Лето круглый год

Город Себу и Филиппины вцелом оставили крайне противоречивые впечатления. У некоторых приезжих ( как не русских, так, наверное, и русских) после прочтения чужих отзывов, складывается впечатление, что все филлипинцы – это такие ангелы, а сами Филлипины – рай. У таких людей по приезду в страну после небольшого периода бывает сильное разочарование. Ибо – увы! Люди тут как люди, ничто человеческое им не чуждо. По сравнению с их внешним видом, с их уровнем жизни, их поведение сильно отличается в лучшую сторону. И нету зависти к более богатым. И нормальное, участливое отношение к приезжим. Это – поражает. Минусы, присущие абсолютно всем людям, без различия национальности и веры, есть и здесь.

Люди

Минус страны в том, что Филиппины -  бедная страна. Плюс в людях, ее населяющих. Первое впечатление (дня 2-3)– крайне отрицательное. Грязные улицы, грязный транспорт, попрошайки, отсутствие тротуаров по бокам дорог. Положительные черты становятся заметны несколько позднее. Последнее впечатление –  это ж рай! Зарплата в 10 т. рублей уже считается для местных – вполне достойной, в 15 т. – почти предел мечтаний. Многие работают и за меньшие деньги, без всяких соц. гарантий, таких как мед. страховка. Много безработных. Выбиться в люди и накопить нормальное состояние удается, увы, далеко не многим. Вообще работать, особенно тяжело работать, часов по 8 в день, у местных не в почете. Живут в убогих хибарах – по-другому их и не назовешь – одноэтажных маленьких домиках.

Дома местных


Улица Мактана


Улицы Себу

Филиппинка, моющаяся в одежде водой из бочек

В центре города есть и большие (до 5-ти этажей) многоквартирные дома, но, говорят, и они – очень небольшие по площади.  Казалось бы – как эти люди могут относиться к приезжим? К этим понаехавшим поглазеть и праздно пошляться белым и цветным корейцам? Отнять и поделить? Ан нет. Такого желания в местных нету. Понимают они свое положение и положение, скажем, европейцев? Понимают. Но в озлобленность к не-местным это понимание не перетекает. Это просто воспринимается в порядке вещей. Дескать, жизнь такая. Глобальная идея равенства всех людей ( и ее логическое следствие – если ты богаче – ты уже неправ), не распространена, ее здесь просто нету.  Здесь есть другие идеи. В Бога здесь верят  все поголовно. Филиппинцы – католики. На севере страны есть еще и мусульмане, но там – совсем не туристическая зона, я там не был. Верят здесь по-другому, На полном серьезе считают, что Бог сотворил Землю, что Бог есть на небесах и т.д. Из-за этой веры нет какого-то постоянного беспокойства, постоянной спешки куда-то, переживаний, характерных для большинства крупных мегаполисов. Процент самоубийств и психических расстройств – существенно меньше, радости от самого факта жизни – больше. К европейцам отношение уважительное, даже очень. Как бы расизм, но наоборот. Абсолютно везде (в магазинах, джипни, кафе) более внимательно относятся к европейцам, чем к местным. Ходили слухи, что для местных и для туристов здесь разные цены, но лично я такого нигде не видел.

Пацан

Пацанка

Грустная филиппинка

Сами филиппинцы считают себя хитрыми. Хитрость – предмет особой гордости местных. Хитрость к тому, что бы работать как можно меньше, и содрать с приезжего белого( в такси, на дайвинге и т.д., где нет фиксированных цен) цену раза в два большую. До того, что можно заламывать цены раз в 5-10 выше рыночных, как в Москве и во многих цивилизованных странах, филиппинская хитрость не доходит. Хитрость так же не проявляется в желании получить нормальное образование и заставить работать других на себя, скажем, организовав какой-то бизнес. Особая тема – курорты, Бохоль и Боракай. Чем более известен курорт, тем выше цены. На качестве услуг высокие цены не отражаются никоем образом. Огромное количество людей, которые хотят впарить что угодно заезжим туристам. Зацикленные на продажах и наживе, перекормленные большим количеством белых туристов, не производят такого же впечатления, как филиппинцы из рабочего города.  

