часть 1. Первые шаги по БАМу
БАМ.
Величайшая стройка, невероятный энтузиазм... А потом — забвение.
Что же представляют собой БАМовские посёлки в наши дни? Как и чем живут там люди? Есть ли там автомобильные дороги?
Выяснить всё это и решили мы с мужем — в нашем первом совместном путешествии.
Мы прошли от Братска до Тынды.
Видели мы крупные города — и маленькие умирающие посёлки. Прекрасные дороги — и тропы, которыми не пройдёт ни одна городская машина. Вокзалы, где приятно находиться — и такие, откуда хочется убежать. Высокие горы — и бескрайние степи...
И — людей. Именно они делают наши воспоминания об этих прекрасных краях настолько приятными.
Два участка пути нам пришлось проехать поездом. До сих пор грустно вспоминать об этом — сколько мы не увидели, сколько потеряли!
Но — наши впечатления навсегда остались с нами. Их немало. И, пожалуй, если бы мы смогли пройти автостопом весь путь... их было бы слишком много ;)
Вряд ли читателям интересны рассказы о магистральном автостопе. Поэтому свой отчёт я начну с Братска...
___________________________________________________________________________________
_Братск - яркий и необычный_
Братск не может похвастаться интересной архитектурой. Но он совсем не унылый - благодаря оформлению домов. Было бы преувеличением сказать, что двух одинаковых домов там не найдёшь - но поначалу создаётся именно такое впечатление.
Иногда дома жёлтые или красные, иногда - просто серые, но обязательно с какими-нибудь рисунками. Так что гулять по городу очень приятно - и не скучно.
В центре Братска мало зелени. Но это с лихвой компенсируется Братским морем и лесом возле него. Полагаю, этот лес всегда красив - а мы ещё и попали на момент, когда там всё цвело...
Город расположен на холмах. Местами тяжеловато карабкаться в гору, но... тут всё-таки сухой климат, что делает физические упражнения намного более приятными. К тому же, с возвышенностей открываются потрясающие виды на другие районы Братска. Увы, нам с погодой не повезло - стоял туман, и мы мало что видели.
* * *
Районы Братска находятся очень далеко друг от друга. К примеру, от Центрального района до Энергетика надо ехать 20-30 километров через лес. Но дорога хорошая, а транспорт не слишком дорогой, так что вряд ли для местных жителей это является неудобством.
Кстати, транспорт Братска - отдельная тема. Там есть... дневной и вечерний тарифы на проезд! Когда нам сказал об этом кондуктор - мы не поверили. Спросили у нашего хоста Сергея - да, так оно и есть.
* * *
...Я стремилась в Братск, потому что хотела посмотреть город ранне-советского периода. Я знала - этот город будет необычным. Не старинные церкви и витиеватые здания - но и не безликие серые коробки.
И я не ошиблась.
Вид из нашего окна. Пока не очень вдохновляет...
Телебашня.
Улица Ленина.
Чисто советский магазин))))
Площадь Ленина.
Неловко было бросать окурок в эту урну...
Такие снегири висят на многих столбах.
Советская улица.
Мне одной этот дом напомнил нечто неприличное?))))
Пунктуальные люди — с точностью до 12 минут!
Катаемся на багги-карте...
Удивительно голубоглазая кошка владельца картинга.
Братское море.
Всё цветёт...
А земля везде красная...
Для каких целей сделаны эти балконы?..
[video width=500 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=_FjBW4wKfw8&feature=plcp[/video]
___________________________________________________________________________________
_Братская ГЭС_
Конечно, мы не могли побывать в Братске - и не заехать на Братскую ГЭС. Пусть ехать из центра далеко, пусть экскурсии там не проводятся (или мы ничего об этом не знаем) - но это огромное сооружение стоит того, чтобы просто на него посмотреть.
Братская ГЭС действительно огромна. Трудно даже оценить, на каком расстоянии одни сооружения находятся от других.
Поднимаешься на железнодорожный мост - и видишь начало ГЭС где-то далеко, в тумане... Потом спускаешься, идёшь к смотровой площадке - и завораживают даже опоры моста. Подходишь к обрыву - и поражает, как далеко внизу течёт Ангара, как долго до неё падать, если что...
И вокруг этого удивительного творения рук человеческих - не менее удивительная природа. Отвесные скалы, спокойная гладь реки... Любоваться и любоваться!
Увы, мой фотоаппарат предательски разрядился на середине моста. Так что я не смогу показать вам всё, на что смотрела. Но и то, что есть - надеюсь, даст прекрасное представление о размерах Братской ГЭС и красоте окружающей природы.
Автобусная остановка по требованию — место, с которого лучше всего начинать осмотр ГЭС.
