Другая Сибирь... Часть 3. Конец цивилизации

       
    _Трофи на легковушке_
    Новый Уоян - Голубой ручей

    Миша и его сестра Ирина летали в Иркутск себе за машинами. Из Иркутска они ехали уже почти сутки, без сна и отдыха - хотелось поскорее домой, в Бодайбо.

    "А вы правда путешественники из Москвы?" - спросил Миша, едва я села к нему в машину.
    "Ну да."
    "Ничего себе! Когда мне этот мужик на заправке сказал - я думал, он шутит..."

    Мише уже не раз случалось гонять машины из Иркутска - и для себя, и для покупателей.
    Почему люди не заказывают себе машины по железной дороге, а пользуются услугами перегонщиков? Перегонщику оплачивают билет на самолёт до Иркутска (7000-9000 рублей), гостиницу, топливо, дорожные расходы, ремонт машины по приезду... и платят 30 000 "чистыми". Сколько же должна стоить отправка машины по железной дороге до Таксимо, если отнюдь не дешёвые услуги перегонщика обходятся дешевле?!!
    Впрочем, грузы тоже возят по автоБАМу. Дальнобойщик получает 120 000 за рейс. Можно было бы, опять же, отправить груз по железной дороге до Таксимо, потом перегрузить на камаз - и осталось бы буквально 200 км до Бодайбо... но - это слишком дорого.

    Ну, а какая же дорога ведёт от Таксимо до Бодайбо? Тоже отнюдь не идеальная! Это тем более странно, что Бодайбо буквально стоит на золоте.
    "Собирались сделать дорогу, - рассказывал Миша, - "Непосредственно артели хотели скинуться и оплатить ремонт. Асфальт не асфальт, но нормальная гравийка была бы... А государство не позволило."
    Невероятно! Но - факт...

    * * *

    Вообще, если верить Мише и Ирине - Бодайбо очень странный город.

    Несмотря на то, что почти вся работа там связана с золотом, заработать невозможно. Местных жителей близко к золоту не подпускают: воруют. Да и как не воровать, если средняя зарплата - 30 000 рублей, а стоимость буханки хлеба превышает 40 рублей?.. Нанимают узбеков и таджиков - нередко они готовы работать полулегально, получая одну зарплату на двоих.
    Хорошо зарабатывает только начальство. Начальник дорожной службы, к примеру, меняется каждые полгода - накопив нужную сумму, он покупает себе жильё в Иркутске и прощается с Бодайбо навсегда.
    Дороги в городе не сильно лучше, чем по трассе. Ирина - логопед, единственный на весь район, так что ей приходится активно ездить по Бодайбо и окрестностям. Она говорит, что ходовую у легковушки приходится менять... раз в 3 месяца! Потому-то Ирина и предпочитает джипы и кроссоверы.

    В городе царит полицейский произвол. Могут просто избить на улице, отнять деньги... и негде искать защиты. Полиция и ФСБ крепко держат власть в своих руках.

    Никто из молодёжи не хочет оставаться жить в Бодайбо. Стараются уехать учиться - и любой ценой закрепиться в Иркутске, Ангарске, Улан-Удэ... Это неудивительно - ведь заняться в городе нечем, лето очень короткое, а жизнь очень дорогая.
    Миша говорит - была идея расселить Бодайбо, сделать его чисто вахтовым посёлком. Но, прознав об этом, великое множество аферистов стало оформлять бодайбинскую прописку - ведь она в перспективе давала возможность получить квартиру где-нибудь в Иркутске! Так идею и похоронили. Бодайбо станет вахтовым посёлком, когда его жители сами разъедутся или умрут.

    Будем надеяться, что это когда-нибудь случится...


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


    Дорога после Нового Уояна действительно кончилась. Теперь она состоит исключительно из ям, ухабов и рек. Мостов почти не сохранилось - реки надо переезжать вброд. Необычайно дождливое лето только добавило препятствий.
    Ирине на RAV 4 эти препятствия не страшны, но и она говорит, что не поедет здесь второй раз - хотя, как и все члены их семьи, она за рулём почти с детства... А Мише на легковом "ниссанчике" действительно тяжело.
    "Хорошо здесь зимой! - вздыхает он, - "Дорога ровная - педаль в пол, и едешь. За сутки от Иркутска до Бодайбо долететь можно! Одна проблема - наледи. Но через них кто-нибудь перетащит..."

