Поездка в Индию

Поездка в Индию. Время поездки 5 – 13 марта 2015г

Как часто бывает, идея поехать в Индию возникла у нас спонтанно. Изначально предполагалось что местом следующей поездки будет одна из стран Европы, однако посмотрев карту низких цен на ставшем уже родным Aviasales.ru, я отметил, что в продаже есть очень интересные варианты перелёта в страны ЮВА, и в частности в Дели. Я очень люблю страны ЮВА, людей, которые там живут, и, поскольку я никогда ранее не был в Индии, то сразу же решил восполнить этот пробел. Сразу скажу, что нас не интересуют поездки по основным туристическим маршрутам, даже такси в поездках мы берём редко, во всех наших путешествиях мы пытаемся быть ближе к народу, увидеть всё изнутри. Итак, идея поехать в Индию показалась мне очень интересной, осталось убедить жену что Индия это прекрасное место, где змеи не ползают по улицам, и вполне хорошая еда, вода и т.д. Несмотря на то, что супруга моя опытный путешественник, прошедшая в т.ч. Камбоджу и оставшаяся в живых, я встретил с её стороны некоторые сомнения относительно выбора страны. В частности, пугало возможное присутствие змей, острой еды и трупов, плавающих в Ганге. Однако моя настойчивость и её любопытство взяло свое и мы начали строить план поездки. Времени на поездку я, как всегда, много выделить не мог, поэтому решили выделить на поездку 7 дней не считая перелёта. Местом поездки выбрали северную Индию.

Из отчётов многих людей в интернете, я узнал, что для многих Индия – это в первую очередь Варанаси, и я решил обязательно увидеть этот город. Нужно сказать, что с этими людьми я полностью согласен, для меня теперь Индия — это тоже в первую очередь Варанаси. Я не люблю ездить по миру в стиле "Галопом по Европам" люблю задержаться в городе на 1-2 дня минимум. Поэтому для нашей поездки мы определили следующие города: Дели, Варанаси, Агра, Дели. Первоначально Агра шла вторым пунктом маршрута, но опоздать на самолет отправляясь из Варанаси больше шансов чем из Агры, которая всего в 200-х км. От Дели, поэтому решили в Агру ехать в конце. К сожалению, Джайпур и Амритсар пришлось исключить из маршрута. Но быть в Индии в первый раз и не заехать в Агру, наверное неправильно. Передвигаться по Индии решили на поездах, благо в Индии прекрасная система ж/д сообщения, у которой, как мы узнали позже, нашей можно поучиться. После того как определились с билетами на самолет и поезда план маршрута был такой: 5-е марта. Прилёт в Дели 6-е марта. Осмотр Дели и отъезд ночным поездом в Варанаси. 7 – 10 марта. Варанаси. И переезд в Агру. 11-е марта. Агра. 12-е марта. Переезд в Дели 13-марта. Рано утром вылет в Москву.

Итак, билеты

С 2015 года авиакомпания Трансаэро запустила новый рейс в Дели, по очень хорошей цене в 23011 руб. на человека. Узнать об этом нам помог как всегда сайт бронирования авиабилетов Aviasales.ru, которым я пользуюсь всегда и считаю его наиболее удобным по сравнению с аналогичными системами. Однако, лучшую цену предложил сайт momondo.ru и, в этот раз бронировали через него. С поездами было сложнее. Перерыв кучу информации о видах индийских поездов, классах вагонов и вариантов покупки билетов я узнал, что: Имеет смысл покупать билеты на ночные экспрессы в вагоны класса 2А, 3А (кондиционированные вагоны, по типу нашего плацкарта, но имеющие в купейной части до 3-х полок в высоту – 3А) и Sleeper (индийский вариант плацкартного вагона, имеющий по 3 полки в высоту в купейной части и по 2 или 3 боковых.) Нужно сказать, что многие иностранцы боятся ездить в Sleeper и, по-моему, напрасно. Кроме того, часто брать боковые полки в поезде, при поездке вдвоем, удобнее, т.к. вы всегда имеете доступ к окну, а, следовательно, и к названиям станций, которые через него видно. В интернете обычно рекомендуют брать третий ярус в купе откуда не видно окон и это явный минус этого варианта. По удобству третий ярус купе и боковые полки мало отличаются друг от друга.

Бронировать билеты на поезда, и вообще транспорт по Индии удобнее всего на сайте https://www.cleartrip.com есть еще сайт irctc.co.in официальный сайт индийских железных дорог, но он не удобен в использовании, к тому же сделать заказ через него сложно. Для бронирования на сайте необходима регистрация и тут Внимание!!! Понадобиться помимо адреса эл. почты, ещё и номер индийского мобильного телефона, начинающийся на +90, на который присылают одноразовый код подтверждения при регистрации на сайте. Поскольку номера индийского телефона ни у кого нет, есть способ получить код по-другому. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте, указав свой собственный телефон, затем написать письмо произвольного содержания на эл. адрес [email protected] с просьбой выслать код подтверждения на эл. адрес, и приложить к письму отсканированную копию разворота загранпаспорта с фотографией.

Текст письма в моем случае был такой:
"I would like to travel in India in march this year as a tourist visit. I really love your country and I'm going to make a visit some cities like New-Delhi, Varanasi, Agra and other but I need to use trains for the trip. But now I can't get a confirmation of the account on the site cleartrip.com, because I don't have a number of Indian mobile operator. I ask you to send me on e-mail (адреса) confirming the code. I live in Russia, здесь адрес My User ID to the site http://www.irctc.co.in: Ник
Copy of my passport is attached by this message Thank you"

Внимание! Код одноразовый, для каждого сайта нужно получать свой. Я получал его два раза. После регистрации, очень легко сделать заказ билета на выбранный поезд. Полученный билет (тип билета, важно! E-Ticket, нужно распечатать и взять с собой. Билет полностью информативен, в нем есть вокзал, номер поезда, время отправления и прибытия, тип и номер вагона (внизу) имена пассажиров. Нет только номера платформы с которой отправляется поезд, он высвечивается на электронном табло на вокзале. Таким образом, после получения кода и регистрации на сайте https://www.cleartrip.com были заказаны билеты в А3 класс до Варанаси и в Sleeper до Агры и до Дели. Бронировать билеты лучше заранее, т.к. продаются они довольно активно. За 2 месяца до поездки оставалось очень мало мест в нужные нам поезда, многие билеты значились в листах ожидания «waitinglists» Итак, билеты на самолёт и поезда были в кармане, оставалось решить вопрос с отелями и визой. Отели

Я как правило бронирую отели заранее через Booking.com. Это удобно, информативно и не отнимает время на поиски в стране. Так поступил и в этот раз. Заказали отель в Дели (на Мейн базаре) на одну ночь, в Варанаси на 4 ночи (этот порекомендую, отель отличный, в старой части города неподалеку, метров 50 до Kedar Ghat, называется Shanti Guest House) по местным меркам не дешёвый 6000 рупий за всё время, но он того стоит, и отель Агре на одну ночь (тоже хороший, прямо у Тадж Махала называется Hotel Sidhartha, 950 рупий за ночь)

