Две недели в Азии (часть 2.2 - Мьянма,Баган)

Для начала приведу маленькую историческую справку:
Баган (Паган) - один из самых интересных исторических городов Азии. Основанный в IX веке на берегу Иравади как столица бирманской империи, "город пагод и храмов" был разрушен войсками хана Хубилая в 1287 г. и более никогда не восстанавливался.
Во всяких официальных картах и документах Баган проходит как «Bagan Archaeological Zone». Это сравнимая с кхмерским Ангкором территория, по которой достаточно беспорядочно разбросаны разнообразные ступы и храмы в большом количестве. Это один из самых удивительных археологических участков в мире - около 5 тыс. прекрасно сохранившихся храмов, ступ пагод сосредоточены здесь на площади около 42 кв. км., свидетельствуя о величии города в прежние времена (в пору расцвета здесь насчитывалось около 13 тыс. культовых сооружений).

В Баган (а точнее на автостанцию деревни Ньянг У) автобус прибыл около 5 утра. Мы сразу купили билеты на обратную дорогу и поехали на такси в деревню. По дороге на небольшом КПП мы оплатили входной билет в археологическую зону Багана (по 20 долларов с человека) - это одноразовый сбор, после чего ты уже бесплатно можешь посещать всякие места по всей территории (ну разве что за исключением пары мест, типа музея и парадного дворца-новостроя, в который я и за бесплатно бы не пошёл... - не за этим в Баган приехал...).
В отель приехали раньше 6 утра - надеялись просто бросить вещи и переждать до рассвета на ресепшене - но милый молодой человек нам удачно организовал раннее заселение, т.е. мы ещё смогли принять душ и немного отдохнуть после дороги перед тяжёлым экскурсионным днём.
Позавтракав в кафешке, мы отправились на прогулку, попутно наблюдая за местной жизнью...

Первый объектом у нас на пути была пагода Швезигон. Эта огромная ступа хранит в себе священную реликвию – копию Зуба Будды. Считается, что именно форма Швезигона, построенного в XI веке, повлияла на вид большинства ступ Мьянмы. Вокруг стоят четыре беседки с одними из самых древних Будд, сохранившихся в стране.

Так как это место туристическое, то много и торговцев сувенирами. А вот из этих стволов делают средство (которое продается в баночках), которым женщины и дети  мажут себе лица

На таких повозочках местные жители предлагают повозить туристов по окрестностям.

А жизнь местного населения идет своим чередом независимо от туристов

Как только мы вышли за пределы деревни, по обеим сторонам дороги начали встречаться культовые сооружения, сохранившиеся с незапамятных времён

В одном из них

был ход на верхний ярус, с которого мы в первый раз хоть немного смогли взглянуть на окрестности свысока

Следующим из известных туристических мест по пути был храм Хтиломинло, который был построен в Багане в 1218 году. Это последнее грандиозное сооружение эпохи Багана и одновременно кульминация зодческого искусства древней Бирмы.

Хтиломинло представляет собой большое помещение, окруженное со всех сторон сводчатыми коридорами. Эти коридоры ведут к одной лестнице, по которой можно подняться на второй ярус. Мы тоже поднялись и поняли все неудобства туристичеких мест - чтобы подняться и спуститься приходится долго ждать, да и сама лестница абсолютно не предназначена для одновременного движения людей в противоположных направлениях.

А мы пошли дальше... Вот это красивый целый комплекс из нескольких ступ

А это небольшая симпатичная ступа прямо около дороги с очень красивыми фигурками вдоль всех стен.

Дальше мы ушли в сторону от основной дороги и прошли через небольшую жилую деревню, что было весьма интересно

Около одного из домов мы спросили у местной жительницы разрешения передохнуть пару минут в тени цветов

А это действующая деревенская пагода

В конце деревни мы достигли нашей очередной цели - буддийского монастыря Нат Таунг Кьяунг (постройки XVIII века). Точная дата его основания неизвестна, но этот монастырь вероятно старейший в этом районе. Все постройки монастыря выполнены из красивого резного дерева.

Пройдя дальше ещё немного

мы вышли на берег реки Иравади - главной реки Мьянмы.

После этого мы покинули деревню и пошли на территорию старого Багана. Там мы пришли ещё к одному из известных мест- пагоде Бупайя. Мьянмарцы считают, что пагода Бупайя (или просто Бу) похожа на вытянутую азиатскую тыкву, потому и назвали ее в честь овоща. Золотой купол стоит на берегу реки Иравади, окруженный белой крепостью, с террасы которой открывается вид на причал. Пагода является самой старой постройкой в Багане (считается, что пагода была построен в 3 в. н.э.), хотя сейчас она выглядит совсем как новая - после землетрясения 1975 года ее полностью реконструировали.

