Путешествие по Вьетнаму плюс 4 дня Камбоджи

Социалистическая Республика Вьетнам - страна с древнейшей историей и культурой, имеет огромное количество ценных исторических памятников, разнообразный ландшафт и более трех тысяч км побережья богатого Южно-Китайского моря.

Период путешествия c 16.12.2013 по 07.01.2014
Перемещения: Москва – Ханой – Лао Кай – Сапа – Ханой – Хошимин – Камбоджа (Пном Пень – Сием Рип) – Хошимин – Муй Не (Фанхтьет) – Дананг – Хой Ан – Хайофон – Халонг – Нинь Бинь – Ханой – Москва.

Да вы можете подумать – Вот их поносило то по стране!:) Но мы остались очень довольны. Перемещались мы, когда как: самолетом, туристическим поездом, обычным поездом (разница есть и большая :)), автобусом или слипбасом и даже самолетом с пропеллерами!
Отдельно хочу рассказать про визу во Вьетнам. Если вы ничего не оформляете заранее, то по прилету вам ставят штамп в паспорт с разрешением находиться в стране 14 дней. Для граждан России это бесплатно, допустим Америкосы платят за въезд в страну 60 баксов, но это и понятно. Но 14 дней нас не устраивало мы прилетели на 21 день и мы просто запланировали выезд в другую страну (в Камбоджу), что бы продлить нахождение во Вьетнаме. Если оформлять визу в России через посольство, то там есть определенные трудности, в части того, что нужно сначала получить какое то приглашение, которое владельцы вьетнамских отелей не пришлют вам бесплатно и потом платить еще 30 американских президентов за визу на месяц. Мы отдали 25 долларов за визу в Камбоджу, что было лучшим решением. Причем Камбоджийцы дают визу на месяц. Камбоджа поразительная страна, но про нее позже :)
И так поехали….

Поездку во Вьетнам я запланировал, где то за полгода, за три месяца до вылета были куплены билеты. Долго не могли выбрать, чем лететь Аэрофлотом или Вьетнамскими авиалиниями, но вьетаирлайнс были на тот момент дешевле и мы купили билеты у них. Return ticket вышел 26к на одного человека. Вьетнамские авиалинии входят в десятку лучших авиакомпаний, нам очень понравилось, кормили хорошо и вкусно, особенно рыба. Так же на борту не запрещено пить, и мы в течение всего полета потихоньку пили виски, купленное в Duty Free.
В общем, рано утром 16 декабря 2013 мы сели в аэропорту Нойбай в Ханое, прошли паспортный контроль, тут я ощутил, что я в совке :) что бы пройти к багажу, нужно было пройти рамку, но народу было столько, что все забили и пошли мимо рамки, таможенники делали вид что они этого не видят, багаж ждали очень долго, около часа.
Вот знакомые рюкзаки показались на транспортной ленте, что вызвало у нас непередаваемый восторг :). В аэропорту мы сразу купили билеты на ночной поезд в Лао Кай, оставаться в Ханое мы не планировали. Ханой нас встретил плохой погодой и дождем. В этот день мы посмотрели Озеро Возвращенного меча, Храм Литературы Национальный университет и погуляли немного по туристическому кварталу.

Вечером того же дня мы должны были ехать в Лао Кай. Найти на вокзале, куда приезжал наш поезд, это вообще отдельная история. Благо мы пришли на вокзал Ga HaNoi заранее. На вокзале выяснилось, что там два вокзала Южный, это нормальный большой вокзал и Северный вокзал, раздолбанное здание не похожее на вокзал:). Нам нужно было на Северный вокзал, и мы пошли его искать, пришлось обойти вокзал с другой стороны по улице. Нашли вокзал но поезд до Лао Кая состоит из туристических вагонов, каждый вагон принадлежит разным тур. фирмам и найти свою турфирму что бы получить билет это тоже не простое занятие. Представители этих фирм приезжают на вокзал за полчаса до отправления поезда, и искать их раньше бессмысленно. Проще купить билеты в Лао Кай в Ханое и турфирма сама вас привезет к поезду, но будет дороже. Сначала мы одни сидели на этом вокзале, вокруг ни одной европейской морды, через здание вокзала местные жители проезжают на мопедах, было очень забавно все это наблюдать. За 15 минут до подачи поезда, стали появляться туристы, а потом их стало очень много. Наш вагон оказался вполне даже и нормальным!

