Йемен. Сана.

На вопрос: "Где ты был в отпуске?" я отвечаю "В Йемене", и многие удивлённо переспрашивают: "А это где? В Африке, что ли?" Я понимаю, что мало кто провёл детство, ползая по карте мира, поэтому терпеливо объясняю, что Йемен находится в Азии, на самом юге Аравийского полуострова, южнее Саудовской Аравии и прямо напротив Сомали. Это самая нищая страна всего Ближнего Востока, так что путешественникам, любящим комфорт, там делать нечего. Зато в Йемене лучше всего сохранился арабский уклад жизни, исламский консерватизм и дух средневековья. Фактически, из средневековья многие регионы страны так толком и не вышли. Но это и привлекает. Без преувеличения, на сегодняшний день две недели в Йемене - это лучшее путешествие в моей жизни.


Первоначально мы хотели поехать в Йемен так же, как и в другие страны - самостоятельно и без привлечения турагентств. Но это оказалось невозможно - визу в эту страну можно получить лишь через одно из йеменских агентств. Нагуглив несколько таких, я вступил в переписку. Все были готовы сделать нам визу и организовать перемещение по стране (самостоятельно это сделать нельзя из-за блок-постов повсюду), однако плату требовали вперёд и без договора ("Понимаете, это йеменский способ вести бизнес - вы верите нам, мы - вам"). Конечно, сейчас я уже знаю, каким агентствам можно доверять в Йемене и готов поделиться контактами со всеми желающими, а тогда отсылать деньги "на деревню дедушке" я счёл неразумным и принялся искать российских посредников.

Быстрый поиск выдал лишь одно живое агентство в Москве, занимающееся турами в Йемен. Я связался с ними, но прочитав договор, который они предложили подписать, я решил отказаться от сотрудничества. По этому договору они имели право в одностороннем порядке изменять всё и без ограничений - стоимость поездки, даты, продолжительность и даже страну, в которую нас направляли. То есть, вместо двух недель в Йемене в феврале нас могли послать на пару дней в Турцию в декабре и взять в два раза большую сумму - договор это им позволял. Изменять хоть букву в этом "священном" тексте они отказались наотрез, так что пришлось искать другую компанию. В итоге таковая нашлась, хотя, подозреваю, мы были первыми, кого они отправили в столь экзотическую и неспокойную страну. Директор агентства, принимая у нас документы, с ужасом спросила: "А вы действительно хотите ехать ТУДА? И вам не страшно?!"

Её вопрос имел под собой основание. "Арабская весна" не обошла Йемен стороной - здесь случилась и революция, и гражданская война с многочисленными жертвами, и свержение президента, и раскол страны на две части - и всё это за год-полтора до нашей поездки. Йеменское крыло "Аль-Каиды" считается самым активным в мире, а похищения иностранцев - это национальная традиция. Как раз в то время, когда мы готовились к поездке, в столице Йемена Сане украли прямо из кафе в центре города двух финнов и одного австрийца, на столицу упал военный самолёт, а США начали бомбить страну с помощью беспилотников. Сайты американского госдепартамента и МИДов большинства европейских стран в один голос запрещали своим гражданам посещать Йемен и котировали его где-то в тройке самых опасных стран в мире. В-общем, веселое времечко и местечко.



Но мы с Наташей твёрдо решили побывать в этой стране. Дальше началась волокита и неопределённость - из-за военных действий некоторые провинции страны то открывались для посещения иностранцами, то вновь закрывались, программа и маршрут пересматривались каждый день, а визу в паспорт мы так и не получили, удовлетворившись отсканированной копией, которую нужно будет обменять в аэропорту на настоящую визу. Нет, по слухам, можно было лично съездить в Москву в консульство Йемена с шансом получить-таки наклейку в загранпаспорт, если получится договориться с тамошним охранником, но это было слишком заморочно для нас.

Мы до последнего дня не были уверены, что поездка не сорвётся, но всё пошло по плану, и лайнер "Турецких авиалиний" умчал нас с милого севера в сторону южную. Когда мы ждали рейс на Сану в стамбульском аэропорту, Наташа увидела женщин в чёрных одеяниях и с закрытыми лицами и с ужасом шепнула мне на ухо: "Нужно бежать! Это шахидки, они сейчас здесь всё взорвут!" Я едва успокоил её, сказав, что в Йемене таких "шахидок" - всё женское население.