    Да, эта "дорога" - просто рай для внедорожных экспедиций. Но ведь людям приходится так жить! И это не развлечение - другой дороги просто нет...
    Зато проезжающих водителей ободряют машинисты редких поездов. Увидев машину, поезд обязательно гудит! И машина гудит ему в ответ. Машинистам скучно, автомобилистам тяжело - вот они и общаются))

    Как же гнать по такому бездорожью легковую машину? Да вот так, как это делает опытный водитель Миша - аккуратно, со скоростью 20-30 км/ч, объезжая все ямы, осматривая все лужи... и всё равно нередко чиркая брюхом по земле. И надеяться довезти до дома хотя бы часть машины.
    "Поначалу я по этой дороге трезвым ездить не мог, - рассказывал Миша, - Никаких нервов не хватало. Выпьешь 100 грамм - вроде уже легче, меньше обращаешь внимания на этот кошмар..."
    Как мы узнали позже, пьяных на этих дорогах - 99%. Иначе слишком тяжело.

    ...Заночевали мы под Северомуйском - возле одного из мостов, ехать по которым не следовало. А перед сном допили наш армянский коньяк, разделив его с Ириной. Теперь-то уж точно был повод!

    * * *

    Утром нас ждало приключение.
    На этой дороге нет никаких указателей. И, в поисках объезда очередной реки, мы заблудились. Неплохая поначалу дорожка вывела нас... в лес. В глубокую камазную колею.
    Ирина ехала по ней без проблем. А Миша забуксовал.

    Не сообразив посидеть и подумать, как бы побыстрее выбраться, Миша только ухудшил ситуацию - попытавшись выехать своим ходом, сел ещё глубже. Очень качественно сел - на брюхо.
    Трос у ребят был. Но вытащить легковушку из такой грязи - не такая уж простая задача!
    Полтора часа мы тянули и толкали машину. Падали в грязь - и поднимались снова. Подкладывали под колёса камни и палки... Лопату бы нам - закопали бы колею, и дело с концом! Но лопаты у Миши и Ирины не было. У нас, конечно, тоже - тяжеловато было бы таскать её в рюкзаке.
    И всё-таки Миша выехал!

    Вот такое получилось трофи на легковушке))

    А мы с Давинчи поняли, что это - хорошо и весело. Когда ты извозился в холодной грязи, когда болят руки и ноги, а сил почти не осталось... но - в итоге вытащить машину, победить бездорожье, двинуться дальше!
    Мы смеялись и в процессе, и потом. И думали, что когда-нибудь у нас будет свой внедорожник. Да, после грязевой ванны мы были в этом уверены...







    Первое препятствие — довольно глубокая лужа, которую легковушке переехать не так-то просто... Сколько их ещё будет!










    Трубы. Под них пришлось подкладывать камни — иначе Миша не проехал бы.




    Типичный мостик — из тех, по которым ещё можно ехать))
















    Утро под Северомуйском...










    Лесная дорожка, с которой долго вытаскивали легковушку. Сам процесс вытаскивания заснять, к сожалению, не удалось — я принимала в нём непосредственное участие...






    Грибы — прямо в колее! За полчаса там можно было бы набрать мешок, совершенно не напрягаясь!




    Йа индеец)))))









____________________________________________________________­­_______________________





    _Приключения на переправе_
    Голубой ручей - Таксимо

    Голубой ручей - место неизменной остановки тех, кто едет из Бодайбо или в Бодайбо. Кто-то отдыхает, кто-то приветствует остальных - а кто-то ждёт грузовика, которые перетащит неподготовленную к такому машину через бурный поток.
    Ручей ведёт себя абсолютно непредсказуемо. В жаркую солнечную погоду он может совершенно высохнуть. Но, если в верховьях гор пойдёт дождь - и неважно, какая погода стоит в точке переправы! - вода поднимается за считанные часы.
    Весной и осенью ручей нередко становится непроходим даже для камазов и уралов...

    На момент нашего приезда, вода в ручье была средняя. Грузовик пройдёт без проблем, подготовленный джип - тоже... а вот Мише на легковушке не стоит и соваться. Ирина на кроссовере ещё могла бы рискнуть, но не факт, что попытка была бы удачной. Да и всё равно - Мишу силами "равчика" было бы не перетащить.

    ...Когда-то через Голубой ручей был автомобильный мост. Правда, грузовым машинам проезд по нему был запрещён.
    Но как-то раз пьяный камазист - тяжело гружёный - решил проехать по мосту. Одна из деревянных опор надломилась, и машина застряла. До утра камазист пытался выбраться. И, когда выбрался - со злости... облил мост соляркой и поджёг.
    Мост сгорел дотла...
    "Камазист до сих пор жив?" - поинтересовалась я.
    "Жив, - вздохнул Миша, - В Бодайбо его менты прикрывают. Но на трассу он больше не выезжает - знает, что его прикончит первый встречный..."

    Вот и приходится людям стоять на переправе - иногда день, два три... И единственным развлечением для соскучившихся водителей остаются поезда, проезжающие по крепкому железнодорожному мосту. Махнёшь им рукой - и они гудят в ответ...

    * * *

    Мы недолго стояли на переправе одни. Постепенно начала собираться компания.

