Путешествие длиною в жизнь

Говорят, сказок не бывает, не бывает принцев, проделавших длинный путь в поиске принцессы, они вместе не возвращаются в свой прекрасный дворец. Сказки – реальны, мы сами их создаём, когда следуем велению своего сердца.
Меня зовут Татьяна, я живу в г. Пятигорске, и долгое время я чувствовала, что мне чего-то не хватает, хотя казалось, что всё, что мне нужно – уже есть, это чувство изменила моя поездка.
В моём путешествии нет изысканных замков и необычных блюд, нет пятизвёздочных отелей и пышных карнавалов. В нём есть душа, отношение людей к окружающему миру. И, конечно же, любовь. Это рассказ об одном крохотном посёлке с одноимённым названием Архыз, что в переводе с карачаевского «ариу кыз» означает «красивая девушка».
С самого детства я полюбила горы, их величественную архитектуру, созданную природой, их могущество, силу и мощь, силу, которую чувствуешь в воздухе, которая проникает через тебя, открывая взору непроходимые, нетронутые леса, бурные ледяные реки и ручьи, изрезавшие ущелья и дающие жизнь каждому листочку на планете. Именно в такие места меня привело моё сердце.
В 2011 году, защитив диплом и взяв пятнадцатидневный отпуск на работе, я решила сделать себе подарок – провести эти дни в горах, побыть наедине с природой и набраться сил.
Незадолго до этого в дружеской компании моя подруга познакомила меня с молодым человеком Сергеем, который занимается сплавами по горным рекам и пять месяцев живёт в горах вместе с одной семейной парой. И, теперь, когда пришло время выбирать место отдыха, я приступила к сборам. Путешествовать в одиночку небезопасно, и мы с подругой начали собирать группу. Рассмотрев возможные варианты мест отдыха: Домбай, Чегем и Архыз, мы склонились к месту, в котором обе не побывали весной, летом и зимой – Архыз, и предложение Сергея в гости в посёлок с организацией отдыха оказалось весьма кстати, было легко забронировать номера в коттедже. Остаться на пару дней согласилась моя подруга Настя и наш общий хороший и добрый знакомый Кирилл, которому был просто необходим отдых от трудовых будней. Остальные решили ограничится однодневной поездкой.
Собрав группу и заказав ГАЗель мы приступили к заполнению сумок всем-всем-всем от сковородки до прищепок. А уж сколько мы набрали с собой еды, которая в результате пропала и не пригодилась, вспоминать смешно.
В предвкушении отдыха мы стояли на вокзале в восемь часов утра и ждали припозднившихся из группы. Всю дорогу мы играли в крокодила, что было весьма неудобно в сидячем положении, смеялись и вспоминали наши прошлые прогулки. Не доезжая до места назначения, водитель предложил нам посетить святое место, а именно – Образ Спаса Нерукотворного, или, как его называют в Архызе, Лик Христа на одной из скал. Подъём к нему был долгим, нам предстояло преодолеть высокую лестницу, чтоб увидеть чудо.!
Наконец, мы прибыли. Посёлок оказался таким крохотным, и, казался, забытым, несмотря на пёстрый рыночек сувениров, пару магазинов и деревянных кафе. Проехав ещё немного, встречая на пути покосившиеся от старости домики, мы оказались на нужной нам турбазе «Огонёк». Пошёл дождь, но настроения он нам не испортил. Я сразу услышала звук бурной реки, поздоровалась с ней и улыбнулась. Как и у большинства туристов, путешествующих без экскурсовода, началась суета. На моё удивление вся наша группа принялась судорожно искать место для обеда, резать овощи, нанизывать мясо на шампура и разводить костёр. Мне же хотелось скорее осмотреть окрестности, которые так манили меня по дороге своими тёмно-зелёными круглыми кронами деревьев и изумрудными пиками елей. Мои глаза горели как у ребёнка в Новый Год, когда он держит в руках ещё не раскрытый подарок.