В Сану мы прилетели ночью и, с трудом ориентируясь в надписях на арабском языке, втолковали служителю аэропорта, что нам нужны визы. После долгих проволочек, мы таки получили в паспорта вожделенные бумажки и встретились с местным проводником, который должен был сопровождать нас по материковой части нашего маршрута. Надо сказать, что в Йемене из-за постоянных похищений туристов, передвигаться свободно для иностранцев невозможно - с ними обязательно должен быть местный гид с полным пакетом официальных разрешений на посещение той или иной провинции страны. Нашего проводника звали Абдул (как половину мужчин в этой стране, другая половина носит имя Мохаммед). Он неплохо говорил по-английски, знал французский, итальянский и немного японский, но при этом никогда не учился в школе и не умел писать и читать. Языки он выучил, с детства общаясь с туристами, а электронную переписку вёл с помощью программы, проговаривающей письма вслух и переводящей его устную речь в письменную.

Ночная Сана показалась нам вымершей. На улицах - ни души. Лишь следы от пуль на стенах, выбитые стёкла да разрушенные снарядами здания. Дорога из аэропорта ведёт как раз через те районы, где велись боевые действия.


Это - пулевые отметины. Фото сделаны уже днём.






Поселились мы в гостиницу "Бурж-Аль-Салам" ("Башня мира") в самом центре старого города. Из-за революции в Йемене последние два года почти не было туристов, поэтому в старом городе из десятков отелей остались работать лишь три.

Обстановка впечатляет. Никаких магнитных карточек - тяжёлый железный ключ от номера.


Сам номер колоритен, но вполне комфортен.


И повсюду - резные окна и витражи.




Едва мы легли спать, как ночь за окном взорвалась песнями муэдзинов. 4 утра - самое время для первой молитвы. Учитывая, что в старом городе несколько десятков мечетей, и из каждой доносятся усиленные динамиками причитания, сзывающие население на молитву, шум стоял невообразимый.


Несмотря на то, что поспать толком и не удалось, с утра мы залезли на крышу гостиницы, чтобы позавтракать и полюбоваться видами. Сонная и испуганная Наташа:




Здесь мы завтракали:




А это - виды на Сану:




Столица Йемена Сана - один из древнейших городов человечества, населённых до сих пор. По легенде, её основал Сим, один из сыновей Ноя, от которого и пошли, собственно все ближневосточные народности. Историки оценивают возраст Саны в 4-5 тысяч лет, но первые письменные упоминания о городе относятся к началу 1-ого века. О Сане говорится в том числе и в сказках "Тысячи и одной ночи", а пророк Мухаммед, основывая новую религию, приветствовал постройку в Сане первой мечети.




Большинству этих зданий - тысячи лет. В течение веков они надстраивались, этаж за этажом, но нижние уровни, в которых продолжают жить люди - старше римских развалин. Всего здесь живёт больше двух миллионов человек.








Город окружён горами, да и сам находится довольно высоко - 2600 метров над уровнем моря. Поэтому, несмотря на пустынный тропический климат, здесь нет изнуряющей жары. При нас температура держалась вокруг отметки в 30 градусов, хотя, надо сказать, мы были здесь в феврале-марте. Летом, конечно, теплее.












Позавтракав и насладившись видами, мы рискнули выйти на улицу. Поначалу с огромной опаской, ожидая, что снаружи на нас чуть ли не набросится разъярённая толпа мусульманских фанатиков. Однако, к нашему удивлению, всё было спокойно. Забегая вперёд, можно сказать, что мы нигде не встречали таких дружелюбных местных жителей - каждый второй, завидев нас, улыбался, радовался и выпаливал весь свой запас из пяти английских фраз вроде "Хэллоу!" "Хау а ю!" и "Вэ а ю фром?" Ответов большинство из них не понимало, однако те, кто догадывался, что мы из России, радовались втройне.

Это наш отель, "Бурж-Аль-Салам". Если что, рекомендую.


Окно соседнего дома:


Испуганная Наташа на улице кутается в платок:


Продуктовая лавка:


Инвалид с внучкой. Стариков в Йемене очень уважают.