    Первым приехал дедушка на лендровере. Оценив уровень воды, он хлебнул водки - и стал разбивать лагерь. Шезлонг, газовая горелка, еда... у него было всё!
    Угостив нас чаем, дедушка начал ругать москвичей - в основном, лично нас с Давинчи.
    "Вот вы в Москве - что вы производите? А жируете-то как! У вас там и зарплаты, и дороги... а мы? То ли дело было в советское время..."
    "В советское время до Бодайбо был асфальт?" - спросил Давинчи.
    "Нет, но..."
    Не понравился нам дедушка. Плохо ему в Бодайбо - но при чём тут отдельно взятые москвичи в виде нас? Можно жаловаться на правительство за бутылкой водки, можно пытаться что-то изменить... а какой смысл поливать грязью случайно встреченных людей?
    Разговор же про зарплаты нас просто насмешил. "Бедный" дедушка из Бодайбо едет на новеньком лендровере - мы, москвичи, едем автостопом. И оклад Давинчи, занимающегося наукой, в Москве - 12 000 рублей...

    Потом подъехал парень из Абакана на ниве.
    Он ехал в Таксимо, в гости к другу. Но друг забыл рассказать, какая дорога ему предстоит. Парень уже вышел из бюджета, пару раз чинил машину... Обратно он решил ехать поездом - а машину продать в Таксимо. Это будет дешевле и проще, чем возвращаться той же дорогой...
    Последними приехали отец с сыном, на Тойоте Прадо. Эта машина создана для бездорожья, но - у этой были прямо-таки крохотные колёса, даже не вяжущиеся с обликом джипа. Так что прадовод стал ждать камаза вместе с остальными...

    * * *

    Водитель первого камаза даже не посмотрел на нас, а сразу поехал на другую сторону. Там его остановили - и попросили переправить. Надо было нам поступить так же, да что-то не сообразили...

    Первым стал переправляться маленький японский грузовичок. Прицепили трос, поехали...
    И япончик остался в воде. Трос оборвался.
    Как хорошо, что это не случилось на середине ручья, в глубокой воде! Грузовичок могло бы просто унести...
    Матерясь, камазист вернулся. Прицепил свой толстый стальной трос и вытащил япончика на сушу. Потом переправил - на этот раз успешно.
    Приключения незадачливого япончика снимали все - и на нашем берегу, и на противоположном. Водитель не обижался, только смеялся. Даже обменялся с кем-то контактами, чтобы потом посмотреть видео...

    На другом берегу стояли джиперы. Понаблюдав за переправой грузовичка, они сцепили между собой все три машины... и проехали. И тут же подошли к нашему лагерю - общаться.
    Джиперы оказались эстонцами, неплохо говорящими по-русски. Ехали они с Магадана, стандартным для них маршрутом - Старая Колыма, БАМ от Тынды, 110 зимник... Узнав, что мы автостопщики, пожалели, что едут не в ту сторону - иначе взяли бы нас))
    Эстонцы осмотрели машины и сказали, что своим ходом Голубой ручей переедут все - кроме Миши, конечно. Но рискнул только дедушка на лендровере. Нива и Прадо переправились с камазом.

    Ехать бы с этим же камазом и Мише, и Ирине! Но они боялись высокой воды - и надеялись, что она ещё спадёт...

    ...А потом приехали московские джиперы.
    Она были полной противоположностью эстонцам. Те общались, смеялись, шутили - эти молчали, исподлобья косясь на нас, как на врагов. Те осторожно ходили по лагерю, чтобы ничего не повредить - эти шли не глядя, чуть ли не затаптывая костёр...
    Москвичи очень удивили бодабинцев, привыкших к долгим днёвкам на переправе, где останавливаются все - даже те, чьи машины позволяют ехать без остановки. И все были рады, когда москвичи уехали.

    * * *

    Мы остались одни. Камазов больше не было. И вода не опускалась, а только прибывала...

    Миша и Ирина были в унынии. Ночевать здесь им, конечно, не хотелось - но не было никаких сомнений в том, что ночью через ручей никто не поедет.
    Плохо у них обстояло дело и с припасами. Не было ни еды ещё на день, ни сигарет. Впрочем, у нас было достаточно и того, и другого - так что голод никому не грозил... да и никотиновая ломка - тоже))
    Как стемнеет - разведём костёр посильнее и будем готовить еду...

    Но камазы приехали!
    Два красноярских самосвала. Они согласились нас переправить, но с сомнением посмотрели на машину Миши.
    "Утонет!" - резюмировал старший водитель.
    "Пусть тонет! - махнул рукой Миша, - Я здесь ночевать не собираюсь!"
    Воздушный фильтр он заклеил, так что бояться было особенно нечего.

