Сирия. Как я недоехал 30км до Дамаска.

Когда уже окончательно сформировались планы ехать в Ливан и были куплены билеты, я решил посмотреть отчеты путешественников об этой стране и вышло так, что многие кто писали про Ливан, также писали про Сирию. Углубившись в информацию про эти страны, я понял, что даже больше хочу посмотреть именно Сирию, а не Ливан. В Дамаск я хотел попасть еще с тех времен, когда первый раз прочитал "Тысяча и одна ночь", город Алеппо был одним из древнейших постоянно населенных городов мира и через него проходил "Великий шелковый путь", а древний город Пальмира вообще поражал воображение.
Но, к сожалению, политикам и религиозным фанатикам было наплевать на мои планы путешествий и идея попасть в Сирию оставалась просто идеей.

Шел второй день моего путешествия по Ливану. Я находился в городе Баальбек, в долине Бекаа - родине движения Хезболла. В Баальбеке я планировал остаться на одну ночь, но вечером в кафе познакомился с местным парнем - Али и это знакомство изменило мои планы на следующие два дня. В кафе Али познакомил меня с двумя сирийцами из Дамаска, которые сбежали оттуда, так как их дом был разрушен и ограблен повстанцами. Мы поговорили немного о ситуации в Сирии и тогда впервые я поинтересовался вопросом безопасности при проезде по Сирии. Они рассказали, что дорога до Дамаска контролируется правительственными войсками и многие районы города находятся в относительной безопасности (в том плане, что там нет регулярных боевых действий). Тогда впервые идея поездки в Дамаск начала приобретать свои конкретные очертания, но окончательно она сформировалась, когда мы ехали дегустировать вино в винном погребе Ксара (Ksara). Время уже близилось к вечеру, было много сомнений, но чем больше мы обсуждали идею, тем более реальной она казалась.

Около 16:00 мы уже были на стоянке такси в деревне Штура (Chtaura), где полно сирийских и ливанских таксистов, готовых отвести вас в Дамаск или до границы. Первоначальная идея была перейти сирийскую границу и проехать до куда получится. Сирийский таксист запросил 50 000 ливанских лир, что приблизительно равняется 33 долларам, за поездку до границы (включая ее пересечение) и обратно. От Штуры до ливанской границы примерно 20км, которые мы проехали минут за 30. На границе сразу встали в огромную очередь на выезд из Ливана. В очереди на паспортный контроль мы провели около получаса, ливанский пограничник, ничего не спросив, поставил штамп о выезде и мы поехали дальше.

1) Ливано-Сирийская граница

2)Сирийские автомобильные номера

После пересечения ливанской границы начинается буферная зона, по которой нужно проехать около 10км до сирийского пограничного поста.

При подъезде к сирийской границы у дороги я увидел знак Welcome to Syria и попросил остановиться, чтобы его сфотографировать, но он наотрез отказался, так как рядом со знаком стоял танк и несколько укрепленных позиций военных.
Непосредственно перед пограничным постом находится Duty Free, в этом месте я не ожидал его увидеть.

На сирийском паспортном контроле очереди почти не было. Пограничник взял мой паспорт и начал очень внимательно его разглядывать. Пролистал все страница туда и обратно несколько раз, и начал задавать мне вопросы на арабском. Я догадался, что он спрашивает откуда я, но остальные вопросы пришлось переводить через Али, который стоял рядом. Спросив, откуда я, куда и зачем еду, сколько пробуду в Сирии и еще какие-то вопросы, он встал и ушел с моим паспортом. Через 3-4 минуты он вернулся и позвал нас обоих в кабинет к начальнику.

В центре просторной комнаты стоял большой стол, над которым висел портрет Башара Асада. За столом сидел человек, лет 50-ти с очень яркой внешностью, чем-то напоминающий собирательный образ боевого российского полковника. Его яркие выразительные голубые глаза излучали уверенность и просто гипнотизировали. "Полковник" был одет в очень белую рубашку на которой красовались погоны с тремя большими звездами. Вся атмосфера в кабинете почему-то напомнила мне фильмы, где фигурировала советская милиция 20-х годов.

- Откуда вы приехали?
- Я из России.

Тот факт, что я гражданин России, никакого видимого положительного эффекта  на начальника не произвел (хотя, если бы я был из другой страны, меня бы может вообще не пустили).
Начальник устроил мне настоящий допрос, его интересовало абсолютно все, от названия и доменного имени моего сайта, до того, какой факультет и ВУЗ я закончил. Весь допрос проходил на арабском (подозреваю, что там никто не знал английский) и Али приходилось все это переводить.

- Почему вы разговариваете с Али на английском языке?
- Это единственный язык, который мы оба понимаем,- ответил Али, немного смутившись вопросу.

Очень долго меня спрашивали, зачем и куда я еду, на что я отвечал, что я обычный турист, который давно фанатеет от Сирии и хочет ее посмотреть. Спросил поедем ли мы в Дамаск, я сказал, что не уверен, но скорее всего да. Мне "хватило ума" спросить безопасно ли ехать до Дамаска, но Али решил не переводить этот вопрос. Начальника интересовало абсолютно все, он спросил чем я конкретно занимаюсь и мне  пришлось объяснять как я зарабатываю в подробностях, которых даже не знает моя жена. Все это время начальник не выпускал из рук мой паспорт и листал его туда-обратно.