Виза

Сейчас есть несколько вариантов получения Индийской визы, она может быть получена через интернет здесь https://indianvisaonline.gov.in/visa/tvoa.html и выдается в аэропорту прилёта, либо непосредственно в визовом центре Индии в Москве. Выбран был второй вариант, т.к. было время съездить в визовый центр, эта виза дешевле, а кроме того виза в паспорте это всегда удобнее. Заявление на визу заполняется, также, как и он-лайн виза, на сайте визового центра здесь https://indianvisaonline.gov.in/visa но затем распечатывается и привозится в визовый центр с бронью авиабилетов, отеля и 2-мя фотографиями. На форуме Винского много советов по её получению. Как всегда, в случае получения виз, я подготовился основательно. Заполнив максимально правильно и распечатав анкеты, взяв несколько фотографий оставшихся от шенгенской визы, и кучу броней билетов и гостиниц, мы направились в визовый центр по адресу Новый Арбат, дом 2, этаж 4, офис №412. Девушка, проверявшая документы в визовом центре, сказала, что те фотографии что я привёз, не подойдут для визы, поскольку фото должно быть на белом фоне, а наши оказались на синем. Это была моя вина, нужно лучше читать правила получения визы. Выход был найден мгновенно, девушка достала из стола фотоаппарат (мыльницу) и согнав со стульев у стены пару других посетителей за спинами которых к стене был прибит кусок белого пластика, попросила меня сесть перед ним. Я сел, она сделала фото, мои, затем жены, и минут через 5 мы получили, за скромную сумму 600 руб. по шесть фотографий, с фоном похожим на белый. Анкету и документы наши проверяли также как фотографировали. Взяли одну бронь Авиабилетов, отеля на 1 ночь, копии паспортов и деньги за визу. Виза была готова на 4-й день. Индия начинается уже в посольстве.
Итак, всё было готово и наступило ожидание поездки.

День 1-й.


Я больше 10 лет не летал из Внуково, это для нас довольно неудобный аэропорт. Однако само здание терминала произвело на меня очень хорошее впечатление. По удобству его можно сравнить с терминалом D в Шереметьево. Побродив по Duty free, и попив кофе в кафе терминала, пошли в самолёт.




Я больше люблю летать зарубежными авиакомпаниями, стюардессы иностранки, журналы на английском сразу чувствуется погружение в другую культуру. Но полёт – всегда полет, а Трансаэро отличная авиакомпания, поэтому рейс вызвал только положительные эмоции. При подлёте к Индии выдают миграционные карточки, таможенную декларацию в 2-х вариантах. Реально смотрят только карту, остальное остается в паспорте может понадобится при выезде. 

 На подлёте почему-то долго кружили над Дели, не давали посадку, в результате хорошо рассмотрели ночной Дели и сели позже намеченного примерно в 22.30 вечера. В Индии, как и везде в ЮВА темнеет рано, и была уже полнейшая ночь. Аэропорт произвёл очень хорошее впечатление. Огромный, чистый, с ковролином на полу и бесконечными коридорами, минимум людей, очень красиво и удобно выполнен. Зона прилёта и коридоры в ней оборудованы туалетными комнатами, что очень удобно и не везде встречается. 

 Индия удивила сразу. Обе симки моего смартфона отказались работать с индийскими сотовыми операторами, такого не было нигде до этого, кроме того по карте моего банка не удавалось снять деньги ни в одном из банкоматов. Позднее мы так и не смогли снять деньги ни в одном из посещенных нами городов Индии. Правда, справедливости ради нужно сказать, что при нас ребята из России снимали деньги в банкомате ATM по карте другого банка. Я же смог только несколько раз заплатить картой в магазинах. Пришлось идти в обменник. Если будете в Индии, при обмене берите чек, на случай если кто поинтересуется откуда у вас местные деньги. При записанном на табло обменника курсе 61 с копейками рупий за 1$ на руки, при обмене 100$ я получил примерно на 200 рупий меньше ожидаемого, спросил почему, мне показали какой-то расчет, спорить не стал, возможно действительно какая-то комиссия. Вывод, не стоит менять много в аэропорту, низкий курс и возможные дополнительные сборы.

Прилети мы днём, воспользовались бы аэроэкспрессом ветка которого подходит прямо к аэровокзалу, но ночью решено было взять «prepare taxi» это вид государственного такси без кондиционера, а местами и окон, с фиксированной платой в 450 рупий. Еще дома я специально сделал несколько распечаток с адресами отелей, затем разрезал их по отдельности по нескольку экземпляров. Получились полоски бумаги с адресами. Это оказалось крайне правильным решением для Индии. Отдав одну из них в будку prepare taxi, и оплатив проезд, мне дали чек и сказали идти к стоянке такси. Она находится непосредственно за выходом из аэровокзала, где к нам подлетел таксист и показал на свое черно-жёлтое такси – мол, вот это твоё. Мы залезли в такси и минут 10 не могли понять почему наш таксист бегает по всей парковке с нашим адресом отеля на бумажке и о чём-то спрашивает у других водителей. Оказалось, что наш отель не имеет точного адреса, а указан только район местонахождения, причём это Мейн базар, т.е. довольно большое место, и водитель не знал куда ехать. Отчаявшись, он и еще один таксист сел в машину и крикнул «Where are you going?» Крикнул он это раза три пока я смог разобрать фрау и понял, что обращается он ко мне. Поняв что терять нечего, а добираться до отеля как то надо, я показал ему вторую бумажку с тем же адресом и сказал – сюда. Он всё равно не понимал куда нужно и в конце концов сошлись на том что нам нужно на Мейн базар, а там уже нужно будет искать наш отель.

И тут наступило время приключений. Дело в том, что, как выяснилось ещё перед поездкой, прилетали мы в Индию в канун праздника красок Холи, а основные мероприятия по обливанию водой, зелёнкой и осыпание порошками приходились как раз на следующий день. Поиски отеля заняли у нас минут 30. Всё это время мы ездили по улицам в районе Мейн-базара, недалеко от вокзала New Dalhi, где время от времени наш водитель останавливался и спрашивал дорогу у местных, те показывали в ту или иную сторону, и мы ехали дальше. После одной из остановок, наш водитель так рванул с места что врезался в проезжавший мимо тук. Несмотря на то что удар был довольно сильным, водители о чем-то перекрикнулись друг с другом и поехали дальше. Мейн-базар, как мы выяснили позднее, и днем и вечером представляет собой очень колоритное место, с кучей лавочек, магазинчиков и кафе, но теперь, ночью накануне холи, он представлял собой опустевшее место, с кучей народу, который бродил вокруг, грелся у костров и т.п. Перспектива бродить по улицам в поисках отеля в таких условиях нам как-то не улыбалась, и мы стали дожимать наших водителей чтоб таки нас до отеля довезли. Теперь мне ясно, что всё это время мы ездили вокруг нашего отеля, вывеску которого, огромный вертикальный баннер, мы не замечали из-за того, что у неё была выключена подсветка и ночью в темноте она стала незаметной. В конце концов один из местных указал пальцем на наш отель, и мы-таки покинули ставшее уже родным такси. Проявившие героические усилия водители нашего транспорта, незамедлительно попросили у меня денег, что было ожидаемо и в принципе справедливо.