    И началась подготовка к переправе.
    Все более или менее тяжёлые вещи из обеих машин переложили в кабину самосвала. Нас тоже попросили переправиться на камазе - чем меньше веса в машинах, тем лучше.
    И... поехали!!!

    Первым был Миша. Ох, и натерпелся же он страху, когда вода залила машину почти по крышу! Но - всё было в порядке, машина сразу же завелась.
    Потом - Ирина. Она переправилась без проблем, не считая небольшого эксцесса в самом начале: она забыла снять машину с ручника, и от троса оторвался карабин. Но потом трос надёжно завязали - и в процессе переправы он не порвался!
    И, наконец, мы. Вдвоём, с вещами, в кабине самосвала... Красиво! Только трясло немилосердно.

    От денег камазисты отказались. Сразу видно, что не местные - бодайбинцы не только берут деньги, но и сами называют сумму.
    Зато бутылку водки мужики с радостью взяли. Они и были уже подвыпившие. Не ездят люди по этим дорогам трезвыми - не хватит никаких нервов...


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


    Оставшиеся километры до Таксимо вымотали всех до предела. Лужа за лужей, яма за ямой... нет конца бездорожью! И не будет - до самого Таксимо...

    Зато мы с Ириной видели медведя.
    Вдалеке, около речки, стояло что-то большое.
    "Человек, что ли?" - удивилась Ирина.
    "Откуда здесь человек? - ответила я, - "Медведь это!"
    Медведь испугался нас гораздо больше, чем мы - его. Перебежал дорогу и нырнул в лес. Потом, когда мы проехали - перебежал дорогу в обратном направлении. Больше мы его не видели.

    * * *

    Поздней ночью мы приехали в Таксимо. Миша и Ирина отвезли нас на вокзал - там мы можем переночевать, оттуда же мы можем вызвать такси, чтобы выбраться из города на трассу.
    Сами они поехали дальше, в Бодайбо. Ночью - надеясь к утру быть дома...

    Надеюсь, у них всё сложилось хорошо!



    Быстрый, быстрый ручей...














    Горы тут потрясающие! Жаль, солнца не было((








    Машины нашего лагеря.


    Лагерь)) А дедушка на лендровере напился водки — и лёг спать.


    Нивовод из Абакана подкармливает костёр маслом...




    Уазик, переехавший ручей ходом. Аплодировали все!










    Камаз потащил япончика...


    ...а трос оборвался!








    Вторая попытка — с камазным тросом — всё-таки оказалась удачной))




    Эстонцы на том берегу снимали профессиональное видео на огромную камеру...


    ...а потом, сцепившись — пошли штурмовать ручей!












    Последняя машина с нашего берега, решившаяся на переправу с этим камазом...








[video width=560 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=_4UJWTxt77w&feature=plcp[/video]

[video width=560 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=eF7H3xqhDFY&feature=plcp[/video]

[video width=560 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=am5Oi08gTbA&feature=plcp[/video]

[video width=420 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=sZEqV1_Jl9c&feature=plcp[/video]




____________________________________________________________­­_______________________





    _Два вокзала_
    Таксимо - Новая Чара

    Грустно писать об этом. До сих пор тяжело осознавать, что мы по своей воле приняли решение сесть на поезд - пойти лёгким путём...
    Никогда и ничем не восполнить впечатления и ощущения, которые мы потеряли! Сейчас, спустя три месяца, это воспринимается уже проще - но тогда (да и потом, ещё долго) было нелегко.

    А повинен в нашем решении город Таксимо. Вернее, его вокзал. Никогда раньше я не встречала места, из которого так хотелось бы убраться любой ценой - как можно дальше и как можно скорее...

    * * *

    Вокзал Таксимо - мрачный и неприветливый. С первой минуты мы чувствовали себя очень некомфортно. Люди, бродившие вокруг, смотрели на нас недружелюбно.
    Мы хотели переночевать в комнате отдыха, чтобы утром двинуться дальше. Но... все комнаты отдыха были заняты. Да если бы и были свободны - стоимость 1 места в сутки составляет 1000 рублей. 2000 за двоих, без душа, розеток и прочих благ цивилизации! За такие деньги мы могли бы жить и в гостинице - со всеми удобствами.
    Решили вызывать такси - выбраться на трассу, а там поставить палатку. Но диспетчер долго не могла понять, куда нам надо. Когда поняла и передала таксисту - он отказался ехать.

    Можно было бы дождаться утра - немало народу отдыхало в зале ожидания на сумках и рюкзаках. Но ждать чего-то здесь, в этом месте! Это было немыслимо...
    А в дороге все однозначно говорили нам - мы не сможем пересечь Витим на попутном транспорте. Нет там машин - ездят лишь редкие джиперы. Мы, конечно, планировали подождать на трассе 2-3 дня - вдруг люди ошибаются? Но ждать такой ценой - ценой нескольких часов на вокзале в Таксимо - мы не хотели.
    Через час отходил поезд "Северобайкальск - Новая Чара". И мы взяли билеты в общий вагон. Можно было доехать до Куанды, а не до Новой Чары, но... от Таксимо хотелось уехать как можно дальше.

