Камчатка. Дикий край.

На Камчатку я собирался ехать уже второй раз, т.к. в первый поездка оказалась совсем не подготовлена и даже тот минимум, что был установлен практически на коленке в аэропорту вылета, выполнен не был.
Планировать экстрим не стал – со мной ехала супруга и сын восьми лет. Итак, в планах у меня было следующее:
1.    Подъем на сопку Горелая. 1829 метров. Действующий вулкан. Дата начала извержения 12 июня 2010 г. и по сей день.
2.    Поездка на автомобиле на Охотское море.
3.    Поездка к открытому океану (искупаться).
4.    Поездка на Малкинские термальные источники.
5.    Сафари на квадроциклах на Авачинскую сопку. 1200 м.
6.    Морская прогулка (рыбалка, уха).
7.    Поход на Голубые озера.
8.    Рыбалка со всеми атрибутами таковой (палатка, уха, водочка).
9.    Затаривание сувенирами, рыбой, икрой.

Несмотря на то, что список вроде не очень большой, необходимо учитывать то, что у нас было всего 9 дней. А расстояния на Камчатке измеряются сотнями километров, при полной невозможности добраться до того же Горелого чем либо иным, нежели своей машиной, вахтовкой с экскурсией или вертолетом. Поэтому еще за 3 месяца до поездки я занялся поиском подходящего для этих целей автомобиля. За год до этого, при первом посещении Камчатки, я безуспешно пытался решить этот вопрос на месте, но оказалось, что аренда - такой распространенный бизнес в европейской части России -  там отсутствовал вообще. Несколько недель шарахания по инету и десятки звонков на Камчатку принесли результат. Появились-таки два частных лица предлагавших машины в аренду. Первый отпал сразу – у него были только легковые. У второго было несколько джипов Мицубиши Паджеро и один полноприводный минивэн Мицубиши Делика. Свой выбор я остановил на Паджерике. Машина 95 года, изрядно потрепанная с кассетной магнитолой и не работающим радио стоила мне 3700 рублей в сутки без ограничения пробега. Забегая вперед скажу, что сдавая машину владельцу отдал еще 500 рублей за грязный вид. Ну уж очень она была чумазая.
Итак, маршрут есть, машина арендована, билеты на самолет в кармане, мы едем в аэропорт, прихватив с собой одноместную надувную кровать для ребенка. Проживали (точнее ночевали, падая без ног) мы у моего друга в городе Елизово, что в 25 км от Петропавловска-Камчатского.

День первый нашего пребывания на Камчатке.

Прибытие началось с нашего Российского курьеза. Сначала командир воздушного судна показал нам все окрестности Петропавловска с большой высоты. Как потом я понял, мы кружили, выжигая топливо. На ВПП нас встречал стандартный набор для аварийной посадки - машины пожарной охраны.  При выходе из самолета я увидел дым из левого двигателя, который кстати заметил мой сын еще в воздухе. Про нашу аварийную посадку нигде не писали, зато про ИЛ-76 Авакс ,который сел на ту же полосу часом раньше без одного движка, трезвонили и в газетах ,и на радио, и по телику. Итак прилет, размещение, затаривание холодильника. Короче ничего интересного. А еще созвон с владельцем машины, подтверждение и проплата аренды квадриков, заказ морской прогулки.

День второй.

Забираю машину, погрузка вещей, продуктов и т. д. В районе 11 дня мы выдвигаемся к Горелому. Сама поездка занимает почти пять с половиной часов, 70 км по асфальту и более 70 по гравийке, ну просто мечтающей о грейдере.




Прибыв к подножью, точнее въехав в долину вулкана сквозь сугробы по реке талой воды, мы увидели то, что нас огорчило. Вулкан затянут облаками, а дорога к подножью в долине там, где не покрыта сугробами, покрыта грязью.

Мы распрощались с надеждой внепланово посетить оз. Толмачева, которое находится недалеко, но дорога к нему завалена четырехметровыми сугробами. Замечу, что сие действо происходило 5 августа. Перед спуском в долину был разбит небольшой лагерь туристов - как организованных. так и не очень. Из разговора с ними выяснилось, что тропа на вулкан открыта от снега и на следующее утро мы вполне можем на него подняться.
Недолго подумав, мы приняли решение ехать сразу на Мутновскую ГеоТЭЦ, а Горелый оставить на утро.