Хочется отметить, что железнодорожная колея у них меньше чем у нас, а ночью поезд гнал так, что ему бы позавидовали даже Выхинские маршрутчики :), вагон шатался так, что дойти до туалета и не отбить себе плечи было невозможно. Рано утром мы приехали в Лао Кай, город стоит на границе с Китаем и разделен рекой.

Тут же налетели зазывалы на маршрутку за 5 долларов доехать до Сапы, и через 40 минут мы приехали в Сапу. Гостиницу нашли достаточно быстро, зимой там не сезон. Единственная проблема была в том, что там выпал снег и как говорили местные жители, что они за всю свою жизнь не видели в Сапе снега, только на вершине горы Фансипан, до которой 2 дня идти пешком. Соответственно в гостиницах у них не было отопления и в номера было холодно. Мы пообедали, взяли на прокат табуретки и поехали смотреть серебреный водопад в 12км от Сапы. По мере нашего подъема в горы становилось больше снега и холоднее. Местные жители, так как они не видели тут снега, сходили с ума, они останавливались на дороге и играли в снежки, некоторые лепили снежных баб и ставили их на капот машины :) Мы немного не доехали до водопада, так в из за слякоти горах образовалась пробка из грузовиков, машин, мопедов и баффало (буйволы). Резина их транспортных средств не была рассчитана на снег, и они все буксовали. Мы потусовались там немного и решили ехать назад, потому что табуретка пробуксовывала на снегу и можно было упасть на повороте. Вечером мы сходили в сауну погреться и на обратном пути закупились теплыми вещами и трекинговыми ботинками фирмы «The North Face» там, где то рядом находиться завод по их пошиву и там они стоят в 4-5 раз дешевле, чем в Москве. В обще The North Face очень популярен во Вьетнаме там все в нем ходят.

На следующий день мы пошли на экскурсию в близлежащие деревни Черных хмонгов и Зао, оделись мы довольно тепло, но оказалось зря, так как там потеплело до 15 градусов, снег за ночь растаял полностью и утром мы увидели Сапу такой, какая она должна быть. Нам попался очень общительный местный гид по имени «То», практически всю экскурсию он общался только с нами, рассказывая, про местные народности и их быт.

Мы должны были пройти 2 деревни, до первой нас сопровождали Черные хмонги, они немного говорят по английски, после того как мы дошли до второй деревни, нас пригласили на обед, мы дали хмонгам немного денег, и тут на нас налетели местные жители Красные зао и начали предлагать купить у них кошельки с вышевкой, какие то ленточки и подобное, единственно что они знаю там это фраза «Could you buy something for me», встали вокруг нас и повторяют одно и тоже, им говорит «Спасибо не нужно», но они были очень настойчивые, после 5 минут они видимо поняли что мы ничего не купим и на подходе появилась новая порция туристов они быстро растворились:). После обеда нас уже сопровождали Красные зао, мы дошли благополучно до автобуса и поехали в гостиницу.
На следующий день, мы взяли табуретки и поехали в близлежащую деревню Кат Кат сами без экскурсий. При входе в деревню табуретки попросили оставить на стоянке и дальше пешком. От предыдущих деревень она мало чем отличалась, там есть маленький водопад и небольшой пеший маршрут. Уже поднимаясь вверх к Сапе на табуретке, мы остановились около ресторана, с которого открывался просто сумасшедший вид.

Вечером мы вернулись в Лао Кай и на ночном поезде вернулись в Ханой. В Ханое рано утром, оставив рюкзаки, мы отправились дальше изучать Ханой, с погодой опять нам не повезло, было около 15 градусов, вечером у нас был самолет в Хошимин (название Сайгон мне больше нравиться!), билеты мы купили через интернет за пару дней до этого еще в Сапе. В Ханое мы сходили в мавзолей Хошимина, побывали в резиденции Хошимина, потом сходили в Запрещенный город, это музей, достаточно красивый, погуляли по Ханою.