    И - хотелось отдохнуть. Десять минут на вокзале Таксимо выматывали больше, чем двое суток пути по бездорожью от Нового Уояна...

    В ожидании поезда, мы зашли в буфет - выпить пива. Я также надеялась зарядить фотоаппарат. Неизвестно, когда ещё представится возможность...
    "Заряжайте за деньги, в туалете!" - отрезала буфетчица с каменным лицом.
    "И сидеть там до отхода поезда? Давайте я заплачу деньги вам - и буду сидеть здесь..."
    Буфетчица подумала - и согласилась. Взяла у меня 50 рублей... и засекла ровно час.
    Мне не жалко 50 рублей. Фотоаппарат в путешествии необходим мне так же, как и тетрадь с ручкой - и за его зарядку я бы не пожалела гораздо больших денег. Просто само отношение... Не золотая ведь у них электроэнергия - и не случится ничего, если мой аккумулятор будет включен в сеть на несколько минут дольше!

    Кстати, туалет на вокзале стоит 16 рублей. Прямо московские расценки....

    * * *

    Общий вагон представлял собой старый-престарый, давно списанный, купейный вагон. Замки на дверях сломали, чтобы нельзя было закрыться, а вот ночники, как ни странно, работали.
    Одна проводница обслуживала два вагона. Это было несложно - пассажиров почти не было. Много их бывает в выходные, да и то не всегда.
    Молодая симпатичная проводница косилась на нашу одежду, облепленную грязью - память о вытаскивании легковушки из камазной колеи. Скорее бы доехать до Новой Чары! Там должен быть душ, или речка - что угодно: лишь бы помыться и переодеться в чистое.

    ...Давинчи сразу лёг спать на верхнюю полку. А я сидела у окна и думала.

    Уже наступил рассвет - следующий часовой пояс близко. В окно видно узкую дорогу АвтоБАМа. Дорогу, по которой мы уже не проедем...
    Так ли это страшно, в конце концов? Мы уже проделали немалый путь, и впереди у нас тоже много интересного. 300 километров отдыха в поезде немного отнимут от наших впечатлений.
    Пусть этот участок пути останется белым пятном нашего маршрута. Пусть у нас будет повод ещё раз вернуться в эти прекрасные места. Ведь в каждом путешествии должно оставаться что-то неизведанное!

    Успокоенная, я засыпаю.
    Но не раз и не два ещё буду я вспоминать эту узкую полоску за окном - и горько сожалеть о том, что мы так и не попытались её пройти...

    * * *

    Мы приехали в Новую Чару - и попали в другой мир.

    Вокзал Новой Чары - полная противоположность вокзалу Таксимо. Он светлый и просторный, чистый и красивый... Бесплатный туалет - для всех. Люди, не косящиеся на нас, а глядящие в лицо прямо и открыто. Приветливый персонал...

    Когда мы спросили начальницу станции о душе - она была в замешательстве. Долго искала ключ... Потом - достала какие-то бумаги и посмотрела, сколько душ стоит. Думаю, мы могли бы помыться и бесплатно - но не стали пытаться.
    И вот - я смываю с себя дорожную пыль и переодеваюсь в чистую одежду. Потом в душ идёт Давинчи. Я сижу и жду его в зале ожидания. Мне хорошо и комфортно.
    Здесь можно ждать. Здесь можно находиться. Отсюда не надо убегать. И - здесь мы дождались бы утра, чтобы выбраться на трассу...

    Какой контраст!
    Город, где пересаживаются на поезд вахтовики и отдыхающие. Где на каждом вдохе человека стараются заработать, потому что знают - сюда не приезжают без денег. Где те, кто приезжает с деньгами, тоже отлично знает - здесь из него выжмут всё, что смогут. Место, где из-за таких вот порядков просто невозможно дышать.
    И - простой спокойный БАМовский посёлок...



    Новая Чара. Вокзал.











____________________________________________________________­­_______________________





    _Чарское бездорожье_
    Новая Чара - Икабьяканские озёра

    Новая Чара - тихий и спокойный посёлочек, настолько маленький, что нет в нём даже поселковой больницы: все жители лечатся в железнодорожной.
    Есть там, однако, магазины и даже кафе. Не сказать, чтобы посещённая столовая произвела на нас очень благоприятное впечатление - но это лучше, чем ничего. Тем более что у нас был выбор - мы могли отправиться в столовую железнодорожников... Выбор в крохотном посёлке! Удивительное дело!
    И - приветливый народ. Добродушные улыбающиеся охранники на вокзале, приятная дежурная по станции... Даже обычные прохожие, обращавшие на нас внимание, смотрели с каким-то добрым любопытством. Да, это не Таксимо!