Про безопасность

Пребывание в стране, вобщем, безопасно. Уровень преступности гораздо меньше, чем ожидаешь, глядя на хибары местных. Местные белые говорят, что предпочитают не выходить их дома с заходом солнца, местные пугают, что и в светлое время суток одному белому передвигаться не очень безопасно. Лично я ходил и в 11 вечера, и в 2 часа ночи по далеким окраинам Себу, причем один. Ростом я не маленький, выше среднего филиппинца. Внешний вид у меня тоже суровый, не вот божий одуванчик. Проблем на свою голову и кошелек лично мне заполучить так и не удалось. Каждый выход за периметр школы, где я жил, за пределы охраняемой, почти родной территории – как выход в открытый космос. Более чем за месяц, у меня не было ни одного прецедента, но внешний вид окружающих заставляет собраться и быть все время на чеку. С одной стороны -  и отдыхаешь, поскольку нет такого напряга в местных, и их состояне передается. В то же время - постоянно готов отбиться от приставал всякого рода. «Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать». Элементарные правила безопасности начинаешь соблюдать почти на автопилоте. Не самый дешевый фотоаппарат Canon не покидал уютной сумки после захода солнца ни одного разу. Одевался не дорого, а так, вровень с местными. Денег много с собой не берешь, ценные вещи – по возможности – оставляешь в номере гостиницы. Следишь, не следует ли кто за тобой, особенно после заката. Следишь за кошельком. Ничего сверьхестественного. В каждом чужом городе эти простые правила могут существенно сэкономить бюджет поездки. Окраины, как мне показалось, безопаснее, чем центр города. В центре – полно попрошаек, на окраинах их нет. Своими глазами видел ровно одно ограбление. Две корейские туристки держали в руках толи мобильник, толи фотоаппарат. В центре города, после захода солнца, около 11 часов. Один сообразительный филиппинец хвать из рук дорогую технику, прыг к товарищу на мотоцикл,  по газам, и был таков. Корейки, конечно, закричали, но догнать мотоциклистов не смогли. Для шести недель в крайне бедной стране – мало. Корейские туристки, будьте бдительны!

Охрана

Охрана здесь существует двух типов – собственно охрана и полиция. Полиция ходит в синих рубашках, охрана – в белых. Оружие есть у тех и у других. Охранники стоят на входе в каждый крупный супермаркет, в каждое крупное общественное учреждение. С охранниками общался, спрашивал как пройти и т. д. Чем занята полиция – неизвестно. Полицейские -филиппинцы – единственные местные, которые никогда не улыбаются при виде белого. Общался только один раз, опять же спрашивал дорогу.

Транспорт

На островах-курортах чаще встречаются трайциклы. Трайцикл – опять же, местная самоделка, мотоцикл с приделанной к нему мега-коляской. Мега-коляска может одновременно вмещать до 6 пассажиров. Как она не отваливается при езде – тайна, покрытая филиппинским мраком. С трайциклистами можно и нужно торговаться – цены снижают. Как я понимаю, аналогичные произведения народного искусства есть и в соседних азиатских странах. На Бохоле пользовался междугородним автобусом – едет без всякого расписания, медленно, по дороге может остановится и постоять без всякой видимой причины. Цена проезда во всех автобусах фиксированная, одинаковая и для местных и для приезжих.

Филиппины – это острова. Основное средство междугороднего сообщения – самолеты.
Задержка местных авиарейсов часа на 2 – это нормально. В аэропортах, помимо самого билета, при вылете нужно оплатить еще дополнительный аэропортовый сбор – 200-300 песо. На международных рейсах аэропортовый сбор составляет 550 песо, к оплате принимаются доллары и евро. Есть так же морская переправа - паромы. Паромы дешевле, но отменяются и задерживаются чаще самолетов. Паромы, соединяющие Бохол и Себу, тонут регулярно. В портах помимо цены билета так же приходится платить свой портовый сбор. В Себу и на Бохоле -10 песо, на Боракае -100.

Джипни

Лодка

Трайцикл

Патом на бохол

Город Себу

Себу. Перелет из Москвы в Себу проще всего осуществлять через Гонконг. Во-первых т.к. пребывание в Гонконге сроком менее 2-х недель не требует виз для российских туристов, во-вторых поскольку самый дешевый вариант перелета – из Москвы до Гонконга Эмиратами, из Гонконга до Себу – Себу пацифик. Автоматически по прибытию можно получить визу на 21 день, или, заплатив 70$ в эмиграционном офисе, расположенным перед паспортным контролем, можно получить визу на 59 дней. При прохождении паспортного контроля необходимо иметь так же обратный билет из Филиппин и загран. паспорт. Действительный в течении 6 месяцев после даты вылета. В аэропорту и в самом Себу полно такси. Все такси государственные, с спец. эмблемами и счетчиками. Нормальные такси – белого цвета. В аэропорту, помимо белых, есть так же специальные желтые аэропортовые такси. Желтые такси отличаются от белых ровно тем, что цена поездки в них примерно в 2 раза выше, поскольку – аэропорт. Стоимость поездки в пределах города в белых такси – от 40 до 200 рублей. Много наглых таксистов, предлагающих довести с выключенным счетчиком, или вымогающих дополнительные чаевые. Сумму поездки с выключенным счетчиком всегда называют больше, чем выходит по счетчику. Если водитель навязчиво начинает задушевные разговоры – скорее всего, будет просить дополнительные чаевые. И в том и в другом случае самый действенный способ – попросить остановить такси и поймать другое. Дороги старые, узкие. Себу днем - всегда в страшных пробках. Аэропорт расположен на соседнем с Себу островом –Мактане. Ехать из аэропорта до центра Себу - минут 40. Основное средство передвижения по городу – джипни. Джипни – это такой местный самодельный автобус, меньше газели. Аналогов в других странах не встречал. Основные достопримечательности города – форт Сан-Педро и старая церковь рядом с фортом.
Церковь.