Мы поднялись к железной дороге. Гулять по ней нам, конечно, не разрешили — но мы и не стремились))
Место, куда приезжают братские свадьбы.
Мост и Ангара. Насколько же всё огромное!
Проход запрещён? Давинчи пропрыгает!
А на обратной стороне запрещающей таблички...
Смотровая площадка.
Шлюзы.
[video width=420 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=mLu-hL_p8Ho&feature=plcp[/video]
___________________________________________________________________________________
_Важная дорога неважного качества_
Братск - Усть-Кут
Наконец-то путешествие началось! Наконец-то мы съехали с магистрали - и направляемся к новым горизонтам! Это радует не только меня, уже знакомую с укромными уголками России - но и Давинчи, который только сейчас начинает их узнавать.
И автостоп радует. Не надо больше стоять на обочине часами, наблюдая равнодушные лица проезжающих мимо людей! Большинство машин едет недалеко - но охотно нам останавливается.
Гравийка, редкие машины, удивительно чистый воздух и запах свежести... Как же здесь хорошо!
"Из Москвы? Ничего себе! Ни разу ещё живого москвича не видел!"
Никакого негатива - только умиление. И пару раз - групповое фото на память.
* * *
Наконец, мы уехали на фуре. Московской. Да уж, воистину стоило ехать на БАМ, чтобы застопить земляка!
Впрочем, по этой дороге ездит множество фур из самых разных регионов. Из Усть-Кута переправляют грузы на алмазные и нефтяные месторождения Якутии - летом по Лене, зимой по зимнику вдоль неё.
Несмотря на большой поток машин и важность этой дороги - качество её ужасно. Асфальт... нет, асфальт - несбыточная мечта. Но создаётся впечатление, что и о грейдере здесь не слышали. Легковые машины более или менее едут, а вот еврофуре несладко. Плетёмся и трясёмся.
Как же столь нужная дорога может быть такой плохой?
"Пока мы будет соглашаться ездить, никто не будет делать дорогу, - объясняет драйвер, - "Если откажемся, или потребуем повышения ставок - может быть, что-то изменится. Но этого не будет - с работой плохо, такими рейсами не бросаются..."
Зато вокруг красота. Бескрайняя тайга, сонная река Кута - пока ещё узкая, но постепенно она расширяется... И - железная дорога.
БАМ. Мы всё время видим его - то с одной, то с другой стороны. Он будет сопровождать нас в течение всего пути - ведь другой автодороги здесь нет. По рельсам мы будем определять, правильно ли едем, а шум поездов будет подбадривать нас в минуты отчаяния...
* * *
Дорога плохая, и фура едет медленно. К Усть-Куту мы подъезжаем около полуночи. В Усть-Куте мы хотели снять квартиру на сутки, но сейчас, наверное, уже поздно обзванивать хозяев.
Так что мы выбираем место недалеко от рельсов - и ставим палатку.
Наш сон периодически прерывается грохотом поездов. Ну и что? Скоро привыкнем!
Едва ли в ближайшее время нам придётся засыпать под другие звуки...
На неизведанную трассу — с табличкой!
Первая гравийка...
Давинчи утомился))
Окраина Видима.
Кута. Вдоль неё нам предстоит ехать всю дорогу до Усть-Кута...
Впервые поставили палатку. Надо привыкать...
БАМ. Спать под грохот поездов — тоже надо привыкать))
___________________________________________________________________________________
_Усть-Кут. Город, который разочаровал_
Я хотела побывать в Усть-Куте, чтобы посмотреть на один из старейших городов Восточной Сибири. И, попав туда, была неприятно удивлена.
Как обидно, что облик этого городка постигла такая печальная судьба!
Усть-Кут - унылый и некрасивый город. Старых зданий в нём не сохранилось, а новые строили по типовому образцу. Строили краснодарцы.
Город очень вытянут, но на всём его протяжении не найти ничего интересного. Только природа - сопки, окружающие город со всех сторон... и, конечно, Лена. Река - это всегда красиво.
Около Лены, в центральной точке Усть-Кута, и находятся несколько приятных взгляду объектов: железнодорожный вокзал, речной вокзал, памятник основателю Усть-Кута... и всё, пожалуй.
Народ в городе неприветливый. Молодёжь - вся родом из 90-х. Мы, конечно, пользовались её повышенным вниманием - настолько повышенным, что вечером из дома не выходили.
"Путешествовать? Нет, этого делать нельзя! Жить надо на одном месте, а отдыхать - на даче. С детьми путешествовать? Тем более нельзя! Дети должны получать образование и отдыхать на даче!"
А сколько было высказываний по поводу внешности Давинчи! Но тут уж мы смеялись искренне, не сквозь слёзы - ведь всё это мы выслушивали недалеко от памятника основателю города... с бородой и длинными волосами.