Недалеко от Озера возвращённого меча есть место (25-27 Bà Triệu, Hoàn Kiếm), куда приезжают автобусы из аэропорта и от туда же уходят в аэропорт, такси до аэропорта по счетчику будет стоить 500000 донгов это 750 рублей, а на маршрутке билет стоит 40000 это 60 руб, маршрутки до аэропорта ходят раз в час. Курс рубля к донгу (1000 донгов = 1.57 рубля), но мы для перевода в рубли просто умножали на полтора и откидывали тысячи.
В Сайгон мы прилетели вечером, но температура в 28 градусов не могла не радовать, мы наконец то попали в лето:) на такси мы доехали до своей гостинице в туристическом квартале Сайгона и немного погуляли по округе, посидели в ресторанчике попили местного пива «Сайгон», очень кстати классное пиво и пошли спать.
На следующий день мы переехали в другую гостиницу по лучше, причем за те же деньги. Сразу хочу сказать что гостиниц в Сайгоне на Букинге очень мало, и если Букинг.ком говорит что мест нету, то по факту найти гостинцу можно и достаточно хорошую. В этот день мы поехали на экскурсию в Тоннели Кучи.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тоннели_Кути]Тоннели Кучи - система подземных тоннелей в пригородном районе Сайгона, использовавшихся Вьетконгом во время Вьетнамской войны. Сеть туннелей позволяла партизанам наносить скрытые удары по американским войскам. Тоннели, располагавшиеся на нескольких уровнях глубины, включали в себя тайные входы, жилые помещения, склады, госпитали. Общая длина составляла около 150 км.
Экскурсия была очень интересная, нам показывали, как маскировались входы в тоннели, какие применялись ловушки для американских солдат, мы даже спустились и прошли по ним метров 70, ощущения конечно не очень, неудобно, к тому же эти тоннели были расширены для европейцев, настоящие были на много меньше. В завершении экскурсии можно было пострелять из автомата Калашникова или винтовки М-16 боевыми патронами в специальном тире на улице. Один выстрел стоил 40000 донгов, я пострелял из М-16 (любители Counter Strike меня поймут :))  В конце показали черно-белый фильм про Вьетнамскую войну.
Следующий день мы поехали в дельту реки Меконг, плавали по островам, были на фабрике по производству кокосовых конфет, ручной работы. Были на крокодиловой ферме. Плавали на маленьких лодках по узким каналам в джунглях.

Вечером мы купили 4-х дневную экскурсию в Камбоджу, экскурсия стоила 200$ включая гида, транспорта, гостиницы и платы за вход в Королевский дворец Пном Пеня и Анкор Ват в Сием Рипе.
На следующий день, рано утром мы выехали в Камбоджу. Перед границей гид собрал наши паспорта и 25$ с каждого, виза стоит 20$ и 5$ гид берет себе за то, что он делает все за тебя. Вьетнамская граница это просто жесть, нас заставили выйти из автобуса с вещами, далее мы зашли на пропускной пункт, там куча народу все ждут паспорта, выходит местный таможенник и на вьетнамском начинает называть фамилии, ничего не понятно, паспорт можно узнать только по фотке. И вот через минут 40, начали выдавать паспорта нашей группы. Далее проходишь, контроль и на выходе садишься в автобус и едешь на Камбоджийскую границу (между ними пару километров). На Камбоджийской границе все иначе, 4 пропускных пункта, поставили штамп на месяц и сняли отпечатки всех пальцев, 10 минут и мы уже в автобусе поехали дальше. Ближе к вечеру мы приехали в Пном Пень, столицу Камбоджи. На выходе из автобуса нас уже ждал чувак на тук-туке и мы поехали в гостиницу. Когда мы ехали в гостиницу Пном Пень мне очень понравился, он как то выглядит просторнее, чем тот же Сайгон. Вечером мы наняли тук-тука за 12$ на целый вечер, сказали ему, что хотим посмотреть город и попробовать местную пиццу с травой (Happy-pizza). Мы покатались по местным достопримечательностям, на набережной попробовали happy-pizza, мы уже выпили много пива, поэтому от пиццы особо прихода не почувствовали.

На следующий день, утром мы приехали в Королевский дворец, где нас уже ждал местный гид. Архитектура Королевского дворца очень интересная и красивая, мы посетили несколько храмов, посмотрели тронный зал, павильон лунного света, серебреную пагоду, на территории дворца есть несколько ступ и даже есть миниатюрная композиция храма Анкор Ват. Королевский дворец нам очень понравился и хорошо, что с ним был гид, потому как без гида трудно заметить тонкости кхимерской архитектура и быта. Пном Пень красивый город, просторный, чистый, единственное, что вся туристическая жизнь собрана около набережной реки Тонлесап и жить нужно тоже ближе к набережной, а мы жили в центре и добираться до набережной можно было только на тук-туке.