Лавка, торгующая живыми курицами. Мясо без холодильника на такой жаре не сохранить, вот и продают курятину в живом виде.


И толпы покупательниц:


Женщины ходят только в такой одежде. Фотографировать их запрещено, однако мне удавалось делать кадры.

Вот муж с женой. Для большинства мужчин повседневная одежда - белый халат с традиционным поясом, поверх которого надета куртка или потрёпанный пиджак. На голове платок, завязанный особым образом, а за поясом - национальный кинжал - "джамбия".


Жарковато. Прохожий промочил голову из уличного крана и уселся, дружелюбно улыбаясь нам.


Очень много детей на улицах. Йемен - самая молодая страна в мире, больше половины населения моложе 15 лет. Семьи по 8-12 детей - это норма. У нашего проводника Абдуллы лишь 5 братьев и сестёр, и он говорит, что по местным меркам это очень маленькая семья.


В столице многие дети одеты неплохо, в глубинке всё гораздо грустней.




Местный фаст-фуд. В "аквариуме" - картошка фри.


Во всём городе нам встретился лишь один светофор, да и тот не работал. Движение пытаются регулировать постовые:


Однако им это не слишком удаётся - на дорогах столпотворение, каждый едет, не обращая внимания на остальных. Правил дорожного движения не существует, здесь часто ездят по встречке даже на дорогах, разделённых посредине. Много маршруток, в которых вместо кондиционеров - открытые двери.


На стенах домов - много политической пропаганды. Мы попросили Мохаммеда, нашего второго проводника в Сане, перевести этот часто встречающийся здесь плакат. Несколько смущаясь, он прочёл: "Смерть Америке! Смерть Израилю! Евреям - милосердие. Аллах велик!" Такие надписи в Йемене повсюду, во всех провинциях, где мы были.


В первый день Абдул повёл нас обедать в лучший ресторан в Сане. Надо сказать, что, хотя в договоре было написано, что у нас оплачены только гостиницы, гиды и перемещения по стране, наши йеменские проводники не давали нам заплатить ни за что, с готовностью исполняя любой наш каприз. Днём и ночью - холодная вода, соки, напитки, фрукты, еда. Хотите арбуз? Сделаем. Наташа никогда не пробовала папайю? Сейчас попробует! Они надарили нам сувениров и всегда платили за рестораны. Туристы нынче в Йемене на вес золота, а наши скромные деньги за путешествие для них - астрономические суммы, поэтому они готовы расшибиться в лепёшку, чтобы угодить гостям.

Так вот, о ресторане. Когда мы зашли в него, то он произвёл на нас впечатление какой-то заводской столовой. Кафель на стенах, клеёнки вместо скатертей, потрёпанная мебель. Но Абдул на полном серьёзе говорил, что это лучший ресторан местной кухни во всём городе.


Местная еда была непривычна. Особенно странным было отсутствие приборов и кажущаяся антисанитария. Однако стоит отметить, что за всё путешествие мы с Наташей ни разу не отравились. Более того, даже живот у нас не болел, хотя в Питере это случается регулярно. Все запасы таблеток, взятые с собой, остались нетронутыми.

Наташа, поражённая рестораном в первый день:


Сравните со снимком, сделанным в день последний:


Однако вся пища в местных ресторанах - свежайшая. Зачастую мы просто шли на рынок, покупали там свежей рыбы, креветок или ещё чего-нибудь в этом роде, и несли в ресторан напротив, чтобы там их приготовили.


По местным лепёшкам я скучаю до сих пор, столь они вкусны.


Посетители колоритны:


Хотя в Сане запрещено носить оружие, на боках у мужчин часто виднеются пистолеты:


Нередки и автоматы, до боли знакомые Калашниковы:


Мы спросили у нашего проводника, почему этот мужик таскается с автоматом. "Это шейх, - ответил Абдул. - Глава одного из племён. Они всегда с автоматами". Мужчина увидел, что я его снимаю, обернулся и расцвёл в улыбке.


Рассказ получается длинным, так что пока прервусь. В следующий раз, если интересно, покажу наши прогулки по Сане, потом сделаю отдельный пост про рынок. А затем - другие провинции и затерянный остров Сокотра. Stay Tuned!

Источник: la-es.livejournal.com
25 февраля 2014
4959    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...