Но с этим была одна сложность. Поскольку снять деньги в банкомате не получилось, а после обмена валюты самая маленькая купюра у меня была в 100 рупий. Положение спасло то, что с собой было несколько купюр в 1$, две из которых я отдал таксистам. Отель оказался точно таким как он был представлен на booking.com При заселении спросили паспорта и попросили собственноручно записать в книге регистрации номер паспорта, визу, место откуда прибыли и куда и когда направляемся, номер телефона – это обычная практика для Индии. Поскольку было уже поздно, а голод давал о себе знать, решили поесть в ресторанчике отеля. Это оказался самый дорогой приём пищи за всё время в Индии, правда и очень вкусный. Два блюда из тушёных овощей с мясом, чай и бутылка колы обошлись нам в 700 рупий, при стоимости номера 999 рупий. Номер оказался вполне приличным, с пятнами на постельном белье и плоским телевизором, а самое главное – горячей водой.


День 2. Холи


Поскольку о том, что Холи приходится на этот день мы узнали недели за две до поездки, имея уже заказанные отели и поезда, главным вопросом для нас было – где оставить вещи и как потом отмыться. Было решено уехать из отеля на вокзал оставить вещи в камере хранения и затем идти в город, а там будь что будет. Еще при заселении нам сказали, что завтра выходить на улицу не стоит, опасно. Но приехать в Индию и не побывать на холи, это недопустимо. У нас с собой был запасной комплект вещей, которые не жалко. Камеру с телеобъективом довольно внушительного размера, которая у меня всегда с собой, была еще дома упакована в пакет и переклеена скотчем и положена в рюкзак. На выходе из отеля нам было предложено взять тук, дабы относительно чистыми добраться до вокзала.

Пока ждали тук, вокруг нас потихоньку собиралась маленькая армия «холиганов» которые были полны решимости перекрасить нас во все возможные цвета, и останавливало их только наличие холла отеля позади нас. Сели в тук и как только тронулись, один из местных привёл в исполнение хитрый план зарядив в нас струю воды с зелёнкой из видимо ведра. Уделал всё, и тук, и нас и сумки. Нашей радости, как, впрочем, и всех вокруг не было предела, всё-таки Холи. Сейчас, представляя себе Дели много лучше, чем тогда, я понимаю, что доехать до вокзала Old Dalhi от Мейн-базара можно проще. Всего то 100 метров пешком и остановка метро. Но в день Холи метро не работает аж до 15.00 так что без вариантов. Взяв моторикшу, мы совершили ошибку не спросив стоимость проезда. О том, что они разводят клиентов и называют во много раз завышенные тарифы или берут озвученную сумму с каждого пассажира, а не за поездку в целом я знал. На ходу спросив водителя о стоимости проезда я получил ответ 50$. Это была уже его ошибка. В ответ ему было сказано, что за проезд он получит не более 50 рупий, что вызвало явный протест с его стороны и предложение пойти пешком. На это я ответил, что в такой прекрасный день прогуляться по Дели, даже с сумками я не против, и мы, отдав ему 15 рупий, и пожелав счастливого пути продолжили путь на своих двоих. Пройдя пару километров, где местные, с энтузиазмом показывали нам дорогу, к нам стали подъезжать моторикши, называвшие уже реальные цены. Начали они с 400 рупий, которые мы уже на третьем водителе опустили до 200 рупий, за что и доехали до вокзала. Пешком идти было бы действительно тяжело, да и рюкзак давал о себе знать.

Здание вокзала Old Dalhi очень красивое, старое. 

 Около него, на противоположной стороне дороги находится станция метро Chandi Chowk которая в этот день была закрыта до 15.00 Сайт метро Дели http://www.delhimetrorail.com 

В Дели, первоначально в Дели мы планировали заехать в: Акшкардам (Akshardham Temple) - неподалеку от одноименного метро, синяя ветка (National Highway 24, Near Noida More, New Delhi, Delhi, 110092 India) Кутуб минар - 2 км. пешком от одноименного метро жёлтой линии или 5 минут на рикше Храм Лотоса (Bahapur, Kalkaji, New Delhi, Delhi, 110019, Станции Неру Плейс, сиреневая ветка, либо Калкаджи Мандир) Гробницу Хумаюна (Humayun's Tomb) Лакшми Нарайян Но из-за Холи все объекты в Дели были либо закрыты, либо недоступны на метро. Решено было ограничиться посещением Акшкардама, поскольку в остальные места мы просто не успевали заехать до поезда в Варанаси, отправление которого по расписанию было в 21.45 Сразу по приезду на вокзал стали искать камеру хранения, которая в Индии почему то называется Clock Room. Нужно сказать, и мы не раз отмечали это в Индии, вокзалы в этой стране крайне информативны и максимально удобны для туристов. Все надписи продублированы на английском, проблем найти что либо нет. Вещи в камеры хранения принимают при наличии билета на поезд, или как позже выяснилось по паспорту. Вход в вокзал теоретически тоже только по билетам, на практике же спокойно можно пройти и так. Стоимость камеры хранения около 10 рупий. На все веще просят повесить замок, хотя бы на один карман. Камера хранения работает круглосуточно.

В ожидании открытия метро, первым делом решили перекусить. Прекрасная кафешка оказалась тут же, в правом крыле здания вокзала. Нужно сказать, что в России я побаиваюсь есть на вокзале, в Индии за всё время с питанием не было проблем. В каждом кафе, забегаловке и т.д. всегда, или практически всегда есть кран с водой и мылом, где можно и нужно мыть руки. Мы были единственными белыми в этом месте, вокруг, за столиками сидели простые индийцы, такие же пассажиры в ожидании поезда. Взяли тали, очень хорошее индийское блюдо, из риса с кучей соусов и приправ, ну и конечно чапати – национальные индийские лепёшки. Стоит все копейки, и очень вкусно приготовлено.

 До открытия метро, которое по словам встреченного нами полицейского должно было состояться в 14.00, пошли бродить по району в окрестностях вокзала. Народ на улицах уже во всю отмечал Холи, местами довольно активно. Встреченные иногда осторожно посматривали в нашу сторону, не решаясь сразу осыпать краской, другие с ходу бросались цветными порошками и водой. Сразу бросается в глаза бедность людей в этом районе, велорикши спят на своих велосипедах, люди спят на асфальте у дороги, повсюду мусор – всё это нормально для Индии и в то же время бросается в глаза открытость людей, позитивный и миролюбивый настрой.









Итак, побродив часа два по району, попав под обстрел пакетами с водой, в процессе которого местные детишки закидали нас крыши трехэтажного дома, пакетиками с водой, один из которых пришёлся прямо в спину, и познакомившись с компанией местной молодежи, поздравившей нас в лучших традициях Холи, мы-таки вернулись к метро.

Опоздание в Индии обычная вещь. Метро открылось не в 14.00 а в 15.00 и весь собравшийся у входа народ поспешил внутрь. Мы решили пропустить всех, полагая что все они разъедутся, и мы неспеша зайдем в метро и быстро купим жетоны на поезд. Так и сделали, но зайдя в метро мы с ужасом обнаружили что все те, кто ждал открытия на улице, теперь ждут своей очереди в кассы. Метро Дели строилось специалистами из Гонконга и как две капли воды похоже на Гонконгское метро, отличаются только надписи на хинди и жетоны, вместо билетиков на вход. Кроме того, нет автоматов по продаже жетонов, нужно покупать в кассе, что способствует росту очередей. На входе в метро везде есть рамки металлоискателей и рентгеновские аппараты проверки багажа. Сотрудники полиции при необходимости просят открыть сумки и проводят личный досмотр. Для женщин отдельный проход. Всё очень тактично и вежливо. В поездах первый вагон выделен для женщин, метро чистое, людей не очень много. Стоимость проезда зависит от количества станций поездки. Не дорого.