Форт

На Мактане местным вождем Лапу-Лапу был убит Магеллан. На месте убийства теперь стоит небольшой парк, с памятником  Лапу-Лапу и обелиском Магеллану. Еще два моста, соединяющих Мактан и Себу – посмотреть стоит. Сам город – какой-то никакой. На второй по величине город столицы не похож совершенно – так, мелкий провинциальный город. Небольшие (этажей до 5-ти) дома, узкие извилистые улицы, полно мусора и грязи. Неторопливый, размеренный образ жизни. Не избалованные вниманием приезжих туристов местные. Где бы ни был (на улице, в торговом центре, в транспорте) везде смотрят, но не агрессивно, а с интересом, как на диковинного зверя. Есть, конечно, и приставалы, но существенно меньше, чем на курортах. При общении – люди как люди, в культурном плане очень похожи на нас, европейцев. Два крупных торговых комплекса – Ayalo и SM. По площади больше, например, Меги. Цены на вещи – дороже, чем в менее крупных торговых комплексах, на еду – примерно такие же, как и везде в Себу. Один нормальный обед – около 7-10$. Хотя Филиппины считаются дешевой страной, но еда здесь вровень с европейскими ценами. Цены на гостиницы – дешевле (от 25$ за ночь), на рабочую силу – дешевле, а на еду и вещи – нет. Лучший обменник в торговом комплексе Ayalo, на 3-ем этаже, слева после выхода на террасы.

В торговом центре SM

Больше добавить особо нечего. Мне город очень понравился. В первую очередь, из-за людей.

Про острова – курорты

Есть два широко известных не только на Филиппины, но и за пределами страны острова-курорта. Первый остров – Бохол (или Бохоль, как его называют местные), второй – Боракай.

Бохол

Из Себу добраться до Бохола проще всего на пароме. Бохол – большой остров, на нем расположены несколько городов. Соответственно, паромы ходят в несколько точек острова. Если в порту просить билет до Бохола, переспрашивают – куда именно? Где бы именно не была расположена гостиница – лучше всего пересекать море по кратчайшему расстоянию переехав в город Тубигон. Во-первых по тому, что паром – не безопасен. Во-вторых, в Тубигон ходит специальная быстрая переправа, отправление примерно каждые 2 часа, время в пути – тоже около 2-х часов. Обычные паромы могут отправляется 2 раза в сутки, и идут значительно дольше. В-третьих, во время поездки берега не видно – кругом вода. Путешествовать по суше на автобусе гораздо интереснее и приятнее. Билеты на быстрый паром продаются непосредственно на причале. Найти будку с билетами именно на эту переправу я смог только активно расспрашивая местных. Расположена прямо перед постовыми, контролирующими вьезд машин на пирс, слева. Стоимость обычного билета – 180 песо, туристического – 220. При проходе будки-барака на причале нужно дополнительно оплатить портовый сбор -10 песо. Самая туристическая зона – около пляжа Алона, но много отелей расположено и внутри острова. Собственно, Алона -самый крупный и популярный пляж. Расположен не на самом Бохоле, а на другом, маленьком острове, соединенном с Бохолом мостами. Отели, расположенные внутри острова – маленькие домики. Как из них можно добраться до пляжа и обратно за один день – не представляю, т.к. остов огромен. На причале Тубигона полно трайциклов. Предлагают довезти прямо до отеля или до автостанции. До автостанции – пешком дойти можно, она расположена на площади возле пирса. За поездку до отеля, расположенного на Алоне просят 800 песо. По незнанию месторасположения автостанции, доехал до нее за 20 песо. С автостанции в направлении Алоны ходит междугородний автобус, стоимость проезда -50 песо, оплата в процессе поездки. Время в пути – часа 3. Расписания никакого нет, отправляется по заполнению пассажирами. В пути может остановиться без всякой видимой причины и простоять с полчаса – час. Доезжает он до какого-то мелкого города (название – не помню). Дальше – можно на другом автобусе, но лучше – на трайциклах, т.к. довезет прямо до отеля и никого не ждет. Стоимость проезда на трайцикле без торга – 300, с торгом – 200 песо. Трайцикл может вместить до 2-3 человек. Едет где-то еще час. Убыв из Себу на 10-ти часовом пароме, прибыл в отель только в 5 вечера. Бохол знаменит прежде всего своей природой. Здесь обитают обезьянки – долгопята и так называемые «шоколадные холмы». Есть еще какие-то интересные для туристов места. Частники на машинах устраивают экскурсии по всему острову. Во время экскурсии показывают весь набор достопримечательностей (он там один, стандартный). Продолжительность экскурсии – день. Стоимость за машину– микроавтобус 2000-3000 песо, в машину одновременно могут поместиться порядка 7 человек. Сам лично на эту экскурсию не ездил, т.к. природа Бохола интересовала не настолько сильно, был один, снимать только для себя одного весь автобус не видел смысла. Вторая достопримечательность Бохола – пляжи. Алона – длинный песчаный пляж, с пальмами как на картинках.