Сергей встретил нас после своего сплава и помог решить трудности с размещением. Хотя мы и бронировали заранее места в уютном коттедже, мест там не оказалось и нам пришлось расположиться  рядом в домиках, построенных ещё  в ранне-советские времена для школьного лагеря. Открыв дверь в нашу комнату повеяло старостью и сыростью. Условия только для ночлега, сырые кровати, и, как выяснилось, целая туча мух, которые уже скоро отложили кучу яиц в наших продуктах. Не заметив эти маленькие белые противные яйца, моя подруга съела их вместе с кусочками шашлыка, оставшегося после обеда. К сожалению, шесть килограмм баранины, которую я мариновала часть ночи дома, протухли в ведре, то, как мы от него пытались избавиться – отдельная история.
Дождь не переставал, вся компания, кроме нас троих, отправилась гулять на ближайший водопад по указанному маршруту базы рафтинга, тогда как мы остались мыть шампура под ледяной горной водой рядом с перекошенным деревянным туалетом. Через часа два вся компания вернулась до нитки промокшая, а мы с подругой Настей сидели под стареньким навесом у нашей комнаты и наслаждались горячим травяным чаем из термоса в пластиковых стаканчиках, слушая шум бурной реки, вдыхая тени мокрого пихтача и запах намокшей земли. Мы чувствовали себя как настоящие туристы – любители тёплых шарфов, забавляющиеся смехотворной ситуацией наших «апартаментов», вспоминая прошлые поездки, где тоже имели место личинки мух и  рассуждая о будущем. Мы разговаривали тихо, так как Кирилл уже крепко спал, убаюканный шумом дождя и свежим воздухом.
Поделившись впечатлением о прогулке к водопаду (который вскоре станет мне родным и часто посещаемым местом) сев в ГАЗель, наша группа уехала, торопясь домой, чтоб снять мокрую одежду и согреться. По дороге путь им преградила сошедшая сель из-за дождя, так что добрались они не скоро.
Ближе к вечеру Сергей предложил нам присоединиться к группе туристов на экскурсию занимающую весь будущий день: нанять УАЗики и отправиться к символу Архыза – Софийским водопадам и ледникам. Конечно, мы с радостью согласились. Выезд намечался на семь утра, и мы поспешили хорошенько выспаться. Спать мы легли одетыми в тёплые вещи, так как в горах ночью холодно в любое время года. На сырых матрасах и подушках, одетых в истрёпанное от старости постельное бельё, проваленных кроватях и, только с одним полусухим одеялом, одолженным нам Сергеем, мы заснули только к утру, хохоча и играя в ассоциации и слова.
Как ни странно, мы встали чётко по звонку будильника. Взяв умывальные принадлежности, мы направились к уличному крану и, на пол пути, подняв головы, застыли, обворожённые окружением высоких гор, на которых задержались первые солнечные лучи и лёгкие перья редких облаков. Ощущение, что весь мир застыл вокруг нас на несколько мгновений, завороженные, мы стояли посередине базы с раскрытыми ртами. «Вы едете?» - обратились к нам туристы. «А, ну да» - сказали мы, очнувшись. Наскоро умывшись ледяной водой, мы получили заряд бодрости на целый день. Это утро навсегда осталось в моей памяти как охватывающее чудо, ощущение, что горы хранят покой и встречают каждого, кто сможет их разглядеть и почувствовать. У гор есть своя философия, если ты хочешь её постичь, нужно смотреть на них как на часть тебя самого и неотъемлемую часть окружающего мира.