 В очереди простояли минут 25. При этом иногда что-то объявляли на хинди по громкой связи и часть очереди молниеносно перемещалась к новой кассе. Ввиду незнания хинди мы оставались верны своей очереди что несколько замедлило процесс покупки билетов. Для прохода в метро, купленный жетон необходимо приложить к турникету, а на выходе бросить в щель вверху турникета. Поскольку я довольно неплохо ориентируюсь в метро Гонконга, в этом метро проблем не возникло, и уже через полчаса мы быль на станции Akshardham. Здесь можно увидеть отличную трёхмерную панораму этого храма:http://www.airpano.ru/360Degree-VirtualTour.php?3D=Akshardham-India&set_language=1 

От станции до комплекса пешком идти минут десять. Уж не знаю почему, но на территории храма нельзя производить фотосъемку, все вещи, включая мобильные телефоны необходимо сдать в камеру хранения, бесплатно. Вход на территорию раздельный для женщин и мужчин. При входе всех обыскивают, пронести что-либо запрещённое нереально. Территория огромная, чистая и красивая. Храм был построен недавно, все выглядит очень новым. Огромное количество зелени и воды. В сам храм вход только без обуви, которую можно просто снять, тут-же, либо сдать в камеру хранения за 3 рупии. Я считаю, что Akshardham нужно включать в осмотр Дели обаятельно. Несмотря на то что это современный комплекс, он интересен, впечатляет размер, резьба по камню, фрески. На территории комплекса отличная огромная столовая, по типу самообслуживания. На входе делается заказ блюд, а затем по номерам на чеках у соответствующей стойки внутри здания выдается заказ. Быстро вкусно и недорого. Мы взяли тали, масалу доса, чай, кока-колу. Надо сказать, что тали и кока-кола стали нашими постоянными спутниками в Индии. Тали представляет собой тарелку или поднос с рисом и кучей приправ к нему и с парой лепёшек чапати, везде её делают по-разному, но всегда вкусно. Кока колу я вообще никогда не пью, но в Индии она отлично дополняла воду в бутылках.

Перекусив зашли в местный туристический магазин и вернулись к метро. Дорога назад заняла немного времени во время которого мы были объектом повышенного внимания со стороны местных. Нужно отметить, что у индийцев есть странная привычка заходить в вагон метро прежде чем кто-либо успеет выйти из него, поэтому иногда на выход приходилось прорываться. Вообще за время пребывания у метро и в метро, мы больше не встретили ни одного иностранца. Выйдя на нашей станции Chandi Chowk мы не обнаружили вокзала Old Dalhi. Поняв, что вышли мы с противоположного выхода, и подумав, что от выхода до выхода, наверное, недалеко пройти пешком, мы двинулись в сторону, где, по нашему мнению, располагался вокзал.

Это была ошибка. Дело в том, что, казалось бы, логичная закономерность по поводу небольшого расстояния от выхода до выхода в Дели не работает. Пройдя пару километров и не обнаружив вокзала было решено обратиться за помощью, благо местные на пути попадались. Тем временем стемнело. Побродив ещё немного, наткнулись на полицейских, один из которых, молодой парень потрясающей улыбкой на лице указал нам направление и сказал, что до вокзала примерно километр пути. В конце концов уставшие вышли к вокзалу. До поезда было еще два часа. Вообще при возникновении любых вопросов в Индии лучший способ их решить – обратиться к полицейскому. Всегда помогут и денег не возьмут. Телефон полиции 100, иногда достаточно просто набрать его на экране телефона, и проблема решается. Сам не пробовал, но нужно иметь ввиду. Вокзалы Дели, да и не только Дели заслуживают отдельного внимания. Англичане в период колониальной Индии, видимо оставили заметный железнодорожный след. Вокзалы просторные, на всех есть камеры хранения – Clock Room.

На вокзале есть комнаты отдыха для женщин, отдельно для пассажиров разных классов, вход в которые бесплатный и происходит по билету. В некоторые можно проскочить и без билета. Везде есть туалеты.





 На вокзале обязательно есть табло с расписанием поездов на ближайшие 2-3 часа, с указанием номера поезда, времени прибытия и отправления и номера пути. На путях часто тоже есть свои табло с расписанием. А по дороге на платформу, обычно по мосту через пути, перед спусками на платформу есть длинные табло, где расписан повагонно состав поезда. Короче заблудится невозможно. В первом поезде у нас был класс вагона 3A (Третий кондиционированный класс) – по индийским меркам это довольно серьезный и дорогой вагон (самый дешёвый в дорогом сегменте). Вагон приятно удивил запечатанным постельным бельём и чистотой. За всё время был замечен только один таракан, который куда-то ушёл и больше не возвращался. Мы брали две боковые полки, и очень правильно сделали. В интернете много пишут, что нужно брать верхние полки в купейной части, мол они всегда открыты и больше по размеру, но там нет окна, а у боковых есть, и по размеру они довольно комфортные. Мы ехали из дели в Варанаси 18 часов. Поезд опоздал на два часа, и мы полдня ехали, изучая Индию через окно поезда. Это, во-первых, интересно, я как правило не упускаю возможность посмотреть на другую страну из транспорта, во-вторых удобно, т.к. легче ориентироваться по названиям станций.





Вентилятор установлен даже в туалете 


Кружечка, заменяющая туалетную бумагу

По дороге бросается в глаза большое количество мусора в населённых пунктах, сушёные коровьи лепёшки, которых вдоль дороги сушат в огромных количествах, чтоб потом использовать как топливо, и трубы маленьких кирпичных заводиков, которых тут огромное количество.




День 3-й Варанаси 


Забегая вперёд скажу, что, наверное, для каждого человека Индия своя. Для кого-то это Гоа, кому-то ближе Ришекеш, а для меня Индия это Варанаси. В Варанаси приехали под вечер. На вокзале сразу же были атакованы тукерами, которые правда не заламывали сильно цену. До нашего отеля – Shanti Guest House в 50-и метрах от Kedar Ghat, доехали за 200 рупий. Тукер по дороге спросил сколько мы платим за отель, и узнав, что мы заплатили 4000 рупий за 4 дня (на самом деле 6300 за 3 дня) сказал, что мы вероятно очень богатые люди и у него есть отель получше, не смотря на то что мы отказались от его отеля, он всё же провёз нас мимо этого отеля, на случай если вдруг передумаем. Нужно сказать, что его отель действительно оказался хорошим, со своей большой территорией, и мы могли бы повезтись на уговоры, и хорошо, что не сделали этого. Наш отель хоть и был без территории и поменьше, зато находился практически на берегу Ганга и имел прекрасный недорогой ресторанчик на крыше с видом на реку. Дороговат да, но удобен очень.

К Варанаси нужно быть готовым. Это древний город, что чувствуется везде, в планировке города, узких улочках старого города. Повсюду коровы, козы, да попахивает и можно вляпаться, ну так и что-ж, это Индия. Я был готов к Варанаси и чувствовал себя прекрасно, супруга же моя заметно нервничала и повторяла «зачем, куда привёз, чтоб я еще!!!» Я даже подумал, что она не выйдет из отеля на улицу. Но всё было в порядке и через пару дней она пришла в себя и примирилась с испытаниями этого города.