Вечером того же дня мы поехали в Сием Рип. Хочется сразу сказать, что в Камбодже дороги очень плохие, камбоджийские хайвэи это двухполосная дорога, асфальт вполне нормальный, но там много мотоциклистов, которые едут медленно с тюками сена или еще какой нить фигни и поэтому автобус едет очень медленно, 320 км мы ехали 8 часов. Приехали уже было темно, нас встретили на тук-туке и отвезли в гостиницу.
Утром мы поехали смотреть комплекс храмов Анкор Ват и Анкор Том.
Анкор Ват (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ангкор-Ват) огромный индуистский храмовый комплекс посвящённый богу Вишну. Является одним из крупнейших из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II. В составе градостроительного комплекса Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Место очень красивое, туда обязательно нужно ехать с гидом

Перед Южными воротами в Анкор Том стоит мост через ров. Вдоль моста установлены фигуры девов(боги) и асур (демоны-полубоги), которые перетягивают семиглавого змея (Нага), они занимаются пахтаньем Молочного океана. Что символизирует единство и борьбу противоположностей. Это нас очень зацепило и мы досконально изучили википедию и потом вспоминали этих чуваков еще очень долго.

Вечером поехали на озеро Тонлесап, плавучие деревни очень стоит посмотреть, люди там живут прямо на воде, гид нам сказал, что там обитают и дельфины и крокодилы.

После Камбоджи мы поехали в кайтовский поселок Муйне, недалеко от Сайгона. Муйне  небольшой рыбацкий городок в Южном Вьетнаме. Сюда приезжают кайт-серферы и винд-серферы со всего мира, а так же много туристов из России. В Муйне всегда стабильная погода и стабильный ветер.
В Муйне есть много интересный вещей помимо спорта, Красные и белые дюны, рыбацкая деревушка, маяк Кега. Мы там пробыли 4 дня и честно это очень мало для Муйни, мы успели посмотреть красные дюны, сгонять на маяк Кега и покататься по окрестностям, обучение катания на кайте стоит около 400$, у нас уже не было столько денег и мы купили пилотажный кайт и пускали его на пляже.
Отдельно хочу рассказать, как мы съездили на маяк Кега, находится он в 45 км от Муйне, мы взяли табуретки в аренду и поехали на маяк, сначала доехали до Фанхтьета, а потом по дороге вдоль океана ехали до маяка. Дорога там очень красивая, пустынный берег океана, волны, ветер, периодически встречаются маленькие деревушки. Добрались до места, оказалось, что на маяк нет дороги туда можно только доплыть на лодке, к нам туту же подбежали местные организаторы поездок на маяк и стали предлагать нас туда довезти, заверяя, что они присмотрят за нашими мопедами. Выдали нам спасжилеты и повели на берег, где мы залезли во вьетнамскую рыбацкую круглую лодку-корзинку «тхунг чай» и повезли на веслах, причем весло там одно, волны там большие и я думал, что мы перевернемся, хорошо, что в 50 метрах от берега мы пересели на маленький катерок, который нас довез до маяка. Вид с Маяка потрясающий с одной стороны океан, с другой видна деревушка и как волны проходят вдоль берега, много рыбацких баркасов, в общем, очень красиво) Лучше запланировать поездку на маяк на целый день, потому что обратно мы возвращались практически уже по темноте, что было не очень хорошо.

Последний день в Муйне мы встали в 5 утра и к 6 утра были на серфовском споте, предварительно мы купили обучение серфингу за 100$, куда входило теория и 2 часа обучения и еще час катания, доски нам предоставила кайт-школа Африка, инструкторы там хорошие. После двух часов серфа сил не остается совсем, но мне все же удалось несколько раз встать на доску и прокатиться до берега, а остальное время ты борешься с волнами, с доской, пытаешься удержаться на доске и поймать волну, потом вовремя вскочить на доску, но оно того стоило. Вечером того же дня мы на поезде из Фанхтьета уехали в центральную часть Вьетнама – Дананг. Поезда конечно, просто нет слов, наш РЖД это просто бизнес класс по сравнению с их поездами)), но зато очень красивые виды из окна, едешь вдоль рисовых полей, где вьетнамцы возделывают рис. В Дананге мы взяли такси и поехали в маленький городок Хойан недалеко от Дананга. Дананг крупный город-курорт, но там только  большие отели и пляж, мы поехали в Хойан, потому что он на много красивее и лучше, и главное там очень мало русских туристов.