Удаляясь всё глубже и глубже на УАЗиках в массив горного ландшафта, мы прилипли к окнам, рассматривая склоны и деревья, остающиеся позади. Через пол часа нас высадили на небольшой поляне. «А где водопад?» - спросила одна из туристов с собакой хаски по кличке Луна, у которой были разного цвета глаза. «Вам придётся не мало пройти, прежде чем попасть на него» - ответил водитель. И мы отправились по ущелью вверх, дорога оказалась не из лёгких, моросил дождь и камни, по которым мы поднимались, были скользкими. Мы прыгали через ручьи и пробирались через упавшие деревья, рассматривая чудной красоты цветы и заросли рододендрона, собирали по пути землянику, малину, ежевику, нам встречались и грибы, но не зная какие из них съедобные, не трогали. По пути мы встречали чистейшие родники, наклонившись, пили из них ледяную воду, чувствуя, как прохлада проходит по всему организму, охлаждая разгорячённое тело. Природа встретила нас хлебом и солью, приглашая нас в свои хоромы. Вскоре мелкий дождь прекратился, казалось, мы прошли уже так много, а оставалось не меньше половины, мы не следили за временем продолжали наслаждаться нашей дорогой, хотя многие уже не хотели ни куда идти и очень устали. Перед нами открылся ледник – настоящий ледник, из него струился тоненький ручеёк, по леднику можно было ходить и пролезть под него, подумать только – он даёт начало будущим рекам! Черпая силу природы мы двигались дальше, и, наконец, мы услышали шум водопадов, ускорив темп, мы взобрались повыше и увидели массивы воды, разбивающиеся о скалы и превращающиеся в пыль. Это были Софийские водопады. Подойдя к ним ближе, мы ощутили силу и вдохновение, предложение искупаться под целебными потоками воды прошло на ура, мужчины с визгом запрыгивали под струи воды и через секунды выбегали с ощущениями родившихся заново. Не удивляйтесь, ни кто не заболел! Устроив небольшой привал у подножья водопада и совершив пару медитаций мы повернули назад. Я попрощалась с водопадами, подарившими мне столько эмоций и леденящую прохладу, дотронувшись слегка до воды, не нарушая её поток. Глубоко вдохнув и отпустив тяжелые капли, пожелала вернуться снова.
Путь обратно показался гораздо короче, остановившись у кафе мы подкрепились национальным блюдом – хычинами, выпили горячего чая, и, сев по машинам довольные и приятно усталые направились обратно в посёлок. Оказалось, что экскурсия заняла у нас целых семь часов, мы даже не заметили, как пролетело время. Вернувшись, мы начали готовить ужин и обмениваться впечатлениями от прогулки. Кирилл снова уснул, могу сказать, что он проспал всё свободное от прогулок время, что очень удивляло других туристов.
Вечер мы провели у костра, познакомившись с людьми из дальних городов, которые каждый год приезжают именно в Архыз и остаются там дольше, чем планировали. Хочу добавить, что и Кирилл собирался уезжать на следующий день, но остался ещё на один, несмотря на необходимость присутствия на рабочем месте. Завтра у подруги День Рождения и мы планировали как мы его проведём. Мы все делились впечатлениями и слушали советы куда можно прогуляться и что интересного можно увидеть. Сергей и его друг Владимир с женой Натальей очень тепло нас приняли и отношения с самого начала были лёгкими и открытыми. Они много рассказывали о своей работе в Архызе, о рафтинге и приглашали попробовать этот экстремальный вид водного туризма. Хочу добавить, что то, как принимают гостей в туристических местах - становится залогом удачного и приятного отдыха и впечатления от места пребывания.
С самого утра мы бездельничали, кто-то жаловался на последствия физических нагрузок после вчерашних водопадов, кто-то ловил рыбу, просто читал на свежем воздухе… На сегодня был запланирован рафтинг – нам нетерпелось его опробовать, видя восхищённых туристов после сплава. Всё это было так ново и необычно, переодевание в водолазные костюмы, инструктаж в лодке на земле, это было так волнительно и отчасти забавно. Отработав все команды, мы научились грести синхронно, и были готовы спуститься на воду. В эту ледяную и бурную реку! «Вперёд!» - крикнул громким голосом инструктор Сергей и мы, крепко ухватив вёсла принялись грести что есть сил. Волны окатывали нас со всех сторон, рафт подпрыгивал и опускался, брызги и возгласы «Уооох!!!», казалось, пронзали воздух и разносились повсюду. Идя по воде нам открывались каменистые и заросшие кустарниками берега, склоняющиеся деревья, до листьев которых можно было дотронуться руками, повороты и островок посередине реки, все эти препятствия мы обогнули вместе под руководством капитана корабля. Мы ощущали себя единым целым и были восхищены, как мы вместе можем преодолевать трудности. Причалив, мы брызгались, купались в реке, и, конечно, грузили рафт на крышу. Для всех это был первый сплав и по дороге обратно в ГАЗели мы наперебой выкрикивали слова благодарности и пели песни. Это было маленьким путешествием, которое захотелось продолжить. Переодевались мы в ожидании фотографий, которые нам сделала Наталья, нам не терпелось посмотреть кто и как грёб, как нас накрывало волнами, самое смешное – это были наши лица, такую разнообразную и наполненную жизнью мимику не увидишь у себя ни где! Вдохновлённые сплавом, мы поблагодарили Владимира, Наталью и Сергея. Собрались прогуляляться по рыночку сувениров, посмотреть близлежащие окрестности и к вечеру начали приготовления к празднику. Вечер удался, костёр, шашлыки…было много молодёжи и нас наконец переселили в коттедж с условиями. Мы снова долго говорили и могу сказать, сблизились, ведь в обстановке покоя люди больше склонны открываться друг другу.
