Поход за красотой

Так вышло, что уже несколько месяцев я живу на Закарпатье. В свободное от жизни время занимаюсь тем, что брожу по этому чудному краю, фотографирую его и рассказываю о нем. Я побывала в разных городах, селах, замках, на фестивалях и только в горах не была. Точнее, была, но один раз, и тот давно, хоть и правда.

Сентябрь и октябрь, пока стояла мягкая осень, мне, уральскому человеку, напоминающая лето, я никак не могла решиться на поход в горы, но вот повеяло зимой, и я поняла: пора проверить свою выносливость.
Сложность была в том, что это мой первый поход с ночевкой, тяжелым рюкзаком, крутыми подъемами и такими же спусками, еще и в незнакомой компании.

Компанию же я выбрала не простую, а состоящую преимущественно из профессиональных фотографов, цель которых – не только пробежаться по горам, а наснимать фотошедевров. У меня была собственная цель - подсмотреть у грамотных людей, как они ваяют свои нетленки, потому что, хоть я обошла Закарпатье с фотоаппаратом наперевес, снимать по-прежнему не умею, а если и выходит хороший кадр, то от меня это обычно не зависит, камера все делает сама с тех пор, как я поставила ее на режим автоматических настроек. Однажды, читая блог фотографа-пейзажиста,  увидела, среди прочих, метку «pentax». Такое знакомое слово, думаю, где я его слышала… Потом сообразила, что это марка моего фотоаппарата. Однако не так все безнадежно в моем случае. Хоть технической базы у меня нет никакой, я замечаю, что стала иначе воспринимать окружающий мир (через видоискатель, ага). Думаю, художники и фотографы понимают, что я имею в виду. Невыносимое желание поймать красоту и запечатать ее на пленку…

В машине, по дороге к месту старта, я задремала и пришла в себя от криков: «Стой! Тормози! Нет, не здесь, тут столбы! Быстрей, а то не успеем!» «Тихо! Уже останавливаюсь!» Это была реакция на восход солнца. Все накинулись на него с фотоаппаратами, ну, и я не отставала.

Попросила показать мне, что получилось у других – _огорчилась_ обрадовалась, что есть чему учиться и учиться. Однако за время своего фотобаловства я поняла, что лучший кадр – это неснятый кадр. Представьте картину: оранжево-желтое небо, вдали не то туман, не то просто утренняя дымка, в которой читаются силуэты деревенских домиков и вертикаль церкви, навстречу поднимающемуся солнцу движется разбитая телега с одиноким возницей, и красота такая, что передать в кадре ее можно, впитав не  глазами, а душой. Так мы проехали мимо, возможно, лучшего снимка из всех, что я могла бы сделать.

Наконец, прибыли. Я доукомплектовала свой рюкзак, взвалила его на спину – «ох ты ж!» Но ничего не поделаешь – Карпаты манят. Мы шли, и шли, и шли по слегка заснеженному лесу, местами продирались, рискуя лишить себя зрения, через заросли молодых тоненьких деревьев, которые мой брат – охотник называет «мордохлыстом» (тут-то я и поняла «этимологию» этого слова).

Долго ли – коротко, взобрались на хребет со смешным названием Пишконя. И тут я хочу процитировать саму себя, вспомнив слова, которые выстроились у меня в голове, когда я смотрела на любимый мною город, Будапешт, с одного из Будайских холмов:
«Красиво?» - был задан мне вопрос, но в тот момент у меня перехватило дыхание. Потом я вспомнила, что нужно что-то сказать, и, как обычно, полезла за словом в карман, но там оказались лишь несколько монет и фантик от конфеты.

Придя в себя, я выхватила фотоаппарат, посмотрела, в какую сторону целятся участники фотоэкспедиции, поняла, что в разные, и начала снимать все подряд. Время от времени слышала шутливые выкрики: «Куда налетели! Это запатентованный ракурс! Идите там снимайте!».

Не оставив ни одного незаснятого места, мы двинулись дальше, а пытка красотой продолжалась.

Потихоньку дошли до самой высокой вершины на нашем пути.

По дороге выследили зверя

Дни в ноябре короткие, пора было выбирать место ночевки.
Пока катились вниз по горному пастбищу – полонине, я напевала песенку из мультфильма: «Мы бедные овечки, никто нас не пасет». Встали вблизи вершины Барвинок.

Дальше – известно что: палатки, дрова, талая вода в котелке, картошка, анекдоты, глоток карпатского бальзама, спать.

«Кому надо – солнце встанет около семи», - сообщил организатор и «главный» фотограф. А кому надо, чтобы солнце встало? Само собой, тому, кто хочет фотографировать восход. Я не успела на восход, поэтому покажу закат.

Ночью слышала, как вокруг палатки кто-то ходил, шурша жухлой травой, фыркал и чихал. «Это волк, - похолодело у меня внутри, - сейчас он будет меня есть». А может, это чугайстер? Он же в Карпатах живет. Лучше уж так, он людей не трогает, просит только, чтобы с ним потанцевали. Утром узнала, что это ежики бегали. А топали-то что твои слоны!

Следующий день начался с забега на Барвинок без рюкзаков, а потом с рюкзаками до вершины Дарвайки. По пути увидели фундамент старой сыроварни с остатками оборудования. Карпатские пастухи в течение всего лета пасут скот, преимущественно, овец, на полонинах. Возвращаются домой только осенью. В былые времена скотину собирали со всех окрестных сел, численность стада могла доходить до нескольких тысяч голов. Надоенное молоко перерабатывали здесь же, в горах, делая из него овечий сыр – брынзу и вурду.

Дарвайка – последняя вершина на маршруте, пора спускаться в село.

Этот эпизод я бы назвала «Долгая дорога в Колочаву» (село, в которое требовалось выйти). Мы опять шли, и шли, и шли, теперь вниз, а вокруг темнело и темнело. Даже не знаю, что тяжелее: подъем или спуск? Везде свои сложности, однако. Дорога, думалось, никогда не кончится. Колочава сверкала огнями, как какой-нибудь Лас-Вегас, но приближаться не хотела. Дождевые потоки в предыдущие дни наделали на пути таких канав с липнущей к ботинкам глиной, что мы плелись, как побитые французы по России в 12-м году. В тот момент, когда меня ослепила фарами машина, я поняла, что мы, наконец, в селе.

В Колочаве нужно было найти жандармскую управу. Именно это я услышала. Подумала, что местные жители так по старинке называют милицию. У меня всегда было ощущение, что Закарпатье живет в своем времени и измерении, поэтому таким вещам я уже почти не удивляюсь. На деле же это оказалось названием гостиничного комплекса, расположившего, действительно, в здании бывшей жандармской управы. После небольшого застолья с остатками туристских харчей, квасом и чешским пивом «Ежик» (не «Ёжик»!) мы отправились восвояси. Мне, например, надо было в Ужгород.

Боюсь, что со мной случилось непоправимое. Приняв первую дозу карпатской красоты, я тут же попала в зависимость. Коплю силы на следующую дозу.

Отчет написан для участия в конкурсе на лучший рассказ о путешествии http://mirputeshestvii.ru/contest/