В хорошую погоду он должен быть прекрасен, но когда я был шел дождь, периодически то останавливаясь, то начинаясь вновь.  

Пространство для купания ограниченно буйками, за которыми – лодки. Больше всего остров запомнился тем, что на обратном пути паромную переправу из-за шторма закрыли почти на сутки, и мне пришлось задержаться на ночевку в этом Тубигоне. Хорошо хоть, что не торопился ни на какой самолет после Бохола. Цены на жилье – что-то около 2000 песо за ночь в отеле на Алона и 400 за ночь в Тубигоне.

Церковь в Тубигоне


Боракай
Боракай – самый известный и самый дорогой остров – курорт на Филиппинах. Есть мнение, что курорт ничем не уступает Бали или острову Ява. Добраться из Себу можно на самолете. Стоимость перелета сильно зависит от времени, когда приобретаются билеты, и составляет от 3 до 8 т. песо. Напрямую из Себу до Катиклана летают только две авиакомпании – Себу пацифик и airphilexpress (не путать с Philippine Airlines). Удобнее по расписанию рейсы у airphilexpress, по цене – примерно одинаково. Что такое Катиклан и как из него добираться до Боракая – полно информации в инете, подробно расписывать не буду. Трайцикл-лодка-трайцикл. Время от аэропорта до отеля – минут 40. Купить билет на лодку со всеми сборами + доставку до лодки на автобусе можно прямо в аэропорту. Цена билета - 200 песо. Помимо маленьких лодок есть еще большая лодка-корабль. Когда я уезжал с Борокая, мотоциклист меня спрашивал – к какому причалу? Больших или маленьких лодок? Т.к. на маленькой – уже катался, попросил отвезти меня на большую. Цена на переправу – не дешевле, чем на маленьких, время – ощутимо больше. Про отели, расположение – написано всего полно. Приехал я в самый не-сезон – цены на жилье были ниже некуда для этих мест, но все равно ощутимо дороже, чем в Себу. Отель бронировал через myboracaigide. Первую ночь провел в Nigo-Nigo two за 1750 песо. Потом перебрался в ничем не примечательный отельчик в районе 2-ой станции за 1000 песо/ночь без горячей воды (мне и местная холодная – горячая) и холодильника (за холодильник – еще 200 песо/ночь просили), но с кондиционером и удобствами в номере. Найти отель не очень легко. С выхода ди-мола надо повернуть налево, пройти мимо ресторана с большим манго на входе, чуть не доходя до вывески с «tattoo», напротив свободных массажисток свернуть налево в узкое пространство между домами, будет несколько отелей. В одном из них я жил. Нормальный отель, но без излишеств. Сам отдых запомнился прежде всего огромным количеством продавцов-приставал. Нигде больше на Филиппинах такого количества их не видел. Море и пляж – прекрасны, никаких нареканий и ограничений. Как на картинке из рекламы. Народу на главной улице – Ди-молле много всегда, кроме утренних часов. На пляже большой толпы никогда нет, что радует. Курорт знаменит прежде всего своими дискотеками. Дискотеки есть, но не такие уж и шумные, спать не мешают. Возможно, потому что не сезон.

Относительно дешевое кафе на Ди-моле

Улица мжду пляжем и отелями

Главная улица Ди мол

Улица в центре острова

Дайвинг (нырялка)

Пляж


P. S. Москва
Возвращатся не тянуло ну совсем. Зачем? В морозы, в дожди.. и все-таки вернуля. Огромные прямые улицы, красивые машины, чудесные дома. Одинаково хмурые, чуть ссутуленные люди. Все как один – эмоционально зажаты, нагруженны своими проблемами, озабоченные и спешашие куда-то. Всегда готовые дать отпор. Здравствуй, Родина...
29 сентября 2012
3399    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...