    Порадовала и погода.
    Солнца мы не видели с Нижнеангарска. Туман, хмурое небо... и нередко - дождь. Почти всю дорогу от Нового Уояна мы наблюдали капли на стёклах машин. На Голубом ручье морось иногда отступала, но солнце не появлялось... Да и на Байкале, помнится, солнце пряталось насколько часто, что пришлось распрощаться с идеей позагорать.
    Но Новая Чара встретила нас солнцем! Прекрасное чистое небо - и ни с чем не сравнимое забайкальское солнышко! Оно греет и даже жарит - но не вгоняет в пот и не затрудняет дыхание. Это неудивительно: климат здесь сухой.

    В общем, в Новой Чаре нам понравилась. Горячий душ, обед в кафе, солнце и улыбающиеся люди - чего ещё желать?
    Пора было ехать дальше...

    * * *

    Уехали мы моментально.
    Драйвер ехал посмотреть дорогу на аэропорт - её размыло. Сильные дожди прошли и здесь, реки поднялись... Даже поезд "Тында - Москва" накануне стоял! Да, если уж стихия не пощадила железную дорогу, за которой тщательно ухаживают - дело плохо...
    Мы поехали с драйвером в сторону аэропорта - спешить нам было некуда. К тому же, потом он собирался возвращаться обратно в Новую Чару, так что и мы могли вернуться с ним на трассу.

    Да, дороги действительно нет. Раньше в воде лежали трубы, делающие проезд возможным - теперь их отнесло в сторону. Не проехать даже грузовику!
    Машины стоят на обоих берегах - ждут лодку. Лодочник переправляет людей, но не машины, так что после переправы приходится брать такси. Впрочем, это не Москва, таксисты не наглеют - работают по обычному тарифу.

    Возле смытой переправы уже работает дорожная техника. 2-3 дня - и движение будет восстановлено... Но - ничего себе происшествие! Возможно ли представить себе, что до аэропорта можно добраться только на лодке?..


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


    Мы вернулись на трассу. И, не успела наша машина отъехать - остановился Урал.
    "В кабине двое, не возьмут..." - сказала я. И Давинчи лениво пошёл к машине, ожидая услышать стандартное "возьму одного".
    Но мы не учли, что здесь всё иначе. Люди всегда придут на помощь другим людям, а ментов, способных за это оштрафовать, в этих местах просто нет...
    И вот - мы едем в кузове Урала! Необыкновенное ощущение! Ветер несёт в лицо чистый воздух со сладковатым запахом пыли. И, прищурив глаза, видишь сочную зелень вокруг - видишь не сквозь стекло, а по-настоящему!

    Мы, как дети, радовались изменению ландшафта. Честно говоря, горы успели нам надоесть - ведь уже не первую неделю мы наблюдали их из окон машин... Теперь же мы наблюдали прекрасные холмистые степи.
    Горы ещё вернутся, и мы снова устанем от них... А пока - отдыхаем.

    ...Но уехали мы недалеко. Объезжая ремонтирующийся мост, мы сели в песок. Сели крепко - на передний мост.
    Засадить Урал! Да ещё и в таком месте, где второго Урала днём с огнём не сыщешь!!! Что же теперь делать?

    У драйверов всё было предусмотрено. Даже лебёдка была.
    Проблема была лишь в том, как зацепить трос за опору моста. Для этого надо было пересечь ручей - но ручей глубокий, а трос тяжёлый.
    Нашёлся полевик - тонкий электрический провод, который используют геологи-взрывники. Давинчи взял этот полевик и полез на железнодорожный мост. Когда он слез на другом берегу ручья, к другому концу полевика прицепили трос, а старший драйвер тоже перебрался на другой берег. Общими усилиями они с Давинчи завязали трос на опоре моста.
    Первая попытка вытащить машину была неудачной - трос развязался. Тогда на тот берег кинули две монтировки. Ими трос надёжно закрепили - и... Урал выехал!!!

    Теперь у нас был опыт вытаскивания не только легковушки, но и Урала))
    Правда, лично я в данной ситуации была бесполезна - это были чисто мужские нагрузки. Единственное, на что меня хватило - помочь затащить трос в кузов...

    * * *

    Когда мы благополучно выбрались из песков, мужики предложили нам поехать с ними на рыбалку. На две ночи - до пятницы.
    Я сомневалась. Два дня - это много, да ещё и возвращаться на трассу под выходные... Я-то во времени не ограничена, а вот Давинчи надо вовремя вернуться из отпуска. Но как раз Давинчи на рыбалку очень хотел! Так что я взяла с него слово, что эти потерянные дни не заставят нас снова сесть на поезд... и мы поехали.