Около этой пагоды много ресторанчиков. В одном из них, с видом на реку, мы пообедали и передохнули.
После этого мы двинулись в обратный путь в сторону отеля.
Недалеко от основных ворот на территорию старого Багана много торговых точек, часть из которых просто поражает обилием товаров

Часть туристов, посещающих Баган, берёт в прокат велосипеды (стоит это удовольствие 1500 кьятт на день)

Дальше нам попалась целая вереница празднично наряженных воловьих упряжек (правда, проезжали они немного в стороне от нас...) - наверное, разъезжались с какой-нибудь свадьбы или иного торжества

Пройдя ещё немного, мы решили, что притомились и на сегодня хватит.

Тормознули тук-тук с местными жителями (в кузове как раз места хватило на нас) и доехали прямо до отеля за 1000 с человека.
Оттуда прогулялись на местный рынок, который, правда, уже закрывался.
Вот так народ грузился в грузовик рядом с ним (да и сам грузовичок весьма прикольный)

А вот это я собрал в один коллаж различные вариации ношения женщинами вещей на голове:

На следующий день мы запланировали охватить нашим вниманием довольно большую территорию, поэтому решили взять в аренду электрические байки (велосипеды нам однозначно не хотелось - не велика радость по жаре педали крутить). Вообще, стандартная цена на эту услугу 6000 в день, но поскольку мы брали сразу 4 байка, то договорились по 5000.

Минут за 15 мы доехали до ворот старого Багана. Неподалёку от них находилась первая точка этого дня - храм Ананда, который был построен в 1091 году королем Кьянзитта. Храм - шедевр архитектурного искусства. По легенде король Кьянзитта был так очарован его красотой, что собственноручно убил архитектора, дабы тот не воспроизвел столь прекрасное творение вновь. В 1975 году был поврежден во время землетрясения, но позже успешно восстановлен. Храм Ананда признан наиболее хорошо сохранившимся и самым почитаемым среди храмов Багана. Здесь можно увидеть все виды искусства Мьянмы - архитектуру, каменную скульптуру, лепнину, глазурованную посуду, скульптуры из терракота, резьбу по дереву и многое другое.

А это виды на все архитектурные изыски снаружи. Причем можно сравнить неотреставрированную часть храма

с красотой строения после реставрации

После мы заехали на территорию старого Багана и поехали к храму Гавдавпалин(Gawdaw Palin).

Это вид с него сверху на симпатичный белый храм Швегугуй, сзади которого виднеется храм Ананда, который мы посещали перед этим

А это вид на величественный храм Татбинью(That Byin Nyu).

Его мы посетили следующим. Это самое высокое строение в Багане - его высота 61 метр, длина каждой стороны 58 метров. Он был построен около 1150 года.

После этого мы поехали в стороны Нового Багана. Там, недоезжая до него пару километров, находится деревушка Минкаба, в которой расположено несколько весьма интересных храмов.
Первым мы посетили храм Мануха. Это один из старейших храмов Багана. Он был построен в 1059 году на деньги монского короля Манухи, которого двумя годами ранее взял в плен баганский правитель Аноратха. Внутри храма находятся четыре гигантских статуи Будды: три - сидящие в каждом из кубов центрального здания и лежащая – в задней пристройке.

Вот такие интересные подношения приносят люди - целые мешки с рисом...

Монахи в одном из соседних небольших строений

А это место сбора каких-то пожертвований

и красиво оформленный колокол

Дальше мы переехали к пагоде Myazedi

Рядом с которой расположен ещё один известный храм Губьяукджи(Gu Byauk Gyi).

На внутренних стенах храма и на потолке сохранились уникальные росписи и фрески XI-XIII веков с изображением Джатаки (историй предыдущих рождений Будды). Поэтому там внутри царит полумрак и фотографировать запрещено.

Покинув деревню Минкаба, мы отправились к пагоде Швезандау, по пути осматривая заинтересовавшие нас места

Пагода Швезандау известна как одна из самых популярных смотровых площадок Багана. Это идеальное место для того, чтобы встречать рассветы и закаты. Чтобы взобраться на неё, придётся попотеть.

Зато виды отличные:

Заехав по пути ещё в одну понравившуюся нам пагоду

мы подъехали к храму Дамаянджи(Dhammayan Gyi).

Это самый крупный из всех храмов в Багане. Он был построен во времена правления короля Нарату (1167-1170), который вступил на престол, убив своего отца и старшего брата, и, по-видимому, построил этот большой храм, чтобы искупить свои грехи.

Около храма оказалась очень любопытная точка по торговле куклами

После этого мы поехали назад к отелю, тормозя и осматриваясь, где понравится

Сдав байки, мы немного передохнули в отеле, и вскоре тук-тук отвёз нас на автостанцию, чтобы ехать ночным автобусом в Янгон.