Через полтора часа мы уперлись в шлагбаум и грозного вида охранник потребовал от нас пропуск на стратегический объект, который надо было заранее заказывать в Петропавловске-Камчатском. Мое умение общаться с людьми и мое место работы сыграли свою роль. Поговорив по телефону с кем -то из руководства станции, мы получили на ночь только что отремонтированный блок в общежитии, и свежее белье всего за 2400 рэ на четверых. Неплохая альтернатива ночевки в машине (палатки у нас не было). Остаток дня и вечер мы провели, разглядывая минигейзеры, купаясь в термальных бассейнах и принимая грязевые ванны.




День третий.



Утро у нас немного затянулось, и мы вернулись к Горелому в районе 12 дня. Небо было чистым, и лишь столб пара из кратера вулкана оставлял небольшую тень на его склонах. Не рискнув ехать через долину, (зная что после обеда ее зальет талая вода) мы пошли пешком. У подножья был разбит еще один лагерь туристов, которые сообщили нам, что только что спустились. Тропа свободна от снега и грязи. И мы пошли.
Подъем занял у нас 3 часа, хочу отметить тот факт, что мой сын как юла гонзал между нами и организованной группой туристов, которые были немного впереди нас, в итоге я прикинул, что он поднялся дважды. Ну о красоте вулкана, кратера и вида в вершины писать не буду, это все видно на фото, добавлю только, что у края действующего кратера звук стоит, как от нескольких реактивных двигателей в режиме форсаж.


У нас было желание пройти по кромке кратера дальше, но сменившиеся погодные условия заставили нас идти обратно. Столб пара из кратера стал уже вовсе и не столбом, поднимаясь на определенную высоту, пар спускался вниз и начал затягивать вершину. Нас несколько раз накрывало серным облаком. Последствия такой напасти ощутила на себе бабочка на фото.

Спустившись к подножью, нас на своей вахтовке подбросили до машины туристы, к которым бегал мой сын. Из разговора с ними выяснилось, что это группа собрана по всей стране и один из них наш сосед, т.е. проживает в 15 км от нас в г. Красногорск. Ему 12 дневная поездка на Камчатку обошлась в 80 тысяч без перелета. Правда программа у него была немного более интересная.
Сев в машину, мы поехали в Елизово, решив по дороге заехать на Вилючинские термальные источники. Вот тут и пригодились в полной мере полноприводные качества Паджерика. Спуски-подемы до 45 градусов, громадные камни на дороге, переправа в брод, преодоление сугробов, предварительно вспаханных вахтовкой ЗИЛ-131. Но оно того стоило. Глядя на фото водопада, трудно не сравнить его ну, например со Швейцарским. Однако это наш родной.



День четвертый.

Утро четвертого дня началось с непривычной ломоты в ногах и спине. У всех, кроме ребенка, он был полон энергии и всех доставал вопросом: когда??? Когда на океан, когда на термальные источники, когда на рыбалку??? Собрав необходимые вещи и составив список покупок на день, мы поехали на океан. Дорога по асфальту около 50 км, по гравийке 40. Через пару часов, проведенных в кромешном тумане из пыли от колес впереди идущих автомобилей, мы выехали на черный пляж. На Камчатке пляжи черного цвета оттого, что песок вулканического происхождения. Местное население приезжает туда просто погреть горячим песком различные части своего тела и лежат на простынках прямо в одежде. Некоторые аборигены закаляются, зайдя в воду по колено (температура воды в августе +6 по цельсию). Но мы то не местные и эта поездка к океану когда еще повторится! Ребенка конечно не пустили дальше колена, а сами окунулись. Мне помогло неоднократное купание в проруби на Крещение, а супруге допинг в виде пары бокалов шампанского. Весь пляж смотрел на нас как на дикарей, коими мы в тот момент и являлись.

После купания в океане мы отправились на Малкинские термальные источники. При въезде на территорию охранник нас предупредил, что в окрестностях бродит мишка (медведь) и ночью шарит по палаткам в поисках легкой еды. Нас это мало волновало, т.к. ночевать там мы не собирались. Купаясь в источниках с разной температурой воды (от +20 до +70) и время от времени ныряя в горную речку с ледяной водой, мы встретили закат и поужинав свежесвареной ухой отправились домой.

День пятый.