 Уже стемнело, перекусили и легли спать. На следующий день нас ждал первый выход к Гангу и Варанаси. http://dima-bv.livejournal.com/5475.html 

Изначально в Варанаси у нас были намечены следующие объекты: Храм Каши Вишванатх (Золотой храм), Аннапурны (Рядом с золотым храмом), Кала-Бхайрава, Храм Ханумана, Кшир сагар (Примерно на полдороге между Годолия и Университетом, на той же улице находится кафе-магазинчик с лучшими сладостями), Сарнатх Sarnath, Кедарешвар, Форт Рамнагар, Музей Бхарат-Кала-Бхаван (Bharat Kala Bhavan Museum), Храм Дурги  (The Durga Mandir) Нужно сказать, что из всего этого мы видели лишь малую часть. Основную часть времени занимали Гхаты, и город. Описать Варанаси сложно, это старейший город Индии, официально ему 3000 лет, неофициально 5000, и самый священный. Считается что если умереть и быть сожженным в Варанаси, то обретёшь мокша (аналог нирваны в буддизме). Многие пишут, что все самое интересное в Варанаси происходит на набережной Ганги, на Гхатах. В целом это несомненно самое колоритное место в городе, но вообще интересен весь город.




 Город, видимо в силу своей древности, довольно запутанный. Здесь даже крупные улицы редко прямые, не отличаются шириной. Повсюду идет торговля самым разным товаром, и конечно же везде ходят и спят коровы, люди, сигналят туки. После какофонии городских улиц особенно приятно побыть у реки на Гхатах, начинаешь ценить тишину. Поскольку я давно занимаюсь фотографией, скажу сразу что фотографу га Гхатах в Варанаси можно жить и всегда будет чем заняться. Такого количества колоритных персонажей, архитектурных объектов и т.д. где-либо еще найти сложно.


















В первый же день мы прошли от Kedar Ghat вдоль реки, мимо Маникарника Гхата, практически до конца набережной и затем свернули в город. Затем прошли по улицам города в обратном направлении, как нам казалось и часа через два поняли, что вероятнее всего идём ни туда. Вскоре эта догадка подтвердилась встреченным индийцем. Помимо знакомства с городом у нас намечено было поменять валюту, что в Варанаси сделать довольно непросто. Обменов валюты за все время в городе мы нашли два, с большим трудом. Правильнее всего менять деньги в своем отеле, что как показала практика, в нашем случае было выгоднее. Жители города очень приветливые и дружелюбные, сами особенно не докучают и готовы помочь в случае если возникла проблема. Докучают, главным образом, тукеры и велорикши, предлагающие свои услуги.

Этим днем мы хотели добраться до Университета Варанаси, и поняв, что на одном из перекрёстков свернули ни туда, мы скорректировали маршрут и вернулись к первоначальному курсу. Университет в этот день мы так и не нашли, хоть и были рядом, зато через несколько часов блужданий по городу мы оказались около городского парка Варанаси. Очень рекомендую это место, вход в парк для всех стоит 5 рупий, людей там немного, из белых, а точнее уже красных, загар в тот день был будь здоров какой, были только мы двое. Наличие белых в парке Варанаси вызвало фурор у детворы и прочих отдыхающих. На нас смотрели украдкой и не только практически все. Вообще к ситуации, когда мы были единственными белыми среди множества местных в Индии, мы привыкли, это было повсеместно, в метро, в поездах, на улице и т.д. Я никогда не был черным и мне сложно понять, как он чувствует себя в толпе белых людей, но должен сказать, что индусы крайне тактичны не докучают, за некоторым исключением, излишним вниманием, то что они проявляют интерес вполне понятно, но пальцами в твою сторону не тычут, а поглядывают украдкой, осторожно. В парке много зелени, есть фонтаны, которые в тот день не работали, и он отличается поразительной для Индии чистотой. Мы пробыли там с час.







 После парка мы попытались самостоятельно выйти к Асси Гхату, что сделать без знания города сложно, хоть он и находится недалеко. Вышли мы к нему примерно через час, побродив по улицам.




 На Асси Гхате всегда многолюдно, есть две неплохие кафешки где очень дёшево и вкусно можно поесть. В кафе по правую руку если стоять по направлению к Ганге делают отличный ласси, в том что напротив все хвалят яблочный пирог.




Вечером на Гхатах проходит обряд подношения – пуджа. Очень красивый ритуал, собирает много народу, как приезжих, так и местных.



Вернулись в отель, день был очень насыщенный, отрубились быстро.

День 4-й



Этот день был последним полным днем в Варанаси. На него было запланирован заплыв вдоль набережной на лодке, прогулки по городу и таки посещение университетского городка.



С лодками в Варанаси проблем не возникает. Количество лодочников явно превышает число туристов, желающих воспользоваться их услугами. Вяли лодку. Цена на лодки от 200-400 рупий, но брали за 350. Лодочник оказался прикольным парнем с хорошим английским, с удовольствием отвечал на вопросы, рассказывал сам. Сразу после отплытия показал проплывающее невдалеке тело, видимо из тех что предают воде несожженным. 


Сразу оговорюсь, что если вы начитались страшилок про кремацию и плавающих в Ганге тел, то не стоит принимать это всерьез. За все время хождения вдоль реки, а ходили мы много, было замечено всего одно тело на воде. Останки такого рода можно обнаружить на противоположной стороне реки, куда на лодке оттаскивают замеченные в реке останки, со стороны же городского берега это скорее исключение, чем правило. Вообще кремация в Варанаси не вызывает практически никаких эмоций, всё довольно буднично, тело горит в костре, родственники стоят рядом, вся процедура три часа. Вообще сам процесс погребения довольно сложный и интересный, описывать его не буду, т.к. в интернете об этом написано много. Есть одна вещь которую любят проделывать с туристами около Маникарника Гахата. Как только подходишь к этому месту, сразу рядом возникает человек из касты неприкасаемых, работающий на кремации и начинает рассказывать о процессе, затем предлагает пройти с ним в стоящее тут же здание с верхнего этажа которого открывается отличный вид на костры. Там он обстоятельно ответит на все вопросы, сам расскажет о процессе кремации, в нашем случае на неплохом английском, предложит провести какой ни будь ритуал и затем попросит денег, как он скажет на дрова для бедных. Обходится такой визит от 400 рупий, но просят больше, приходится отбиваться.

ВНИМАНИЕ! Ещё они предлагают сделать снимок костра с верхнего этажа. По слухам, один щелчок затвора может стоить гораздо дороже чем всё посещение. Про этот трюк я знал, но решил сходить и посмотреть, интересно. На предложение сделать фотографии я ответил отказом сразу.




Вообще нужно уважать правила, которые установили местные и если просят не снимать, то и не нужно. Всем советую убирать камеру при приближении к кремационным гхатам. Интерес представляет не только процесс кремации, но и происходящее вокруг. Огромные связки дров разных пород деревьев, масла и пр. в магазинах для кремации, старые весы для взвешивания и т.д.

 Если интересно посмотреть на процесс спокойно, то лучше пойти ко второму кремационному гхату. Там более открытое место, и меньше народа. После прогулки на лодке, снова прошли пешком весь город и нашли наконец Университет. Рекомендую прогуляться там. Университетский городок большой, очень тихий по сравнению с шумным Варанаси и нереально чистый.