Хойан туристический город во Вьетнаме. Внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году как образец торгово-портового города Юго-Восточной Азии. Основная достопримечательность Хойана это большой количество портных. Одежду ручной работы здесь можно заказать по очень низким ценам. Я себе заказал китайский костюм из шелка как у Брюса Ли. Пошили мне его всего за день, и стоило мне это 60$.
Дальше мы на самолете перелетели из Дананга в Хайфон и от туда на такси (за 25$) доехали до Халонга.
Халонг бухта, которая насчитывает более 3000 островов, бухта является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Халонг переводится как «там, где дракон спустился в море».
В Халонге мы нашли гостиницу и купили в местной турфирме дневной тур в бухту Халонг. Турфирма очень хорошая и ее владелец (Тоан) нам все рассказал и организовал, тур нам вышел 50$ на человека, но так как зимой там не сезон, на корабле из туристов были только мы и еще гид. Сначала мы сидели на нижней палубе, где сидят туристы, а когда отплыли, гид нас позвал на верхнюю палубу прямо перед капитанской рубкой, они угощали нас местным чаем, у нас еще была бутылка виски. Место очень красивое, нами было сделано несчетное количество фотографий. Сначала мы посетили плавучую деревню, где взяли в прокат байдарку и плавали между островов заплывая в пещеры и попадали в закрытые заливы, потом у местных вьетнамцев купили рыбу, за 25$ и к обеду нам ее приготовили, было очень вкусно. Дальше мы посетили остров советского космонавта Германа Титова. В 1962 году Титов по приглашению президента Хо Ши Мина приехал во Вьетнам. Во время прогулки по заливу у Хо Ши Мина возникла идея переименовать остров, обозначенный на карте под номером 46, в остров Германа Титова в знак дружбы между СССР и Вьетнамом вид от туда очень красивый. Дальше мы поплыли на другой остров в пещеру Грот Дау Го, пещера впечатлила своими размерами и красотой, за счет разноцветной подсветки стен и потолков пещеры там очень красиво, при выходе из пещеры открывается отличный вид на залив, спускаясь к пирсу можно встретить маленьких обезьян которые выпрашивают еду.

Вечером наш гид Тоан, проводил нас к остановке слипбасов и мы поехали маленький городок Нинь Бинь, ехать от Халонга туда 5 часов. Около 12 ночи мы вышли в Нинь Бине. Утром следующего дня мы пошли искать нормальный отель, нашли хороший отель и там уже на целый день сняли авто с водителем, который нас повез в Тамкок (три пещеры) – лодочный тур среди скал и рисовых полей, проходящий, прямо через крупные пещеры в скалах. Все бы хорошо, но вьетнамцы, которые катают на этих лодках настойчиво, требуют чаевых.

Дальше мы поехали смотреть бывшую столицу Вьетнама – Хоалы.

На следующий день мы опять наняли водителя и поехали смотреть заповедник водно-болотных угодий Ван Лонг, очень похоже на Тамкок, только нет пещер, но место очень красивое. Последнее место нашего посещения в Нинь Бине был храмовый комплекс Ба Динь, сказать что он большой значит не сказать ничего, он очень большой. От место автобусной стоянке тебя везут к главным воротам на электрокаре, и дальше пешком потихоньку поднимаешься вверх, вдоль стен храма стоят 500 каменных статуй духовных практиков – архатов, две больших пагоды, внутри стоят огромные статуи Будды. Так же в верхней части храмового комплекса стоит статуя Будды весом более 100 тонн. Место завораживает своим размером и красотой, советую обязательно его посетить, если будите в Нинь Бине.

Вечером нам пришлось сесть в местный автобус и поехать в Ханой, так как все туристические автобусы проходили полные, сначала автобус был пустой и мы спокойно ехали, потом он стал наполняться, когда кончились места, они достали дощечки и стали их ставить в проходе, потом народ стал садиться около водителя, на полу, в общем, везде, когда мы проезжали полицейских они все пригибались и со стороны казалось, что автобус пустой.
В Ханое вечером мы погуляли по туристическому кварталы, купили манго, чая, подарков и на следующий день утром мы улетели обратно в Москву.
Вьетнам мне понравился, он конечно беднее Тайланда, но есть очень красивые места, люди там добрые, путешествуя с юга на север, видно как меняется климат, люди тоже меняются. На мой взгляд, на юге Вьетнама (Сайгон) люди лучше, чем на севере в столице. Что касается Камбоджи, то туда нужно ехать на пару недель, там очень классно, какое то вселенское  спокойствие на душе наступает :)