Сдав арендованый автомобиль, мы, отдохнувшие, пошли в поход на Голубые озера, до точки старта добравшись на такси (база отдыха Морозная на склоне одноименной горы находится практически в черте города Елизово). Природный парк Голубые озера расположен на высоте 600 метров над уровнем моря, в ледниковой котловине. расстояние от точки старта до озер 16 км (мерили по карте курвиметром), но в реальности учитывая многочисленные повороты тропы и постоянные спуски-подъемы "немного" больше. Охрана базы нас предупредила о наличии на тропе мишки, что мы и приняли к сведению. Наше вооружение: громкие голоса, вувузела, охотничие ножи, фальшвеера, система оповещения химической тревоги (отпугнет кого угодно) ну и опыт встреч с мишками моего друга Сереги. В том, что мишка действительно бродит в окрестностях, мы убедились пройдя пару-тройку километров и увидев на тропе сначала подсохшее, а затем и свежее гуано. Так медведи метят территорию.  Мы более пристально вглядываясь в тайгу пошли дальше. Пройдя всю "равнинную" часть пути мы были немного удивлены тому факту, что там, где я в прошлом году переходил реку Половинку, тропу закрыл ледник. На самой сложной части маршрута мы встретили Немецких туристов. Они возвращались обратно и увидев нас были в шоке. Немцы: в горных ботинках, термобелье, с лыжными палками. Мы в простых камуфляжах, кроссовках, с охотничими ножами на ремнях. А когда из-за моей спины появился ребенок, они вообще пришли в ужас.
Поднявшись к конечной точке маршрута, мы встретили уже "знакомых" мне по прошлому году Евражек (Суслик), правда изрядно обнаглевших.
Красоту описывать не буду, все и так видно на фото.
Возвращение было более экстремально. На озерах мы провели довольно много времени и когда мы уже собирались уходить, появилась еще одна группа туристов с проводником (молодая девчонка). Видно длинный путь их сильно утомил, т.к. они дошли до первого озера, передохнули и двинули назад. В районе ледника мы их обогнали, напомнив им про мишку (как они проскочили охрану неизвестно, но о мишке они не знали). После констатации факта присутствия медведя они старались держаться поближе к нам, но нас поджимало время и мы темпа не сбавили.

А с мишками встретились МЫ.

Мы шли как всегда: я первый, за мной ребенок, следом моя супруга и замыкающим Серега. Я как обычно вглядывался в тайгу и вдруг мой взгляд поймал встречный взгляд. Метрах в семидесяти-восьмидесяти я сквозь кусты увидел морду медведя, который смотрел прямо на меня. Я поднял руку и все остановились, Серега поравнялся со мной и я сказал ему о причине остановки. Я тут-же зажжег фальшвеер, а от него древесную кору (дым отпугивает мишек), а Серега начал кричать (не поверите) отборным матом, жена стала со всей силу дудеть в вувузелу. Наши совместные усилия заставили медведя повернуть в тайгу и удалиться, и в этот момент я увидел - за большой бурой тушей поднялся и побрел маленький рыжий медвежонок. Мы встретились с медведицей и ее ребенком - нет ничего опаснее. На наш шум подтянулась отставшая группа и первым их вопросом было: где он, мы хотим сфотографировать?! Жена нервно курила, ей в тот момент было явно не до фотоаппарата...
Дальше по просьбе тех туристов мы пошли вместе, т.к. у них из всех средств защиты был только перочинный нож да средство от комаров.



День шестой.

Прибыв в назначенное место на окраине Петропавловска в гаражный кооператив, мы ,одев панорамные очки, шлемы и перчатки уселись на квадроциклы. Маршрут: из гаража сразу в лес, по пересеченной местности и в горы. Расстояние 35 км в один конец. Стоимость аренды двух квадриков + сопровождение проводника 8 тысяч рублей.
Первым ехал проводник, за ним моя супруга и с ней Серега, замыкал я с сыном. На первом крутом повороте с подъемом жена чуть не улетела в кусты и было принято решение посадить Серегу за руль (парень хоть и взрослый, но с техникой на ВЫ и навыков гораздо меньше, чем у моей супруги). Хотя теперь он приобрел себе квадрик, гонзает на нем всюду, а я шлю почтой ему запчасти. Но это отступление и надо вернуться в тайгу. Километров восемь, несмотря на пересеченную местность, все было нормально и мы хоть и в пыли, но ехали к цели. Веселье началось, когда мы оказались в горах. При преодолении одного, правда очень сложного брода с крутыми берегами, Серега ,выскакивая на берег, передавил ручку газа и был  в доли секунды оттого, что бы оказаться ПОД квадроциклом. После этого Моя супруга была пересажена  на квадрик проводника и мы продолжили свой путь. Конечной точкой нашего путешествия было плато на высоте 1200 метров над уровнем моря на месте падения самолета БЕ-12 лет 30 назад. Тогда экипаж увел практически неуправляемую машину в горы, альтернативой был город. Там до сих пор лежат части самолета, их охраняют пугливые, но наглые Евражки. После возвращения мы поехали в Паратунку. Там очень много баз отдыха с бассейнами, наполнеными термальной водой. Ребенок оторвался на водяных горках, а мы просто откисали.