На утро Кирилл уехал, мы с Настей остались одни. На базе рафтинга всегда кипит работа и кому-то нужно было присмотреть за снаряжением и я с энтузиазмом согласилась, с радостью рассказывала туристам, желающим пойти на сплав что и как происходит, сколько занимает времени и так далее. Мне это понравилось, и я с вдохновением просидела там целый день. Вечером Сергей показал нам своё секретное место в беседке над рекой, мы оделись потеплее и, запасшись кальяном тихо сидели и каждый думал о чём-то своём, ощущая поток и бурление реки под ногами. Я влюбилась в это ощущение свободы и вечного движения, в запах костров и песни туристов.
На следующий день подруга уехала на море и я осталась наедине со своими мыслями. Целый день я провела на базе рафтинга в разговорах с туристами, я чувствовала, что должна быть здесь и это чувство меня слегка пугало. После работы Сергей предложил мне пойти в Тебердинский Заповедник на Казачий водопад   и мы отправились в путь. Садилось солнце и его мягкие лучи превращали лес в густой простор, по тропе слышались шорохи маленьких зверьков и пахло вечерними цветами, чувствовалось томное дыхание природы…вокруг не было ни души. Пройдя через массив пихт, мы оказались на лавинной поляне, на которой была масса поваленных и скатившихся деревьев, веток и всего, что оставили после себя тяжёлые слои снега. Оттуда открылся потрясающий вид вечерних гор, линии их изгибов казались невероятно чёткими, острыми и такими далёкими и мирно спящими. К водопаду мы пробирались по узкой тропе, заросшей по краям крапивой и малинником, мимо ореховых кустарников мы вышли к маленькому журчащему водопаду, срывающемуся с верхушки скалы и пробирающемуся сквозь камни и ветки. Он был таким же холодным, как и те ручьи по дороге к Софийским водопадам и такой же кристально чистый. По дороге обратно мы много разговаривали и даже делились нашими тайнами, достижениями и неудачами… Просидев на базе пол ночи мы отправились спать. Но я ещё долго сидела на балконе своего номера, который был над рекой, играла на варгане и присоединялась к окружающим меня чудесам, шуму реки, отдыхая душой и телом.
На утро я уже чувствовала, что не хочу уезжать, хотя оставалось ещё целых десять дней отдыха. Днём я проводила время на базе рафтинга и гуляла по заповеднику, общалась с туристами и узнавала так много нового о мире вокруг. К вечеру мы с Сергеем гуляли по неизвестным тропам, наслаждаясь лёгкостью, запахом хвои, звуками леса и новыми закатами, каждый из которых не был похож на другой… Он познакомил меня с местными жителями, пограничниками и строителями… Жизнь в посёлке очень своеобразна, как и культура, воспитание детей. С самых пелёнок, именно с пелёнок, дети учатся у родителей бизнесу туризма, как вести хозяйство и готовить национальные блюда, уже с четырёх лет они полностью заботятся о младших братьях и сестрах, помогают родителям. Они умеют уважать старших, они стоят друг за друга горой, они умеют любить. Архыз – маленький посёлок, в нём живут всего около 150 семей, они вместе – это редкость в наших больших городах. От посёлка веет добротой, теплом и уютом, не смотря на старость. Жители так же устают на работе и у них такие же семейные проблемы как и у всех, но они стараются не потерять душу, не потерять ту ценность близости и семьи. Каждый день можно услышать, как кричит священник, созывая всех на молитву, его голос проникает в каждый дом и наполняет силой. В один из дней возле базы проходил старичок и присел рядом со мной. Я предложила ему чай и он согласился, выпив чай он рассказывал много историй из своей жизни. Как он потом признался, он совсем не хотел пить, но ему было приятно само предложение. Поблагодарив, он обещал, что запомнит эту простую доброту. Меня это так тронуло, что когда мне бывает тяжело, я вспоминаю как люди ценят простые каждодневные поступки. Как и в многих посёлках – у жителей есть скот, коровы, бараны, куры и гуси… Иногда по ночам можно услышать вой койотов, но они не спускаются в посёлок, однако туристов это настораживает.