Зато мы жили в прекрасной съёмной квартире. После быстрой смены декораций на трассах, общения с друзьями и новыми знакомыми в городах - нам было просто необходимо побыть вдвоём, отдохнуть в комфортных условиях...
И за эту возможность Усть-Куту - большое спасибо!
Дом, в котором мы жили.
Станция Лена.
Гостиница "Лена".
Речной вокзал.
Лена!
Местная "Родина-Мать"))
Никогда не видела спирт в свободной продаже — а вот!
Покупать, конечно, не стали — у нас был с собой. И отнюдь не по 400 рублей за 0,5 л.
Давинчи корчит рожу довольного алкаша)))
Поворот на Звёздный. Мост через Лену. Отсюда мы поедем дальше...
Единственные красивые окна, которые довелось увидеть в Усть-Куте((
___________________________________________________________________________________
_Сибирская пыль_
Усть-Кут - Магистральный
Из Усть-Кута мы выехали сильно после полудня. Путешествие, длящееся уже больше двух недель, так и не научило нас просыпаться рано...
Однако, уехали мы моментально. Нам остановилась пожилая пара, ехавшая в Звёздный. Более того - супруги довезли нас до выезда из посёлка.
Там мы и застряли.
Впрочем - разве это можно назвать зависанием? Ведь мимо не проносятся люди с каменными лицами. Машин практически нет - большая их часть сворачивает в посёлок. Лишь изредка кто-то едет дальше, но в основном эти машины загружены под завязку.
Нет, висеть в этом месте не обидно! Рядом с нами работает лесопилка. Сзади - прекрасные зелёные холмы. Периодически подходит собака, хотя мы не собираемся её кормить. Вьётся мошка, но репеллент неплохо её отпугивает.
И - пыль.
Эта пыль гравийных дорог! Та самая - мелкая, со сладковатым запахом. Она не мешает дышать. Она приносит радость. Она символизирует дороги, которыми хочется ходить снова и снова.
Прошлым летом я познакомилась с колымской пылью. Сейчас вдыхаю сибирскую. Они очень очень похожи - как дороги, вдоль которых клубится эта ни с чем не сравнимая пыль...
* * *
В Усть-Куте мы купили карты, и теперь играем. Мы не знаем никаких игр, кроме "дурака" - но и это не беда. И почему мы раньше не брали с собой карты? Ведь играть в "дурака" - всё ж гораздо лучше, чем висеть как дуракам))
А рядом с нами мужчина средних лет пытается уехать в Нию. Едет он с работы - с лесопилки: кроме лесопилки и железной дороги, работы здесь нет... Но на поезд опоздал - и решил попробовать поймать попутку. Не сразу, но он уезжает. Ему проще - он один, и у него нет вещей.
Мы остаёмся. Мы не нервничаем, не переживаем и не грустим. Всё идёт так, как должно идти. Мы никуда не спешим - мы путешествуем.
...Наверное, пора уже становиться на ночлег? Здесь, за деревьями, есть прекрасное место для палатки. Лесопилка рядом - можно набрать дров для костра... Сейчас, вот только эту машинку пропустим!
А машина - останавливается. Драйвер едет в командировку, в Киренск. Нам с ним по пути до Магистрального.
* * *
Сам он из Братска, но особой любви к Иркутской области не питает. Говорит - слишком много алкоголиков и наркоманов. Когда-то были заводы, потом заводы встали... чем заняться людям? Немало и спивающихся женщин - если большинство мужчин пьёт, и женщинам ничего другого не остаётся.
А ведь и я Иркутскую область не люблю! Тулун, который приходилось проезжать транзитом. Усть-Кут, в котором мы останавливались. Тайшет, о котором ходят нехорошие слухи... Даже сам Иркутск производит гнетущее впечатление! Один Братск похож на крепкий благополучный город.
Я не знаю, в чём тут дело, и не знаю, прав ли наш драйвер в своих выводах. Но очень печально, что целая огромная область кажется неприятной...
...В Магистральный мы приехали уже в темноте. Но драйвер показал нам прекрасное место для ночлега. Оттряхнувшись от сибирской пыли, мы поставили палатку - и крепко заснули.
Перед нами — АвтоБАМ!
Говорят, ещё жив человек, ездивший на этом вездеходе))
В Звёздном, как и во многих окрестных посёлках, функционирует лесопилка.
Собака, составлявшая нам компанию.
Магистральный. Место нашей ночёвки.
Местные жители называют это Барак У БАМа))))
Я хочу участвовать в конкурсе!
http://mirputeshestvii.ru/contest/
Теги:
- Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...
Будьте в курсе всего самого интересного