День седьмой.

Морская прогулка. Выход на катере, вмещающем 45 пассажиров в бухту Авачинскую, рыбалка, выход в океан с подходом к острову Старичков. Там уха и обратно.

Вот все это мы продинамили на Горелом, т.к. связи там нет, а срок действия брони на билеты истек!!!

Кто ищет - тот всегда найдет! В течении нескольких часов нам позвонили из частной конторки и предложили ту же программу но в рамках восьми человек на небольшой английской яхте. Недостаюшими пассажирами были мы. И это обошлось на даже немного дешевле, 1100 рублей с человека.
Мы прибыли в порт в назначенное время и заняли свои места на борту. Получив разрешение на выход в бухту, капитан завел двигатели и мы пошли. В самой бухте нам устроили шикарную рыбалку а ля "на черных камнях", потом капитан ,одев гидрокостюм и акваланг, совершил погружение на дно, насобирав нам морских ежей с их вкусной полезной икрой. Пока мы кушали икру, с берега в бухту в буквальном смысле слова натекло столько туману, что с кормы яхты не было видно ее носа. Через полтора часа туман немного развеялся ,и мы пошли к Старичкову. Полюбовавшись видами "чайкиного базара" ,мы откушали шикарной ухи из собственного улова, капитан взял курс в порт.
Но и тут без приключений не обошлось. Сначала пошел неприятный запах, затем из моторного отсека пар. Вышел из строя один из двух дизелей. После тридцати минут попыток запустить дизель капитан принял решение идти на одном. Шли мы в два раза дольше неустойчивым курсом, но все-таки дошли. Теперь ребенок всем расказывает, что он терпел кораблекрушение в открытом океане!

День восьмой.

Рыбалка! Честно говоря, писать об этом не принято, но так как мы ничего не поймали - пишу.
Действо происходило на реке Аваче. От дома 4,5 километра прошли туда -обратно пешком. Река нерестовая и народ (местное название - бракушники) перегораживает реку в нескольких местах ради икры. Немного побросав живодерку в воду для интереса, мы взяли у бракушников два хвоста вскрытой горбуши, кои и послужили нам в качестве основного ингредиента для ухи. День прошел интересно в отдыхе, но писать нечего. На обратном пути испытали в действии систему оповещения химической тревоги (писал о ней выше). Штука обалденная: взлетают три красных огонька на высоту около стапятидесяти метров со свистом такой громкости и тона, что уши сворачиваются в трубочку и громко просят пощады!

День восьмой.

Ну как и было в плане - крайний день был оставлен на сувениры, рыбу и икру и прогулку по набережной Петропавловска-Камчатского. Соответственно упаковка чемоданов и рюкзаков. На Охотское море мы не попали ввиду нехватки времени и физической усталости от длительных пеших переходов.

Возвращение в Москву не принесло приключений и сюрпризов. Хотя напишу прикол с прошлогодней поездки. У меня есть фляжка грамм на 250, на вылете при досмотре сотрудники аэропорта увидели в ней грамм 50 жидкости и подняли шум и гам. В итоге я вылил содержимое фляги в мусор. За сим занятием охрана реально проморгала в том же рюкзаке охотничий нож. Я когда на летном поле доставал из рюкзака сигареты и увидел нож, подумал - ну все, сейчас повяжут. Нет всем было пофиг!!!

На сем позвольте закончить.

С Уважением к читателю, Михаил Суворин.

P.S. В связи с катострофической нехваткой времени и большим объемом фоток добавление оных будет постепенным.
15 декабря 2011
2845    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...