- Почему у вас много штампов Мьянмы?
- Я живу в Таиланде рядом с бирманской границей и часто там бываю.
- У вас есть виза в Кению, вы там были?
- Да, я ездил в Кению для восхождения на Килиманджаро, - ответил я, доставая телефон, чтобы показать фотографии моих восхождений.

Я показал фотографию восхождения на Айленд Пик, но они все равно не поняли, что это не Килиманджаро, главное было показать, что я "типичный турист". "Полковник" размяк, посмотрел еще несколько фотографий и отдал мне телефон. Я старался держаться уверенно, иногда мне казалось, что моя уверенность переходит границы и превращается в самоуверенность, но в душе были некоторые волнения. Начальник поднял трубку, собираясь куда-то позвонить по мою душу (интересно куда?), но так и не набрав номер, положил трубку обратно. Еще через пару минут раздумий, суровый голубоглазый человек отдал мой паспорт своему помощнику и сказал, чтобы он нас оформил.

Все это время Али переводил наш разговор и ему самому устроили допрос, спросили где он живет, откуда меня знает, его зарегистрировали и сказали, что он будет отвечать за меня во время нашего нахождения в Сирии. Думаю без Али мне было бы очень тяжело (а может быть даже невозможно) попасть в Сирию.

Российские граждане могут получить визу в Сирию по прибытию, заплатив $20, что я и сделал в отделении банка прямо на паспортном контроле.

- Собираетесь ли поехать в Дамаск? - спросил офицер паспортной службы, который нас оформлял.
- Пока не знаю, возможно. А можно я сфотографирую это здание снаружи, только общий план?
- Категорически нельзя, - ожидаемо ответил пограничник и поставил мне в паспорт штамп о въезде в Сирию.

5) Сирийский штамп в паспорте (выездной штамп)

6) Пограничный контроль за этими кустами

Дальше на протяжении еще пары километров было 3 блок поста, где проверяли машину, вещи и документы. Водитель впереди идущей машины незаметно передал одному из проверяющих деньги, мне показалось это было за то, чтобы тот не стал ворошить огромную кучу сумок в багажнике...сразу вспомнилась казахская граница. Из вещей у меня была только фотокамера, которая вызвала большой интерес у одного из таможенников. Он долго ее изучал, пару минут пытался ее включить, потом еще две минуты искал как начать просматривать фотографии, в итоге после 5 минут детального изучения, я получил камеру обратно и мы наконец поехали дальше.

Фотографировать там особо было негде, да и это было бы слишком подозрительно, поэтому фотографий из Сирии практически нет.

7) Едем по сирийской территории

Через каждые пару километров вдоль шоссе стоят танки на укрепленных позициях, их фотографировать я конечно не рискнул, военные все были напряженные и я думаю для них, в настоящее время, проще сначала стрелять, а потом разбираться.

Мы углубились на территорию Сирии километров на 15-ть и доехали до большой развилки, до Дамаска оставалось около 30км. Водитель спросил, поедем ли мы в Дамаск, для этого надо было накинуть еще 50 тыс. ливанских лир. По его словам дорога бы заняла почти 2 часа из-за большого количества блокпостов. Ехать в Дамаск очень хотелось, но на часах был уже седьмой час, а оставаться в Дамаске не было возможности (Али наотрез отказался это делать), мы, к сожалению или к счастью, решили развернуться и поехать назад в Ливан.

По-пути, еще на сирийской территории, мы остановились, чтобы поесть местной шаурмы у радушного хозяина.

10) Фалафель в виде сердечек

При выезде на сирийском паспортном контроле увидел блондинку, которая подъехала с молодым человеком на дорогой машине с сирийскими номерами. Ее вид никак не ассоциировался у меня с женщиной из Сирии, она была больше похожа на модницу из Москвы по манерам, макияжу и одежде.

Сирийскую границу перешли быстро, а вот на подъезде к ливанской попали в огромную пробку. Очень много машин с беженцами едет из Сирии в Ливан. Поток не прекращается ни днем ни ночью (мне сказали, граница работает круглосуточно). Машины встречаются разные, дорогие иномарки, российские 10-ки и Нивы и другие. Была даже одна машина-такси из Дамаска. Вид этой такси еще больше убедил меня в безопасности дороги до Дамаска. Пока стояли в пробке, по встречной полосе в сторону Ливана проехал кортеж с мигалками, по слухам - это был лидер движения Хезболла - Хассан Насралла. Его точного местонахождения никто не знает, так как Израиль давно за ним охотится, а солдаты Хезболлы принимают активное участие в боевых действиях в Сирии на стороне правительственных войск.

11) Ливано-Сирийская граница, обратите внимание на белую машину в пробке.

После часа в пробке мы не продвинулись даже на половину и решили идти пешком, а на другой стороне границы найти другую машину. На паспортном контроле в Ливане была огромная давка и если бы не дядя Али, который там работает, страшно представить как бы мы могли пройти границу. Он забрал наши паспорта и ушел, а через 5 минут вернулся уже со штампами о въезде в Ливан. После этого он еще угостил нас кофе и заплатил за такси до городка Захле (Zahle). Вот оно, настоящее восточное гостеприимство. В Баальбек мы вернулись уже ближе к полуночи.

Так закончилось наша спонтанная поездка в Сирию. С нами ничего не случилось и мы вернулись назад в безопасности, но я думаю, что сейчас не лучшее время для посещения Сирии. Надеюсь скоро наступит спокойствие на этой земле и туда снова смогут ездить туристы, потому что там можно увидеть и почувствовать настоящий ближний восток.