В Архызе много живописных мест и эта территория (765 кв.км )славится среди туристов именно своей нетронутостью цивилизацией и богатой природой.
В одно утро раздался звонок по телефону и меня срочно вызвали на работу. Быстро собравшись, я попрощалась со всеми, поблагодарила за тёплый приём, обещая вернуться, и поспешно уехала. Уходя, я чувствовала, что что-то теряю, что-то важное, важную часть меня. Я успела только попрощаться с рекой, пожелав ей никогда не иссякать. Сев в маршрутку, я смотрела на этот маленький мир, это маленькое государство… Я гнала от себя мысли грусти и настраивала себя на трудовые дни. Проехав километры, я обернулась, вдали были те самые горы, которые мы видели утром перед Софийскими водопадами, край того перевала, где находился Архыз. Я дотронулась ладонью да холодного стекла, тонкой нитью этот холод пробежал по всему телу и вернулся к плечам. Волна глухой боли, сменившейся острым лезвием, разливалась внутри, сердце то останавливалось, то отмеряло чёткий ритм, горечь захватила дыхание, стало так невыносимо, что пара слёз начала таять на моих щеках. Шум взревевшего мотора  и смех кого-то из попутчиков, сливавшиеся воедино горном, разбудили меня, и я медленно сняла руку со стекла.
Сжав ладонь, я ощутила тот же холод. Теперь я точно поняла, что Архыз – место моего сердца, что я полюбила. Не только Архыз. Я полюбила человека, который, отдаёт часть себя горам и реке. Эта любовь к горам была настолько общей для нас, что изменила течение моей жизни.
Проработав ещё месяц в своей должности, я уволилась, это было и тяжело и легко одновременно. То, что я стремилась к этой должности целых четыре года потерялось где-то далеко. Я собрала вещи и приехала в Архыз. Более безумных поступков я не совершала в жизни. Я не знала что я буду там делать и как.
Меня легко приняли в коллектив и мы стали работать вместе. На самом деле, многое произошло в ту осень. Мы создали крепкие отношения, а главное – доверительные. Местные жители стали мне как семья, как союз таких разных людей можно назвать чудом. Я полюбила. Теперь мы с Сергеем – молодая семейная пара. приезжаем в Архыз и зимой, празднуем Новый год и встречаем наших знакомых и дорогих туристов. Туристы устраивают целые концертные программы катаемся на коньках, лыжах, сноубордах. В 2012 году 1 мая мы вернулись в Архыз. Наши постоянные туристы организовывают парад каждый год Мы отработали там весь сезон до октября, я провела десятки экскурсий на тот самый Казачий водопад. Сколько родных туристов, сколько судеб и историй проходит через нашу душу – не передать словами. Не передать словами и всё тепло мира, к которому привело меня моё сердце. К нам приезжают друзья и дядя Гера учит нас кататься на лошадях Владимир и Наталья научили меня собирать грибы и я познакомилась с удивительной, мудрой  и сильной духом мамой Владимира. Если бы не это путешествие, я бы не узнала и богатого внутреннего мира хозяйки базы - Любы, которая ни раз выручала советом.
Проделав путешествие, я нашла своего принца (хотя мы жили на одной улице) и свой маленький замок – замок из величественных гор. В нашем замке всегда много гостей, и мы их с радостью ждём всегда. Мы дарим радость, новые впечатления и тепло. Наши друзья Владимир и Наталья ждут пополнения в семье, и их малыш проведёт своё первое лето в Архызе. Я их очень люблю и рада за них, за их счастье, и благодарна им за подаренные отношения.
Путешествуйте, влюбляйтесь и будьте рядом с близкими, следуйте велению своего сердца и нотам души, отправляйтесь в путешествия, даже если они кажутся вам самыми безумным. Будьте по настоящему счастливы и привозите с собой море впечатлений!
Для меня путешествие в Архыз только начинается – для меня это путешествие длиною в жизнь.
Я хочу, чтоб мой отчет учавствовал в конкурсе http://mirputeshestvii.ru/contest/