 По дороге прошли мимо Храма Дурги, еще пары храмов, а вот Храм Каши Вишванатх так и не нашли, но просто такой задачи в последующие дни уже не ставилось. Потом снова вернулись на Асси гхат. Возле этого гхата есть хороший магазинчик с кучей самого разного товара, в т.ч. антикварных вещей. Мы в нём лазили час. А чуть дальше, за рыночком, стоит небольшой торговый центр с магазином косметики, по хорошим ценам, с отличным выбором, и возможностью оплаты по карте. Правда в нашем случае с терминала оплаты продавец сдувал пыль, пользуются им нечасто.






Так прошёл второй день.

День 5-й


Этот день решили провести на гхатах. Вечером у на был поезд в Агру и гхаты отлично подходили для того чтоб погулять. Кроме того, нужно было купить сумку для вещей, которых стало несколько больше с момента приезда, основная часть этого «больше» состояла из индийской косметики. Оставив вещи в отеле и там-же поменяв валюту по очень неплохому курсу, двинули в город. Сумку искали долго. На гхатах каждый день встречали торговца сумками, в этот день его как раз не было. В процессе поисков забрели на рынок где нам было предложено несколько дорожных сумок по немереным ценам, сбавлять которые продавцы не хотели, также, подоспевшим местным пареньком были предложены ковры и гашиш. Ничего брать не стали. Выйдя к Ганге встретили наконец торговца с сумками, и купили прекрасную, большую и довольно пыльную сумку за 200 рупий.


 Погуляли, посидели на берегу и в кафе у Асси гхата, и поехали на вокзал. Несколько фото по Варанаси



 В Варанаси большой прекрасный вокзал.



 В этот раз нас ждал поезд до Агры с вагоном класса Sleeper. В интернете пишут, что этот класс вагонов – самый ужасный из приемлемых для иностранцев, минимум комфорта, куча зайцев и т.п. Лично мне вагон понравился. Судите сами. Людей здесь действительно несколько больше, нет постельного белья, но полки вполне удобные, просторные, открываются окна, словом вполне комфортабельно. И самое главное цена, место в таком вагоне стоит в двое меньше чем в вагоне классом выше. На вагонах у входа вывешивают списки пассажиров, нужно только сверить даты на листках т.к.могут быть старые списки.


Еще из плюсов – постоянно носят еду и чай, еда разная, от выпечки и чипсов, до риса с соусом в запечатанной упаковке. Учитывая, что в тамбуре поезда можно без проблем помыть руки, риск отравления небольшой. Мы ели, было вкусно и безопасно.


Но вернемся к вагонам класса Sleeper. Главный их минус не в количестве дополнительно подсевшего народа, и не в отсутствии белья, а в вентиляторах на потолке. В каждом купе расположено по три здоровых вентилятора в верхней части вагона, немного согнутых в разных направлениях, для лучшей циркуляции воздуха. Так вот, когда прохладно, а по ночам прохладно, дуют они довольно сильно, а учитывая, что, находясь на верхней полке лежишь почти что под вентилятором, сантиметрах в 30, нужно принять меры чтоб не продуло.



Поэтому, очень правильно взять с сбой в теплую Индию, шапку и свитер. Если планируется ездить на поездах, то обязательно нужно захватить пару простыней, или спальник. Спальника у нас не было. Второй момент – шум. Вентиляторы довольно сильно шумят, так что беруши вещь не лишняя, у нас правда их тоже не было. Это был ночной поезд, в Агру он прибывал в 5.10 утра. У нас были верхние полки в купейной части, и в целом выбор этих полок, а именно эти полки пользуются наибольшим спросом среди иностранцев, был не самым лучшим решением.

Во-первых, если вытянуться в полный рост что при моих 180 см, ноги немного свисают с полок в проход, что как-то неудобно в отношении остальных пассажиров. Во-вторых, с этих полок не видно окна и соответственно теряется возможность контролировать названия станций, дабы не пропустить свою. Гораздо удобнее ехать на боковых местах у прохода (при условии, что вас двое) Впрочем, в вагоне всегда есть у кого спросить, когда будет нужная станция. Наш поезд опоздал на час. Многие иностранцы приезжают в Агру только ради Тадж Махала и иногда Агра форта. Осмотр этих мест требует всего нескольких часов и многие не остаются в Агре на ночь, а едут дальше в тот же день. На вокзале часто кооперируются и берут вскладчину моторикшу до Таджа. Поскольку отлет из Дели у нас был через день рано утром, мы решили остаться на ночь, и выбрали гостиницу рядом с Тадж Махалом. Несмотря на ранний приезд, нас сразу пустили в номер. Гостиница отличная поэтому порекомендую. Hotel Sidhartha, Western Gate, Taj Mahal, 282001 Агра, Индия. Двухместный номер обошёлся нам в 750 рупий. Разместились, перекусили и направились в Тадж Махал. У Тадж Махала три входа – западный, восточный и центральный, все они находятся недалеко друг от друга и ведут на общую территорию перед основным входом в комплекс.



Кассы расположены у входа. Стоимость билетов для иностранца 750 рупий, это, наверное, самые дорогие билеты на посещение достопримечательностей в Индии. Для сравнения для местных билет стоит 10 рупий. К билету прилагаются – бутылка воды 0,5 литра, которую нужно забирать не в самой кассе, а с лотка неподалёку и Бахилы, которые, впрочем, не сильно нужны, т.к. в Тадже можно ходить босиком, что в целом удобнее. Еще предлагают бесплатного гида, который потом конечно же попросит денег, да и нафиг он не нужен. При желании можно взять аудиогид. Сам комплекс производит сильное впечатление, увидеть его нужно, но, пожалуй, второй раз я бы в туда не пошел. Для осмотра достаточно одного часа. На входе стоит щит с планом территории


Территория чистая, с индийским колоритом в виде следов от ног в пыли на дне фонтанов.



На территории много туристов из Индии, и белые здесь пользуются особой популярностью. Многим местным интересно сфотографироваться с белым, с нами тоже сфотографировались один раз. Сильная архитектура, сильная история, очень много туристов, среди которых – белых, наверное, процентов 10 – 20.






Тадж-Махал, стал единственным местом в Индии где я достал широкоугольный объектив, однако посоветую тем, кто увлекается фотографией везде таскать с собой телевик, поскольку повсюду полно очень колоритных персонажей. После Тадж-Махала, я, в одиночку двинулся осматривать город. Пошел по принципу «куда глаза глядят» прихватив с собой только фотоаппарат, уже с телеобъективом, и карту из отеля. Снова прошел мимо входа в Тадж-Махал, где крутиться множество народа. Всё для туристов. Повозки, запряжённые лошадьми, верблюдами, рикши, полиция. Вокруг Тадж Махала установлена 2-х километровая зона где запрещено ездить на транспорте с двигателем внутреннего сгорания, дабы не загрязнять воздух. Так пытаются сохранить белый цвет мрамора, из которого построен Тадж-Махал, но эти меры не очень помогают.