    И снова мы увидели медведей. На этот раз - медведицу с медвежонком. Малыш вышел на дорогу, мама, увидев машину, пришла его забирать. Некоторое время они бежали от машины, потом нырнули в лес.
    Виктор Николаевич - пожилой мужчина - очень удивился.
    "Сорок лет здесь живу - ни разу медведя так близко не видел!"
    Значит, это нам так повезло))

    ...Описывать лесную дорогу, ведущую к озеру, смысла нет. Качество её ужасно, а красота неописуема.
    И, продравшись сквозь кустарник и болота, мы доехали до точки назначения - одного из Икабьяканских озёр.



    Солнечный день в Новой Чаре.




    Дорога на аэропорт. Проехать можно только на лодке...






    Небольшой отдых от гор — начинаются забайкальские степи!






    В кузове Урала))












    Место, где мы сели на передний мост.




    Давинчи с полевиком лезет на ту сторону ручья...








    Мы свернули с дороги. Красота!








    Телевышка.




    Наша цель — одно из Икабьяканских озёр.




[video width=560 height=315]http://www.youtube.com/watch?v=w54p2KS4_T8&feature=plcp[/video]




____________________________________________________________­­_______________________





    _Рыбалка на Икабьяканских озёрах_

    Виктор Николаевич и его сын Андрей живут в Удокане, недалеко от Новой Чары. Ещё в 70-х годах (до БАМа) Виктор Николаевич перебрался сюда из Иркутска - да так и остался. По профессии он геолог-взрывник.
    Городскую жизнь Виктор Николаевич, наверное, уже и не помнит. Он полностью слился с тайгой. 20-километровые переходы по болоту или по снегу, за дичью или привозной говядиной - это не приключение, не экстрим... это жизнь. Виртуозно наколоть дров - это не красивый фокус, а навык, необходимый для выживания. Вытаскивание из сетей живой колючей рыбы, после уколов которой гноятся раны - это не развлечение, а добыча пропитания.

    Можно ли так жить? Таёжники скажут - иначе жить нельзя. И, глядя на 64-летнего Виктора Николаевича, который таскает огромные мешки и ловко орудует топором (при том, что много курит и пьёт) - понимаешь: да, именно такая жизнь подходит этим людям.

    Питаются здешние жители в основном тем, что сами добудут - рыба, дичь... Правда, мясо Виктор Николаевич не очень любит, а дичь вообще не ест - он любит рыбу. Рыбу в основном ловят в реках, но сейчас, после дождей, очень высокая вода - поэтому пришлось поехать на озеро.
    Дичь, рыба, грибы... В этих местах всего в изобилии. Люди довольно разборчивы в еде - не всякую рыбу или гриб будут они есть. А бывает и такое, что добычи очень много - тогда немалую её часть раздают менее удачливым соседям.
    На рыбалку Виктор Николаевич ездит с комфортом, к этому приучил и всю свою семью. Берут с собой войлок, много спальников, одеял... даже постельное бельё! Спят, однако, под открытым небом.

    ...На озеро мы приехали уже довольно поздно. Мужики сразу развели костёр из брёвен, напиленных по дороге - и уплыли ставить сети. Я готовила ужин, Давинчи мне помогал.
    В кострах мужики, конечно, разбираются очень хорошо. Для зимы подходит один костёр, для лета - другой... Основной летний костёр - это костёр по-таёжному. Несколько брёвен складывают на угли верхушками друг к другу - только верхушками, середина гореть не должна. Потом их, по мере прогорания, сдвигают. Таким образом, и дрова экономятся, и жар есть всегда - можно спокойно оставить такой костёр на ночь, и он будет тлеть до утра.

    Мы все сидели вокруг костра, ели жареную картошку с тушёнкой - и пили вкуснейшую настойку Виктора Николаевича. Он настаивает водку на рябине. Получается сладко и вкусно, да ещё и сивушные масла уходят. Я бы никогда не подумала, что в этом напитке 40 градусов! Скорее, он похож на крепкое вино.
    Научили нас и правильно разбавлять спирт. Оказывается, нельзя просто добавить в спирт воды и выпить - надо настаивать напиток как минимум сутки, чтобы компоненты хорошо перемешались. Если же сутки ждать неохота, "водку" надо... посолить! Буквально щепотка соли - и реакция идёт быстрее. В качестве побочного эффекта - вкус спирта становится почти незаметен.

    * * *

    Спали мы долго. И, когда проснулись - Виктор Николаевич с Андреем уже вытащили из сетей первый улов.
    Поймали мало - тут уж как повезёт. Оставалось надеяться, что следующей ночью в сетях запутается больше рыбы...

    Большую часть рыбы мужики засолили. А несколько рыбёшек решили поджарить над костром. Это у них называется "шашлычить".

    Рыбу не чистят - когда она будет готова, чешуя снимется вместе с кожей. Желательно также не вынимать внутренности, чтобы рыба была сочнее, но я всё-таки попросила их вынуть - как-то настораживали меня печёные рыбьи кишки)) Рыба обсыпается солью, надевается на палочку - аккуратно, через рот и позвоночник - и ставится над костром.
    Первые полчаса рыба должна висеть подальше от жара - чтобы подсохла. Иначе получится она не печёная, а варёная. Потом нужно передвинуть палочку ближе к костру. Рыба шипит, чернеет... Всё, можно есть!

    А пока рыба доходила - мы с Давинчи поехали кататься на лодке.
    Озеро и его окрестности очень красивы. Чистый воздух, нетронутая человеком природа - ведь приезжают сюда только редкие рыбаки, которые не имеют привычки оставлять после себя мусор...

    И - горы. Здесь они уже не такие высокие, как в Бурятии - но менее красивыми их это не делает.
    К тому же, эти горы таят в себе огромные залежи полезных ископаемых. Почему их не добывают? Основное оправдание - нет дороги. По факту же - москвичи покупают лицензию на добычу... и ничего не делают. Просто деньги отмывают. Ту же дорогу в своё время построили мимо залежей - не послушали старых таёжников, включая Виктора Николаевича.

    * * *

    Мы вернулись с прогулки по озеру, и лодку взяли Виктор Николаевич и Андрей - опять поплыли ставить сети. Мы же с Давинчи снова принялись за приготовление еды.
    И, подкинув в костёр очередное бревно - обнаружили, что жжём муравейник.

    Когда, по дороге на озеро, мужики пилили дерево на дрова - мы видели, что на пне суетятся муравьи. Но по нашим брёвнам они практически не ползали, и мы решили, что основная часть муравейника осталась в пне.
    Не тут-то было! Муравьи просто затаились. А теперь, когда в их дом ворвались огонь и дым - запаниковали.

    Муравьи ползали повсюду. Отчаянно кусали нас. И - пытались спрятать яйца в самых неподходящих местах! Под чайник, под кастрюлю, под шлёпанцы Виктора Николаевича...
    Мы решили помочь им найти новое место для муравейника - отодвигая все возможные предметы и крепко прижимая их к земле. Без укусов дело, конечно, не обошлось, но... в итоге муравьи немного успокоились. Они стали носить яйца в одно место - под бревно, служившее ножкой стола.
    К тому моменту, как мужики вернулись, переселение муравейника было завершено. Лишь редкие муравьи ползали по своей новой тропе - от костра к столу.

    * * *

    Следующим утром надо было уезжать - чем раньше, тем лучше. Но поздно проснулись не только мы - Виктор Николаевич и Андрей тоже спали дольше, чем собирались.
    Неустанно они плавали за сетями. Привозили мешок-другой - и плыли дальше. Давинчи выбирал рыбу из сетей. Нелёгкая это оказалась задача! Если рыба попадалась крупная - её вообще невозможно было выпутать, не порвав сеть...

    На этот раз рыбы попалось больше. Но, по таёжным меркам - всё равно мало. За такую "небольшую рыбалку" мужики предполагали засолить два бидона и ещё пожарить дома пару вёдер. Получилось же не больше, чем по пол-бидона на засолку и жарку...
    "Мы не принесли никакой жертвы таёжному духу!" - сетовал Виктор Николаевич, - "Ни хлебца не положили, ни водочки не налили... Откуда ж быть удачному лову?"

    ...Быстро собрались, покидали вещи в кузов... И вот - мы снова едем в кузове Урала. Мы вылезем в Икабье - небольшом посёлке на трассе.
    За два дня мы проехали всего лишь 30-50 километров. Но - разве оно того не стоило?



    Вечернее озеро...






    Наш лагерь)) Правда, мы ещё не поставили палатку.




    Накачивают лодку. Скоро Виктор Николаевич и Андрей поплывут ставить сети.










    Ставят сети...








    Костёр по-таёжному.




    Сегодня у нас на ужин картошка с тушёнкой))




    Утро. Морошка.




    Рыбы поймали мало — но всё-таки поймали!










    Несколько рыбок поставили коптиться...












    Большую часть рыбы засаливают.








    Пока рыба доходит — мы с Давинчи поехали кататься на лодке...






















    Заросли голубики. Вкусная ягода!




    А вот и рыба готова))










    Сегодня я готовлю суп.




    Муравьи переселяются. И помогают трутням))










    Бревно, в котором был муравейник.




    Сушатся сети...




    Гагара. Их там много))




    Давинчи помогает вытаскивать рыбу из сети.




    Сегодня — неплохой улов!




    Грибов много. Очень много...









    И этот отчёт будет участвовать в конкурсе!
    http://mirputeshestvii.ru/contest/
      
8 ноября 2012
4789    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...