Поначалу, вблизи туристической зоны, немного одолевали велорикши, предлагавшие свои услуги. Вообще в интернете много пугают местными приставалами, и детьми, которые «везде прохода не дают», на самом деле практически везде это не так. По-настоящему одолевают именно велорикши.  Где-то через километр примерно они отстали, и спустя минут сорок я вышел, сам того не ожидая к Агра форту. Нужно сказать, что это сооружение, пользующееся не меньшей популярностью у туристов, производит даже более сильное впечатление чем Тадж Махал. Постройка форта началась в 1565 году, оно поражает размером, толщиной стен и архитектурой. Часть форта реставрируется.


Билет стоит 250 рупий






Вид на Тадж Махал из Агра Фотра




Полно бурундуков


Очень много туристов, но и территория очень большая. Много зелени, бегают белки. Прекрасное место для отдыха. Со второго яруса форта открывается прекрасный вид на Тадж-Махал.






Местные с удовольствием позволяют себя фотографировать, сами просят сфотографироваться с ними или с детьми. На моих глазах одна блондинка была атакована несколькими индианками, желавшими сфотографировать с ней детей, она и рот открыть не успела, а дети уже были у нее на руках. 


Место крайне интересное, посещение обязательно. Около входа в форт расположена стоянка моторикш. Мой путь пролегал как раз мимо, и нужно сказать, пришлось проявить чудеса ловкости чтоб оторваться от них. Подвезти хотели все. 


 Дальше была просто дорога и просто Агра, мало Рикш, много местных. Абсолютно не туристические районы, бедные районы. Хотя бедные они, все же, по европейским представлениям. У людей, которые попадались навстречу в тех районах, видимо есть дом, есть еда и они вполне счастливы этим.


 Я давно наблюдаю за жителями ЮВА, несмотря на практически тотальную бедность, они всегда улыбчивы, никогда не жалуются на жизнь и часто готовы помочь. Европейцам и особенно восточным европейцам нужно у них поучиться этому. Еще хотелось отметить рынок возле Тадж-Махала, их как бы два, один совсем рядом – для туристов, небольшой, несколько лавок, с приставучими продавцами и немереными ценами. Второй, буквально за углом, для местных. На нем складывается впечатление что ты сам индус. На тебя не обращают внимания, никто не завет в лавку, правда цены, для иностранца конечно выше.






Через старый рынок можно попасть в старую часть города, с неповторимым колоритом в виде сточных канав вдоль улиц. Удивительно и мне всегда было интересно, как местные, особенно девушки в сари, умудряться оставаться чистыми на таких улицах. Думаю, мысль задержаться в Агре на день была правильной. Поезд из Агры в Дели был у нас в 14.05 с вокзала AGRA CANTT-H NIZAMUDDIN (а Агре два вокзала), на который мы приехали примерно часа за два до отправления. Вокзал, как и все остальные вокзалы, что мы видели, отличный. Посмотрев расписание и номер пути на табло, мы решили подождать поезд на указанном пути. Прогулялись по платформе, где в ожидании поезда была масса местных и несколько белых. Все терпеливо ждали.



Поезд подошел по расписанию, и тут я обратил внимание на то что номер поезда и номер в билете не совпадают, хотя на вагоне был прописан одним из пунктов следования вокзал в Дели. Не зная что делать, мы обратились за помощью к одному из пассажиров ехавших в поезде. И тут проявился добродушный и нрав индийцев. Этот совершенно незнакомый нам человек, сделал все что мог чтоб помочь нам. По его словам, поезд по-видимому был не наш, но до конца он не был в этом уверен. В конце концов указал нам на проводника одного из вагонов. Это был человек в костюме с ручкой в кармане пиджака, в Индии если у кого-то есть ручка в пиджаке, значит это ответственное лицо. Этот человек посмотрел билеты и сказал, что во видимому поезд не наш, эту информацию мы проверили еще у одного проводника и получили ту же информацию.

Итак, ситуация – время отправления поезда наше, путь наш, поезд видимо не наш. Время третий час дня, вылет из Дели следующее утро в 4.00 Опоздание на поезд очень нежелательно. Поезд тронулся, мы смотрели ему вслед, не очень понимая, что теперь. Мимо нас прошли два работника станции, которые минут двадцать назад уверяли нас что это наш поезд придет именно сюда. И тут на путь с другой стороны платформы подошёл поезд с нашим номером. Выдохнули, сели, поехали. Оказалось, что путь прибытия поезда был изменен. Информация по громкоговорителям видимо прошла, но мы не расслышали, а табло на платформе показывало поезда, отправлявшиеся в более позднее время. Вывод, на вокзале нужно быть внимательнее, и отслеживать расписание поезда желательно до момента его прибытия. Вагон был снова класса Sleeper, боковые места, день и шикарный вид из окна на Индию. Ехали часа четыре. На подъезде к Дели за окном появились неповторимые виды на Делийские трущобы.


К сожалению, я не смог в этот приезд найти время на то чтоб заскочить в эти районы города, но со стороны вид их удручает. Достаточно сказать, что земли в этих местах порой не видно совсем, ее заменяет мусор, по которому гуляют коровы, свиньи с выводком, тут же рядом сидят на рельсах люди, играют дети и нет конца лачугам где эти люди живут. Я думаю через некоторое время съездить в Мумбаи, и обязательно загляну в такие районы там. В Дели приехали еще по светлому. Решено было в аэропорт ехать максимально поздно, на аэроэкспрессе, а вечер провести на Мейн Базаре, оставив вещи в камере хранения (Clock Room). Взяли Моторикшу, до вокзала New Dalhi за 250 рупий кажется, по дороге увидели Ворота Индии, Президентский Дворец. Рикша пытался направить нас в турбюро на вокзале, говорил, что мы не сможем оставить вещи в камере хранения, мы сказали, что сами справимся и не обращая внимания на его предостережения двинулись к камере хранения на вокзале. Подойдя к вокзалу мы поняли, что рикша был не так уж неправ. Дело в том что по правилам вход в вокзал организован по билетам, но это не проблема, пройти можно, но и камера хранения принимает вещи только при наличии билета.

И тут нам снова повезло. Один из пассажиров на вокзале подсказал нам что мы можем оставить веще и камере хранения указав на бланке вместо данных билета, данные паспорта. Таким образом вещи сдали и налегке пошли на Базар. В день приезда был праздник Холи и базар был закрыт, этим же вечером он показал себя во всей красе. Множество лавок, скутеров, машин, людей и тд. Из всего что я видел, сравнить можно, пожалуй, с Гранд Базаром Стамбула. Всем советую привозить из Индии косметику, на базаре ее огромный выбор, кроме того одежда, сувениры и пр. Кроме того на базаре полно недорогих кафешек с приличной кухней.


 Часов после 10 вечера потихоньку направились на вокзал. Взяли вещи и посидели какое-то время на лавочке внутри вокзала. К вокзалам и поездам за эти дни мы уже привыкли и чувствовали себя там как рыба в воде. Затем поехали в аэропорт. Вход на станцию метро и к аэроэкспрессу находится с другой стороны вокзала New Dalhi, нужно перейти по мосту через пути. После входа в метро может возникнуть небольшая путаница, т.к. не сразу понятно куда идти. Заметив наше замешательство один Индиец, по своей инициативе, указал нам правильное направление и, тут снова проявился их удивительный характер, всю дорогу посматривал не отстали ли мы, он же указал нам на кассы продажи жетонов. Людей на перроне было совсем не много. Аэроэкспресс – копия гонконгского, только надписи на хинди. Внутри почему-то запрещено снимать. До аэропорта едет минут тридцать.

Вход в здание аэровокзала охраняется вооруженной охраной, вход по билетам. Какое-то время провели в аэропорту. Я люблю аэропорты, в них как-то по-особенному чувствуешь, что путешествие начинается или все еще продолжается, еще не закончилось.



Я не люблю улетать в Россию, потому что это означает конец этого очередного путешествия, а прощаться с этой очередной страной не хочется. Семь дней для Индии это непростительно мало, в этой стране так много городов, поездов, людей, но теперь уже в следующий раз. Одно могу сказать точно. Мы успели очень много, выполнили план на 90 %, хоть и не всегда просто это было. Но везде с нами была удача и позитив. К этой стране нужно быть готовым, я был готов на все 100. Да в Индии грязно и бедно и некоторые видят только это, другие же видят глубже, не обращая внимания на грязь и местами отсутствия света и горячей воды, они видят дух этой страны, дружелюбие ее жителей, глубокую историю и культуру. Я из числа вторых.

Теперь для тех, кто поленился читать все то что написано выше, практические советы и бюджет: 

Виза. Если вы живете недалеко от визового центра, то удобнее, и дешевле оформит визу в паспорт. Нужно учесть, что 2-х и более кратная виза, будет стоить дороже. Документов в визовом центре требуют минимум. Бронь билетов, один отель хотя бы на 1 день, паспорт и фото на белом фоне.
Гостиницы: тут кому как, можно бронировать, можно не бронировать. Я бронировал для экономии времени (Booking.com), если поискать на месте можно найти от 20 рупий за ночь.
Переезды по стране: Удобнее всего поезда и самолеты. Самолеты дорого. Поезда супер. Не верьте если кто-то пугает индийскими поездами, это как правило неправда. Мне понравились вагоны класса Sleeper (недорого, практически неотличимо от кондиционированного класса, просто больше шума от вентиляторов, зато намного дешевле) нам все переезды по стране обошлись 2890 рупий на двоих, из которых билет в 3 кондиционированный класс Дели - Варанаси стоил 2220 рупий.
Еда: тали рулит, большая тарелка с рисом и кучей соусов, вкусно недорого. Все остальное тоже вкусно. Ласси (кисломолочный продукт на розлив местного производства) не опасен, пил, в порядке.
Еда в поездах – смотря какая и как разносят. Мы избегали еды, приготовленной на улице в масле, меняют его редко, либо еды в поездах разносимой в открытой посуде.
Главное мыть руки, благо везде это можно сделать.
Prepaid Taxi: если не знают куда везти пусть все равно везут пока не найдут место, не выходить из машины.
Рикши: прежде чем ехать, нужно уточнить стоимость и обязательно на всех. Торговаться обязательно.
Покупки: На рынках торговаться, В магазинах это как правило не проходит.
Что привезти: косметика, джинсы, футболки.
Если что: Полицейский лучший друг, во всем поможет и денег не возьмёт. Вообще полицейские в Индии это принадлежность в довольно высокой касте, они пользуются большим уважением. Полиция всегда помогает туристам.
Номер полиции 100. Это понимают все, достаточно набрать его на экране телефона.

Что взять с собой
Что брали мы:
Сумка на тело, потайная, для денег и документов. Брали впервые. Крайне полезная вещь.
Ламинированную копию паспорта с визой – очень полезная вещь.
Фонарик, на случай отключения света – не пригодился.
Велосипедный ремень, с кодовым замком. Для вещей в поезде. Не пользовались, но спали в обнимку с вещами.
Замки для сумок, 2-3. Очень пригодились для камер хранения. Они там просят их на сумки навешивать.
Очень полезно сделать несколько небольших листков с названиями и адресами гостиниц, по несколько на каждую. Для рикш и тукеров. Адрес на английском они могут не разобрать, а бумажка поможет. Очень полезная вещь.
Распечатки маршрутов поездов, на которые куплены билеты и сами билеты экз. по три. Один в сумке один в руках, один можно передать кому ни будь если потребуется помощь.
Для вещей в поездки по ЮВА только рюкзаки. Обязательно один маленький, чтоб постоянно с собой.
Я в последнее время стал очень профессионально подходить к поездкам, раньше относился проще, а зря. Нужно быть готовым. Не лишне узнать побольше о болезнях, которые в регионе и в это время года можно подхватить, змеях и пр. Так в свое время я бегал по Камбодже во вьетнамках по траве в лесу, а если бы рядом оказался щитомордник или кто ни будь еще. Что тогда? Один укус и пока ребята. Это не перестраховка, нужно ознакомиться с обитателями мест куда едешь, чтоб знать в лицо, уметь определить вид.
В аптечке должны быть в том числе антибиотики, помимо но-шпы и сульгина.
Прививки:
мы ничего не делали. Не призываю кого ни будь поступать также. Думайте сами. Я исходил из того что имело смысл сделать прививки от гепатита A и B, но мы уже не успевали, да и шанс подхватить его небольшой, что касается малярии, в сухой сезон, эта проблема меньше, видов малярии много, вакцин нет. Есть профилактика, но она сажает печень. Мы не делали. Комаров в Варанаси у Ганги полно.
Безопасность:
Страна безопасна как ночной Гонконг. Но это не значит, что не надо быть бдительным. Воруют, но не грабят. Спокойно.
Разводы на улицах мы не встречали. Конечно, любой рикша запросит цену гораздо выше чем для местных, например, цена посадки в моторикшу для местного меньше 20 рупий с учетом первых 6-и километров и потом 4-6 рупий за километр. Для иностранца цена начинается с 200. Обязательно нужно договориться о стоимости до посадки, и обязательно уточнить что стоимость за всех пассажиров. Нам один рикша заломил уже в дороге 50$ за несколько километров пути. Мы платить не стали, дали ему 15 рупий и вышли на пол пути. В результате доехали с другим за 200 рупий, и прошлись по городу.

Алкоголь и наркотики. 
На крепкий алкоголь у меня в поездках табу, да и немного его в Индии, пиво предлагают, но дорого, примерно от 100 – 150 рупий за бутылку. Наркотики в этой стране доступны, но для меня это тоже табу.

Карты
Агра

Варанаси


Бюджет

Перелет Москва - Дели и обратно 296,15 EUR на человека. 592,3 EUR за двоих. Примерно 651,06 $
Виза 1950 руб. на чел. Где то 40 $. За двоих 80$
Сайт визового центра: https://indianvisaonline.gov.in
Много полезной информации на форуме Винского: http://forum.awd.ru
Поезда: 2220 рупий 35$
Гостиницы: Дели999 рупий, Варанаси 6300 рупий, Агра855 рупий. Всего 8154 рупий 127,23$
Prepaid Taxi: 450 рупий 7$
Рикши 900 рупий 14,15$
Аэроэкспресс 100 рупий. За двоих 200. 3,14 $
В день, еда и пр. 1000 рупий, 8000 рупий всего. 125,41$
Достопримечательности: Тадж-Махал 750 рупий 1500 за двоих, Агра форт 250 рупий, лодка в Варанаси 400 рупий, по мелочам 1000 рупий, всего 3150 рупий 49,38$
Итого: 1092,37$, примерно 57864 руб. на двоих.


14 июня 2015
3218    © 
Теги:
  • Комментарии к отчетам
Загрузка комментариев...